Help yourself Часть 11

     До отпуска оставалось меньше недели, и, хотя лето близилось к концу, Тамара надеялась, что успеет еще погреться на солнышке и позагорать хотя бы несколько дней. Подруга пригласила ее на свою подмосковную дачу, в красках описав все преимущества такого отдыха. Во-первых, ехать не далеко и удобно – никаких тебе самолетов и плацкартов, опять же – экономия; во-вторых, они так редко видятся, что грех не воспользоваться случаем, когда отпуска совпадают; в-третьих, никакого режима – ешь-пей что и когда вздумается, не надо ломать голову над тем, что надеть – шорты с майкой и вперед. Телевизор на случай дождя имеется, в магазине все необходимое в наличии (да и много ли им надо? – кофе, чай, молоко, хлеб), овощи-фрукты на участке созревают – только собирай! Словом, от такого предложения не отказываются. И последние несколько вечеров Тамара собирала дорожную сумку, составляла список мелочей, без которых, как ей казалось, она не обойдется.
     За два часа до окончания рабочего дня, проводив очередную клиентку, Тамара решила дополнить свой список необходимых на отдыхе вещей, но сначала заглянула в расписание и очень удивилась, что на оба последних часа к ней записана одна и та же женщина. «Странно, может быть, однофамилица? – размышляла про себя. – Хотя, вряд ли – не Иванова или Петрова. Фамилия редкая, таких совпадений не бывает».
- Ну что ж, посмотрим, - проговорила уже вслух. – Ждать недолго.
В ту же минуту в дверь постучали.
- Войдите.
- Добрый вечер, - в кабинет вошла женщина лет сорока пяти, уверенным шагом подошла к столу.
- Добрый вечер, присаживайтесь.
- Меня зовут Регина. Сразу хочу предупредить и извиниться – мне стоило больших усилий уговорить вашу секретаршу записать меня на оба последних часа. Я понимаю, что это не положено, но я боялась, что мне не хватит времени, и Вам может не хватить – Вы не думайте, я не сомневаюсь, что Вы хороший профессионал! – просто я боялась, что мы не успеем разобраться в ситуации и прервемся на полуслове.
 - Постараемся разобраться, - как можно более мягко сказала Тамара. – Да Вы садитесь.
Женщина продолжала стоять, словно не слыша приглашения.   
 - У вас бывает иногда ощущение, что музыка к фильму лучше, чем сам фильм? Или, что игра актеров откровенно «спасает» сценарий? Ну, или, это более точно,  что соус к блюду вкуснее, пикантнее, что ли, чем само блюдо? Он украсил его, сделал острее, интереснее, необычнее, может быть, даже непривычнее, но все равно ты понимаешь, что это блюдо без этого соуса – пресное, скучное… Так и моя жизнь без «соуса» была такой преснятиной, что хоть на луну вой.
Регина, наконец, села и, как показалось Тамаре, облегченно вздохнула.
 - Я Вас внимательно слушаю, - Тамара подвинула свое кресло ближе к столу.   
 - Я сегодня видела сон…. Маринка Соколова, моя одноклассница… в школе до восьмого класса мы вместе учились, маленькая такая была – последняя на физкультуре стояла… Косички то-о-ненькие, а  банты огромные!.. Так вот, вижу я ее во сне – как будто она взрослая, молодая, красивая, даже эффектная, и как будто мы с ней вместе работаем… И она похвасталась мне, что встречается… с ним. Она не знала, что мы… что я… с ним встречаюсь… И с таким счастливым выражением лица рассказывала во всех подробностях!..

   Женщина явно очень волновалась, говорила сбивчиво, будто с трудом подбирала слова.
 - Представляете –столько лет прошло! – а я во сне приревновала, расплакалась… Проснулась, лицо в слезах, хотела тут же ему позвонить, и вдруг поняла, что не могу вспомнить номер его телефона…Мы ведь всегда созванивались только по городскому номеру…ну, для конспирации… Пытаюсь вспомнить, всякие комбинации цифр в уме перебираю… и в этот момент чувствую, вот просто реально ощущаю, что только сейчас полностью освободилась от него...
   Тамара, действительно, слушала клиентку очень внимательно, пытаясь вникнуть в суть ее рассказа. Впрочем, как и всегда. Но в этот раз ей никак не удавалось разгадать, с какой же проблемой та пришла. «Скорее всего, опять любовная история», - предположила.
 - А с ним вообще все очень странно получилось, с Костиком, - продолжала Регина, сразу вдруг оживившись: в глазах появился блеск, голос зазвучал теплее.  -  Он иногда приходил в гости к нашим соседям, семейной паре – Диме и Тане. Я дружила с Татьяной, а он был другом ее мужа. Там мы и познакомились. Несколько раз сидели вместе за столом, чай-кофе пили, болтали. Но я никак на него не реагировала – он был совершенно не в моем вкусе… И однажды я вижу сон…Как будто он меня обнимает. Нежно. Крепко, но очень нежно… Я влюбилась в него во сне… И я влюбилась в него наяву… 
 -  Вы решили, что я смогу расшифровать Ваши сны? – с удивлением и легкой улыбкой спросила Тамара. -  Но я не гадалка, не медиум, и уж точно не стану таковой себя изображать, дабы поддержать профессиональный имидж. У меня, как Вы видите, даже антураж не соответствует такому статусу – ни стеклянных шаров, ни свечей, ни черной кошки…
  Регина молчала. Казалось, она полностью погрузилась в воспоминания.
- Что-то сегодня все ко мне со снами, - улыбнулась Тамара и решила, что Регину надо немного отвлечь от грустных мыслей и разрядить обстановку. – Хотите, повеселю? Утром, еще восьми не было, звонит в дверь соседка, Ангелина. Милая такая дама, немного странная, правда: то оденется, как леди, то выглядит бомжихой, а то и вовсе, как говорят, – сзади пионерка, а спереди пенсионерка. Она приходила ко мне в клинику, и случайно выяснилось, что живем мы в одном доме, только в разных подъездах. Она недавно туда переехала – сын разменял квартиру. Жаловалась, что, мол, я старая уже, на пенсии, а он решил «на свободе пожить». Я, как могла, пыталась ее успокоить, объяснить что-то, но за целый час беседы сделать это не удалось. А она, воспользовавшись нашим соседством, стала регулярно забегать ко мне со всякими своими проблемами, чтобы, как она говорит, «выслушать совет профессионала». Так вот, рассказывает Ангелина свой  сон. Как будто пришел к ней в гости ее бывший бойфренд – так она его величала – Антон Петрович. Ему, кстати, по ее словам, лет семьдесят! Сел в кресло, развалился с комфортом, рассказывает подробно про здоровье, про дела свои: что-где-почем купил, что приготовил на обед, что по телевизору интересного увидел. Обычный, как я называю, «пенсионерский», разговор. Вдруг совершенно неожиданно приехал из другого города новый, виртуальный знакомый Ангелины - Анатолий. Потомственный врач, ученый, интеллигент, не знаю – в десятом поколении, красавец! Она, по моему совету -  не замыкаться и не   зацикливаться на одиночестве, зарегистрировалась на сайте знакомств «Кому за 60».  Там они и познакомились.  Долго переписывались, но встречаться даже не планировали. Собственно, ее вполне устраивало такое общение. Их интересы во многом совпадали – им нравились одни и те же фильмы, они слушали одну и ту же музыку. Он много рассказывал Ангелине о своей работе (несмотря на свои 80, он еще работал, и уходить не собирался!), о своих командировках за границу, о путешествиях с детьми и внуками. А Ангелина, со свойственной ей эмоциональностью, восхищалась, удивлялась, радовалась и просила новых увлекательных историй из его жизни. А рассказчик он был великолепный! Ангелина как-то говорила мне, что настолько погрузилась в его жизнь, что как будто прожила ее вместе с ним. Сама она тоже, конечно, могла рассказать много интересного – ярких встреч было предостаточно, но почему-то ей казалось, что ее жизнь не вызовет интереса ни у кого.
  Тамара встала, подошла к окну.
- Не возражаете, я открою? Вечер такой теплый!
- Нет, конечно! - ответила Регина и вопросительно посмотрела на Тамару. – И что дальше? – спросила с видимым интересом.
- А дальше во сне было так. Анатолий привез в подарок Ангелине швейную машинку, чтобы было чем заняться по вечерам. Машинка – допотопная, наверное, ему ровесница, знаете, были такие в деревянных корпусах? Тяжеленная! Раритет, одним словом. Поставил на стол, а сам прилег на диван. Ангелина засуетилась: «Может быть, давление измерить? Или чаю заварить?». Но гость отказался и сказал, что просто устал с дороги. А любовник бывший напротив сидит, разглядывает гостя незваного, пристально так смотрит. Вдруг резко встал - собрался уходить, «заревновал», сказала Ангелина. Подошел к лежащему Анатолию, а тот улыбается, широко так, дружелюбно. Антон наклонился над его лицом и говорит: «Какие у вас протезы качественные!» И ушел…
«Какой сон!!! – с восторгом и, в то же время, с каким-то отчаянием в голосе произнесла Ангелина. И тут же, со вздохом и потухшим взглядом – «Какой сон…А рассказать некому»...
  Регина расхохоталась.
- Да уж, вот это сон!
Тамара поняла, что цель достигнута – пациентка расслабилась, и можно вернуться к разговору.
 - Ну что, продолжим?
 Регина кивнула.
  - Есть нюанс: «хочу» и «хотелось бы». Чувствуете разницу? И между «нельзя» и «не надо»– тут тоньше… Когда мы познакомились с Костей, мне было 35, дочери 17, - Регина будто разговаривала сама с собой.  - Не сложно высчитать, что родила я ее в 18 лет. Замуж выходила уже беременная. Муж на 5 лет старше меня… Он получил образование. К сорока годам стал богат, успешен, известен и уважаем в определенных кругах… Наверное, любил меня… Сейчас я, правда, уже не уверена в этом – скорее всего, надо было соответствовать статусу.. Ни в чем не отказывал, хотя я на многое и не претендовала… Вся жизнь была расписана по дням, по часам – ничего неожиданного и не запланированного - все 17 лет! Я четко соблюдала навязанное мне расписание: когда завтрак, обед, ужин, стирка, прием гостей, отпуск, походы к врачам – стоматолог, гинеколог, кардиолог (он же заботился о своем и моем здоровье). Когда шопинг, когда секс… А я ненавижу расписание! Я в детстве даже из пионерского лагеря из-за этого сбежала – подъем по звуку горна, в 9 линейка, в 9.30 завтрак, в 2 тихий час – ужас!.. А я что? – институт так и не закончила, дочь воспитывала, хозяйством занималась – никого чужого в своем доме не хотела видеть, от всех помощниц отказывалась. И за все эти 17 лет он никогда вроде и не показывал, что я на его фоне – никто...

    Тамара не решалась прервать рассказ Регины, хотя давно начала беспокоиться, что двух часов им может и не хватить. Она пристально рассматривала женщину, и ей вдруг показалось, что где-то они встречались - слишком запоминающаяся была у нее внешность. Длинные, кудрявые, медного окраса волосы, явно не крашеные, четкие, тонкие черты лица, зеленоватые глаза, пушистые черные ресницы, красиво изогнутые брови, гладкая, матового оттенка кожа. Фигура тоже была многим на зависть. Тамара даже засомневалась относительно ее возраста – сколько ей может сейчас быть? Весь ее облик был настолько гармоничен, что Тамара, залюбовавшись, отвлеклась и что-то пропустила в ее рассказе. И чем дольше она смотрела на Регину, тем мучительнее пыталась припомнить – где и при каких обстоятельствах она могла ее видеть…
 - У Вас когда-нибудь были собаки?
 - Что? – не поняла Тамара.
 - Я говорю, у Вас когда-нибудь собаки были?
 - Были. Овчарка была. А почему такой странный вопрос?
 - Не странный. Сейчас Вы все поймете. Все началось с Людвига. Это мой сенбернар. Помните, фильм такой был – «Бетховен»? Не про композитора, про собаку. После его выхода еще много лет эта порода  была очень популярна. Щенки были страшно дорогие, но дочь захотела, и муж тотчас же купил. Ему нравилось исполнять ее желания, даже самые нелепые. Ей было уже 16, но она не перестала капризничать, и с каждым днем ее требования только росли. Но, как Вы сами понимаете, собака была для нее только очередной игрушкой. А все хлопоты и заботы о ней, вернее, о нем, о Людвиге, вся ответственность легли на меня.
    В этот момент у Регины зазвонил телефон. Тамара сначала даже не поняла, откуда вдруг раздалась эта музыка – вместо звонка звучала песня Ride on Time группы Black Box, одна из ее любимых. 
 - Простите, я сейчас его отключу, - смутилась Регина.

   «Точно! Людвиг! Вспомнила!» – почти обрадовалась Тамара.
    Лет пятнадцать назад подруга Света пригласила ее в ресторан, где у той работал муж. Они разместились за столиком в самом укромном уголке, который практически не просматривался из зала.
 - Юрик, - окликнула Светка пробегавшего мимо официанта. – Нам, пожалуйста, бутылочку шампанского, фруктиков там разных, а потом кофе и мороженое – мне фисташковое, Ольке шоколадное. Только шампусик прям сразу-сразу!
 - Будет сделано, - подмигнул Юрик и умчался.
 - Ты что, всех тут знаешь? – удивилась Ольга (Тамарой она стала через много лет).
 - Да почти каждый день сюда хожу. Стерегу своего, - засмеялась. – Знаешь, какие есть тетки липучие!  Деньги у мужика есть, сам, видишь, какой красавец стоит! На клавишах играет, поет! Экзотика! Так что - глаз да глаз!.. Ух!! Всем бы волосы повыдирала! – добавила, погрозив невидимым соперницам кулаком.  - Так и хожу за ним по всей Москве – он места-то часто меняет. Я уж, наверное, всех официантов столицы по именам знаю.
    Тем временем Юрик принес шампанское в ведерке со льдом и вазу с фруктами.
 - Ну, что, подруга, давай за любовь! – опять засмеялась Светка (а смеялась она постоянно - заливисто, звонко, как колокольчик!) и подняла фужер.

   За разговором время пролетело незаметно, шампанское было выпито, мороженое  съедено. Посетители постепенно расходились, так как ресторан скоро закрывался.
   Вдруг в зале возникло какое-то оживление. Послышались громкие голоса, смех, забегали официанты.
 - Смотри-ка, ночные гости пожаловали, значит, муженек денег заработает!- сказала, заглядывая в зал, Светка. – Сейчас узнаем, кто сегодня башляет. Юрик! Можно тебя?
Официант в ту же секунду возник у их столика, как будто ждал, что его позовут.
 - Юрочка, нам еще кофе, пожалуйста. И скажи, что за люди там такие веселые? Кто такая красивая с рыжими роскошными волосами и с букетом? – Светка явно напряглась.
 - Это жена одного бизнесмена, у нее сегодня день рождения. Столики заказали на восемь, а пришли в полночь, чудики. Так и прокиснуть все может.
  - Ну, водка-то не прокиснет! – Светка нервно хихикнула и закурила. – А муж - кто из них?
 - Так он работает, - усмехнулся официант.  – Вместо мужа хахаль ее – видишь, вон тот чувачок черноволосый, высокий в светлом костюме рядом с ней.
 - Да ты что-о!! Хороший выбор, - Светка расслабилась и засмеялась. – Так он вроде моложе? И тоже, кажется, не бедный.
 - Ну, насчет возраста не скажу, а то, что не бедный – точно. Те два амбала, что у входа сидят – его охрана, - с явной гордостью за свою осведомленность и причастность к происходящему произнес Юрик.

   Компания из десяти человек наконец уселась за большой стол и на какое-то время затихла.
 - Проголодались, - ехидно прокомментировала Светка. – Смотри, как на икорку-то  с водочкой налегают.
Через некоторое время разговоры  и смех стали громче, кто-то направился к сцене, видимо, чтобы заказать песню для новорожденной. Музыканты тут же поднялись и заняли свои места.
 - Ну, понеслось! - Светка заерзала на стуле. – Интересно, какой репертуарчик сегодня будет? Я часто сама с собой в такую угадайку играю: смотрю, что за компания и пытаюсь угадать, какую музыку будут заказывать. Редко ошибаюсь – натренировалась за все годы совместной жизни с музыкантом.
   В этот раз музыкальные предпочтения были самые разные – от Александра Вертинского, Аркадия Северного, Юрия Лозы, «Машины времени» и, конечно же, Аллы Пугачевой до Beatles, ABBA, и даже Chick Korea. Однако, танцевали все и под любую песню. Но виновница торжества и ее кавалер выходили только на медленные танцы.
 - Нет, ну, ты посмотри – как будто вокруг никого нет! – возмущалась Светка. – Обнимаются, целуются! Не боятся, что мужу донесут! Да-а, любовь, наверное…
   А Ольга смотрела на них с откровенным восхищением. Эта пара была, действительно, хороша и выделялась из общей компании: она -  стройная, в палевого цвета брючном костюме, выгодно подчеркивающем ее загар, он – на голову выше партнерши, крепкого телосложения. И танцевали они так, как будто репетировали не один год – настолько слаженными, отточенными и, в то же время, естественными были их движения…

 - Куда это охрана-то исчезла? - вдруг спросила Светлана. – Надоело, наверное, смотреть на хозяйское сю-сю-му-сю.
  В этот момент в зал  - даже не вбежала, а влетела, ворвалась! – собака. Невероятных размеров и невероятной красоты: на длинной белой шерсти черные и рыжие пятна, крупная голова, висящие  уши, пушистый хвост. Бросилась к бизнесменовой жене, поставила лапы ей на плечи и, чуть не свалив с ног, принялась облизывать лицо. Вслед за собакой вбежала девушка с криком: «Людвиг, стоять! Фу!». Но пес не реагировал на команды и продолжал активно целовать даму в брючном костюме. Та, как могла, уворачивалась от слюнявой морды, но безуспешно. Отвлекла псину только неожиданно громко зазвучавшая музыка - Людвиг замер, опустившись на все четыре лапы.
 
    Гости, вначале оторопев, но, желая, несмотря ни на что, продолжить веселье, вышли в центр зала, встали в круг и стали изображать что-то вроде хоровода, в центре которого стояла смущенная, обалдевшая от собачьих ласк, растрепанная новорожденная. А собака, проникшись, видимо, общим настроением, начала носиться по залу, прыгая, сшибая на бегу стулья, сдвигая столы, стаскивая скатерти и разбивая посуду, а, заодно, хватая и заглатывая всё то съедобное, что упало на пол. Пес бегал по кругу, крутился на месте, застывал на мгновение и снова продолжал безумную гонку.
 - Да-а, вот это зрелище! Никогда такого не видела! – зашептала Светка. – Видела, как дерутся до крови, стульями по башке лупят, даже как стреляют видела, но такого!!!...
  Девушка, появившаяся с собакой, оказалась дочерью именинницы – это пояснил Свете Юрик. Дочка тоже была в светлом брючном костюме, такая же рыжеволосая и стройная. Рядом с матерью она выглядела ее подругой, а, скорее, сестрой. Помелькав какое-то время среди танцующих, она вскоре исчезла. 
 - Свет, скоро этот шабаш закончится? – спросила Ольга, изрядно уставшая от впечатлений.
 - Как гости разойдутся. Но, судя по всему, не скоро – видишь, хозяйка праздника подошла к сцене, чтобы очередную песнюшку заказать. Что на этот раз?.. Да ты не волнуйся, мы тебя на машине подбросим до дома.

   Зазвучала музыка – какая-то пронзительная, надрывная, отчаянная, буквально выворачивающая душу. В центр зала вышла, с трудом передвигаясь (как показалось Ольге), именинница, постояла несколько секунд, глядя в пол перед собой и начала танцевать… Нет, это не было танцем -  это была страсть, отчаяние, боль, переданные в движениях. Это был балет в лучшем своем проявлении – пластический театр, пантомима, где каждое движение головы, рук, ног, тела передавало целый комплекс эмоций, где все было понятно без слов.
Это было жутко. Это было на разрыв…
Ольга затаила дыхание, съежилась.
 - Све-та… Что это? Почему?.. У меня мурашки по коже… Что с ней?
 Светка молчала, и, слегка подавшись вперед, не отрываясь смотрела на танцующую.

  …Музыка закончилась. Женщина остановилась, посмотрела невидящим взглядом по сторонам и медленно пошла к выходу…
   Настроение у подруг испортилось.
 - Светик, спроси у мужа, что за песня была, под которую…
 - Я знаю – это группа Black Box…  Я, наверное, теперь ее не смогу слушать…

    Тамара так отчетливо вспомнила все подробности того вечера, что  прослушала начало рассказа Регины.
  - … и вот мы празднуем, танцуем, я счастлива - рядом Костик, мои друзья … Все было вкусно, красиво, много цветов, много приятных слов… Танцевали мы с Костей – даже не знаю, как сказать – как будто жизнь проживали, будто впитывали друг друга, словно перед расставанием… И тут я понимаю, что время уже позднее, а собаку дочка вряд ли выводила на прогулку. Я говорю об этом Косте, и он предлагает послать ко мне домой охрану, чтобы они погуляли с Людвигом - он хорошо знал и Костю и их, так что проблемы нет. Я согласилась. Ребята  уехали… А через час на меня вдруг бросается счастливый Людвиг, чуть не сбивает с ног, за ним влетает моя дочь. Оказывается, когда она узнала, что я отмечаю день рождения,  уговорила охранников Кости привезти ее и собаку в ресторан, сказав, что мама будет очень рада. Я, конечно же, была рада видеть ее в такой день – это же моя дочь! Красавица моя… Вы знаете, нас часто за сестер принимали – она выглядела чуть старше своего возраста, а я чуть моложе… – Регина улыбнулась. – Ну, конечно, собаку нужно было оставить дома, но ребята ни на чем настаивать не могли, тем более, что устоять перед натиском моей дочурки невозможно – она всегда добивается своего!.. Людвиг, естественно, всех повеселил: он же еще щенок был, 10 месяцев, темперамент совершенно неукротимый! Носился по залу, как сумасшедший!.. Праздник продолжился… А потом… я вышла из зала, пошла в дамскую комнату… и в холле увидела… я не поверила своим глазам! – дочь и Костя!… они целовались! Заметив меня, дочка оттолкнула его и убежала. А Костик стоял с видом провинившегося школьника и не шелохнулся даже, когда я изо всех сил ударила его по лицу…
   Регина встала, подошла к открытому окну и долго молчала.
 - Я умылась, поправила макияж и вернулась в зал… Я не хотела, чтобы кто-то из гостей что-то заподозрил, не хотела портить никому праздник, но не знала, что мне делать, как скрыть свое состояние. И решила, что закажу свою любимую песню – помните фильм «Ниагара» с Евдокией Германовой? Помните сцену – ее танцевальный батл с молоденькой натурщицей? Я когда пересматриваю этот фильм, всегда плачу… Так вот у меня в тот вечер было такое же состояние – единственная возможность выплеснуть все свое отчаяние в танце. Я не знаю, как это выглядело  со стороны, да мне и не важно было тогда, но за эти три минуты, я сказала ему без слов все, что хотела. Это был даже не танец, это был монолог оскорбленной, уничтоженной, раздавленной женщины…Я не видела, когда ушел Костя. Я больше его никогда не видела…Знаете, я даже ни о чем потом не спрашивала свою дочь. Я боялась услышать больше, чем увидела…
   Регина продолжала стоять у окна, повергнувшись к Тамаре спиной.
 - Не знаю, знал ли муж о моей истории с Костей. Надеюсь, что нет. Иначе когда-нибудь он, при случае, припомнил бы мне это… А знаете, Тамара, почему в моей жизни появился Костик? Почему я «повелась» на него? Вообще, это мог быть кто угодно – Саша, Петя, Вася – просто кто-то должен был появиться! Я была одинока. Нет, формально у меня была семья. Дочь. Муж. Но дочь была уже в том возрасте, когда родители занимают не первостепенное место в жизни. А муж…
Регина резко развернулась.
- Анекдот знаете про противогаз? Когда жена меняла платья, прически, макияж, а муж не замечал. Однажды пришел с работы, жена подает ему ужин в противогазе. А он ей: «Брови что ли выщипала?» Надеюсь, Вам такая ситуация не знакома…

  Регина вновь замолчала, подошла к креслу и села на самый край.   
- Вы знаете, однажды я даже написала мужу письмо, но до сих пор так и не решилась отправить. Сомневаюсь, что будет какой-то эффект. Подозреваю, а, точнее, уверена, что на каждую мою строчку он найдет ответ. Но для меня – совсем не убедительный. Что Вы мне посоветуете?
- Не знаю, - Тамара замялась. – Смотря что в этом письме.
- Хотите, прочитаю?
Регина, не дожидаясь ответа, достала из миниатюрной кожаной сумочки конверт, извлекла из него сложенный вчетверо листок. Надела очки,  распрямила спину и начала читать:
- «Я не спрашиваю тебя, почему традиция «кофе в постель» исчезла из нашей жизни.
Я не спрашиваю тебя, почему ты не замечаешь моей новой прически или нового платья…»
Она читала так, будто давно готовилась, и вот, наконец-то, вышла на сцену – голос вдруг стал тише, проникновеннее, но слова произносились очень четко, темп речи замедлился, она выдерживала паузы между фразами, грамотно расставляла смысловые акценты.
- «Я не спрашиваю тебя, почему ты не хочешь смотреть фильмы, которые смотрю я.
Я не спрашиваю тебя, почему ты не слышишь тех строчек в песне, которые заставляют меня плакать…»
«В ней явно умерла актриса, - подумала Тамара. – Как меняется выражение лица - то слезы на глазах, то горькая усмешка.. А пальцы рук как нервно двигаются… И эти, едва уловимые, движения головы! Легкое подергивание губ! Фантастика!.. Да нет, что это я? Она просто очень переживает – невозможно это сыграть!»…Тамара провела рукой по лицу, будто стирая недобрые мысли.
- «Я не спрашиваю тебя, почему ты не встречаешь меня по вечерам.
Я не спрашиваю тебя, почему ты ложишься спать, только убедившись в том, что я уже заснула…»
Каждая последующая фраза звучала все более напряженно – женщина, казалось, с трудом сдерживала слезы, а последние слова произнесла шепотом, выделяя каждое слово:
-«Я – вообще - больше - ни о чем - не спрашиваю - тебя…»
  Регина опустила руку с листком, сняла очки, глубоко вздохнула и посмотрела на Тамару.
  Возникло неловкое молчание.
- Не знаю, - повторила Тамара. – Вы лучше знаете своего мужа. Я думаю, если какое-либо действие не дает желаемого результата (а Вы так и предполагаете!), то не стоит ничего и делать. Вы мне сейчас это
проговорили, еще раз сами пережили и - оставьте, отпустите, забудьте. Этот этап закончился. Наверняка же Вы не раз задавали эти вопросы мужу - может быть не в таких формулировках, не все сразу, но задавали ведь?
- Задавала. 
- Значит, ничего нового для себя он не услышит. Это будет его только раздражать, поверьте.
- Наверное, Вы правы…
Регина сложила пополам листок и, совершенно неожиданно для Тамары, медленно разорвала его.

  Тамара была в замешательстве. Казалось бы, банальная ситуация – с рассказами о безразличии и неверности мужей и любовников женщины приходят к ней почти каждый день. Но ей очень не хотелось говорить именно этой женщине то, что обычно говорят в подобных случаях. Если бы Тамара не была случайным свидетелем взрыва эмоций Регины на том незабываемом вечере, и если бы она не услышала ее подробного рассказа сейчас, возможно, она нашла бы нужные слова, которые, пусть и не утешили бы Регину, но хотя бы отвлекли и заставили посмотреть на ее ситуацию со стороны.

 - Тамара, а Ваша собака спала с Вами?
 - Да, почти всегда. Многие не разрешают, я знаю. Но я, перед тем, как взять щенка, прочитала книгу одного очень известного зоопсихолога, и он там пишет, что, если собака спит рядом с хозяином, то она считывает его сны, и, таким образом, лучше понимает его. Они становятся друг другу понятнее, налаживается контакт на уровне жестов, взгляда, даже мимики.
 - Ну, вот и Людвиг спал с нами. ..Когда он ночью чесал за ухом, кровать просто сотрясалась! Я просыпалась, нащупывала рукой его голову и нежно поглаживала. Пес успокаивался, тряска прекращалась, и я спокойно засыпала. Вам знакомо такое?
 - Еще бы! Моя овчарка иногда чесалась так активно, особенно летом: то ли комары накусали, то ли по крапиве прогулялась – что диван аж скрипел! – Тамара засмеялась. – Со стороны можно было подумать о чем-то совсем.. м-м-м-м… не детском.
 - Так вот, - Регина даже не улыбнулась шутке – В последнее время муж сильно изменился. Перестал следить за собой – мог надеть несвежую рубашку, пойти на работу в нечищеных ботинках, стал выпивать. А дома вообще кроме растянутых спортивных штанов ничего не хотел признавать. Я пыталась понять причину этих изменений в его поведении, думала, что с бизнесом проблемы. Они, конечно же, появились. Но где причина, и где следствие, я так и не разобралась. А он не хотел говорить на эту тему, категорически… Вы простите, что я так подробно и так издалека, - Регина как-то нервно поправила упавшую на лоб прядь.
 - Ничего, все в порядке, продолжайте, - Тамара украдкой взглянула на часы: ее рабочий день заканчивался через 20 минут, но она понимала, что они с Региной еще и не начали говорить о проблеме, с которой та пришла. Однако, Тамару очень заинтересовала не только эта очередная женская история, но и сама ее героиня – она обладала каким-то особым обаянием, на нее было приятно смотреть, и, что редко бывает, приятно и интересно слушать. – То, что подробно, это очень даже хорошо! Так мне гораздо проще будет Вас понять. Регина, а можно встречный вопрос?
 - Да, конечно.
 - Сколько Вам лет?
 - Я не имею привычки скрывать свой возраст. Даже на мужские бестактные вопросы отвечаю честно – 52. Зачем обманывать? По этой же причине я даже косметикой пользуюсь редко и в меру. Это ведь тоже своего рода обман. Многие говорят, что я выгляжу моложе своих лет.  Может быть, еще и потому, что стиль одежды мне нравится… не «тёткин», - Регина улыбнулась. – Но весь ужас в том, что я свой возраст не ощущаю. Совершенно!
    Тамара с удивлением и восхищением смотрела на сидевшую перед ней женщину и просто не могла поверить, что та уже почти пенсионерка!
Регина, будто прочитав ее мысли, вздохнула и добавила:
 - Скоро на пенсию, а у меня все еще шило в одном месте. Знаете, как иногда хочется похулиганить! Потанцевать прямо на улице, услышав приятную музыку, целоваться с любимым на эскалаторе в метро, топик какой-нибудь прикольный нацепить… Вот тут-то я и говорю себе: «Дорогая, в паспорт загляни!». И… до следующего раза…
 - Регина! Вы меня сразили наповал! – только и смогла произнести Тамара.
 - Ну, давайте, все же я расскажу, почему я здесь. Хотя, я думаю, Вы уже многое поняли… Когда дочь выросла, поступила в институт, я решила, что мне тоже не мешало бы чем-то заняться. Закончила заочно педагогический, поработала какое-то время в школе, вела кружок рисования – у меня всегда это неплохо получалось. Потом были курсы дизайна. Сейчас я фрилансер, зарабатываю, сидя дома. Немного, но на то, без чего я не могу обойтись, хватает. Стараюсь не обременять мужа своими финансовыми проблемами. Да и другими тоже.
 - А что Ваш муж?
 - А что муж? С бизнесом, конечно, пришлось расстаться – он передал все дела и права своим друзьям. Нашел работу «от и до», скучную, но спокойную, со стабильной зарплатой. Так что теперь, как говорится, «казан-диван»: поел – поспал, поспал – поел. Никуда не вытащишь – ни в театр, ни в гости…
 - Пьет?
 - Редко.
 - Так это же хорошо!
 - Не спорю. Жизнь проходит спокойно. С той лишь разницей, что ключевое слово здесь – «проходит». И даже не проходит, а пролетает! Со свистом! В пустоте… Я не говорю о разных важных или неотложных, или обязательных ежедневных делах. Они всегда были, есть и будут. Я – о внутренних ощущениях: где радостный трепет от увиденного или услышанного? где блеск в глазах? где бабочки в животе? Окуклились?.. Я же знаю всё про себя! Мой  мозг, мой организм еще способен воспринимать и реагировать! Иногда я с ужасом думаю, что…,  - Регина вдруг замолчала, низко опустила голову и стала что-то искать в сумочке.
Тамара догадалась, что она плачет.
 - Успокойтесь, Регина. Хотите воды? Может быть, чай или кофе? Давайте я включу свет, а то совсем темно стало.
 - Нет, Тамара, давайте так посидим, если можно. Мы друг друга слышим, а мне так легче рассказывать. А от чая не откажусь, спасибо.
 - Как хотите… Мне, правда, кажется, что свет добавил бы нам немного позитива, - Тамара пыталась неназойливо успокоить Регину. – А чай сейчас заварю – вкусный и полезный.

    Через несколько минут, отхлебнув глоток горячего ароматного чая с чабрецом и мятой, Регина поставила чашку на стол и тихо произнесла:
 - А теперь о собаке… Мой Людвиг умер много лет назад. Точнее, 10 лет, как его не стало – сердце. Хотя всегда уход за ним был хороший: всё – от воспитания до кормления и лечения согласовывалось с лучшими специалистами… Но у крупных пород такое часто случается – либо суставы больные, либо сердце… Я очень тяжело переживала эту потерю. И для себя решила: больше никогда, никого, даже рыбок! Первые годы он мне часто снился. Я просыпалась ночью и пыталась нащупать рукой его голову – как обычно делала. Через несколько лет я, видимо, как говорят, его «отпустила», и в мои сны он больше не приходил… А как-то раз я сквозь сон почувствовала, что кровать трясется так, как будто Людвиг чешется. Я проснулась, но не шевелилась и глаза не открывала. Мозг включился сразу – я отчетливо осознавала, что такого не может быть: у меня больше нет Людвига, и вообще нет собаки. Но тряска продолжалась. И тут меня буквально пронзило! Тело покрылось испариной, сердце готово было выскочить и билось где-то у горла. Я лежала, не шелохнувшись и ждала, когда это закончится… Время тянулось бесконечно. Мне казалось, что еще немного и я не выдержу – закричу… Когда все успокоилось, я продолжала неподвижно лежать... Наверное, никогда еще мои слезы не были такими горячими и солеными. Они стекали буквально нескончаемым потоком на подушку… К утру я немного успокоилась, и, выйдя на кухню, чтобы приготовить всем завтрак,  ничем не выдала себя, разговаривая с мужем... Вообще, я никогда никому об этом не говорила. И даже, когда шла сюда, не думала, что смогу рассказать… Но Вы так меня к себе расположили, что я решилась. Ведь это именно то, что мучает меня уже не один год. И каждый раз, когда этот кошмар повторяется, я вспоминаю моего любимого Николаса Кейджа в фильме Leaving Las Vegas  - «Покидая Лас-Вегас». Видели этот фильм?
  Тамара кивнула.
– И каждый раз, - повторила Регина, -  меня не покидает ощущение, что на месте той девушки должна быть я… Я не могу к этому привыкнуть! Не могу! И не хочу!
  Регина разрыдалась. Она плакала, как плачут дети – не стесняясь, размазывая слезы по лицу, всхлипывая, вздрагивая, затихала на секунду и вновь начинала плакать.
  Тамара в этот раз даже не пыталась ее успокоить – сама была в шоке от услышанного.  Она встала, налила два стакана воды из кулера, один поставила перед  Региной, а второй залпом выпила сама…

 - Регина…, - Тамара не знала, что говорить дальше, пыталась выиграть время.
 - Тамара, простите меня, - Регина быстро встала, вытерла слезы, взяла сумочку, – я только сейчас посмотрела на часы: мое время закончилось час назад! Давайте я подвезу Вас, куда скажете – я на машине.
Тамара растерялась.
 - Но… мы вроде не закончили…
 - В другой раз. Можно я приду к Вам на следующей неделе?
 - Нет, Регина, к сожалению, нет. На следующей неделе
я уезжаю в отпуск. Позвоните мне через месяц.

   Всю дорогу от клиники до дома Тамары Регина рассказывала истории из жизни Людвига.    




 





 


Рецензии
Богатая новелла, насыщенная, очень кинематографичная в том смысле, что прочитанное встаёт перед глазами в чётких, ясных визуальных образах - нечастое достоинство. Сюжет "вечен" и, в силу этого, вторичен. Тем не менее читается увлекательно. Прекрасный язык, тем не менее, не могу не упрекнуть в излишней "литературности" явно вставного (зачем?) сюжета про Ангелину. Многочисленные отсылы к популярной музыке и кинематографу предполагают обязательное знакомство с ними читателя. В моём случае это не так. Вещь без конца, без катарсиса, и это разочаровывает. Порванного в клочки письма мне недостаточно.

Александр Тарновский 2   20.03.2022 14:16     Заявить о нарушении
Александр, добрый вечер! Оправдываться буду в порядке поступления замечаний))
Вставной текст про Ангелину. Просто дурацкий сон сам напросился в сюжет, как развлекательный ответ для Регины. (Значит, не получилось. Жаль...)
Любопытный читатель обязательно послушает песню Ride on Time группы Black Box))) И, кстати, фильмы не плохи)))
Катарсис для меня лично в последнем предложении. А предыдущие абзацы - как раз конец. КОНЕЦ всему: любви, молодости, отношениям...
Вот как-то так)). Понимаю, что с программистом спорить бесполезно, но я люблю эту новеллу и ничего не могу с собой поделать...

Надежда Лезина   20.03.2022 20:25   Заявить о нарушении