Улыбка Фортуны

   Хмурое уральское небо, уже которые сутки скучно и занудливо моросящее мелким дождём, наконец прояснилось, и солнышко принялось просушивать вконец промокшую землю.
- Кузьмич, никак сама Природа решила тебя поздравить с юбилеем! – засмеялась жена.
Павел Кузьмич усмехнулся: - Ну что же, сколько же можно поливать, когда-нибудь это должно кончиться. А что, Агафья Никитишна, как у нас, всё готово?
- В основном готово, ждём.
Вскоре подъехала машина – старенький обшарпанный микроавтобус. Из него стала выгружаться шумная, галдящая компания. Сумки, пакеты, коробки, суета и неразбериха. Постепенно разобрались, стали рассаживаться за длинным столом, уставленным всяческой деревенской снедью и бутылками.
Первый тост провозгласил сын Фёдор: - Сегодня мы собрались здесь по очень торжественному случаю, сегодня нашему папе стукнуло семьдесят лет. Отцом своим я горжусь. Всю жизнь свою он посвятил геологии, и коллеги его всегда очень уважали как знающего, опытного геолога и очень надёжного человека. А последние годы своей работы он славно поработал здесь, на месторождении Курбаново, и открыл здесь дивные самоцветы. И смену себе воспитал: я тоже в геологии работал, пока экспедицию отсюда не убрали, а теперь вот и внук Денис учится в Горном институте, тоже геологом станет.
И за дочь свою, Анну, отец может не волноваться, нашла своё место в жизни, теперь она известная телерепортёр, часто видим её на экране. Видно, батя, правильно ты жил, достойно. Спасибо тебе, отец, и дай Бог тебе здоровья. Итак, выпьем за Павла Кузьмича Боброва, нашего любимого бородача!
И началось пиршество. Много всякой вкуснятины наготовили Агафья Никитишна вместе с сестрой Верой. А пили настоящую медовуху, по старинному рецепту. Штука коварная: пьётся легко, как квас, в голове приятная истома, как от шампанского, а вот ноги не держат…
Пирушка продолжалась до позднего вечера, а потом разбрелись спать.
А утром, за чаем, Фёдор с отцом стали обдумывать свои планы.
- Чем будешь заниматься, Федя?
- Ох, батя, не сыпь мне соль на рану… Как славно было раньше, когда здесь экспедиция была, я спокойно работал и не боялся за будущее. А теперь крутись как хочешь. Купил вот старенький микроавтобус, до недавнего времени ездил как маршрутка от Курбаново до Алабашки, а теперь по этому маршруту рейсовый автобус пустили, и он моих пассажиров отобрал. Сейчас хоть вой – не знаю, чем зарабатывать буду. Вот что делать, батя?
Павел Кузьмич усмехнулся: - А у меня кое-какие мысли появились. Если обычных пассажиров у тебя отобрали, так может, экскурсии возьмёшься возить?
- Что за экскурсии, не пойму? Небось здесь не Москва и не Питер, чего показывать-то?
- Федя, природу можно показать.
- Батя, смеёшься, что ли? И ты думаешь, найдутся желающие?
- А это как взяться за дело. Поговори с сестрёнкой: она может сделать сюжет по телику о наших местах, и перед телекамерой можно в отвалах «случайно» найти красивые камни. Если сделать интересную передачу, это будет дивная реклама. А дальше оставляешь свой телефон, и на него записываются желающие испытать свою удачу. Но в состав каждой группы нужно включить своих – Дениса, а можно и Мишку. И они, как бы случайно, на глазах свидетелей, «находят» дивные камни из моей коллекции. А прочие в отвалах тоже роются, там немало осколков кристаллов и всякой прочей красивой мелочёвки. А уже эти свидетели дадут тебе такую рекламу – успевай только крутиться.
- Пожалуй, стоит попробовать.
Целый день они строили разные планы: какие копи показывать в маршруте, где устроить привал, какой инструмент нужно иметь в машине для этих «старателей», и многое другое.
Потом к разговору подключили Дениса; он сначала хохотал, но потом всё же решил попробовать. Анна согласилась сразу: - Можно сделать красивую передачу. Как бы репортаж с копей; люди увлечённо роют отвалы, и вдруг такая удача! Думаю, будет интересно, и реклама получится дивная. Давайте, попробуем.
Продумали всё до мелочей, потом тщательно подготовили «случайные» находки.
В качестве экскурсантов Денис пригласил нескольких студентов из своей группы.
И вот машина петляет по раздолбанным таёжным дорогам. В машине группа телевидения и несколько ребят во главе с Денисом. Часто останавливаются – оператору нужно снимать природу. Наконец вылезли возле пегматитовой жилы, стали разгребать отвалы. На поросших травой склонах то блеснёт пластинка слюды, то красивый кусочек пегматита, а вот попался сколок кристалла мориона. Ребят охватил азарт, работа закипела.
Больше всего повезло Денису: на глазах своих приятелей он раскопал прекрасный образец: на куске пегматита, среди кристаллов полевого шпата красовался крупный кристалл мориона, а у подножия его пристроился ещё и чистый, как слеза, топаз. Музейный экземпляр, украшение коллекции! (Конечно, этот камень много лет хранился до этого в шкафу у деда, а теперь вот «случайно» найден здесь. Что поделаешь, нужна реклама…) Телеоператор делал своё дело: сияющие, восторженные глаза ребят, крупным планом добыча в руках счастливчика, и здесь же комментарии Анны Бобровой. Да-а, язык у неё хорошо подвешен, она умеет увлечь, заинтересовать зрителя.
А потом опять в машину, и вскоре приехали в Курбаново. Водитель пригласил всю группу проведать знакомую бабуську, Веру Никитишну. (На самом деле это его родная тётка, сестра его матери). Приветливая, словоохотливая старушка с повязанным на голове белым платком словно вышла из сказов Бажова. Угостила всех парным молоком, только что подоила, а потом Фёдор попросил её показать, где у неё квашеная капуста.
В чулане стоит деревянная кадушка, а сверху, для груза, лежит большая роскошная друза кварца с кристаллами пирита и кальцита. У студентов она вызвала бурю восторга, а телеоператор сразу стал снимать. Бабка при этом рассказала, что нашла камень совершенно случайно, когда в овраге копала глину для печки.
- У меня уже пытались эту штуку купить, да мой старик не дал; говорит, счастливый это камень, коли сам в руки пошёл. Не потому ли у меня такая вкусная капуста квасится, ни у кого из соседей так не получается? Опять же и красиво, правда?
(Друза эта, конечно, опять-таки была из коллекции Павла Кузьмича).
В общем, вскоре по телевидению был показан красивый репортаж о старых копях Курбаново, и показали его не раз, в разных выпусках и в разное время.
Как и следовало ожидать, это заинтересовало многих, у Фёдора не умолкал телефон.
Конечно, бесплатной была только самая первая экскурсия, когда всё это снимало телевидение, а теперь уже стоило три тысячи с человека. Кусается, конечно, но всё же желающих оказалось немало.
На следующей экскурсии кроме Дениса был задействован и его братишка Мишка, шустрый мальчонка 12 лет. В этот раз Денису повезло найти роскошный образец пегматита с кристаллами турмалина на полевом шпате, а Мишка на другой копи так же «случайно» нашёл чудесный кристалл аметиста. Как хороший артист, он великолепно сыграл роль счастливчика, весь сиял от восторга. Остальные экскурсанты стали ещё усерднее рыть отвалы… Кому-то попался кусочек кристалла аметиста, а другой нашёл и целый, правда, очень небольшой кристаллик. Но азарт был неописуемый, все рыли маленькими лопатками без передышки, и в город ехали усталые как черти.
И вскоре дела у наших новых предпринимателей пошли в гору: не было отбоя от экскурсантов; «счастливчики» менялись: то Денису повезёт найти роскошную друзу, а то Мишка найдёт дивный аметист или гелиодор. А вечером, за чаем, со смехом вспоминали эти «случайные» удачи и тот неописуемый азарт, что охватывает других искателей.
За это лето Мишка много раз «находил» один и тот же крупный, ярко-фиолетовый кристалл аметиста великолепного качества, и всякий раз это вызывало шквал эмоций и бешеный азарт.
А лето тем не менее неумолимо приближалось к своему концу. Пожелтели листья на берёзах, ласточки на проводах собирались в большие стаи, готовясь к дальней дороге.
Скоро в школу, опять в школу…  У Мишки остались последние две-три экскурсии.
И вот опять трясутся в машине, добираясь до аметистовых копей. Вылезли со своими лопатками, и опять на отвалы, искать свою удачу. Идут пока цепочкой, Мишка где-то посередине, все жадно всматриваются под ноги – а вдруг? За Мишкой идёт какой-то тощий очкарик, наверное, студент. То поднимет кусочек кварца, даже не кристалл, а просто кусочек, а то блёстки слюды разглядывает, и всему удивляется. Мишка над ним снисходительно посмеивается: много ли ему для счастья надо? Какие-то жалкие осколочки, а радости-то сколько!
И вдруг очкарик издал какой-то радостный визг и запрыгал от восторга. Мишка подошёл и обомлел: на ладони у него лежал тот самый аметист, что всё лето кормил Мишку! Оказалось, в кармане штормовки по шву образовалась дырка, и как не заметил?!
Мишка чуть не плакал. Потом попытался купить камень у очкарика, но тот и разговаривать об этом не захотел.
Вечером дед ему, конечно, высказал всё, что о нём думает, назвал и раззявой, и обормотом, долго не мог успокоиться. А потом велел как следует прошить все швы у штормовки, чтобы не повторилось.
- Камень-то этот - твой кормилец, береги его; глядишь, сколько ещё ты с ним заработаешь!
А в это время по радио концерт по заявкам, и Эдита Пьеха поёт:
                Так уж бывает,
                Так уж выходит –
                Кто-то теряет,
                А кто-то находит…
Павел Кузьмич усмехнулся: - Вот видишь, ведь правду она поёт, так и есть в жизни. Что поделаешь…


Рецензии
А я вот всё думаю о поговорке: "Не обманешь - не продашь". А впрочем, спасибо за интересный рассказ, Александр!

Лада Вдовина   19.05.2021 08:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лада! Рад, что Вам понравилось, заглядывайте ко мне, скучать не придётся. А на тему минералов у меня на "ПРОЗА.РУ"несколько рассказов, это мой мир, очень интересный.

Александр Макаров 6   19.05.2021 12:54   Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение, Александр. И Вы заходите!

Лада Вдовина   19.05.2021 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.