Зависть. Грехи и пороки, болезни души


Зависть также, как и обида – есть последствие смещения ценностей с помещением центра мироздания в себе, она есть проявление гордыни, считающей, что она должна иметь все самое лучшее, в то время как другие такого права не имеют. Также, как обида, зависть есть желание самости привести мир в соответствие с собственным пониманием справедливости. Зависть – это один из смертных грехов, ведь она произошла от самого противника Бога, а потому – напрямую приводит к нему. Зависть от корня «видеть», т.е видеть «за» – за пределы того, что положено тебе, влезая во владения другого. Старцы называют ее грехом зрения. А также слово зависть созвучно со словом «зависеть» – т.е. человек испытывает крайнюю несвободу, будучи зависим от успехов других людей, которые не дают ему спокойно радоваться жизни и всему тому, что есть у него.

«Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24).

Зависть – причина множества тягчайший преступлений, трагедий, падений. Нечистый, потерявший свое место на Небесах и павший из-за зависти, всегда старался заразить ею других. Так было с Каином, убившим родного брата из-за зависти, так было с братьями Иосифа, продавшими его в рабство, так было с Авироном и теми, кто был с ним, когда они восстали на Моисея, от зависти сестра Моисея Мариам покрылась проказой. Так было с Саулом, преследовавшим Давида, так было с книжниками, фарисеями, священниками, распявшими Иисуса Христа. Зависть полна яда, она подобна змее, что желает уничтожить свою жертву, зависть убивает. Недаром нечистый явился Адаму и Еве в образе змея – так и выглядит на самом деле зависть.

Считая себя богом и не имея желания и возможности подняться над своей самостью, человек не хочет видеть и принимать, что благо другого несет благо всем. Так, например, в истории с Каином и Авелем – Бог благословил Авеля и через то – благословение пришло для всей семьи. Благодаря тому, что Иосиф обладал прекрасными качествами, он дал возможность спастись целому народу, делающему в то время еще первые свои шаги. Моисея Бог поставил над народом, чтобы через него дать им спасение. Благодаря мужеству Давида Израиль не раз был спасен от врагов. Христос пришел на Землю ради спасения всех живых душ. Но завистливый слеп также, как слепа гордыня. Он старается уничтожить того, кто ему самому может дать спасение. Желая иметь то, что принадлежит другому и что, как ему кажется, должно по праву принадлежать ему, завистливый лишается того, что необходимо ему на самом деле. Зависть интересует не столько, чтобы иметь то, что она видит у другого, ее больше интересует, чтобы не дать другому это иметь по принципу «и сам не гам и другому не дам». Во всех вышеприведенных фрагментах из библейской истории завистники абсолютно ничего не получили от того, что отобрали какие-то блага у тех, кому завидовали. Зависть по сути своей ищет не добра себе, а зла другому.

Если другие страсти приносят какое-то наслаждение своим хозяевам, то зависть сжигает обладающего ее, принося ему постоянные мучения. Как уже говорилось, невозможно один грех отделить от другого, как гроздья они все прикреплены к одному стволу – гордыне и связаны между собой. Так и зависть – это проявлении гордыни и самости, с убеждением «я самый лучший и самый важный, мне положено иметь все, что я хочу», это и ревность «почему кого-то любят больше чем меня, почему кого-то признают больше», это неблагодарность, не ценящая то, что ей дано, это воровство – что желает присвоить себя чужое, это злость и гнев, желающие убить того на кого направлены, чтобы лишить его возможности иметь больше, чем он сам, это обида на то, что обделили, это уныние, наполняющее человека от чувства этой обделенности.

Завидовать могут чему угодно. Один человек спокойно относится к тому, что у кого-то больше материальных благ, но не может смириться с тем, что кого-то больше любят – это зависть на любовь, кому-то больше всего не дает покоя, что кто-то умнее, духовнее, известнее его, что обладает какими-то дарами, возможностями, завидуют тому, кто удачливее, кто красивее, завидуют на отношения между мужем и женой, что у кого-то гармоничнее отношения, что они лучше друг друга понимают, что у них лучше дети. Если в человеке живет зависть – она найдет пищу себе, ей неважно большая ли это будет добыча или маловажная – зависть свое возьмет. Когда зависть достигает апогея, человек ополчается на весь мир, будучи выжжен завистью, он не видит в том, что имеет ничего хорошего, окружающие же, как ему видится, имеют все. Как говорится в одном из афоризмов:

«У нас почитают больше мёртвых видимо от того, что им поздно уже завидовать» (Леонид Сухоруков). 

Примечательно, что те, кто обладает завистью обычно завидуют какому-то одному или нескольким фрагментам из жизни другого. Но никто не хочет полностью взять все обстоятельства чужой жизни. Ведь у всего есть своя тень, кто-то имеет больше материальных средств, но внешние данные у него обычны, у кого-то большой талант, но проблемы в семье и т.д. 

Причины зависти, как и обиды – еще и лень, нереализация чего-то, что человеку должно было делать. Другими словами – человек не работает на своем поле, как ему полагается и у него не появляется урожай, или он не слишком хорош, и тогда он начинает злиться на соседа, которому удалось хороший урожай вырастить. Ему видится это несправедливым. Или бывает еще и так – человек учится в каком-то заведении, ему даются с легкостью все предметы, кроме, например, математики. Ему хочется быть лучшим, но заниматься дополнительно математикой он не желает. Но есть другой ученик, который прекрасно знает математику, возможно, другие предметы у него идут и не так хорошо. Но первый завидует успеху второго, сам для изменения своей ситуации не желая ничего делать.

Когда мы, глядя на успехи других, научимся бескорыстно радоваться, значит мы смогли подняться над собственным эго и осознали себя частью единого целого. Нормально, когда видя что-то, что у человека хорошо получается, мы испытываем желание научиться делать так же и это нам дает толчок к работе над собой и саморазвитию. Это не является завистью. Для того-то мы и находимся рядом, чтобы учиться друг у друга и друг другу помогать.


Рецензии