Осуждение. Грехи и пороки, болезни души
«Ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2), – сказал Спаситель.
«Чужие пороки у нас перед глазами, а свои за спиной» – так говорят в народе, выражая суть осуждения.
«Кто из вас без греха – первый бросьте камень» – говорил Христос людям готовым вынести смертный приговор женщине, взятой в прелюбодеянии.
Осуждение – это кидание камней, вынесение приговора человеку за то, что его поведение не соответствует понятию справедливости. Правда, как мы знаем, справедливость – это крайне растяжимое понятие и является чисто субъективным, в отличие от Истины Божьей, которая нелицеприятна и неизменна. Осуждение – есть способ утверждения собственной значимости за счет других. На фоне чужих ошибок и грехов человек чувствует себя выше, лучше, чище, умнее, он наслаждается этой разницей, и ему не нужно уже ничего в себе менять.
Осуждение может быть разных степеней. Сначала человек может осуждать тогда, когда чьи-то действия приносят ему дискомфорт или какой-то ущерб, когда кто-то мешает получить желаемое, ограничивает. Потому первые осуждения могут начаться еще в детском возрасте – через обиду на родителей, на братьев и сестер, потом на учителей и одноклассников. Разрастаясь, осуждение становится восприятием мира. Осуждение может возникать и не только когда кто-то непосредственно наносит тебе ущерб, но и тогда когда что-то цепляет в поведении какого-то человека. Осуждение может стать подобным наркотической зависимости, когда без него человек вообще не может воспринимать действительность.
Рядом с осуждением стоит и клевета. Клевета – это злостное искажение Истины с целью очернить кого-либо, сорвать с него покров добропорядочности. Узнав информацию о ком-то со слов людей или из средств массовой информации и передав ее другим, человек рискует согрешить оклеветанием. Очень часто информация, полученная им, не является истинной, и потому ее распространение – это клевета, а значит, нанесение вреда человеку, о котором шла речь. Клевета – одно из главных проявлений нечистого.
Так мы читаем в Откровении: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10).
Ныне осуждение стало одним из привычных явлений. Люди так привыкли осуждать, что на основе этого выпускают множество передач, газет, рисуют карикатуры, высмеивая все, что только возможно, ставя на все и вся каждому свое клеймо. Осуждение, а с ним рядом и возмущение, сетование и ропот стало основой почти всех бесед, оно просочилось всюду. Редко можно услышать в рассказе людей о событиях своей жизни что-то кроме этого. Мир не такой, правительство не такое, родители, дети, начальники, подчиненные, работа – все не такое как надо. Ну и Бог тоже все делает не так – считают многие – вот потому в мире столько бед. В общем, вирус осуждения въелся в самую суть человека и грехом его не считают.
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк.6:41-42).
Люди осуждают сучок в глазах ближнего через присутствие бревна в своем глазу. Каждый видит в других, в основном то, чем болен сам. Блудникам все вокруг видятся блудниками, ворам – воры, гордецам – все вокруг гордецы. Больше всего людей раздражают в других те грехи, которые есть в них самих. Особенно если у них эти грехи являются тайными и тщательно подавляются, а другие их активно и без сомнений проявляют.
Говоря о проступках какого-то человека с презумпцией невиновности, осуждающий становится на пьедестал, еще больше утверждаясь в своей самости, чтобы с этой высоты его слова были более весомыми.
«...Тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда» (2 Пет.2:11);
«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: 'да запретит тебе Господь'. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Иуд.1:9-10).
Понятно, что осуждение – есть одно из проявлений гордыни и самости, которые ставят себя во главу всего, остальное же все считая второстепенным. Вирус осуждения разбивает в человеке основы души, потому что судить не под силу человеку, это право есть только у Бога. Не могут люди грешные, имеющие хоть малейшую часть с князем мира сего, выносить друг другу вердикт. Происходит перетяжка информации. Осуждая другого, человек сам попадает в то же состояние, потому что и сам «не без греха», и далек от безупречности и святости.
«Судить – значит бесстыдно похищать суд Божий, и осуждать – значит губить свою душу» (преп Иоанн Лествичник).
Осуждение часто путают с обличением. В Библии много было сказано о том, что необходимо обличать тех, кто грешит:
«Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Притч.24:24-25);
«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев.19:17);
«Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда» (Сир.20:1);
«Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Притч.28:23);
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:15-17).
Но обличение отличается от осуждения тем, что исходит от настоящей любви и заботе о душе человека, пользе для него. Оно не выносит вердикт, не унижает, не возвышается за счет него. Обличение указывает на проступки, давая человеку свободную волю принять решение, осуждение не оставляет шанса для исправления. Потому обличение подобно горькому исцеляющему лекарству, осуждение, напротив того, выбивает почву из-под ног, забивая и лишая возможности встать. Кроме того, осуждение говорит только о том, как все плохо и неправильно, но не дает правильного направления и правильной модели поведения. Обличение же, говоря о заблуждениях и серьезных заболеваниях души человека, всегда дает импульс к праведности, указывая путь к Истине.
«И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1:22-23).
Можно думать, что обличаешь, но окажется, что осуждаешь, думать, что отстаиваешь справедливость, но искать лишь своей правды, дающей тебе какую-то выгоду.
«Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела]. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?» (Рим.2:1-3)
На самом деле, у нас очень много лицеприятия, а Истина нелицеприятна. Мы одних без меры оправдываем, других осуждаем.
«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2: 13).
Господь же, имея все полномочия судить человека за его грехи, во многом дарует нам Свою милость:
«Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!» (Пс.38:12);
«Посему заблуждающихся Ты мало – помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи» (Прем.12:2);
«Как велика милость Его, так велико и обличение Его. Он судит человека по делам его» (Сир.16:13).
Свидетельство о публикации №219090800327