Второе зрение

               
                о фильме «Три тополя на Плющихе»

Как не вспомнить классическую драматургию и Нору Хельмер, главную героиню пьесы Ибсена «Кукольный дом»! Всю жизнь она прожила в иллюзии, что они с мужем знают и любят друг друга, что их жизнь – образец, идеал земного счастья. И мало кто на самом деле понимает степень ее ПРОЗРЕНИЯ в финале пьесы – оно сравнимо с падением в пропасть… чудовищно, страшно.

Нюра из фильма «Три тополя на плющихе» - милая, нежная и еще более наивная, чем Нора Хельмер. Она имеет полудетское представление о деревенском флирте, считает предложение руки и сердца доказательством настоящей любви (не понимая, что мужчина может воспринимать такую, как она, потребительски – видя в ней безответную курицу, из которой можно веревки вить).  А уж если он не пьет, копит деньги и не изменяет ей, так это вообще средоточие мироздания, просто живой идеал мужчины. Она действительно невероятно высокого мнения о своем муже Грише (по сумме перечисленных признаков), и считает великим одолжением с его стороны и женитьбу на ней, и редкое разрешение его как хозяина дома на покупку самой себе подарков, и малейший комплимент ее хозяйственным способностям.

Я думаю, а не лучше ли для нее было бы прожить с закрытыми глазами (образно говоря) всю жизнь? Надо ли было ей прозревать? Не слишком ли это жестокое для нее испытание? Ведь она уже не в том возрасте и не в том положении, когда это может принести хоть какую-то пользу. Но тем не менее по сценарию фильма ей предстоит испытание. Одно из самых тяжелых, какое только может быть в жизни.

Отправляясь в Москву по делам, Нюра в такси знакомится с мужчиной (Сашей, героем Олега Ефремова), который очаровался ощущением чистоты, света, ему она кажется олицетворением той самой нежности – именно в это момент фильма звучит песня А. Пахмутовой «Нежность». А смешные детские черты в Нюре, наивно глазеющей на все, что ее окружает, только добавляет ей очарования в его глазах. Она поразила его более глубоко и серьезно, чем он сам осознает, и они договариваются о встрече вечером у дома ее родственницы, где она остановилась погостить. Нюра воспринимает таксиста как простого случайного знакомого и до поры до времени о нем даже не задумывается.

Общение Нюры с золовкой Ниной показывает, до какой степени все окружающие уверены, что муж Нюры абсолютно безупречен и любит ее – причем в это понятие Нина вкладывает самый высокий смысл. Она порвала с мужем, нашла другого мужчину и счастлива. Но Нина человек – другого склада, для Нюры такой поступок невозможен, она по натуре иная и даже, будучи свободной, могла бы проявить такую нерешительность, что все только диву давались бы. Бывают такие забитые натуры, которые просто боятся чего-то большого, прячутся от настоящих потрясений, даже если это – путь к счастью.

Не банальность ситуации в данном случае усиливается тем, что потенциальный возлюбленный Нюры, Саша, не моложе и не красивее ее мужа (как это бывает в заурядных любовных треугольниках, когда любовь просто воспринимается как физическое влечение, и аудитория на стороне тех, кто помоложе, и иной раз молодость – единственное достоинство соперника или соперницы).  Нюре предстоит понять разницу в отношении к ней мужа и в отношении к ней Саши.

Так получилось, что квартира оказалась закрытой, и Нюра не могла вечером выйти к Саше. И она наблюдала за ним из окна. Что она могла увидеть или услышать? Слов, естественно не было. Он понятия не имел, что она на него смотрит. И она видела эту «песню без слов» - глаза, скупые жесты. Чем больше времени проходило, тем больше она убеждалась в том, что такой человек готов ждать до скончания века. Ее. Единственную. И ничего ему от нее не надо, кроме присутствия – взгляда, звука ее голоса, милых, дорогих сердцу застенчивых и неловких жестов…

Бывает, что человеку вмиг открывается смысл всех стихов и песен, когда-либо написанных о великой любви. Для него оживает вся лирика мира.

И единственным, на мой взгляд, положительным следствием этой истории мог стать интерес Нюры к поэзии, лирической прозе… Теперь она бы сумела это прочувствовать, а не просто формально прочесть – потому что ей когда-то или ее детям сейчас это задали в школе.

В финале окаменевшая Нюра возвращается домой, пытаясь делать вид, что ничего не произошло, и она все та же (хотя на самом деле ей кажется, будто прошло уже тысяча лет). Муж не сразу, но обращает внимание на нее – молчалива больно, что-то не так, но что?..

Она никогда не смогла бы рассказать эту историю, да и профессиональный писатель с большим трудом смог бы. Одно из моих самых любимых стихотворений Евгения Евтушенко – «Давайте говорить!», я его часто цитирую, сделаю это и здесь:

«Страшна невысказанность, невыговоренность,
Когда под кожей саднят осколки,
А их ни выцарапать, ни выковырять,
Ни образумить – нельзя нисколько».


Рецензии
УВАЖАЕМАЯ НАТАЛИЯ, ЭТО И МОЙ ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ.
Рада, что Вы написали рецензию фильму.
Смотрела несколько раз, рыдала так, что дышать не могла. Сколько смотрю,столько и печалюсь.
Хорошо Вы написали. Все правильно.
Вот тот момент, когда Нюра ищет ключи самый кульминационный для меня. Каждый раз надеялась, что ключи найдутся. Может, потому и прозрение Нюры ощущаешь на полную катушку. Важно, что произойдет со зрителем.

Благодарю, Наталия!
С уважением,

Валентина Бутылина   08.09.2019 12:30     Заявить о нарушении
Согласна, спасибо, это для зрителей.

Наталия Май   08.09.2019 13:42   Заявить о нарушении