Синопсис сценария фильма Бессмертная медуза

                СИНОПСИС
                сценария полнометражного фильма
                «БЕССМЕРТНАЯ МЕДУЗА»
                по роману Кисиль В. Я.
          «Порт назначения – вечность: Неоконченный роман» (Одесса, 2017)
 
Жанр:  псевдодокументальный приключенческий фильм
Автор: Василий Яковлевич Кисиль
Почта: E-mail: vkysil@ukr.net
Тел.: 097 536 77 58
 
   Человечество всегда мечтало о бессмертии. Вектор развития европейской цивилизации был изначально определен в античном мире. Почти все основополагающие идеи античности, выраженные  Аристотелем, были реализованы европейской цивилизацией, кроме одной  – обретения бессмертия.
   Руководствуясь этой неосуществленной мыслью великого философа, герои фильма, решая свою личную проблему оздоровления  и омоложения, возможно, исполняют всемирную миссию, как сделать человечество бессмертным.
   Герои фильма, пожилой  доцент философии и гомеопат (в молодости – штурман дальнего плавания) ВАСИЛИЙ и юная девушка по имени ВИКТОРИЯ случайно знакомятся на приеме у китайского доктора.
   Василий влюбляется в Викторию с первого взгляда. Она страдает неизлечимой болезнью  – прогерией (преждевременное старение). Интуитивно Василию приходит мысль, как излечить девушку от этой болезни –  спасти ее может только лекарство из бессмертной медузы, изготовленное по гомеопатической методике: омоложение организма Виктории может способствовать избавлению от болезни. Василий узнает, что эта медуза водится в Средиземном море, но точный ареал ее обитания неизвестен  –  поэтому  обнаружить его можно только опираясь на интуицию.
   Он предлагает Виктории отправиться с ней на яхте на поиск медузы. Она соглашается.
   Происходит тягостное объяснение Василия с женой. Жена оставляет его и в расстроенных чувствах уезжает во французский Прованс, где намерена заняться уходом за недавно родившимся правнуком. Виктория – сирота, живущая с бабушкой, – объявляет ей, что едет лечиться за границу.
   Василий продает дачу и на эти средства покупает яхту. Ее спускают на воду из эллинга и дают ей новой название: «Виктория». В этот момент у Василия возникает нехорошая ассоциация с названием яхты капитана Врунгеля «Победа», которое превратилось при спуске на воду  в другое: «Беда» – слово «виктория» по-латыни означает «победа».  В течение трех недель он вместе с подругой посещает яхт-клуб, где они проходят тренинги.
   Накануне путешествия на яхте Василий сознательно решает взять с собой из своей библиотеки «Одиссею» Гомера на древнегреческом языке и путем случайного отбора –  еще три книги. Ими оказываются: «Священные речи» Элия Аристида, «Никомахова этика» Аристотеля и «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше.
    Настает день отплытия. Героев никто не провожает – только один черный кот мрачно бродит по причалу и истошно мяукает.
   Василий по отношению к Виктории ведет себя очень сдержанно. Близкие отношения между героями пока не складываются. При подходе к проливу Босфор у героини случается приступ  эксгибиционизма (спонтанное неосознанное обнажение тела)  – оказывается, она страдает еще и этой болезнью.
   Поскольку в Босфоре к борту должен подойти турецкий катер для оформления документов, Василий вынужденно связывает в каюте обнаженную подругу из-за опасения, что она может, находясь в полубессознательном состоянии, заявить турецким властям, что ее удерживают на яхте насильно. На выходе из Босфора девушка приходит в себя.
   Миновав Девичью башню на Босфоре, яхта входит в Мраморное море. В Эгейском море свирепствует шторм, и герои пережидают непогоду в одной из бухт Дарданелл. Вечером, читая Аристотеля, Василий вдруг наталкивается на удивительную мысль философа о главной цели человеческого общества – речь идет о движении к обретению бессмертия. Отсюда он делает вывод, что эта идея Аристотеля сходна с предприятием героев, а значит, исходный пункт их исканий связан с Аристотелем.
  Василий считает, что это прозрение случилось у Аристотеля тогда, когда тот жил три года в Атарнее в Малой Азии. Он принимает решение отправиться именно туда на поиск бессмертной медузы. Атарней ныне – турецкий порт Дикили. Прибыв в порт, герои совершают экскурсию по руинам древнего античного города. В бухте приступают к ловле бессмертной медузы специальным тралом, но ее не обнаруживают.
   В момент созерцания заходящего солнца у Василия вдруг всплывает в сознании слово «Асклепий». Он полагает, что это подсказка подсознания о том, куда  двигаться дальше в поисках медузы. Он знает, что неподалеку отсюда находится святилище античного бога врачевания Асклепия, который оживлял мертвых, за что и был убит молнией Зевсом. Это – тема  бессмертия, которая созвучна плану героев. Они посещают Пергамский асклепейон, святилище этого бога, где вынуждены среди руин провести ночь. Там им снятся сны, которые дают подсказку о дальнейшем пути. Сон Василия очень насыщен: он берет интервью у античного философа Элия Аристида, который лечился в этом асклепейоне. На прощание философ дарит Василию статуэтку Аполлона с часами, которые показывают время 11.48 (как выяснилось позже, это – обозначение пеленга на истинное место обитания бессмертной медузы, но герои игнорируют эту наводящую идею).
    Истолковав по-иному свои сны, они приходят к выводу: следует идти на Священный остров Делос в Эгейском море – родину Аполлона, исходя из того, что во сне Аристид подарил статуэтку этого бога.   
   Снявшись с якоря, они берут курс на этот остров. В морской акватории возле острова поймать медузу не удается. В расстроенных чувствах герои посещают остров и знакомятся с удивительными античными артефактами. Там, среди руин, Василий вдруг замечает странный символ-знак в виде мозаики на полу античного дома – треугольник, увенчанный «усиками-антеннами», один из углов которого устремлен точно на запад. Он решает, что это указание на их дальнейший маршрут.
   Выясняется, что это Долина Храмов на острове Сицилия. Яхта совершает длительный переход по Средиземному морю. Герои проводят дни в беседах на философские темы, затрагивают вопросы отношений мужчины и женщины. Василий нараспев произносит отрывки из «Одиссеи» на древнегреческом языке. Виктория удивляет его прекрасным знанием русской литературы: к этому предмету ей привила любовь  бабушка-филолог. Снова случается приступ эксгибиционизма.
  В Долине Храмов посещают полуразрушенные древние храмы, сравнимые с таковыми на острове Делос. Визит в городок Агридженто – родину греческого философа Эмпедокла – заканчивается у Виктории приступом эксгибиционизма. Вернувшись на яхту, герой посвящает Викторию в учение Эмпедокла, придав ему фантасмагорический образ, и пытается доказать, что идеи философа близки к их «проекту» по обретению бессмертия. Попытка обнаружить медузу у берегов Сицилии заканчивается безрезультатно. Герои очень расстроены.
   Виктории снится сон о голубоглазом ангеле на кладбище. Василий сразу же вспоминает  кладбище, которое он посещал в молодости  – кладбище Стальено в Генуе, где скульпторы XIX века гениально выразили идею борьбы Эроса и Танатоса, т. е. вечного круговорота жизни и смерти. Именно там находится знаменитая скульптура Монтеверди «Ангел воскресения».  Решают, что это подсказка свыше, и берут курс на Геную.
   По пути у Виктории снова случается приступ эксгибиционизма.  Василий сожалеет, что в его аптечке отсутствует гомеопатическое лекарство для этого случая. Тогда он решается на другой лечебный метод:  предлагает Виктории роль обнаженной натурщицы и делает эскиз картины «Виктория, пьющая эликсир бессмертия». Он полагает, что таким образом у нее исчезнет страх перед мужчинами, толкающий ее подсознательно в приступам.
  В связи с надвигающимся штормом герои заходят в итальянский порт Аччароли, где знакомятся с американским ученым, изучающим феномен долголетия жителей этого городка.
   Наконец на горизонте  –  порт Генуя. Попытка поймать в здешних водах медузу не приносит результата. Герои посещают кладбище, которое вызывает у них неподдельный восторг. Ходят-бродят  меж  уникальных скульптур-надгробий и комментируют их. Покидая кладбище, обращают внимание на часы над его входной  аркой – они показывают время 11. 40.   
   Василий вспоминает показания часов в навеянном сном видении в Пергамском асклепейоне, и его осеняет: не означают ли эти два показания часов пеленги? Прибыв на яхту, он прокладывает на карте соответствующие показаниям часов пеленги – они пересекаются в бухте Вильфранш  на Лазурном Берегу. Его охватывает сумасшедшая уверенность, что именно там водится бессмертная медуза. Виктория вдруг спрашивает, зачем он взял с собой книгу «Так говорил Заратустра» Ницше? Василий ликует: это еще одно мистическое подтверждение правильности пути: в тех краях Ницше размышлял об идее «вечного возвращения».
  Герои спешно покидают Геную. После прибытия в указанную бухту, сразу приступают  к ловле медузы. Вскоре в сетях трала обнаруживают это бессмертное существо.
   Василий удивляется, как чудесно проявилась «мистическая логика», связанная с интуитивным подбором трех книг.  Мысль в трактате Аристотеля задала исходный пункт поисков медузы, собрание речей Аристида навеяло сновидение, указывающее на дальнейший путь, а сочинение Ницше подтвердило искомое место.
   Для того чтобы убедиться в достоверности своего открытия, на берегу бухты они посещают лабораторию, где изучают медуз этого региона. Сотрудник  лаборатории подтверждает верность их предположения.  Виктория чуть не подпадает под чары галантного француза.
  Вернувшись на яхту, герои с энтузиазмом принимаются за ловлю бессмертной медузы и изготовление из нее лекарства по гомеопатической методике. Василий полагает, что как только организм Виктории начнет омолаживаться,  прогерия будет исчезать.
   В честь этого события, героиня в восторге срывает с себя одежды и предлагает провести  «ночь любви» – пожилой герой не может устоять ее напору.
   В свою очередь, Василий предлагает Виктории – знатоку русской литературы –  отметить поимку медузы экскурсией по «старороссийскому» Лазурному Берегу, где проводили время жизни или нашли себе последний приют многие деятели «старороссийской» культуры. Сцены знакомств с этими людьми герои представляют как реальные события прошлого (герои попадают в прошлое и общаются с ушедшими из жизни персонажами), поскольку, начав принимать приготовленное лекарство  из бессмертной медузы, они сталкиваются с удивительным «побочным эффектом»: возможностью возвращаться в прошлое. Стоит им вообразить перед собой желаемый исторический персонаж, как он реально появляется перед ними.
     Они поселяются в гостинице «Оазис» в Ницце, где в свое время останавливались Чехов и Ленин. Обнаруживается интересная параллель между этими двумя общественными деятелями по вопросу просвещения в России. Явившийся перед героями Чехов предлагает подтягивать непросвещенную массу вверх к горстке  интеллектуалов, Ленин же высказывает другую идею: интеллектуалов изгнать из страны, а безграмотный народ научить читать и писать до того уровня, чтобы он понимал пролетарские лозунги, и не более того.
   Герои знакомятся с проживавшими здесь в одно время с Чеховым писателями  В. Немировичем-Данченко и И. Потапенко. Совершают прогулку по Английской набережной, где когда-то погибла жена Есенина Айседора Дункан. Подходят к мемориальной доске украинской художницы, автора знаменитого дневника, Марии Башкирцевой. Виктория обнаруживает параллель между своей жизнью и жизнь художницы, умершей в молодости. Явившаяся перед ней Мария утешает Викторию, Василий также разубеждает свою подругу в ложности такого сравнения. Героиня в омраченном состоянии сознания возвращается вместе с Василием в гостиницу.
   На следующий день посещают городок Ментону, где знакомятся с художником и вице-консулом Н. Юрасовым, художниками Н. Гриценко и К. Терешковичем, жившими и умершими здесь.
   Вернувшись в Ниццу, герои проходят мимо гостиницы «Виктория», где  останавливался  писатель П. Боборыкин. Название гостиницы завораживающе действует на Викторию. Происходит знакомство и беседа с писателем.
    Затем – посещение городка под Ниццей Больё-сюр-Мер, где закончил свои дни российский философ и драматург А. Сухово-Кобылин; герои поклоняются его праху на местном кладбище и случайно обнаруживают в городке виллу, в которой жил философ. Ведут беседу с Сухово-Кобылиным, высказывающим оригинальные философские идеи.
   Затем на центральной улице городка происходит посещение художественной мастерской Н. Рябушинского, где живописец показывает героям свои картины.
   И наконец, идут по улице, на которой стояла вилла социолога М. Ковалевского. Здесь торжествовала любовь между Максимом и Софьей Ковалевскими (однофамильцы), которая закончилась трагически: Софья умерла, не дожив до намеченного дня бракосочетания. Виктория беседует с Софьей о сущности любви, Василий с Максимом – о социологии.
  В один из дней герои посещают городок под Ниццей Кань-сюр-Мер, где проживали художники-эмигранты Б. Григорьев и Б. Смирнов. На местном кладбище им не удается разыскать их могилы. На вилле Григорьева «Борисэлла» идет беседа героев с художником о сущности русской натуры, выраженной в его картинах.
   Отсюда попутным автобусом герои добираются до городка Ванс, расположенным неподалеку. Они пытаются найти могилу украинского художника А. Грищенко, но вдруг неожиданно обнаруживают могилу российской танцовщицы И. Рубинштейн. Общепринято считать, что место ее захоронения неизвестно. Происходит увлекательная беседа с явившейся перед ними танцовщицей о ее жизни и  сущности танцевального искусства. Могилу А. Грищенко им помогает найти суровый смотритель кладбища. Явившийся героям художник рассказывает о новом методе в живописи, изобретенным им.
  Уставшие от напряженной экскурсии, герои решают посвятить один день отдыху в  Ницце. Виктория уходит за круасанами к завтраку, но вовремя не возвращается.    
   Решив приобрести обручальные кольца, она заходит в ювелирный магазин. Выйдя оттуда с покупкой, она идет по улице, и проезжающий мимо мотоциклист вырывает у нее из рук сумочку. Она начинает кричать, чем привлекает внимание полиции. Ее забирают в полицейский участок. Василий из гостиницы обзванивает полицейские участки и выясняет, где находится его подруга.
  Он забирает ее оттуда. Происходит резкое выяснение отношений в гостинице.
  Вечером, чтобы забыть случившееся, они отправляются на Английскую набережную.  Посещают бутики в знаменитой гостинице «Негреско», а затем ужинают в открытом ресторанчике. После трапезы Виктория решает искупаться в море, оставив на время Василия за столиком. Проходит более получаса, но она не появляется. Встревоженный Василий находит ее на пляже, танцующей в неприличном купальнике под латиноамериканскую музыку.
    Он выхватывает ее из улюлюкающего окружения зевак. Одежду купальщицы найти не могут, поскольку ее смыли волны.  В таком непристойном виде он ведет ее по ярко освещенным улицам города  в гостиницу. Вечер проводят в полном молчании.
   На следующие день герои посещают городок Грас, где многие годы жил И. Бунин. Знакомятся с тремя виллами, которые писатель арендовал в разное время жизни. На вилле «Жанет» перед героями появляются  Бунин с женой и своей любовницей Г. Кузнецовой, писатель Л. Зуров, влюбленный в жену Бунина, а также лесбиянка М. Степун, совратившая любовницу Бунина.      
    Навещают здесь, в Грасе, художественную мастерскую Т. Логиновой-Муравьевой, которая объясняет героям сущность абстракционизма.
    По пути в Канны заезжают в городок Мужен, где провел последние годы жизни украинский политик, философ и писатель В. Винниченко. Происходит беседа со знаменитым украинцем о сущности  его философской системы «конкордизма».
    Наконец – блистающие Канны. Герои оказываются на набережной возле Дворца фестивалей. Виктория торжественно дефилирует по его красной дорожке. Затем гуляют по улице Клемансо, где встречают В. Набокова с женой. Происходит занимательная беседа с писателем.
   Возвращаются в Ниццу и на следующий день навещают могилу Герцена на Замковой горе. Беседа с писателем сводится к философским темам, затрагивающим  смысл революций.
  После обеда происходит «случайная» встреча с философом М. Алдановым в сквере Моцарта. Философ разъясняет роль случая в жизни мира.
  Вечером на авеню Эмилия, возле дома  № 4, где жил  поэт Г. Адамович, происходит беседа с поэтом о значении поэзии в жизни человека.
    По завершению экскурсии герои  возвращаются на яхту и уходят на якорную стоянку в бухту. Виктория преподносит Василию сюрприз: смастерив себе костюм русалки, она бросается в воду и уплывает к соседней яхте. Французские яхтсмены возвращают беглянку.
   Герои совершают еще одну экскурсию:  поднимаются наверх к живописному городку Эз по «тропе Ницше» в знак благодарности философу за открытие идеи «вечного возвращения», выраженную им в книге «Так говорил Заратустра».  Затем посещают виллу «Керилос», построенную в античном стиле,  и виллу Э. Ротшильд.  Любуются таинственным изяществом японского сада, разбитого возле виллы. Виктория произносит экспромтом японский стих, напоминающий жанр танка, чем приводит Василия в восторг. «Керилос» воодушевляет Василия как знатока античной философии, вилла Э. Ротшильд – Викторию как юную девушку.
   На следующий день уезжают в Ментону, где неподалеку находится дворец Гримальди  – там происходит встреча с ученым и врачом С. Вороновым, который здесь проводил в свое время омоложение стареющих мужчин, пересаживая им яичники обезьян, надеясь таким образом даровать человечеству бессмертие.
   Вернувшись на яхту, герои прощаются с бухтой Вильфранш и берут курс на Балеарские острова, где решают отдохнуть перед возвращением в Одессу.
   По пути к ним во время шквала волна смывает за борт заготовленные лекарства из бессмертной медузы. Между героями возникает размолвка.
   Посещение города Пальма-де-Мальорка становится безрадостным. Василий отмечает во время прогулки по городу попавшиеся на глаза скульптуры-знаки, указывающие на необходимость возвращения в бухту Вильфранш для нового приготовления лекарства из бессмертной медузы. Виктория возражает на том основании, что лекарство уже подействовало, и ее болезнь – прогерия – отступила.
   Вечером рядом швартуется красивая яхта под черными парусами с названием «Ника» (греч. – «победа»). Василия настораживает нехорошая параллель с названием его яхты. Капитан прибывшей яхты приглашает героев на вечеринку – там уже вовсю гремит музыка. Василий отказывается. Виктория соглашается и уходит на чужую яхту. Ночью она тихо пробирается на свою яхту и оставляет записку: «Извините, я влюбилась. Возвращайтесь домой сами». Утром по причалу бродит рыжая кошка и исполняет призывную любовную песнь писклявым голосом младенца.
   Василий сам уходит на яхте в Марсель, где сдает ее в аренду в местном яхт-клубе, и уезжает к  жене, которая неподалеку в Провансе нянчит правнука. 
   Происходит напряженная беседа с женой, постепенно все же наступает примирение. Василий припеваючи живет в Провансе и пишет картины, одна из которых – «Виктория, пьющая эликсир бессмертия». Жену это произведение смущает.
   Через год ему звонит Виктория из Мальорки: жених ее бросил, старая болезнь вернулась. Она в отчаянии. Василий озадачен и обещает подумать, как ей помочь.
   Жена предлагает Василию вернуться с Викторией в бухту Вильфранш для заготовки новой партии лекарства: ведь девушка в беде.  Он возражает и заявляет, что если и идти на Мальорку, то  только вместе с ней. Жена неожиданно соглашается. Они прибывают в Марсель и готовят яхту к отходу. Попытка еще раз связаться с Викторией оказывается безуспешной.   
   Терзаемые тревожными предчувствиями, Василий с женой отправляются на Мальорку, а оттуда решают в любом случае (даже без Виктории) идти в бухту Вильфранш для заготовки лекарства из бессмертной медузы, рассчитывая, что на своем опыте они докажут возможность бессмертия человечества.
    Вот вам и «вечное возвращение»!


Рецензии