Узник Освенцима

Эту историю о странице из жизни дяди Васи я записал со слов моего отца. Дядя Вася - родной брат моей бабушки по матери Александры Васильевны, в девичестве Пройминой, Василий Васильевич Проймин. Всю жизнь он прожил в деревне Спас, под Вологдой. Жила там летом и бабушка, а мы, внуки, ежегодно всё лето напролет жили у неё, как у Христа за пазухой.

У отца и дяди Васи, когда им приходилось посидеть за столом, всегда находилось, о чем поговорить. Мне отец признавался, что дядя Вася - философ, и беседы с ним были увлекательны и порой неожиданны. Кроме диспутов на возвышенные темы, Василий Васильевич иногда вспоминал войну и свой плен.

Жена дяди Васи Александра Васильевна, была труженицей, держала корову, овец. Бабушка покупала молоко только у неё. Я с таркой каждый вечер ходил до Пройминых, ждал надоя, и еще парное, теплое молоко сразу переливалось в мою тару. Вкус его я помню до сих пор.

У них родилось 8 детей, 6 сыновей и 2 дочери. Все вышли в люди. До войны и после войны рождались дети. А что было в войну, я и хочу поведать вам, дорогие читатели.


Войну дядя Вася, тогда Василий, молодой солдат, встретил 22 июня 1941 года на западной границе СССР. И в этот же самый день вся рота попала в плен. Ни единого выстрела не сделал Василий, никого не убил. Настолько внезапно напал враг, что никто ничего не понял.

И оказался Василий в Освенциме.

Всю войну до освобождения концлагеря он был там.

Его оставили в живых из-за его крепкого телосложения. Работать в каменоломне. Каждому располагался ежедневный план выработки. Если кто падал без сил, расстреливали сразу и без разговоров.

Как там кормили, общеизвестно.

Инфекционные болезни косили многих и были частыми, никакой санитарии не было.

Не обошла эпидемия и Василия: брюшной тиф. Думал, всё. Но друзья, военнопленные убеждали Василия: ты только стой, делай вид, что ломом долбишь камни, а мы за тебя твою норму выполним.

И Василий держался изо всех сил. Выдержал, не упал.

Болезнь отступила, и Василий выжил благодаря поддержке товарищей.

Когда наши войска освободили Освенцим, всех пленных допрашивали, как они оказались в плену. Как водилось, их направляли на родину, но уже в советские концлагеря. Василию дали 5 лет лагерей.

Он и там выжил, вернулся домой и родил своих послевоенных детей.

И, вспоминая былое, на вопрос, где было тяжелее, в Освенциме или в советском лагере, он тихо отвечал: у немцев было легче.

Никогда дядя Вася не роптал на судьбу, никогда не терял надежды. Он был скромен, тих и мудр. Вечная ему память!


Рецензии
Здравствуйте, Дмитрий!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2019/09/14/1530 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   17.09.2019 09:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.