29. Махнуть рукой на прошлое

Вьюга за окном хозяйничала третьи сутки. В вентиляционной трубе на крыше, возникали такие сильные и странные звуки, словно великан соловей-разбойник, издевался над народом, заставляя затыкать уши и оглядываться по сторонам.
Пять минут назад, Георгий подходил к окну в прихожей и посмотрел на градусник, висевший на улице у стекла,  минус двадцать шесть градусов. Ветер сильный, вот как кусты смородины гнёт, ветки выпрямляясь, издавали резкий звук, который был слышен даже в доме, будто щёлканье тетивы и свист стрелы, вылетающей из гигантского лука.
За ночь перед крыльцом намело целый сугроб, ступеней видно не было, образовалась пологая горка от двери до тротуара.

Вот позавтракаю, подумал Георгий (он и сам, вслед за племянниками и Степаном, сам стал представляться людям, как Гриша), и пойду чистить. Интересно, получиться открыть калитку, или за ней тоже сугроб. Придётся перелезать через забор, как вчера. Хорошо, что вечером очистил за воротами и калиткой, а то сегодня вообще бы работал на «излом».

С утра у Надёжена, после вчерашней работы по расчистки снега, сильно болели плечи и руки. От этой боли он смог заснуть только после трёх часов. А в пять тридцать уже проснулся, полежал пятнадцать минут и подумал, а что вылёживать, всё равно не уснёт…
Громкий стук металла, хлопнула калитка, неужели с вечера не закрыл на засов, подумал Георгий.

Дверь в прихожую распахнулась, словно сказочный дед мороз, до пояса в снегу, в дом ввалился Веселов.
- Ты даже калитку на ночь не закрыл. Я еле отгрёб снег от калитки, специально с собой лопату брал, а то, думаю, как ты выберешься…

Георгий почувствовал, как по полу понесло холодом, сильный сквозняк. В котельной, для улучшения тяги постоянно было приоткрыто окно, а тут настежь входная дверь.
Несмотря на сильный мороз, Степан забыл закрыть за собой входную дверь, порыв ветра с громким стуком захлопнул, подтолкнув Степана на середину прихожей.

Ёркширский терьер Милка, её дети оставили до выходных, с лаем кинулась к диковинному гостю, который стягивал с ног огромные, по колена, лохматые унты, пошитые на Чукотке из шкуры волка.
Один их меховых чудовищ, наконец, соскочил с ноги Степана и упал прямо на Милку. Она взвизгнула от страха и кинулась за защитой к Георгию. Тот взял собачку на руки, а минисобака, стала с остервенением облаивать гостя и его чудовищные унты.
- Успокойся, Милочка, - ласково обратился к собачке Степан, - не узнала, красавица?
Милка, потянулась к лицу Степана, успела лизнуть в его холодный нос. Потом вывернулась из рук Гриши, чуть не упала на пол, подошла к унтам, обошла вокруг и…
Написала на тот, который так напугал её.

- Ах, ты какая мстительная, - улыбаясь, констатировал Степан, - настоящий сторожевой пёс!

Сняв меховую куртку и повесив её на вешалку, Веселов, потирая замёрзшие руки, обратился к Георгию:
- А ты знаешь про новое требование газовщиков?
- Какое ещё?
- Чтобы подключить газ к дому, нужно, чтобы у каждого дома был юридический адрес. Я звонил председателю нашего товарищества, он пояснил, что нужно ехать в Можайск, в центр «Мои документы» и написать там заявление.
Давай, завтракай, бери свидетельства о праве собственности на землю и дом, паспорт, «Снилс» и поедем, я свою машину уже прогрел. - Степан поморщился, вспомнив, что про отремонтированный бампер, замененную правую переднюю фару поворотника, отсутствие денег. - Хорошо, там ничего платить не нужно.
Ты знаешь, - продолжил Веселов, - в автомастерских, я встретил подполковника Кудлая, оказывается, он недавно переехал из Биробиджана в  деревню Шоколово.

Георгий вспомнил этого любвеобильного вечно молодящегося летчика. В 1995 году, когда вертолётный полк дислоцировался в Бабстово, Еврейской автономно области, Надёжену дежурный по части сообщил о чрезвычайном происшествии.
Кудлай, находясь в алкогольном опьянении, в городе Биробиджане, направляясь на такси к очередной любовнице, отказался платить таксисту, так как тот не подвёз его к подъезду дома. Таксист разозлился и отвез подполковника в дежурную часть УВД, куда и вызвали Надёжена.
Потом был суд офицерской чести, подполковника отправили в отставку…
- А ты же хотел машину отогнать на ремонт? – Спросил Георгий Степана. - Что у тебя с выхлопной? А с передним стеклом? Большая трещина?
- Позже, - поморщившись, ответил друг, - с нищетой справлюсь. Я вот вчера убедился, что я не один такой. Я задал себе вопрос, а почему капиталистическая стана против того, чтобы мы строили счастливые семьи?

Георгий переглянулся с Лидой, и вопросительно посмотрели на Степана, который с очень серьёзным выражением лица (даже без очередного анекдота) разъяснил:
- Мне ответил министр труда и соцзащиты Топилин, он сообщил об успехах его ведомства, заявив о снижении числа бедных в России на один миллион человек.
Получается, что осталось побороть бедность всего лишь двадцати миллионов человек.
Я вдруг почувствовал, что бедность гораздо ближе, чем мне казалось ранее. Получается, пусть оставшихся двадцать миллионов нищих продолжают жить в нищете? И ведь эта бедность  «держится» не первый год.
Но я, надеюсь, как и ты, на лучшее. Дурак - думкой богатеет…
Я давно тебя давно хотел спросить, а где часы, что подарил тебе Фидель Кастро?

Георгий с удивлением посмотрел на Степана.
Давно это было, капитан Надёжен был в командировке на острове Куба, обучал летчиков острова свободы управлять вертолётами и однажды, спас их вождя от очередного покушения.
Несколько раз, Надёжен доставлял  Кастро в отдаленные места острова и всегда удивлялся, почему Фидель носит на руке сразу двое часов.
В тот день, агенты ЦРУ США, организовали сотое, или двухсотое покушение. Их наёмники попытались захватить вертолёт, пока Фидель осматривал недавно отстроенный военный городок.
Георгий один отразил нападение и уничтожил пятерых диверсантов. Фидель, прибежавший вместе с бойцами на выручку, при всех, снял со своей руки очень редкие и дорогие часы и вручил их Надёжену.

- Я их достаю только двадцать третьего февраля, - Георгий улыбнулся, - любуюсь ими, и прячу…
Ты я чувствую, не завтракал, присаживайся за стол, у нас есть…
- Овсянка, - смеясь, перебил Степан.
- А вот и не угадал! У меня сейчас хоть и небольшой, а достаток. Будем, есть картошку с варёной индейкой и квашеной капустой. Ты ведь любишь квашеную капусту больше всех остальных солений.
- Достаток и мне хочется. А вот когда у русских был самый высокий уровень жизни, знаете

Лида, услышав вопрос, накрывая на стол, переглянулась с мужем:
- Мы только вчера вечером это обсуждали, Георгий как ты там говорил?
-  Это я почерпнул из книг и высказываний учёных. Наша страна переживала разные периоды. Войны, кризисы, неурожаи значительно снижали уровень жизни людей.
Хотя, быть сытым, одетым и способным немного сэкономить для многих из нас - уже достаток.
Непросто учёным было определить уровень жизни населения России до отмены крепостного права, так как сословные люди и основная масса населения сосуществовали в разных измерениях.
Более того, в стране, где к середине девятнадцатого столетия насчитывалось свыше тридцати четырёх процентов крепостных крестьян, по существу, не было прослойки среднего класса.
- Тем не менее, - стала дополнять Лида, -  по отзывам иностранцев можно узнать, когда простой русский народ жил в достатке.
Например, хорват Крижанич, описывая Россию времен Алексея Михайловича, отмечал большее богатство и более высокий уровень жизни населения Московской Руси семнадцатого века в сравнении с её ближайшими соседями - литовцами, поляками и шведами.
Крижанич признавал, что в Испании, Италии, Франции и Англии высшие классы по богатству превосходили российскую элиту, однако крестьяне и горожане «живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в тех пребогатых странах». С его слов, даже русские крестьяне и холопы носили рубахи, украшенные золотом и жемчугом, а ели они ржаной хлеб, рыбу и мясо.
- После петровских реформ, - Георгий уважительно посмотрел на жену, - жизнь простого населения стала хуже, однако, по отзывам современников, уровень жизни россиян всё равно был выше, чем во многих странах Западной Европы.
Проехавший через всю Сибирь французский путешественник Жильбер Ром писал, что сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата.
И он не преувеличивал.
Во время заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах наши офицеры были удивлены нищетой французского крестьянства по сравнению с русским.
Хорошо знавший русскую деревню Пушкин писал: «Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».
- А я читала свидетельство о России капитана английского флота Кокрейна, - Лида накладывала картофель в тарелки мужчин, - он побывал в России в 1824 году: «Положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии». Англичанин отмечал изобилие продуктов, которые «хороши и дешевы», а также «огромные стада» в обычных деревнях.
- Конец девятнадцатого века, - Георгий кивком поблагодарил Лиду, - был отмечен в России промышленным бумом, но, тем не менее, страна всё равно к тому времени заметно отставала от развитых стран Запада.
«Если сравнивать потребление у нас и в Европе, то средний размер его на душу составит в России четвертую или пятую часть того, что в других странах признается необходимым для обычного существования», - писал в 1899 году министр финансов России Сергей Витте.
- А академик РАН Александр Яковлев, - Лида улыбалась мужу, - был иного мнения о том периоде: «Господи! Какое же это было время! Россия развивалась невиданными темпами. Впервые за всю свою тысячелетнюю историю быстро становилась процветающей страной. Везде и всюду открывались школы. Страна была завалена продуктами питания, товарами потребления».
Средний уровень зарплаты в России на начало двадцатого века, по данным Вашингтонского бюро труда, колебался от десяти до двадцати пяти рублей в месяц.
Для сравнения: в США средняя ежемесячная зарплата достигала семидесяти одного рубля.
Американские данные лишь отчасти верны. Действительно, российские рабочие получали от двадцати до тридцати рублей в месяц, прислуга - от пяти до десяти рублей. Однако были и более высокооплачиваемые категории населения.
Профессиональные токари, слесари, бригадиры получали от пятидесяти до восьмидесяти рублей в месяц, учителя старших классов в гимназиях - от восьмидесяти до ста рублей, начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций имели месячные оклады от ста пятидесяти до трёхсот рублей. Доходы депутатов Государственной Думы составляли около трёхсот пятидесяти рублей, а высших чиновников – более одной тысячи рублей в месяц.
- А есть интересные, - Лида победно смотрела на мужчин, -  данные о тех ценах. Чтобы снимать в центре Москвы меблированную квартиру со свежим ремонтом, нужно было ежемесячно отдавать порядка ста - ста пятидесяти рублей, коморка на окраине города обходилась значительно дешевле - около пяти - семи рублей.
Батон черного хлеба весом в четыреста грамм стоил три копейки, килограмм простых макарон - двадцать копеек, литр молока - четырнадцать копеек, килограмм говядины - сорок пять копеек. Костюм -  8 рублей, рояль стоил двести рублей, автомобиль без дополнительной оснастки - две тысячи рублей.

Георгий встал из-за стола и театрально поклонился жене, потом сел, в своей тарелке порезал кусок мяса ножом, с аппетитом съел кусочек и продолжил:
- К середине второй пятилетки, на седьмом году индустриализации, СССР не только вышел на высокий уровень промышленного развития, но и смог относительно стабильно обеспечивать граждан всем необходимым.
В стране впервые в мире была ликвидирована безработица. К концу тридцатых годов последовал мощный рост потребления на душу населения. Инвестиционные вложения в государственное и кооперативное строительство увеличилось почти в два раза, хотя жилищная проблема продолжала оставаться актуальной. Например, в Москве норма на человека составляла чуть больше пяти квадратных метров, в провинции - ещё меньше.
Не всё было в порядке и с продовольственным обеспечением населения, особенно в малых городах и деревнях. После неурожая 1938 года во многих регионах страны пришлось ввести карточки на хлеб. Однако это не привело к страшному голоду и катастрофическим потерям.
«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее», - так заявил Сталин в 1935 году на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц.
- К середине тридцатых годов уровень жизни советских граждан заметно улучшился: выросла зарплата, а в магазинах заметно увеличился ассортимент товаров. - Лида положила добавку в тарелку Степана. - Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих на 1940 год составляла: в целом по народному хозяйству - триста тридцать один рубль, в промышленности - триста сорок один рубль, а инженерно-технические работники получали шестьсот девяносто шесть рублей, в строительстве – триста шестьдесят три и на транспорте – триста сорок восемь рублей.
Ниже, чем в других отраслях материального производства, оценивался труд работников совхозов и подсобных сельхозпредприятий - порядка двести двадцать рублей - ещё меньше получали низко квалифицированные кадры, например, вахтер зарабатывал около ста шестидесяти рублей.
Хотя тогда зарплаты вахтера хватало, чтобы обеспечить себе безбедное существование.
На начало сороковых годов черный хлеб стоил восемьдесят копеек, килограмм риса - пять рублей девяносто копеек, килограмм сахара  четыре рубля сорок пять копеек, килограмм растительного масла - четырнадцать рублей сорок копеек, за килограмм говядины отдавали одиннадцать рублей восемьдесят пять копеек.

Георгий поднялся и пошёл за чайником, вернулся к столу, стал разливать чай в чашки. Лиде в маленькую, себе и Степану в пол литровые широкие чашки. Чай они с другом любили.
Надёжен присел на своё место и, пододвинув Степану розетку с мёдом, продолжил:
- Пик уровня жизни в Советском Союзе пришёлся на брежневские времена. К средине шестидесятых годов страна окончательно преодолела последствия войны, доходы населения достигли устойчивого роста до десяти процентов в год и, по мнению экономистов, были самыми высокими в мире.
При этом цены, налоги, коммунальные и другие обязательные платежи и сборы постоянно снижались. Именно в эти годы советские граждане получили равный бесплатный доступ к образованию, здравоохранению и культуре, в порядке очереди все обеспечивались жильем, на полном содержании государства находились старики и дети, наконец, свои права обрели и жители деревни.

Минимальная зарплата по стране составляла семьдесят рублей. Однако подавляющее большинство советских граждан с высшим образованием свой трудовой путь начинали со ста пяти рублей в месяц.
Зарплаты врачей, учителей, инженеров после многолетнего стажа могли доходить до двухсот пятидесяти рублей, сравнительно высокие оклады были у военных и милиционеров.
Помнишь, - Георгий обратился к Степану, - мы с тобой в звании лейтенанта получали по двести восемьдесят рублей в месяц.
На 1985 год средняя зарплата в РСФСР соответствовала 199 рублям, по стране – ста пятидесяти рублям.
Обязательные месячные траты - оплата жилья, еды, транспорта, необходимых услуг - обычно не превышали пятидесяти процентов от зарплаты и позволяли советским гражданам серьезно экономить. Расходы на жильё всегда были относительно невелики.
- Да, - подтвердила Лида, - тогда квартплата колебалась от семи до пятнадцати рублей в месяц. На транспорт: пять копеек - поездка в автобусе и метро, четыре копейки - в троллейбусе, три копейки - в трамвае.
Даже если не учитывать единые проездные билеты, то за двадцать два рабочих дня поездки на работу на автобусе и метро обходились в месяц в четыре рубля сорок копеек.
Продовольственные товары тогда в СССР были доступные всем: три рубля пятьдесят копеек - за килограмм мяса, шестнадцать копеек - батон белого хлеба, от немногим более рубля - десяток яиц, тридцать шесть копеек - литр молока,

Степан встрепенулся:
- Бутылка водки до подорожаний – два рубля восемьдесят семь и три рубля шестьдесят две копейки.
- Их ты, алкашка, - засмеялся Георгий. - А ведь тогда, как сейчас пишут, в годы застоя по сравнению с довоенным временем уровень жизни населения страны, подрос.
- А теперь скажу и я, - начал Веселов. -  В 1998 году Россию постиг один из самых болезненных экономических кризисов.
Только к началу 2002 года страна смогла отойти от потрясения, а к две тысячи пятому перегнать докризисный уровень жизни.
Во многом высокие темпы роста экономики и благосостояния граждан объясняются рекордно высокими ценами на нефть - пик пришёлся на 2012 год. Хотя и тогда и сейчас «Газпром» не были «национальным достоянием». Доходы шли в карманы олигархов. Они вывозили много средств за границу, ничего не вкладывая в развитие страны.
По данным Росстата, средняя зарплата в России в 2000 году составила чуть больше двух тысяч рублей, в 2012 году она достигла двадцати шести тысяч рублей. Средняя зарплата в России за данный период увеличилась почти в двенадцать раз.
Цены в России с декабря 1999 года по декабрь 2011-го в среднем выросли только в четыре раза.
Мы тогда на среднюю зарплату могли приобрести товаров и услуг примерно в три раза больше, чем в 2000 году. - Степан обвел взглядом друзей. - Однако, несмотря на рост благосостояния, среднестатистическому россиянину конца двухтысячных годов, доход которого составлял двадцать три тысячи рублей в месяц, живущим с тот период повезло куда меньше, чем советскому человеку брежневской эпохи.
Около пяти тысяч рублей у россиянина уходило на оплату квартиры, расходы на транспорт, десять тысяч приходилось выкладывать за еду.
К тому же, медицина и образование, в большинстве своём, стали платными.
- Да, подтвердила Лида. - Президент холдинга «Финам»  Кочетков писал, что в СССР экономика по всем сегментам была лучше. По его словам, модель плановой экономики в СССР, при всех своих недостатках была работающей и относительно эффективной.
- А если сравнивать покупательскую способность наших граждан двухтысячных годов и его предка, жившего в эпоху Николая второго, можно только иронически улыбаться. - Григорий горько вздохнул. - Например, проехать в трамвае в начале двадцатого века москвич мог за пять копеек, в 2011 году цена такой поездки составляла двадцать пять рублей.
Учитель гимназии в дореволюционной России на свой оклад в сто рублей смог бы совершить две тысячи поездок, россиянин с зарплатой в двадцать три тысячи рублей - только девятьсот двадцать поездок.
Я вот вспомнил стихотворение нашего соседа Виноградова:

На прошлое нельзя махнуть рукой,
Упущенное будет беспокоить.
И не старайтесь прошлое забыть,
Оттуда тянется ведь к будущему нить.

А из неё связать так много надо,
И в будущем тогда всех ждёт награда.
Порвёшь ту нить, история прервётся,
В век каменный вновь человек вернётся.

А потому, нужно историю хранить,
Не переписывать, не рвать нам эту нить.
Клубок истории запутан иногда,
Но коль разрубишь, то придёт беда.

Усилию впустую пропадут,
Свет будущего и погаснет тут.


Рецензии