В горах моё сердце...

Аул назывался Уарзын.

Еще внизу, в районном центре, ему не советовали ехать сюда. Редактор местной газеты ткнул пальцем в чуть заметную точку на карте и сказал:
- Здесь живёт всего одна семья. Три или четыре человека, точно не знаю. Связи нет никакой, а недавно с гор сошел сель, повредив дорогу и линию электропередачи. Не думаю, что вы проедете туда даже на своей «Ниве».
Антону показалось, что он говорит об этом с какой-то гордостью, и именно это заставило его твердо сказать:
- Проеду!

И вот теперь, поздним вечером, Антон сидел в машине и всматривался в каменное нагромождение заборов и полуразрушенных домишек по обеим сторонам улицы, в которую он въехал после долгого и трудного пути. Он надеялся увидеть хотя бы малейший проблеск огня среди этого пугающего своим однообразием и заброшенностью узкого пространства, но вокруг было темно и тихо. Антон откинулся на спинку сидения и закрыл глаза.
А когда он вновь открыл их, то увидел вдалеке и вверху то, что так хотел увидеть: чуть заметный, мерцающий огонек.
Он завел машину и тронул ее с места. Огонек становился все ближе и ближе, и, наконец, Антон увидел прямо перед собой настоящий кирпичный дом с зелеными окошками, в одном из которых слабо теплился этот спасительный свет.
Он выключил мотор и огляделся. Свет фар освещал крохотную площадь на перекрестке двух улиц, посреди которой стояла водозаборная колонка. Из неё шумно выбивалась струя воды, стекавшая по жёлобу куда-то вниз к обрыву, начинавшемуся сразу за площадкой. . Антон уже хотел посигналить, но тут калитка распахнулась и из нее вышел высокий человек в шубе. В руке у него был керосиновый фонарь и, подняв его у себя над головой, человек коротко взглянул на Антона и сказал, ни о чём не спрашивая:
- Заходи…
Войдя во двор, они поднялись на просторную веранду, в широкие окна которой Антон увидел почти идиллическую картину: в небольшой комнате, склоняясь над столом, сидели юноша и красивая девушка и при свете керосиновой лампы листали какую-то толстую книгу. Когда он вошел, они встали и улыбнулись ему, как будто были давно с ним знакомы.
- Это мой сын Арсен и моя дочь Зарема, - сказал хозяин. - А меня зовут Заур.
- А я – Антон Зотов, фотожурналист из Москвы.
Он хотел еще рассказать, с какой целью приехал сюда и почему так поздно, но Заур прервал его:
- Садись за стол, Антон. Будем пить чай с пирогами.
Он сказал что-то по своему девушке, и она поспешно вышла из комнаты.
-А ты, Арсен, - обратился Заур к юноше, - достань из сарая брезент и накрой машину. Ночью будет холодно…
… Вскоре они сидели за столом, на который Зарема поставила большой чайник и горку дымящихся пирогов.
- По нашему обычаю ты должен испробовать три пирога: с сыром, с мясом и с ботвой свеклы. После чего ты обязательно будешь сильным, смелым и умным, - объяснил ему хозяин.
Первые два пирога были знакомы ему на вкус, но третий – с ботвой свеклы – Антон взял с опаской: о такой начинке для пирогов он даже не слышал. Но, к его удивлению, он показался ему самым вкусным. Это заметил даже Заур, сказав с широкой удовлетворенной улыбкой:
- Я вижу, что ты у себя в Москве таких пирогов не ел.
- Это вы угадали. Таких пирогов я не пробовал нигде.
- Не называй меня на «вы», пожалуйста. Если я, увидев тебя, сказал тебе «ты», значит, я считаю тебя своим другом.
- А тогда, Заур, скажи мне: почему ты так хорошо, почти без акцента говоришь по-русски?
- Все объясняется просто: я тридцать лет проработал в этом ауле учителем русского языка и литературы и двадцать из них – директором школы. Пять лет тому назад я лично повесил на ней замок и ушел на пенсию, потому что здесь не стало детей. Но свое дело я передал дочке, которая окончила педучилище и преподает в начальной школе соседнего аула, в пяти километрах от нас, где живет сейчас шесть семей.. Сколько сейчас учеников в твоей школе, Зарема?
- Трое, - печально ответила девушка.
- А в моей было сто тридцать, - гордо сказал Заур. – И один из них работает сейчас министром образования нашей республики. Но я не подаю ему руки при встрече, потому что он не может объяснить мне, что случилось у нас в стране и в моем ауле. Вот перед тобой сидит мой сын Арсен. Ты знаешь, что он без экзаменов поступил на компьютерный факультет университета в Ростове, потому что победил на олимпиаде в Лондоне? Но он бросил учебу, так как вырос в горах и не знает, что такое взятка, которую надо дать для того, чтобы сдать экзамен в университете. Теперь он трудится у меня старшим табунщиком, а на досуге занимается компьютерами. Они работают у него на каких-то хитрых батарейках при помощи мачты, которую построил сам… Однако, Антон, пора тебе и отдохнуть. Я думаю, у нас еще будет время для беседы. Зарема уже постелила тебе в комнате для гостей, да приснятся тебе в ней добрые сны…

Утром Антон проснулся от солнечного света, пробившегося сквозь узенькое окошко у изголовья. В доме было тихо, и он подумал, что хозяева еще спят, но когда вышел на веранду, то увидел в дворе Зарему, которая чистила щеткой пегую лошадку, понуро жевавшую пучок сена.
- Доброе утро! – сказала девушка, показавшаяся ему при утреннем свете еще более красивой, чем вчера. – Арсен сегодня пригнал из табуна эту красавицу. Она объезженная и очень добрая. Даже имя у нее ласковое, Ляля. Вы когда-нибудь ездили верхом?
- Всего один раз и очень неудачно. Меня пытались научить меня этому пастухи на Алтае. Но я оказался плохим учеником. Пришлось искать квадроцикл, чтобы подняться в горы.
- У нас такой техники нет, а чтобы сделать хорошие снимки, вам придется взобраться вот на ту вершину, где еще лежит снег. Вот отец и велел Арсену пригнать для вас эту лошадку. Я уверена, что теперь вы научитесь ездить верхом, потому что мой брат – лучший учитель джигитовки в наших краях.
- А вы будете сопровождать меня в этом походе?
- Конечно! Я расскажу вам о достопримечательностях этих мест, а брат будет следить, чтобы вы не упали с лошади, заслушавшись меня.
Сказав это, она звонко рассмеялась и хлопнула Лялю по крупу, после чего та ткнулась носом в её щеку и отошла в тень.
Завтракали они втроем. Заур, как ему сказали, еще затемно отправился в отару за барашком для обеденного шашлыка. А после завтрака и небольшого урока верховой езды для Антона они выехали в горы.
Антон ехал посередине, слева от него, прямо над обрывом, гарцевал на недавно объезженном жеребце Арсен, а слева привычно покачивалась в седле на белоснежной стройной лошадке Зарема.
Она рассказывала Антону об истории древних сторожевых и боевых башен и о своих знаменитых земляках.
- А что означает название вашего аула? – спросил ее Антон.
Зарема почему-то покраснела и ответила не сразу:
- Я лично перевожу его как Любовь. Хотя говорят, что здесь всегда жили очень приветливые люди, и это слово можно перевести просто как «любезность». Но я прочла однажды легенду о влюбленной паре, которая была разлучена злыми людьми. Они бежали в горы и поселились в этих местах в маленькой сакле, и у них было много детей. Так возник этот аул, который я называю Любовь.
Сказав это, она дернула поводья, и лошадка унесла её далеко вперед, на крутой взгорок, нависший над дорогой. Там она остановилась и махнула ему рукой, и Антон залюбовался этой картиной: тоненькая девушка в черном на белом коне. Ему захотелось сфотографировать ее, но пока он доставал камеру из сумки, она пришпорила лошадку и скрылась за поворотом дороги.
Вскоре они достигли высоты, с которой открывался прекрасный вид на горы, близлежащие аулы на их склонах и белые ленты рек далеко внизу. Несмотря на то, что Антон побывал уже и на Алтае, и в Альпах, такой красоты видеть ему еще не приходилось. Он принялся снимать эти прекрасные виды, забыв обо всем.
Назад возвращались молча. Арсен, уверившись, что Антону уже не нужна его опека, ускакал вперед, а они вдвоем медленно ехали рядом, считая лишним говорить о чем-либо.
И тут к Антону пришла мысль, с которой уснул вчера и вначале даже испугался её.
Но сейчас, совсем неожиданно, она вернулась к нему и заставила сказать:
- Зарема, а ты не хочешь переехать в Москву?
Девушка нахмурилась.
«Наверное, ей не понравилось, что я впервые назвал её на «ты». – подумал он
Но тут Зарема улыбнулась, словно обрадовавшись возможности называть его так же, и весело спросила:
- А что я там буду делать, ты мне не объяснишь?
- Работать в моем журнале. Ты прекрасно владеешь русским языком, а сегодня я заслушивался твоими рассказами об этих местах и убедился, что ты много знаешь. Одновременно будешь учиться заочно в университете. Я уверен, что из тебя получится отличный редактор, а в будущем и автор интересных очерков о достопримечательностях твоего края. И не только твоего. Ты будешь много путешествовать и увидишь красоту всего мира, о которой тебе захочется рассказать.
- А где я буду жить?
- Мы снимем для тебя квартиру, половину стоимости которой будет оплачивать издательство.
-В этих огромных ульях, которые вы называете домами? – засмеялась она.
- Если ты хочешь жить на земле, мы снимем для тебя домик в пригороде. Только оттуда будет трудно добираться на работу, и ты должна будешь вставать очень рано.
- К этому я привыкла. Но как-то неожиданно всё это…
- Подумай… Посоветуйся с отцом и сделай свой выбор. Зачем хоронить себя в этой глуши, работая в школе, где всего три ученика?.
И тут он заметил, как после его слов она вся напряглась, а лицо её закаменело. И белая лошадка под ней вдруг запрыгала и высоко задрала голову, оскалив зубы.
А Зарема ответила ему глухо и сурово:
- Хоронят, Антон, в темной могиле, в холоде и пустоте… А ты посмотри вокруг… Разве можно похоронить себя среди такой красоты и света?
Она вздыбила свою белоснежную лошадку и стремительно ускакала вниз …

Через неделю Антон вошел в свою московскую квартиру, огромную и пустую, и вдруг понял, что ему чего-то не хватает..
Чего-то главного в этой непростой жизни, которую совсем недавно он считал наполненной и счастливой...
«В горах моё сердце…» - неожиданно прозвучали в голове слова шотландского поэта, которого он любил.
«И тебе надо за ним вернуться, - подумал Антон. – Без сердца, говорят, не проживешь…»


Рецензии