До поры до времени

                Рассказ
                До поры до времени
Глава 1
                И все друзья были со мной
                До поры до времени…
                Был я не я, а кто-то другой
                До поры до времени…
                Группа « БумеR»

«У меня интровертированный тип характера. Я замкнута, оторвана от реальности. Люблю одиночество. И ещё – не могу притворяться, говорю правду в лицо. Со мной не хотят дружить. Не всем со мной хорошо.
Я считаю себя посредственным человеком. У меня нет никаких способностей. Все мне достается только благодаря труду. Хотела бы я обладать каким-нибудь талантом».
МАМА? Я читала и не верила своим глазам. После отъезда мамы прошёл один месяц. Не могу прийти в себя.   Так надолго она никогда не отлучалась из дома. Да и возраст.
А сегодня я решила прибраться в её кабинете, всё-таки месяц никто не заходил, наверное, пылища страшная.
Когда вошла в кабинет, я сразу же улыбнулась.  На меня смотрела смеющаяся мама с портрета во весь рост. А потом стало тревожно как-то. Чистота. Блестит всё. Обратила внимание на небольшого робота. Так вот в чем дело, почему она ни о чем не попросила. Управляемый робот! 
Я села на любимое кресло (моё и мамино). Мы все время спорили, кто будет сидеть там. Обычно выигрывала я. Смешно.  Подошла к письменному столу. Зачем-то открыла нижний ящик. В глаза бросилась странная обложка с моей фотографией. Решила открыть,  посмотреть -  и вот такой опус. В значении: вот это номер!
«Я человек. Я ученый. Я дочь. Я мама. Я  жена.  Сколько меня! Я не понимаю, что хочет жизнь от меня. Тычусь, как слепой кутенок. Но пока интуиция выручает».
Интуиция?! Знаменитый ученый, лауреат многих премий. Тычусь? Тут что-то не то. Надо разобраться.
В прошлом году у мамы был юбилей – 60 лет. Но выглядит она! Когда мои друзья приходят, удивляются, как  удается  маме, во-первых, так хорошо выглядеть, во-вторых, работать и заниматься спортом. Все знают мою маму ещё и как известную  лыжницу.  О! Эти бесконечные расспросы друзей! Я отвечала, что созданы гены интеллекта, «спортивные» гены. «Вы тоже можете участвовать во всевозможных экспериментах и быть такими же умными и здоровыми, как моя мама. И всё законно. Вспомните Указ», - убеждала я их. Я действительно верю, что это благодаря великим открытиям XXI века. Во всех научных сообщениях (а новостные объявления пестрели на всех домах): генетика нового уровня, управление ДНК, CRSP – механизм.
Я не так далека от этого, так как работаю с роботами в  Центре персональных услуг. В ЦПУ работать мне нравится, особенно люблю дни, когда привозят новых роботов. Но чем занимается моя мама, как теперь оказалось, я не знаю.
Отшвырнула в сердцах дневник мамы. Задумалась. Написано давно – в 2022 году.  Но я уже появилась. Прошло 20 лет. Что же случилось? Завтра схожу в Академию. Слишком много вопросов.

Глава 2

Но завтра я не пошла в Академию. Привезли роботов, маленьких, смешных таких, что я даже задерживалась на работе. Хорошо, что я работаю в сфере услуг практических, но этических. Роботы-няни, роботы-психологи, роботы-священники. А вот мой близкий друг работает в сфере развлечений. Он та-акое рассказывает.  Ему уже опротивело всё. Такие есть изощренные развлечения для некоторых людей! Приходится 3 месяца «обучать» роботов. Александр хочет уйти и к нам перейти. Правда, об этом он уже целый год твердит. Хотя… я никогда бы не привела к своему ребенку робота-няню. Но роботы-психологи просто чудо! Не раз обращалась к ним и я.
В Академию я пришла только через неделю.
 Вначале просто странным показалось это решение: ведь мама 2 раза в день отправляет свою голограммонику, которая рассказывает обо всем. Что беспокоиться? Но странный сон заставил вспомнить о своем решении.
Конечно, я не расспрашивала голограммонику о дневнике, да и саму маму вряд ли спрошу. Вертится в голове вечные слова «Я не люблю, когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо».   Что-то мне не по себе.

Первый сон, странный

Снилось мне много людей, все куда-то спешат, смотрят только под ноги.
И вдруг из толпы вышел невзрачный человечек и прошептал:
- Подумай о маме.

Я проснулась быстро. Мама?
Академия меня встретила, можно сказать, с распростертыми объятиями. Авторитет мамы как бы перешел и на меня. Мама очень любит меня и, я так думаю, много обо мне рассказывала. Меня знали как облупленную.
Немного удивились моему визиту, но волнение поняли. Ничего нового я не узнала. Завтра с мамой поговорим без лишних ушей.
После работы я  пришла в мамину квартиру, а в голове всё вертятся эти слова: «Подумай о маме». Я решила узнать о маминых изобретениях. Открыла поисковик, набрала «Красильникова Зинаида Петровна». И стала просвещаться.
Да, столько необычной информации вылилось на меня. Противоречивой. С одной стороны, эти гены, отвечающие за интеллект, болезни, настроение и еще много за что,  полезные и вредные. Особенно досталось маме от журналистов за ген KL-VS, так называемый ген интеллекта. Его научились синтезировать искусственно. Кто его достоин? А с другой стороны, кто будет это решать? После долгих лет непонимания (тут я  пожалела маму, когда вспомнила, какой она была 7 лет назад) академики пришли   на ученом совете к гениальному Указу. Так вот как он появился!
Документ назывался так: «Указ о добровольном избрании гена».
Читаю дальше. Опять в новостях негатив:
- Перепутали гены. Вместо гена интеллекта синтезировали ген глупости. Исправили сразу же. Но у человека отклонения начались. Скандал раздули невероятного размера.
- Отказались от киборгов. Создали полноценных роботов с биологическим мозгом, много десятков  миллиардов нейронов вживили, но эта было роковой ошибкой, так как стоило жизни многих людей. Эти полуживые роботы стали уничтожать без разбора людей.
Так вот почему  в нашем ЦПУ только роботы. Говорят, когда-то были киборги. Я удивлялась, почему их убрали из нашей системы. Теперь понимаю.
Сейчас, конечно, нет людей на нашей планете с задержкой интеллектуального развития. Ген интеллекта сделал своё дело.  Да и роботы – бесценные помощники. Но гены, изменяющие людей, синтетическая бактериальная клетка, способная  делиться и производить…
Всё, на сегодня хватит новостей. Надо с мамой поговорить. Голограммоника прилетела. Этот звук ни с каким другим не спутаешь. Вначале что-то жужжит, потом звенит, звук взрыва – и вот она голограммоника. Надо узнать, как там мама и в котором часу приедет.
Завтра утром, в 10.00, приезжает мама. Вот и поговорим. Я осталась у нее ночевать.

Глава 3

Третий год я живу отдельно от мамы. До сих пор не могу привыкнуть. Папа погиб, когда мне было 5 лет, поэтому мама значит для меня всё. Где-то далеко-далеко,  за пределами России,  живут мои бабушки. Они очень старенькие. К нам приехать, а тем более переехать не хотят. Однако они не одиноки. Другие, мои тети, смотрят за ними. Да, мама и папа давным-давно жили в провинции.
- Я всё знаю. Видела. Не оправдывайся. Я сама так же поступила. Любопытство движет людьми.  Откуда видела? Галактион передал с голограммоникой.
Да. Надо быть осторожней с этим роботом. У меня в распоряжении много роботов, но Галактион переплюнул моих.
- Мама, я не о дневнике. Мама, я прочитала о твоих открытиях и  достижениях. Мама, так нельзя…
- Вмешиваться в природу человека?
- Да.
Мама долго молчала. Я внимательно смотрела на меняющееся лицо мамы. Вначале на лице было столько выражений: от виноватого и задумчивого до испуганно-страдальческого. И вдруг совершенно бесстрастное выражение лица.
-Ты уже прочитала обо мне, какой я была в молодости….  Мне хотелось измениться. В далеких двадцатых было столько институтов и академий. Это сейчас одна Академия научных открытий. Я после института увлеклась идеей преобразования, нет, не так, усовершенствования человека.
- Да, я много прочитала о твоих «изобретениях». Это очень важно для науки. Но если человек здоров, занимается своим любимым делом. Живёт довольный. Зачем эти Указы? Зачем гены? Посмотрите! Кругом одни  интеллектуалы. Не понимаю…
- Поняла бы меня. Если родилась бы с отклонениями, как…
- Как кто?
Я увидела  во второй раз страшное выражение  лица. Первый раз, когда спросила про папу.  Никогда не забуду мамино лицо. И вот опять. Мне стало страшно. А может, не надо об этом думать? Просто пусть всё идет своим чередом? Мама что-то недоговаривает. Ну и ладно.
- Мама, можно мне приходить в Академию.
- Зачем?
- Я заинтересовалась темой клонирования.
- Клонирования? Почему клонирование? Ведь мы говорили с тобой только об искусственных органах, а не об искусственном человеке. Искусственные органы – это устройства для замены, постоянной или временной, определенного органа человека. Замена, дополнение различными генами – об этом мои исследования. Кстати, можешь почитать мою  научную статью «Эпигенетические условия». А клонирование? Деньги тратить на копии одних и тех же человеческих эмбрионов? Зачем? Да и результат непредсказуемый. Не получится такой же Эйнштейн!
- А плюрипотентные стволовые клетки?
- Откуда узнала?
- Мама!
- Да, понимаю. На каждом здании новости генетики, - мама задумчиво потерла лоб, - тогда ещё одну статью прочитай « Восстановление с помощью плюрипотентных стволовых клеток».
- Мама, я хочу в Академию!
 - Запретить не могу. Даже пропуск выпишу.
- Пропуск?
- Да.
- Но я без пропуска приходила в Академию.
- Когда?
- Когда ты была в командировке. А командировка ли это была, а мама?
- Завтра обо всём поговорим. Мне надо подготовиться. В Академию не ходи,- резко закончила наш разговор мама.
Мне страшно стало. Я боюсь завтрашнего разговора.

Глава 4

Почему мама не хочет, чтобы я  ходила в Академию? Она боится чего-то.
Надо тоже подготовиться к разговору.
В поисковик вбила вместо «клонирование» почему-то «киборги» и сразу же получила информацию довольно-таки любопытную:
«Характеристика кибoрга:
- cуточная потребность в энергии  - 8000 килокалорий;
- объемное цветовое зрение и слух реалистичные;
- аудильные, визуальные, тактильные ощущения встроены;
- не нуждается в перегрузке система обеспечения жизнедеятельности мозга…»
И еще 20 пунктов. Боже мой! Действительно киборги – это универсальные создания человека.
Ещё много информации о киборгах почерпнула из фильмов, нет не фантастических, а научных.
  Долго не могла уснуть. Тревога не утихала внутри меня. Только после четырех утра провалилась куда-то (странно: вверх - поднялась, правильней сказать).

Сон второй, оптимистический

Мне дали белоснежные крылья, а другу Александру - серые. Мы с ним взлетели на самый край огромного белого облака. Как мы там сидели долго, рассказывали друг другу небылицы, много смеялись. Затем полетели. Я сама себе весь сон твердила: «Такого не может быть! Какое облако, какой полет?»
Однако я летела, я чувствовала, как сжималось от страха сердце и падало  в пятки, как дух захватывало.
К нам присоединились люди с серыми, черными и белыми крыльями. Люди? Нет, мы не люди. Я не знаю, кто мы. Через полчаса полета белоснежные полетели в  одну сторону, чернокрылые – в другую. А вот серые пропали. Я везде искала маму. Но её не было ни в одной «стае».
Белоснежных было меньше всего. Мы прилетели на райский островок и долго не могли найти места подходящего. Опять полетели. Вдруг совсем  рядом слышу: шум летящих крыльев разрезает воздух, а  на ухо кто-то шепчет: «Берегись мамы». Я пытаюсь разглядеть говорящего, но не могу повернуть голову. Кто-то держит мою голову.

Проснулась от того, что крепко держала свою голову двумя руками.

Глава 5

Мама тихо открыла своим ключом дверь, вошла в кухню, начала хлопотать. Она думает, что я сплю. На кухне зажурчало, зашкворчало. Аппетитные запахи,  один за другим, просочились в спальню. Хватит притворяться.
- Доброе утро, мама. Так рано пришла и уже завтрак мне приготовила.
- Доброе утро, Виолетта. Надо подкрепиться. Разговор будет долгим и нелегким.
- Пойду в ванную, умоюсь.
Настроение мое ухудшилось, когда я увидела глаза мамы.
Она смотрела на меня, как на робота своего.
Целая гора  мяса, поджаренного, с ароматной корочкой. Съела быстро, как будто кто-то гнался за мной. Ещё бы такую сковороду.
- С древнейших времен, от Прометея до Франкенштейна, а сейчас сам бог велел (Господи, прости!), люди пытались создать человека другим, отличным от обычного, способом, не репродуктивным. А работа Пигмалиона? А  гомункул Парацельса? Гефест, Декарт, Гёте, Гофман…. Можно долго перечислять попытки людей. Ты мою мысль поняла?
- Да, мама, но причем тут ты и я?
- Когда за открытие плюрипотентных стволовых клеток получили Нобелевскую премию Яманака с Гёрдоном, я поняла: пришло и мое время. С 2006 по 2012 было столько открытий в области генетики, биологии, физиологии, что только ленивый не взялся бы за создание искусственных органов для человека.
- Да я читала о твоих открытиях! – вскрикнула я.
Почему-то показалось, что мама хочет хвастаться результатами своих исследований.
- Хорошо. Перейду к делу.  Раз ты уже начала вникать в дело, стала везде совать свой нос, то рано или поздно сама всё узнала бы. До поры до времени…  так вот. Когда погиб отец, - глаза мамины затуманились.
- Мама, мама, не надо, не вини себя. Это я захотела покататься с  папой. Я виновата!
Мы обе плакали долго, затем молчали долго.
Я видела, как трудно маме продолжать разговор.
- Эта авария,-  голос мамы осекся.
Опять тишина, затем всхлипы.
- Отец скончался сразу. Он даже не понял, слава богу, не мучился. А ты… так хотела жить. Мы по кусочкам собирали тебя.  Не собрали. Начали искусственные органы, технические органы вживлять. Знаешь, получилось. Ты наш первый клон.
Сказала - и как будто мама ношу какую-то со спины свалила. Выпрямилась.
- Я клон?!
- Ну не совсем. Это секретная информация.
Мне теперь понятны стали восхищенные взгляды коллег и врачей. Что ни сделаю – буря эмоций. Что ни скажу – восклицания, одобрения, аплодисменты. Я поверила в себя. Считала себя совершенством.
- Мама, мама…
- Ты поймешь меня? Простишь?
- О чем ты, мама?! Мама, я многое не поняла. Но я чувствую, переживаю, вот – видишь, я плачу. Я понимаю тебя. Мама я не клон. Роботы, киборги, клоны – они же не чувствуют, как человек.
- Дочка…, да дочка!  Какие роботы, вот киборги…
- Что киборги?
- Киборги чувствуют всё. Биологический материал. Когда ученые поняли, что могут киборги, то утилизировали всю биомассу.
- А я? Тоже опасна?
- Нет…
- Нет?
- Нам хорошо живется с роботами, выполняющими трудную и непосильную для человека  работу. Киборги – это другое. Знаешь, скольких я повидала. Есть киборги намного лучше людей. Есть люди-роботы: бегут, суетятся, открывают в себе какие-то мании, не замечают других или отказывают себе во всем. Не важно, сколько в тебе силикона, металла или синтетических хромосом с геномом. Важно другое: человек не запрограммирован, он не знает будущего, человек может поменять планы, сойти с дороги… Киборг не может поменять программу.
- Мама, а ведь я ем человеческую пищу. А киборги не могут, они не едят.
- Это миф. Киборги усваивают любую органику. И могут обходиться человеческой пищей. Только у киборгов высокие энергетические затраты. Разве не говорили тебе, что ты много ешь и не полнеешь.
- Да, мне все завидовали. А я говорила, что такая конституция. В каком-то старом фильме я такое слышала.
- Киборгу надо много есть и очень-очень калорийную  пищу.
- Мама, а я?
- Не  тревожься. Именно по этому поводу была конференция, а после конференции ученый совет.
- Что решили? Как мне жить, мама?
- Поселят тебя отдельно от всех. Ты будешь жить в  довольстве.
И тихо добавила:
- Зачем полезла в дневник? Зачем сходила в Академию? Всё же было хорошо.
- До поры  до времени…
- Что? Доченька, я всегда буду с тобой! Ведь у меня никого нет, кроме тебя. После аварии…
- Зачем не дала умереть? Я твой подопытный кролик!
- Нельзя так говорить!
- Потому что я киборг?
- Я два года жила в больнице, жива была  только тобой, а потом ещё два года в Академии. Я делала, что могла.
-   До поры до времени…
- Что ты повторяешь всё время эти слова?
- Фразеологизм. «Богом  храня, жив ещё я до поры до времени» - спела я. А когда я умру? Способности к воспроизводству у меня нет. У тебя никогда не будет внуков.
- Не будет внуков,- как эхо повторила мама,  помолчала, - сейчас никто не удивляется технике, встроенной в тело человека (ну, чтобы улучшить слух, зрение, способность двигаться). Люди с техническими частями (усовершенствованными) давно уже живут среди нас.
  Я устала. На что намекает мама?
- Значит, судя по дневнику,  и ты киборг?
Я это выкрикнула прямо в лицо маме.
Мама разозлилась и тоже закричала:
- Да! Да! Да!
- Мама, уйди. Мне надо отдохнуть. Мозг вот-вот взорвется.
- Только  дополнительное программное обеспечение у меня.
- А как же риск смертельно опасного программного сбоя?
- Самопрограммирование. Я универсальный киборг.
- Мама, а зачем тогда уничтожили других киборгов?
- Виолетта, ты рассуждаешь совсем как человек. Homo humanus.
- Так что случилось с киборгами? Я в новостной колонке прочитала, что их всех утилизировали.
- Всех, да не всех. Это секретная информация.
- Как это?
- Хватит вопросы задавать.
- Инстинкт самосохранения.
- Не пори чушь. Решение ученого совета – преобразовать тебя в универсального киборга. Поживешь какое-то время в лаборатории. А потом всё будет по-прежнему.
- Мама, по-прежнему не будет.
- До поры до времени.
- Мама, а все знают, что ты киборг?
- Да никто не знает.
- Как это? А папа?
- Папа знал.
- А кто все «процедуры» проделывал? Как это происходило? Ты же не сама себе вживляла гены, эпигенетически перепрограммировала? Где эти люди?
- Это были киборги. Затем программу другую им запускала.
- А папа?
- Папа смирился, да и он помогал мне.
- До поры до времени?
- До поры до времени. Мне пора в Академию. Завтра договорим. Многое решим.
-Мама, без людей не обошлось, мама, не ври мне!
- Всё, что мне нужно, я узнала.
- Мама! Как ты можешь?  Я пошла одеваться. Мне пора в ЦПУ.
Но мне очень страшно. Однако нельзя опаздывать на работу.
Зинаида Петровна достала из кейса приборы - и начался процесс перепрограммирования дочери. Третий раз за 20 лет.
«Надеюсь, что в последний раз», - подумала Зинаида Петровна.

                ***
 Мне так хорошо, спокойно. Как я люблю маму!
- Мама, проводи меня на работу. А то опоздаю. А папа пусть приедет за мной вечером. Я тебя люблю, мама!
- До поры до времени... Ох, поторопилась я. Иди!
- Что до поры до времени? И куда ты поторопилась?
- Иди уже.
Зинаида Петровна не спеша открыла снова свой кейс.


Рецензии
Опасное увлечение - роботы. Понравился рассказ, и страшно, и почему-то внушает надежду. С уважением,

Анна Сивак   05.08.2020 20:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Согласна с Вами. Об этом я задумалась серьёзно, когда в 12 классе с учениками рассматривали тему "Киборги". И все размышления мои вошли в рассказ.К сожалению, его на конкурсе не отметили, но я на свою страницу всё равно поместила.
С уважением, Рашида.

Рашида Жогова   06.08.2020 18:54   Заявить о нарушении