Британский Самсон Ричард Бентли как апологет

"БРИТАНСКИЙ САМСОН": РИЧАРД БЕНТЛИ КАК АПОЛОГЕТ
Андрей Штерн

Ричард Бентли (1662-1742) - мыслитель, которого обычно не относят к наиболее значимым фигурам в Англии конца XVII - начала XVIII века.  Богослов, библеист, апологет и филолог, мастер Тринити-колледжа в Кембридже (в библиотеке которого ныне стоит его бюст), он был одним из первых серьезных исследователей античности в Англии, а также ведущим текстологом и  критиком своей эпохи.  Бентли всерьез интересовался астрономией и стал на этой почве оппонентом  сэра Исаака Ньютона (1). Бентли обычно приписывают создание исторической филологии и английской школы антиковедения, а также создание системы письменных вступительных экзаменов в западных университетах. Не менее, чем на родине, Бентли известен в Германии, где он считается основателем исторической филологии и предшественником собственной лучшей в мире школы изучения античности.
Биография Бентли довольно богата событиями и связана с множеством интереснейших фигур религиозной жизни Британии и Европы его великолепной эпохи, а потому чрезвычайно поучительна для ее понимания в целом. С другой стороны, он один из самых ярких деятелей, оставшихся в тени Просвещения и потому крайне интересных для оценки альтернатив ему. 

Начало пути

Бентли родился в Оултоне возле Лидса в западном Йоркшире, на севере Англии, в семье, склонной к пуританству. Его отец Томас Бентли занимался, видимо, торговлей, а дед, капитан парламентской армии Джеймс Бентли, был убит роялистами, оставив семью в стесненных обстоятельствах. Мать ученого была дочерью каменщика, но имела некоторое образование и смогла дать сыну первые уроки латыни. Юный Ричард посещал гимназию в соседнем Уэйкфилде, а в 1676 г. поступил в колледж св. Иоанна в Кембридже, где имел именную стипендию и в 1680 г. получил степень бакалавра, а через три года - магистра искусств.   
Как один из лучших выпускников Кембриджа Бентли был в 21 год назначен директором гимназии Сполдинга в Линкольншире. Вскоре, однако, Эдвард Стиллингфлит, декан собора св. Павла и богослов, склонный к арминианству, нанял Бентли в качестве наставника для своего сына, что позволило молодому человеку встретиться с выдающимися учеными, иметь доступ в лучшую частную библиотеку в Англии и познакомиться с одним из важнейших приходов страны. В течение шести лет работы в Лондоне Бентли систематически изучал греческих и латинских писателей, накапливая знания, которые он смог использовать позже.

Первые разработки

В 1689 г. Стиллингфлит стал епископом Вустера, а Бентли с его сыном отправился в Оксфорд в колледж Уодхэм. Здесь Бентли сработался с ведущими библеистами и филологами - своим покровителем Джоном Миллем, который в 1689-1691 гг. ввел Бентли в комментаторскую работу (2), Хэмфри Ходи, с которым он познакомился еще в 1684 г. (3) и астрономом Эдвардом Бернардом (4), работал в Колледже Тела Христова, Бодлеанской библиотеке и других крупнейших книгохранилищах Англии с рукописями, включая корпус фрагментов греческих поэтов, а также начал издание греческих лексикографов. В это время 27-летний ученый выполнил свою первую серьезную работу. Когда Оксфорд собирался опубликовать уникальную греческую рукопись из Бодлеанской библиотеки - всемирную историю Иоанна Малала Антиохийского (начало VII в. по Р.Х.), Милль попросил Бентли просмотреть ее и сделать замечания по тексту. В итоге Бентли написал «Epistola ad Johannem Millium» - примерно 100-страничную разработку, приложенную к изданию рукописи, вышедшему в 1691 г. Этот короткий трактат позволил Бентли опередить всех живших тогда английских ученых. Легкость, с которой он восстанавливал испорченные отрывки, уверенность в правильности предлагаемых исправлений и безупречное владение материалом сочетались у Бентли с легким стилем, совершенно отличным от тщательного и кропотливого изучения у Ходи, Милля или хорошо известного в этих кругах Эдмунда Чилмида (5). Хотя круг античников-и тем более византинистов-профессионалов в Англии был еще невелик, коллеги быстро разглядели восходящую звезду науки.
В 1690 г. Бентли принял сан диакона. Два года спустя он был назначен первым лектором Бойля, и это назначение было повторено в 1694 г.; от третьего назначения еще через год   он отказался, поскольку участвовал во многих других мероприятиях. В первой серии лекций по опровержению атеизма (так же была озаглавлена его вышедшая в 1692 г. первая апологетическая брошюра) он попытался представить в популярной форме получавшую все больший резонанс физику Ньютона и выработать на ее основе  доказательство существования разумного Создателя, особенно против Т.Гоббса и, видимо, Д.Ванини. Продолжение этих лекций, прочитанное в 1694 г., опубликовано не было и, по-видимому, его подготовительная рукопись утрачена; тем не менее годом раньше вышла серия проповедей "Неразумие атеизма", прочитанных в знаменитой лондонской церкви св.Мартина "на полях" . Интересно, что когда Бентли уже работал в Кембридже, Сэмюэл Кларк также прочел Бойлевские лекции против атеизма, по результатам которых опубликовал две книги - "Демонстрацию бытия и атрибутов Бога" (1704) и "Рассуждения о естественной религии" (1705). К этой же великолепной традиции относится "Физико-теология" Уильяма Дерхема (1712), а также примыкает трактат кембриджского биолога и натурфилософа Джона Рея (1627-1705) "Мудрость Божия, явленная в делах творения" (1691), хотя он и не читал собственно Бойлевских лекций.
В 1692 г. Бентли вступил в  свою знаменитую переписку с Ньютоном,, который тогда жил и работал в Тринити-колледже в Кембридже. После того как Ньютон сформулировал свой закон тяготения, Бентли заметил в письме, что если все звезды притягиваются друг к другу гравитацией, то они должны коллапсировать в одну точку. Если каждая звезда будет притягиваться к каждой другой, то они не смогут оставаться неподвижными, на постоянном расстоянии друг от друга, но должны все вместе падать в какую-то центральную точку и в итоге "слипаться". Ньютон разрешил парадокс, утверждая, что Бог предотвращает гравитационный коллапс, делая "постоянные мелкие поправки". Хотя объяснение Ньютона критиковалось с космологической точки зрения, парадокс Бентли мог оказаться причиной "большого хруста", противоположного феномену Большого Взрыва Эта переписка была одним из последних памятников эпохи, когда гуманитарии и естественники еще могли общаться друг с другом практически на равных (6).

На вершине карьеры

В том же 1692 г.  Бентли был рукоположен и получил должность пребендария Вустерского собора. Через год в Лондоне освободилось место куратора королевской библиотеки, и друзья Бентли попытались выхлопотать для него эту должность, но их влияния не хватило. Новый библиотекарь, мистер Тинн, подал в отставку в пользу Бентли при условии получения от него ежегодного сбора, составлявшего 130 фунтов из 200 назначенных на годовое жалованье. Одновременно Кембриджский университет поручил Бентли приобрести греческие и латинские шрифты для издания классики в оригинале; он закупил их в Нидерландах.
В начале 1694 г. Бентли разработал план издания литературного журнала "Филострат", однако в дальнейшем предоставил его Готфриду Олеарию; он немного помогал также писателю и антиквару Джону Ивлину в его "Нумизмате". Он вел обширную ученую переписку, в которой популяризировал свои довольно спорные открытия; так, в письме к Джошуа Барнсу (7) он сообщил о заподозренной им подложности "Посланий" Еврипида, которые он тем не менее напечатал. В эти годы труды Бентли получили резонанс и на континенте: работавший тогда в Утрехте немецкий филолог кальвинист  Иоганн Гревий, которому Бентли послал подобранную им хрестоматию Цицерона,  посвятил ему предисловие к одной из публикаций, а затем использовал материалы Бентли в своем вышедшем в 1697 г. "Каллимакусе" (8). 
В 1695 г. Бентли получил должность королевского капеллана и одновременно бенефицию в селе Хартлбери. В том же году он был избран членом Королевского общества, а в 1696 г. получил степень доктора богословия и официальные апартаменты во дворце Сент-Джеймс. Первой заботой Бентли стала королевская библиотека в загородном Эшбернхем-хаусе, которую он должен был привести в порядок и восстановить из ветхого состояния. Вскоре случился крупный конфуз, когда Бентли убедил графа Мальборо попросить дополнительные комнаты во дворце для книг. Это было выполнено, но граф стал использовать эти помещения для личных целей, а издатели обманули Бентли, когда более 1000 заказанных им томов были куплены за счет казны, но не доставлены!
 В 1697 г. филолог Уильям Уоттон (9), собиравшийся переиздать свой трактат "Размышления о древней и новой учености", попросил Бентли написать статью, разоблачающую ложность "Посланий Фалариса", к тому времени уже долго являвшихся предметом ожесточенной академической полемики. Чарльз Бойл (10), ведущий редактор Оксфорда и покровитель наук, двумя годами раньше уже поссорившийся с Бентли, пытаясь получить в королевской библиотеке рукопись, которую тот готовил к изданию, начал скандал и написал ответ, который был принят читающей публикой, хотя его позже раскритиковали за поверхностный подход. Тем не менее спрос на эту книгу требовал от Бентли реакции, и в результате он в 1699 г. выпустил исследование о посланиях Фалариса - свою главную работу по античности. Хотя его выводы были признаны не сразу, еще при жизни Бентли эта работа безоговорочно подтвердила его научную добросовестность и честную репутацию. Есть основания думать, что спор Бентли с Уоттоном вызвал к жизни "Битву книг" Джонатана Свифта, хотя обычно считается, что эту сатиру спровоцировал французский "спор о древних и новых".
В 1701 г. 39-летний Бентли женился на образованной небогатой дворянке Джонанне Бернард, дочери сэра Джона Бернарда, баронета из Хантингдоншира. У супругов было трое детей: Ричард Бентли-младший (1708-1782), драматург и художник, и две дочери, одна из которых, также Джоанна, в 1728 г. вышла замуж за Денисона Камберленда, будущего епископа Церкви Ирландии; ее сыном и внуком ученого стал писатель и драматург Ричард Камберленд (1732-1811). 

В Тринити-колледже

В 1700 г. комиссия церковного патронажа рекомендовала Бентли короне для руководства Тринити-колледжем в Кембридже. Эта его деятельность считается наиболее неоднозначной. К моменту ее начала Бентли был зрелым ученым с полностью сложившимися взглядами, в дальнейшем существенно не изменившимися, и обладал   некоторым организаторским опытом, уже показавшим его способности. Прибыв в Кембридж, он сразу приступил к реформам в администрации колледжа, начал реконструкцию зданий и использовал свой авторитет для внедрения изменений в учебных программах.  Английский математик У.Раус Болл приписывает Бентли создание письменных вступительных экзаменов на Западе в 1702 г.; все экзамены до этого были устными (11).
Во время своего руководства Тринити-колледжем Бентли продолжал научные занятия, хотя публиковал сравнительно немного. В 1709 г. он внес критические дополнения к изданию Джоном Дэвисом (12) "Тускуланских бесед" Цицерона, через год опубликовал свои комментарии к пьесам Аристофана и фрагментам Менандра и Филимона, а в 1712 г. под псевдонимом "Phileleutherus Lipsiensis" (как и в предыдущей работе) выпустил "Замечания к беседе о свободомыслии" - ответ деисту Энтони Коллинзу, с которым чуть раньше полемизировал Кларк (13).  Университет поблагодарил Бентли за эту работу в защиту Церкви Англии (по сути же - общехристианских принципов), особенно актуальную на фоне наступления деизма и споров о Троице.
В 1713 г. Бентли пришлось защищать выполненное его учителем Джоном Миллем критическое издание Нового Завета от нападок со стороны Коллинза и особенно арминианина Дэниела Уитби (1638-1726) (14), в своей "Проверке новозаветных чтений Джона Милля" (1710) педалировавшего все недостатки этой огромной работы. В этих спорах, в том числе в довольно резком ответе на "Рассуждение о свободомыслии" Коллинза, Бентли использовал свой авторитет филолога-классика для решения благодарной задачи - доказать, что новозаветный текст изучен лучше большинства античных. Бентли также изучал и переводил Теренция и Горация и внес около 700 исправлений разночтений в библейских рукописях, хотя к началу ХХ в. часть из них была раскритикована. Определенный резонанс получила прочитанная им в 1715 г. "Проповедь о папстве".
 В то же время нехватка средств вынудила Бентли сократить университетские стипендии, вынудив недовольство студентов и части преподавателей.  После нескольких лет конфликта, не увенчавшегося успехом ни для одной из сторон, группа студентов обратилась с петицией к духовному куратору университета епископу Эли Джону Муру (15), который поддерживал Бентли материально и одно время даже прочил его на пост епископа Чичестера. Однако ответ Бентли в брошюре "Нынешнее состояние Тринити-колледжа" (1710) был довольно жестким, что испортило его отношения с Муром.  Тогда стипендиаты изменили свою петицию и обвинили Бентли в многочисленных нарушениях университетского устава. Бентли обратился непосредственно к короне, поддержав свое заявление посвящением одного из своих переводов Горация лорду-казначею Хартли. Королевские адвокаты, однако не поддержали ученого, и после рассмотрения дела в 1714 г. Бентли был смещен. Президент Королевского колледжа Дэвис, с которым Бентли разделял дружбу, счел его позицию неправомерной и не поддержал его. К этому времени истец епископ Мур умер, и процесс был прекращен, и хотя конфликт продолжался еще некоторое время, пока нововведения Бентли не были отменены, он смог восстановиться на своем посту.
В 1716 г. в письме к Уильяму Уэйку, архиепископу Кентерберийскому (16), Бентли объявил о своем плане подготовки критического издания Нового Завета. В течение следующих четырех лет при содействии приехавшего в Лондон и Кембридж швейцарского библеиста Иоганна Якоба Ветштайна (17) он собирал материалы для работы над этим амбициозным проектом. Проявив большой интерес к работе молодого швейцарца, Бентли, однако, убедил его вернуться во Францию, чтобы проанализировать хранившийся в Париже кодекс Ефрема, который вскоре окажется полезен британцам. В 1720 году Бентли опубликовал « Предложения о новом издании греческого Нового Завета» с примерами того, как он намеревался действовать. Бентли решил, сравнивая текст Вульгаты с рядом древнейших греческих рукописей, восстановить греческий текст, использовавшийся Церковью на момент Никейского собора. Основной рукописью для Бентли был Александрийский кодекс, который он считал "старейшим и лучшим в мире" (18). Помощь в этой масштабной работе оказывал друг Бентли филолог Джон Уокер (19), который с 1719 г. по его заданию работал над многими рукописями, в том числе в Париже с помощью игравшей тогда заметную роль Конгрегации св. Мавра. 
Публикацию труда Бентли поддержало много подписчиков, однако завершить его он не смог. В 1726 г. ученый , однако, издал "Басни" Федра и "Суждения" Публилия Сира.  В 1732 г. Бентли выпустил издание "Потерянного рая" Мильтона, посвященное принцессе Каролине Ансбахской и подвергшееся критике как самая слабая из его работ. Он предположил, что Мильтон нанял личного секретаря и редактора, которые были ответственны за канцелярские ошибки и интерполяции; неясно, верил ли он в это сам. Бентли также запланировал издание Гомера, которое он так и не опубликовал, но некоторые его рукописи и заметки на полях хранятся в Тринити-колледже.
В 1733 г. Тринити-колледж снова подал на Бентли в епископский суд в Эли (кафедру в это время занимал Томас Грин, попытавшийся давить на Бентли еще четырьмя годами ранее (20), обвинив его в недобросовестности при работе с рукописями. Дело было передано в палату лордов, и весной 1734 г. пожилому ученому по приговору епископа грозило позорное лишение должности. Устав колледжа требовал подписания приговора вице-мастером, принявший эту должность после отставки Джона Хэккета друг Бентли философ Ричард Уокер (21) отказался от этого, вдобавок публично поставив под сомнение право епископа отрешать главу колледжа от должности, и вскоре дело было прекращено. Тем не менее Бентли был вынужден окончательно сложить с себя полномочия.
Трудно вполне оценить сегодня общественную роль Бентли. В академическом мире Англии его нередко считали самонадеянным и конфликтным человеком с поверхностными знаниями, что отталкивало от него некоторых ученых, а также аристократов, тогда как более скромная верующая интеллигенция относилась к нему с восхищением. Тем не менее богослов и филолог-классик Джеймс Генри Монк , выпустивший в 1830-1833 гг. мощную 2-томную биографию ученого, счел придирки к нему малообоснованными (22). В 1892 г. Альфред Хаусман, считавший Бентли "величайшим ученым-гуманитарием, которого когда-либо вырастила Англия и даже Европа", подверг тем не менее в публичной лекции его литературное чутье резкой критике. "Нам нелегко понять Бентли, потому что мы не обладаем его авантюризмом. Есть некий аристократический замах в его твердой уверенности в себе, обернувшейся безвкусицей" (23).
В старости Бентли продолжал интенсивно читать и наслаждался обществом друзей и способных учеников, включая Ричарда Уокера, своих племянников Ричарда и Томаса, с которыми он обсуждал Библию и античную литературу. Последней и самой объемной его книгой стала "Защита естественной и Богооткровенной религии" (1737), в которой он включился в один из самых горячих споров эпохи, затронувший большинство конфессий и традиций англоязычного мира, а последней заметной публикацией - издание Марка Манилия в 1739 г.. 
После кончины супруги в 1740 г. Бентли умер в Кембридже от плеврита 14 июля 1742 года, оставив наследство в 5000 фунтов, несколько греческих рукописей, подаренных ему на Афоне и завещанных в библиотеку Тринити-колледжа, а также личное книжное собрание и рукописи, переданные племянникам и оставленные Ричардом Бентли-младшим в  той же библиотеке (позже часть его книг с пометками на полях попала в коллекцию Британского музея).

Влияние

Бентли был первым британским корифеем классической учености. До него, кроме юриста Джона Селдена, лишь пуританин Томас Гатейкер (24) и отчасти епископ Джон Пирсон, который скорее был патрологом (25) могли претендовать на такую эрудицию.  По сути он открыл целую эпоху библейской и текстуальной критики, которая в его творчестве достигла блеска. По словам Якоба Мали, "там, где до тех пор ученые выдвигали лишь свои предложения и предположения, Бентли, обладая неограниченной эрудицией в изучаемом материале, принимал решения" (26) из которых победа в споре о Фаларисе была, возможно, самой известной, но не самой значимой.. Будучи по существу автодидактом, он создал целый спектр отраслей науки, причем настолько опередив свое время, что большинство коллег не смогли аргументированно оспорить его достижения или проверить порой несколько эксцентричные и задиристые суждения. Нападки Александра Поупа, шотландского врача и сатирика Джона Арбутнота и других продемонстрировали лишь их неспособность оценить его работу, поскольку они рассматривали текстуальную критику как ненужный педантизм.  В университетской среде Англии, захваченной религиозными спорами эпохи, Бентли с его широтой интересов был явлением практически уникальным., но он добился авторитета и в Нидерландах. Письма Бентли Тиберию Гемстергейсу (27) по поводу его издания Юлия Поллукса сделали его одним из самых преданных сторонников Бентли, несмотря на богатейшую филологическую традицию "золотого века" самих Нидерландов .
На континенте еврейский мыслитель Якоб Бернайс (28) назвал Бентли "британским Самсоном". Даже если задачи, которые Бентли перед собой поставил, были не по силам одному человеку, он вдохновил целые поколения ученых на протяжении всего XVIII и даже частично XIX века.  Трудно даже перечислить британских античников, оказавшихся под его влиянием, таких, как Ричард Дауэс, Джереми Маркленд, Джон Тейлор, Джонатан Тоуп, Ричард Порсон, Томас Тирвитт, Питер Пол Добри, Томас Кидд и, наконец, упомянутый нами Монк. Хотя апологетические работы Бентли получили меньший резонанс, чем его текстуальные штудии, они также  заслуживают упоминания сегодня.
Дело Бентли и его коллег показывает, насколько велика была роль античности в англиканской мысли и почему это явление веками вызывало нарекания пуритан и их преемников. Вместе с тем уже его разногласия с Хоттоном показывают, что он гораздо больше многих интеллектуалов XVII - XVIII в. ценил уникальность христианства. Всю жизнь имея дело с разночтениями новозаветных текстов, Бентли высказывал идею, что если христианский мир выжил, несмотря на ошибки, значит, Откровение действительно сверхъестественно и контролируется промыслом. В эпоху, когда, по выражению Лесли Стивена, "деисты скрывались за репутацией комментаторов" (29), этот подход приобрел первостепенную роль. К тому моменту, когда Бентли достиг расцвета, неоарианство стало серьезной церковной и даже общественной проблемой и к нему в определенный период склонились даже такие серьезные библеисты, как Ветштайн. Не менее серьезными противниками христианского богословия в этот период выступили деисты, такие, как Энтони Коллинз, и спинозисты, прежде всего Джон Толанд. Все это потребовало выработать новый интеллектуальный инструментарий для ответа широкому и многообразному кругу антицерковных учений.
Легче всего сказать, что то, с чего начинает Бентли - это аргументы додарвиновской натурфилософской эпохи с ее созерцанием Бога в природе или концепции, на которых лежит налет платонизма как иерархической схемы превосходства души над телом; сложнее выяснить их место и функции в культуре. Объем и специализация наук, а также соотношение естественнонаучных и гуманитарных знаний в XVIII в., когда их объединяло богословие, отличались от нынешних: сегодня вряд ли кто-то способен освоить теологию, арабистику и астрономию так, как это сделал, скажем, Эдвард Бернард. В этом смысле сказать, что это была, видимо, последняя до сих пор эпоха масштабного синтеза, "время собирать камни".  Наш небольшой очерк и прилагаемая информация, возможно, впервые дадут представление о ней русскому читателю.

(1) Биографический обзор: Jebb R.C. Richard Bentley. N.Y.,1882, L.,1889; Monk J.H. The Life of Richard Bentley, 2 v. L.,1833 (в 1842 г. Монк также собрал и издал в Кембридже переписку Бентли); Haugen K.L. Richard Bentley: Poetry and Enlightenment.  Cambridge, MA - L.,2011; Mahly J. Richard Bentley, eine Biographie. Leipzig,1868; Bartholomew A.T., Clark J.W. Richard Bentley: A Bibliography of His Works. Cambridge,1908;  a также Sandys J.E. A History of Classical Scholarship, V.2. Cambridge,1908. P.401-410; Brink C.O.  English Classical Scholarship: Historical Reflections on Bentley, Porson and Housman. L.,2009.
(2) Джон Милль (1645-1707, не имеет никакого отношения к Д.С.Миллю (1806-1873) - английский богослов и библеист, автор критического оксфордского издания греческого Нового Завета (1707) с пометками о примерно 30000 разночтений в 100 новозаветных рукописях. Родился в Шапе возле Озерного края, в 1661 г. поступил в Королевский колледж в Оксфорде, который окончил со степенью магистра в 1669 г., выступив с панегириком на открытии Шелдонского театра. Был капелланом королевы и епископа Оксфорда, затем Карла II, в 1681-1685 гг.. священником в Блетчингтоне возле Оксфорда, с 1685 г. до конца жизни - ректором Сент-Эдмундс-Холла в Оксфорде, в 1704 г. назначен королевой Анной пребендарием в Кентербери.  Работы по критическому изданию НЗ, занявшие около 30 лет до самой смерти, предпринял под влиянием своего предшественника оксфордского епископа Джона Фелла (1625-1686), добавив к его греческому изданию 1675 г. большое количество исследований рукописей и сборники различных  чтений, хотя сирийским языком не владел (см. Sheehan H. The Enlightenment Bible: Translation, Scholarship, Culture. Princeton, 2005. P.45; Breshears J.D. Introduction To Bibliology. Eugene OR,2017. P.213-214); в целом эта работа считается в библеистике самой точной до Тишендорфа. Впервые заметил важность сопоставления Вульгаты с Александрийским кодексом, на что затем сделал упор Бентли. Подвергся обвинениям в фальсификации со стороны арминианина Дэниела Уитби (Whitby J. Examen Variantium Lectionis Ioannis Millii in Novum Testamentum. L.,1710) и деиста Энтони Коллинза. Последний получил ответ от Бентли (Phileleutherus lipsiensis), указавшего, что Милль не несет ответственности за разночтения и не раздувал их, вопреки также мнению Уитби, что "варианты Милля ничего не стоят", ибо "слишком зависят от правил, прилагаемых к простым текстам" (цит. по: Sharpe J.L.The Gentile Bias and other essays. Leiden,1980. P.106).  См. Fox A. John Mill and Richard Bentley: a Study of the Textual Criticism of the New Testament 1675-1729. Oxford,1954; Haugen K.L. Richard Bentley. P.81-82
(3) Хэмфри Ходи (1659-1707) - крупнейший англиканский библеист и историк, близок к латитудинариям (что вызвало подозрения кальвинистов). Родился в Одкомбе в Сомерсетшире, в 1676 г. поступил в Уодхем-колледж в Оксфорде, членом которого стал в 1685 г. При поддержке Бентли в 1684 г. оспаривал подлинность т.н. письма Аристея, считая его подлогом эллинизированных евреев для придания авторитета Септуагинте (Haugen K. Imaginary Correspondence: Epistolarу Rhetorucs and Hermeneutucs of Disbelief // Self-presentation and Social Identification: The Rhetoric and Pragmatics of Letter Writing in Early Modern Times. Ed. T. Van Houdt. Leuven,2002. P.125). Эта позиция была признана убедительной, хотя И.Воссий резко раскритиковал его в приложении к своему изданию Помпония Мела (см. Champion J.A. The Pillars of Priestcraft Shaken: The Church of England and its Enemies 1660-1730. Cambridge,1992. P.48-52).  В 1689 г. написал пролегомены к греческой хронике Иоанна Малала, изданной в Оксфорде трудами Бентли в 1691 г. С 1692 г. капеллан епископа Эдварда Стиллингфлита, а затем архиепископа Джона Тиллотсона, будучи назначен на эту должность за поддержку в споре правящей церковной партии с Генри Додуэллом о неприсягнувших. С 1698 г. профессор греческого языка в Оксфорде, с 1704 г. архидиакон Оксфорда. В 1701 г. опубликовал "Историю английских соборов", а в 1703 г. монументальный 4-томный латинский труд "Об оригинальных библейских текстах" (De Bibliorum textis originalibus), в который он включил пересмотр своей работы над Септуагинтой и опубликовал ответ Воссию. Работа "De Graecis Illustribus", которую он оставил в рукописи, была опубликована в 1742 году Сэмуэлом Джеббом, который приложил к ней латинскую биографию автора.
(4) Эдвард Бернард (1638-1697) - англиканский богослов, востоковед и астроном, профессор астрономии в Оксфорде в 1673-1691 гг. Родился в Полеспери в Нортхэмптоншире, образование получил в школе купца Тейлора и в колледже св. Иоанна в Оксфорде, где стал стипендиатом и окончил обучение со степенью магистра искусств в 1662 г.  В 1669 г. начал преподавать астрономию как заместитель Кристофера Рена, с 1673 г. профессор, университетский капеллан и член Королевского общества. В 1669 и 1689 гг.  посетил Нидерланды, где исследовал в Лейдене арабские работы по астрономии и рукописи И.Скалигера (хотя вывод Бернарда, что арабский астроном Х в. Ибн Юнис изобрел маятник Галилея, ныне оспорен), а затем приобрел на аукционе часть книжного собрания Я.Голия (см. Twells L. The Lives of Edward Pocock, V.1. L.,1816. P.291-292). В 1676-1679 гг. работал в Париже как наставник герцога Фицроя и приобрел обширные научные связи во Франции (П.Гюэ, П.Кене и др.), в 1680-е гг. отредактировал труды Иосифа Флавия (Hall M.B. Arabick Learning in the Correspondence of the Royal Society, 1660–1677 // The 'Arabick' Interest of the Natural Philosophers in 17th-Century England. Ed.G.A.Russell. Leiden,1994. P.154). Наблюдал комету 1680 г. и переписывался о ней с Дж.Флемстидом (Birkes J.L. John Flamsteed: the first Astronomer Royal at Greenwich. L.,1999. P.51-52). С 1691 г. ректор прихода Брайтуэлл возле Ипсвича. Получили известность также латинский "Трактат о древних мерах и весах" (1688), расширенный из приложения к трудам Э.Покока, таблица алфавитов Orbis eruditi (Oxford,1689), а также каталог важнейших рукописей в британских и ирландских библиотеках, составленный в 1697 г. вместе с Х.Уонли. Умер в Оксфорде, похоронен в колледже св. Иоанна. Латинская биография написана его другом Т.Смитом (1704). Большая часть книжного собрания и рукописей Бернарда поступила в Бодлианскую библиотеку. Переписка с Бентли опубликована: Museum Criticum: Or Cambridge Classical Researches. V.2. Cambridge,2012. P.533-559
(5) Эдмунд Чилмид (1610-1654) - английский писатель, античник и музыковед. Родился в Стоу-ин-Волд в Глостершире, в 1625 г. поступил в колледж Магдалины в Оксфорде, который окончил со степенью бакалавра в 1628 и магистра искусств в 1632 г.. Стал одним из капелланов Церкви Христа в Оксфорде, занимался библиотечными каталогами и нотными собраниями, в 1640 г. опубликовал (возможно, под влиянием Р.Бертона)  "Трактат о любовной меланхолии". В 1648 г. был уволен как роялист и в нужде переехал в Лондон, где стал сотрудничать с Т.Эсте в организации музыкального издательства и камерной музыки, а также собирал староанглийский фольклор. Переводил Прокопия Кесарийского, трактат Кампанеллы об испанской монархии, написал исследование "О музыке древних греков" (издано посмертно в 1672 г.), интересовался также византинистикой и иудаикой. Умер от пневмонии в Лондоне, похоронен  на кладбище св. Ботольфа.
(6) Clegg B. Before the Big Bang: The Prehistory of Our Universe. N.Y.,2011. P.32-35. Рой Портер прямо называет Бентли "протеже Ньютона" (Porter R. Enlightenment: Britain and the Creation of the Modern World. L.,2001. P.101). В связи с Ньютоном Бентли упоминает и В.И.Вернадский в работе "Проблема времени в современной науке" (1931) (Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.,2004. С.495). Насколько нам известно, это единственная ссылка на Бентли у русских философов и теоретиков науки. О месте Бентли среди лондонских коллег с их религиозным прочтением науки см. также: McCalla A. The Creationist Debate: The Encounter between the Bible and the Historical Mind. L.,2006. P.14-15).
(7) Джошуа Барнс (1654-1712) - английский филолог и писатель. Родился в Лондоне в купеческой семье, образование получил в Госпитале Христа и колледже Эммануила в Кембридже, где в 1695 г. стал профессором греческого языка и работал до конца жизни. Автор утопического романа "Герания, или Открытие малого народа, именуемого пигмеями" (1675), сочетавшего элементы экзотики и социальной сатиры и видимо, повлиявшего на "Путешествия Гулливера" Свифта, а также монументального трактата "История Эдуарда III" (1688). Издавал Еврипида (1694), Анакреона (1705) и Гомера (1711). С 1710 г. избран членом Королевского общества. Умер в Хемингфорде возле Кембриджа.
(8) Иоганн Георг Гревий (1632-1703) - немецкий историк и филолог-классик. Родился в Наумбурге в Саксонии, в юности изучал право (видимо, в Лейдене), однако после знакомства с И.Ф.Гроновиусом в Девентере оставил юриспруденцию и приступил к занятиям филологией под руководством Д.Хайнсиуса в Лейдене и реформатским богословием у Д.Блонделя в Амстердаме, под влиянием которого перешел из лютеранства в кальвинизм. В 1656 г. по приглашению курфюрста Бранденбургского занял кафедру риторики в Дуйсбурге, через два года сменил Гроновиуса в Девентере, а с 1662 г. переехал в Утрехт, где преподавал сначала риторику, а с 1667 г. и до конца жизни - историю и политику. Приобрел огромный общественный авторитет, с приходом Оранских к власти в Англии стал королевским историографом, пользовался уважением даже враждебного кальвинизму Людовика XIV. Важнейшие латинские труды - 12-томная "Сокровищница римских древностей" (1694-1699) и "Сокровищница древностей Италии", изданная посмертно и продолженная Питером Бурманом в 1704-1725 гг. Издавал Лукиана, Цицерона, Гесиода (1667), Светония (1672). Катулла, Тибулла и Проперция (1680), а также Иустина Мученика.
(9) Уильям Уоттон (1666-1727) - английский богослов, филолог и лингвист, участник Спора о древних и новых. Родился в семье Генри Уоттона, ректора Рентема в Суффолке, с детства отличался феноменальными способностями к языкам и в 13 лет окончил Кэтрин-Холл в Кембридже. По смерти родителей воспитан Гилбертом Бернетом, позже епископом Солсбери, образование завершил в колледже св. Иоанна со степенью бакалавра в 1683 и магистра богословия в 1691 г. В 1686 г. назначен викарием Бримптона в Беркшире, через год избран членом Королевского общества. В 1689 г. рукоположен в священника в Лакоке в Уилтшире, где служил до своей отставки в 1693 г., когда был назначен священником графа Дэниела Финча и до 1714 г. проживал в Милтон-Кинсе.  Академическую карьеру начал как переводчик "Новой истории духовных писателей" Луи Дюпена, в 1692-1699 гг. выдержавшей 13 изданий. В книге "Рассуждение о древних и новых учениях" (1694) принял сторону "новых", хотя и с оговорками; за эту книгу подвергся нападкам Свифта (Raven K. Jonathan Swift and the Millennium of Madness. Leiden,1992. P.138 f.). В ряде работ критиковал деизм, за что с 1705 г. получил церковную поддержку в виде пребенда Солсбери, а в 1707 г. усилиями архиепископа Томаса Теннисона - степень доктора богословия. В 1711-1712 гг. пережил моральный кризис, подвергся  преследованиям за долги, был снят с церковного жалованья и вынужден уехать в Уэльс. Некоторое время  жил в Кармартене, изучал местную церковную историю и архитектуру,  валлийский язык и при поддержке М.Уильямса перевел по 15 рукописям тексты древних валлийских законов, вышедшие посмертно под редакцией его зятя У.Кларка в 1730 г. Последние годы прожил в Лондоне и Бате, тяжело болел и умер в Бакстеде от водянки. Автор "Истории Рима" (1701) в дальнейшей повлиявшей на Э.Гиббона, "Бесед о традициях фарисеев", включавших перевод избранных фрагментов Мишны (1718), работы "О вавилонском смешении языков" (1713, издана посмертно в 1730); биографию Роберта Бойля не закончил.
 (10) Чарльз Бойл, граф Оррери (1674-1731) - английский государственный и военный деятель, меценат и писатель. Родился в Лондоне, получил блестящее образование в Колледже Крайстчерч в Оксфорде, которое позволило ему профессионально спорить с Р.Бентли на античные темы. В 1695-1699 гг. член парламента Ирландии, затем Англии от Хантингдона,  служил офицером британской армии, с 1709 г. генерал-майор и член тайного совета королевы, позже королевский посол в Брабанте и Фландрии, кавалер ордена Чертополоха и пэр Марстона в Сомерсете. С 1706 г. член Королевского общества, помогал многим научным разработкам; в 1712 г. часовщик Д.Грэм подарил ему механическую модель Солнечной системы. Переводил Плутарха, пробовал силы в драматургии ("Как вы ее нашли", 1703). При Георге I попал под подозрение в якобитизме и в 1722 г. подвергся полугодовому заключению в Тауэре, но был отпущен под залог и вскоре реабилитирован и даже получил ряд наград.  Умер в Лондоне, похоронен в Вестминстерском аббатстве. Библиотека и коллекция научных инструментов завещаны Колледжу Крайстчерч, ныне инструменты хранятся в Музее истории науки в Оксфорде.
(11) Rouse Ball W.W. The History of Mathematics in Cambridge. L.,1885. P.193.  Уолтер Уильям Раус Болл (1850-1925) - английский математик родом из Лондона, закончил т.н. Школу университетского колледжа и в 1874 г. Тринити-колледж в Кембридже, где, получив первый Приз Смита, работал в 1875-1905 гг. и преподавал в Кембридже до конца жизни.  Увлекался магией и оккультизмом, что, к сожалению, не было редкостью среди викторианцев.
(12) Джон Дэвис (1679-1732) - английский юрист и общественный деятель, организатор науки, президент Королевского колледжа в Кембридже в 1717-1732 гг. Родился в Лондоне в богатой купеческой семье, мать была дочерью рыцаря, судьи Королевской скамьи. Обучался в школе Чартерхаус, в 1695 г. поступил в Королевский колледж Кембриджа, окончив бакалавриат в 1698 и магистратуру в 1702 г.. В 1701 г. избран членом колледжа, в 1709 - младшим проктором Кембриджа. В 1711 г. рукоположен в священника в Фен-Диттоне возле Кембриджа, а также получил степень доктора права.  По смерти д-ра Генри Джеймса сменил его на посту главы Королевского колледжа. Публиковал труды Цицерона под редакцией Гревия, которые редактировал вместе с Бентли  (McKitterick A History of Cambridge University Press. V.2. Cambridge,1992. P.76, Sandys J.E. A History of Classical Scholarship. V.1. Cambridge,1903. P.,443), переписку Юлия Цезаря (1706-1722), "Октавий" Минуция Феликса (1717). Умер в Фен-Диттоне, похоронен в часовне Королевского колледжа.
 (13) Энтони Коллинз (1676-1729) - английский философ, деист и материалист, друг и ученик Д.Локка, одна из наиболее спорных фигур в Англии и Европе начала XVIII в. Родился в Хестоне в Мидлсексе, образование получил в Итоне и в Королевском колледже Кембриджа, где изучал право. В первой  анонимно изданной работе "Опыт об использовании разума" (1707) заявил, что откровение должно соответствовать рациональности; с этих позиций в основном написаны "Оправдание Божественных атрибутов" (1710) и "Совершенное священство" (1709) против пункта о Церкви в 39 Статьях. Длительное время полемизировал с Сэмюэлем Кларком, начав с полемики о природе души, которую он считал смертной и, по-видимому, уже тогда не имел определенного учения о воскресении   (их переписка 1706-1708 гг. издана в Лондоне под редакцией У.Узгалиса в 2011 г.;см.: Rozemond M. The Achilles Argument and the Nature of Matter in the Clarke Collins Correspondence // The Achilles of Rationalist Psychology. Ed. T.M.Lennon, R.J. Stainton. Dordrecht,2008. P.159-175, о натурбогословии также Chapp L.S.  The God of Covenant and Creation: Scientific Naturalism and its Challenge to the Christian Faith. L.,2011. P.94-95). По мнению Джеймса Форса, Бентли сближало с Кларком и Уистоном четкое проведение различий между общим и особым откровением (Force J.E., Popkin R.H.   Essays on the Context, Nature, and Influence of Isaac Newton’s Theology. Dordrecht,2012. P.144). В книге "Рассуждение о свободомыслии" (1713), написанной под влиянием работ Локка о веротерпимости, Коллинз утверждал, что право на "свободное мышление" не может быть ограничено, ибо, по его мнению, оно не только дозволено, но даже предписывается Библией. и, в частности, некогда позволило многим отойти от язычества. В Англии эта работа, защищавшая далекие от Библии деистические взгляды,  вызвала скандал и несколько ответов, в том числе Уильяма Уистона, епископа Бенджамина Хоадли, Джонатана Свифта (который принял язвительные замечания Коллинза на свой счет) и, наконец, Бентли, который ответил на нее довольно резко. Кристина Хойген отмечает, что в споре с Коллинзом Бентли на основе огромного фактического материала упирал на то, что новозаветный текст изучен лучше большинства античных (Haugen K. Op.cit. P.189). Атаки Уитби на Милля тоже не остались незамеченными Коллинзом (О"Higgins J. Anthony Collins The Man and His Works. Dordrecht,2012. P.156).  В 1715 г. Коллинз поселился в Эссексе, где служил мировым судьей, что позволило ему продолжить философскую работу. В философии получил известность прежде всего как автор "Исследования о человеческой свободе" (1717)  и резкий противник свободы воли с механистических позиций, не имевших ничего общего с кальвинистским провиденциализмом. Эта работа подверглась острой критике Сэмюэла Кларка, считавшего свободу воли необходимой для религии и морали. При жизни Кларка, опасаясь публичного скандала из-за его авторитета, Коллинз не ответил ему, но в 1729 г. опубликовал продолжение полемики под заглавием "Свобода и необходимость"; Томас Пфиценмайер в своей работе о Кларке упустил этот этап их полемики. В 1724 г. Коллинз выпустил свою наиболее скандальную книгу - "Рассуждение об основаниях христианской религии" с попытками подорвать ценность ветхозаветных пророчеств и канона ( см. О"Higgins J. Op.cit. P.175-176). Книга Коллинза вызвала около 35 ответов, наиболее важные из которых написали епископ Эдвард Чандлер, Артур Сайкс и, наконец, Кларк. Чандлеру, описавшему реальное исполнение пророчеств Христом, Коллинз ответил своей « Схемой буквального рассмотрения пророчеств» (1727). По одной из версий Коллинз был автором 10 эссе цикла "Независимый виг". Обладал большой эрудицией, собрал библиотеку в 7 тыс. томов. Выйдя в отставку, умер в Лондоне. Ряд работ в 1960-е гг. переведены на русский язык и вошли во II том антологии "Английские материалисты" (М.,1967-1968) под редакцией Б.В.Мееровского. Широко известна фраза: "Основа атеизма - невежество" (Collins E. A Discourse on Free-Thinking. L.,1713. P.105).
(14) Дэниел Уитби (1638-1726) - спорный англиканский богослов, арминианин, позже склонился к неоарианству. Сын ректора Рашдена и Барроу в Нортхэмптоншире, обучался в гимназии в Кастене, в 1653 г. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, окончив его со степенью бакалавра в 1657 и магистра искусств в 1660 г., в 1664 г. стал членом колледжа, в 1668 г. - капелланом епископа Солсберийского. Вплоть до Славной революции вел активную антиримскую полемику; получив в 1672 г. пребенд Солсбери,  в 1674 г. стал доктором богословия. В 1682 г. выпустил скандальную книгу "Протестантский примиритель" с предложением всем диссентерам вернуться в Церковь Англии на основе широкого толкования адиафоры (после ожесточенных споров книга подверглась запрету, часть тиража в Оксфорде была сожжена). В 1689 г. присягнул на верность Оранским; с 1696 г. служил в Тонтоне. Основной работой  Уитби стал " Парафраз и комментарий к Новому Завету", начатый в 1688 и вышедший в 1700 г. Бросив вызов критическим трудам Джона Милля, Уитби, который был, по выражению Монка, "трудолюбивым, но нездравым комментатором" (Monk J.H. The Life of Richard Bentley. V.1. L.,1833. P.348), помимо того что раздувал все характерные (а для Бентли и его друзей просто ошибочные) учения арминианства, явно необоснованно преувеличивал роль отмеченных Миллем разночтений; в 1724 г. его "Экзамен" был перепечатан в Лейдене. Отметим, что пантеист Джон Толанд в "Назарянине" также активно педалировал отмеченные Миллем и Бентли разночтения (Toland J. Nazarenus. L.,1718. P.130 f. Sheehan J. The Enlightenment Bible. P.44-43), что было одним из первых вариантов библейского минимализма в Англии вообще. С 1710 г. Уитби стал резко выступать против кальвинизма, что  впоследствии вызвало жесткую критику таких крупных мыслителей, как Джон Гилл в "Деле Божией истины" (1735) и Джонатан Эдвардс в "Свободе воли" (1754); в 1700-е гг. он стал также отрицать первородный грех и определять веру как простое согласие с истиной, что вывело его за рамки даже арминианства. В эсхатологии выступал против условного бессмертия Г.Додуэлла и гипотетического универсализма Д.Тиллотсона и был сторонником постмилленаризма, что ранее было характерно для пуритан, а не для арминиан. Хотя в 1690-е Уитби полемизировал с социнианами и даже выпустил небольшой трактат о Божестве Христа, после 1712 г. под влиянием С.Кларка он стал высказывать сомнения в Троице, а в поздних работах, опубликованных посмертно, он окончательно склонился к модному в это время неоарианству. Умер в преклонном возрасте.
 (15) Джон Мур (1646-1714) - англиканский священнослужитель и меценат, епископ Норвича (1691-1707) и Эли (1707-1714). Родился в  Маркет-Харборо в Лестершире в семье купца с пуританскими корнями - дед Джон Мур  (1595-1657) был пуританским священником и противником огораживаний. Образование получил в Клэр-Холле в Кембридже, где с 1667 г. имел стипендию. В 1676-1687 ректор прихода Блейби в Лестершире, позже служил в Холборне и некоторое время был капелланом графа Финча. Поддержав Славную революцию, в 1688 г. был назначен капелланом Уильяма III.  Будучи сторонником вигов и Низкой Церкви, поддерживал целую группу богословов и интеллектуалов ( Г.Бернет, Д.Страйп, С.Кларк, С.Найт, У.Уистон, последнему он субсидировал обучение, а также Р.Бентли, с которым он в итоге пошел на конфликт). Умер от пневмонии, похоронен в Эли. Собрал  крупнейшую на тот момент частную библиотеку Англии в 30 тыс. томов, выкупленную королем Георгом I и переданную в библиотеку Кембриджского университета.
(16) Уильям Уэйк (1657-1737) - англиканский священнослужитель и богослов, архиепископ Кентерберийский в 1716-1737 гг. Родился в Бландфорде в Дорсете, образование получил в Колледже Крайстчерч в Оксфорде. В 1682-1685 гг. служил посольским капелланом в Париже, где познакомился со многими французскими интеллектуалами и собрал парижские рукописи Нового Завета для епископа Джона Фелла. По возвращении в Англию в 1688 г. стал проповедовать в Грейс-Инне, с 1689 г. - каноник в Церкви Христа в Оксфорде, в 1693-1703 гг. - ректор прихода св. Иакова в Вестминстере. В книге "Состояние Церкви и духовенства Англии" (1703) защищал епископальное устройство вместе с критикой "высокой Церкви" и сторонников эрастианства.  В 1703-1705 гг. декан Эксетера, в 1705-1716 - епископ Линкольна,  при кончине своего наставника Т.Тенисона, несмотря на возражения королевы Анны, назначен  примасом Церкви Англии. С 1718 г. поддерживал французских галликан, пытаясь сблизить их с англиканством, выступал за веротерпимость к диссентерам и даже поддерживал пересмотр Книги Общих молитв с целью ослабить авторитет нонконформистов. Поддержал проект Бентли по изданию Нового Завета (см.: Tregelles S.P. An Account of the Printed Text of the Greek New Testament. L.,1854. P.61). Умер в Ламбетском дворце, похоронен в Кройдон-Минстере в Суррее.
(17) Иоганн Якоб Ветштайн (1693-1754) - швейцарский реформатский богослов и библеист, исследователь Нового Завета и еврейской традиции. Родился в семье пастора, обучался в Базеле, где его наставником был библеист Самуэль Веренфельс (1657-1740). Получив разрешение на сопоставление основных новозаветных рукописей университетской в библиотеке,  в 1713 г. защитил латинскую диссертацию "О различных чтениях Нового Завета, доказывая, что разночтения не умаляют авторитета Писания. В следующем году в поиске рукописей выехал в Париж, а затем в Лондон и Кембридж, где познакомился с Бентли (Jebb R.C. Richard Bentley. N.Y.,1882. P.158; Sandys-Wunsch J. What Have They Done to the Bible?: A History of Modern Biblical Interpretation. Collegeville,2005. P.197-198; Finegan J. Encountering New Testament Manuscripts: A Working Introduction to Textual Criticism. Grand Rapids,1980. P.49-50). В июне 1717 г. Ветштайн вернулся на родину, где служил в Базеле и читал частные лекции по библейскому толкованию. В 1720 г. он решил подготовить критическое издание Нового Завета (Textus Receptus) и сотрудничество с Бентли прекратил, хотя последний продолжал рекомендовать его работы. Из-за спорных прочтений Александрийского кодекса (горячим сторонником которого он был) Ветштайн подвергся обвинениям коллег в рационализме и неоарианстве, лишен права работать с рукописями и после длительного судебного разбирательства в мае 1730 г. снят со служения. Ученый переехал в Амстердам, где его родственник И.Г.Ветштайн (1649-1726) занимался издательским делом, и смог начать печатать свое критическое издание Нового Завета (которое так и не закончил), а также издал "Пролегомены" - технический комментарий, впоследствии дополненный. В 1731 г. ремонстранты предложили ученому кафедру философии в своем колледже в Амстердаме, вакантную по смерти Ж.Леклерка, однако он смог получить ее, лишь оправдавшись на родине от обвинения в неоарианстве (вернуться к преподаванию в Базеле он не смог и от кафедры отказался). С 1732 г. до конца жизни Ветштайн преподавал философию и иврит у голландских арминиан с условием не высказывать своих реформатских взглядов. Это позволило ему в 1746 г. вновь посетить Англию и собрать материалы для главного труда - 2-томного критического издания греческого Нового Завета (1752, переиздано в Граце в 1962) с указанием ряда разночтений и важнейших параллелей в античной и талмудической литературе (о его роли см.: Epp E.J. Perspectives on New Testament Textual Criticism. Leiden,2005. P.232-234). Завершив Opus magnum, высоко оцененный И.А.Бенгелем, умер в Амстердаме. Сохраняет значение, хотя и критиковался, принцип группировки рукописей по семьям, выработанный Ветштайном еще в сотрудничестве с Бентли.
 (18) Jebb R.C. Op.cit. Р.163. Бентли использовал также рукописи 51, 54, 60, 113, 440, 507 и 508. Cм. также: Andrew Smith W. A Study of the Gospels in Codex Alexandrinus: Codicology, Palaeography, and Scribal Hands. Leiden,2014. P.13-16
(19) Джон Уокер (1692-1741) - английский филолог-классик, ученик и сотрудник Бентли, учившийся вместе с ним еще в школе Уэйкфилда. Родом из Хаддерсфилда, в 1710 г. поступил в Тринити-колледж в Кембридже, который окончил со степенью бакалавра в 1713 и магистра в 1716 г., через год был избран помощником ректора. В 1718 г. сотрудничал с Д.Дэвисом и отредактировал книгу Цицерона "О природе богов"; позже работы Д.Уокера по Цицерону были учтены З.Пирсом при издании трактата "Об обязанностях" (1745). Сотрудничество с Бентли начал также с работы над изданием "Тускуланских бесед" Цицерона и трудов Светония, но  в 1719 г. был направлен им в Париж для участия в подготовке критического издания Нового Завета (McDonald G.  Biblical Criticism in Early Modern Europe. Cambridge,2016. P.221); был хорошо принят в Париже, особенно мавристами, которые помогли ему сличить ряд латинских рукописей, включая собрание Леона Шевалье. В 1721-1723 гг. снова посетил Париж, затем Брюссель для работы над греческими текстами Нового Завета, включая кодекс Корсендонка, и рукописями ранних Отцов, включая Арнобия, изданного позже Р.Мидом (эта работа была прервана в начале 1722 г. международной паникой из-за чумы в Марселе).  По возвращении Д.Уокера на родину его сотрудничество с Бентли прервалось по неясным причинам. В целом Уокер собрал 78 полных или частичных рукописей НЗ, передав некоторые из них архиепископу Уэйку, при покровительстве которого в 1725 г. стал деканом Боккинга в Эссексе. В 1727 г. назначен канцлером т.н. епархии св. Давида, с 1729 г. архидиакон Херефорда, с декабря 1730 г. настоятель церкви св. Марии в Олдермери и св. Фомы в Лондоне, одно время был капелланом короля Георга II. Умер в Лондоне.
(20) Томас Грин (1658-1738) - англиканский священнослужитель, епископ Норвича в 1721-1723 и Эли в 1723-1738 гг. Родился в Норвиче, образование получил в Норвичской гимназии и колледже Тела Христова в Кембридже, где он получил в 1679 г. степень бакалавра, а через год именную стипендию. В 1698-1716 г. был мастером родного колледжа, в 1699 и 1713 г. назначался проректором Кембриджа, с 1716 г. ректор прихода св. Мартина, в 1708-1721 гг. архидиакон Кентерберийский. При поддержке Томаса Тенисона стал капелланом сэра Стивена Фокса и ректором Минстера. Будучи вигом в политике, одно время был капелланом короля Георга I. В качестве епископа Эли имел полномочия духовного наставника Кембриджа и с 1729 г. вмешался в конфликт между Бентли и его подчиненными; после смерти Грина в Эли дело было прекращено.
(21) Ричард Уокер (1679-1764) - английский философ и богослов, сторонник Р.Бентли в его конфликте с церковной властью.  Родился в семье педагога в Танфилде в Йоркшире, после местной гимназии окончил Тринити-колледж в Кембридже, где получил два высших образования - степень бакалава и магистра искусств в 1706-1710 и бакалавра и доктора богословия в 1724 и 1728 гг.  В 1708 г. был избран членом колледжа, однако вскоре покинул Кембридж и служил куратором в Эпвелле до 1717 г., когда вернулся к преподаванию по приглашению Бентли. В 1744 г. назначен профессором моральной философии в Кембридже, через год - ректором Торпленда в Норфолке, в 1757 г. удалился в Эпвелл, однако вернулся в Кембридж, где и умер. Был одинок, увлекался садоводством и имел небольшой сад в окрестностях Тринити-колледжа, ставший в 1763 г. основой для Ботанического сада Кембриджа.   
(22) Джеймс Генри Монк (1784-1856) - англиканский священнослужитель, епископ Глостерский (с 1830) и Бристольский (с 1836 г.), филолог, автор 2-томной биографии Бентли, высоко оцененной современниками, в частности, Джоном Уилсоном в "Блэквуде". Родился в Бантингфорде в Хартфордшире в семье офицера, в 1800 г. поступил в Тринити-колледж в Кембридже, получил два высших образования - степень бакалавра и магистра искусств в 1800-1804 и бакалавра и доктора богословия в 1818 и 1820 гг. С 1805 г. член колледжа, в 1807-1822 гг. помощник наставника, в 1809 г. избран профессором греческого языка, проработав до своей отставки в 1823 г.  В 1809 г. рукоположен в диакона, через год в священника Церкви Англии. В 1812 г.  Монк  был проповедником Уайтхолла и привлек внимание премьер-министра лорда Ливерпуля, который впоследствии наградил его деканатом Питерборо, где он собрал средства для реставрации собора. В 1811 г. выпустил свое первое классическое издание - "Ипполита" Еврипида, высоко оцененное его другом К.Бломфилдом, позже епископом Лондона, вместе с которым он в 1812 г. отредактировал Adversaria Порсона, а в 1813-1814 гг. выпускал журнал "Музейная критика" (вышло 8 номеров). В 1822-1829 гг. служил в Фискертоне в Линкольншире, в 1829-1830 - в Пикирке под Нортхэмптоном., одно время был каноником в Вестминстере. Став епископом, добился объединения Глостерской и Бристольской епархий и регулярно выступал в палате лордов как консерватор, активно занимался благотворительностью.  Будучи сторонником Высокой церкви, Монк одобрил работу Бристольского церковного союза и противостоял евангеликам с их значительным влиянием в Бристоле и Клифтоне, в 1841 г. осудил издание "Трактаты" Айзека Уильямса. В начале 1850-х почти ослеп и отошел от дел, умер в Стэплтоне близ Бристоля. Сын Чарльз Монк с 1855 г. был канцлером Бристоля и членом парламента от Глостера.   
(23) Housman A.E. Collected Poems and Selected Prose. L.,1989. P.268. Альфред Эдвард Хаусман (1859-1936) - английский поэт и филолог поздневикторианской эпохи.
(24) Томас Гатейкер (1574-1654) - английский богослов, умеренный пуританин (епископал), родом из Лондона. Закончил колледж св. Иоанна в Кембридже, в 1601-1611 проповедник в Линкольнс-Инне, затем более 40 лет служил в лондонском Ротерхите. Член Вестминстерской ассамблеи, однако был одним из 47 служителей, не одобривших суда над Карлом I. Известен комментариями на ряд пророческих книг, а также полемикой с астрологом Джоном Лилли.   
(25) Джон Пирсон (1613-1686) - англиканский богослов и патролог. Родился в Грейт-Сноринге в Норфолке, окончил Итон-колледж и Королевский колледж в Кембридже, где в 1632 г. был избран членом колледжа, а через два года стипендиатом. С 1639 г. пребендарий в Солсбери, в 1640 г. назначен капелланом лорда Финча. В Гражданскую войну служил капелланом в войсках роялиста Джорджа Горинга. В 1654 г. назначен проповедником в храме св.Климента в Лондоне, где опубликовал знаменитое "Толкование на Символ веры" (1659), в котором привел богатый для того времени патристический материал и отстаивал взгляд, что Христос был распят на кресте традиционной формы, а не на столбе. Пирсон также защищал работы библеиста епископа Брайана Уолтона и опубликовал воспоминания о Джоне Хейлзе из Итона . Вместе с П.Ганнингом полемизировал с католиками Д.Спенсером и Д.Лентхоллом, однако сохранил недовольство пуританами.  После Реставрации назначен от лондонского епископа настоятелем храма св.Христофора, королевским капелланом, затем архидиаконом Суррея, пребендарием Эли и мастером Колледжа Иисуса  в Кембридже, где в 1662 г. возглавил Тринити-колледж. С 1660 г. доктор богословия, с 1661 г. профессор, с 1667 г. член Королевского общества. В январе 1662 г. представил обзор литургии на конференции в Савойском дворце. Активно работал как патролог: в 1672 г. защищал подлинность посланий св. Игнатия от критики Ж.Дайе, в 1682 г. опубликовал в Оксфорде "Анналы св. Киприана". В целом Пирсон был одним из наиболее эрудированных англикан эпохи Стюартов, высоко оценивался Р.Бакстером. По смерти Джона Уилкинса в 1672 г. назначен епископом Честера, где служил до конца жизни, умер и похоронен в Честерском соборе. Последняя работа - "О времени и преемстве первых епископов Рима" - вышла посмертно, сочинения собраны Генри Додуэллом в 1688 г.
(26) Mahly J. Richard Bentley, eine Biographie. Leipzig,1868. S.4
(27) Тиберий Хемстерхейс (1685-1766) - нидерландский филолог и историк. Родился в Гронингене в семье врача, обучался в Гронингене и Лейдене, в котором стал библиотекарем, позже преподавал математику и философию в Амстердаме. С 1717 г. профессор греческого языка в Университете Франекера, позже читал историю, с 1740 г. до конца жизни преподавал эти же предметы в Лейдене, где и умер. 
(28) Якоб Бернайс (1824-1881) - немецкий филолог и философ, по происхождению и убеждениям традиционный еврей (сын гамбургского раввина Исаака Бернайса). В 1844-1848 гг. изучал филологию и философию в Бонне, из-за невозможности получить профессорскую должность в 1853-1866 гг. преподавал в Бреслау в еврейской семинарии и читал лекции в университете. С 1865 г. член-корреспондент Прусской Академии наук, с 1866 г. экстраординарный профессор в Бонне, где работал до конца жизни. Всю жизнь изучал античную философию, в особенности фрагменты Гераклита и других досократиков.
(29) Stephen L.  English Thought in Eighteenth Century. V.1. L.,1881. P.201


Рецензии