Глава IV из повести Времена не выбирают

Глава IV  Краткая история посёлка Горагорск и моей семьи

Мои воспоминания детства начинаются с того возраста, когда мне было 2-3 года. По времени это приходится на начало 50-х годов прошлого века, по месту это посёлок Горагорский Надтеречного района, Чечено-Ингушской АССР, где я родился 12 января 1948 года. Жили мы тогда с отцом, мамой  и старшим братом Алексеем в названном посёлке, расположенном в 55 км к северо-западу от Грозного на холмах Терского хребта. С 1944 по 1951 год посёлок Горагорский был  центром Горагорского района Грозненской области.
Освоение этих мест и возникновение посёлка связано с открытием на холмах Терского хребта новых нефтяных месторождений. Селение нефтяников получило статус рабочего посёлка и название Горский в 1938 году, а после Великой Отечественной войны Горский был переименован в посёлок городского типа  Горагорский.  Кстати, посёлок был переименован не случайно – после депортации чеченцев и ингушей в 1944 году все наименования, населённых пунктов имевшие национальную окраску  стёрли с географических карт, населённым пункта и районам дали другие имена, например: Шатой переименован в Советское, Элисхан-юрт - в Белоречье, Мартан-чу – в Грушевое, Цацан-юрт – в Октябрьское,  Танги-чу – в Липовку и т.д.
Название посёлка, по моему мнению, происходит от горы Горской, на которой и был основан посёлок.  Помню, когда я, будучи студентом Грозненского нефтяного техникума, готовил дипломный проект, на геологических картах и в описаниях к ним я видел обозначение горы Горской.
На самом деле гору Горскую на Терском хребте горой можно было назвать условно. Весь Терский хребет имеющий  протяженность 160 километров состоит из бесчисленного количества таких же холмов высотой от 250 до 700 метров над уровнем моря. Поэтому упоминаний о горе Горской в Интернете я не нашел.
Мой отец Жилин Александр Сергеевич родился в 1912 году в станице Слепцовской, которая раньше называлась Сунженской, основанной в 1845 году на месте ингушского селения Кури-Юрт, как военное укрепление в Сунженской долине на линии Грозный – Владикавказ по плану покорения Северного Кавказа. Станица получила наименование Слепцовская в честь генерал-майора Слепцова Н.П. погибшего в бою на берегу реки Гехи 10 декабря 1851 года.

Мои родители Жилин Александр Сергеевич (1912-1978) и Жилина Александра Михайловна (1916-1993) приехали на работу в п. Горагорский в послевоенные годы из станицы Слепцовской, которая располагалась в 25 километрах на юг от посёлка за горами Сунженского хребта. Как и многие другие жители окрестных сел и деревень они ехали на нефтяные промыслы НПУ «Горскнефть» в поисках лучшей доли. Отец работал в Энергетическом цехе нефтяных промыслов бригадиром электриков. Мама растила детей и занималась домашним хозяйством.
В посёлке мы жили первоначально на улице Южной. Затем в 1952 году переехали на улицу Центральную в двухкомнатную квартиру под номером один. Дом нашего прочного кирпичного корпуса состоял из 10-ти  двухкомнатных малогабаритных квартир без водопровода канализации и центрального отопления. Соседями по квартирам были рабочие нефтепромыслов с детьми разных возрастов. Такие же семь однотипных кирпичных корпусов, располагались в строгом порядке вниз по холму вдоль одной стороны улицы Центральной, начиная от средней школы №1 до небольшого рынка с двумя деревянными лавками и навесами.
Двухкомнатная квартира в кирпичном доме состояла из спальни, в которой размещались две кровати или кровать с диваном, шкаф для одежды, имевший тогда название – шифоньер, тумбочка для радиолы или телевизора и стол. В передней комнате типа гостиной в углу размещалась кирпичная печь на газе с чугунной плитой для приготовления пищи и обогрева в холодное время года приступком в углу и духовкой сбоку. Многофункциональная печь зимой обогревала квартиру. На чугунной плите печи  готовили еду, в духовке на праздники пекли вкусные пироги с мясом, капустой, повидлом, на Пасху – куличи, сушили сухари к чаю. Зимой в духовке, мы отогревали ноги, замёрзшие после катания на коньках или санках. На небольшом кирпичном приступке в самом углу на печи сушили мокрую одежду, рукавички и обувь. Помимо печки в передней комнате у нас стояли две кровати и обеденный стол.
В квартиру мы заходили через крошечный коридорчик, в котором размещались полки для кухонной утвари и продуктов. Там ещё стояла газовая плитка на четыре конфорки и закреплённый на стене рукомойник с раковиной и ведром под ним. Воду мы приносили из крана общего водопровода, расположенного в конце дома, туда же в сточную канаву выносили ведро с водой из-под рукомойника. Внимательному читателю теперь становится понятно, что прочие  «удобства» располагались на улице. Мыться мы ходили в общую поселковую баню.
 В посёлке были две школы: начальная - для учеников с первого по четвертый классов и средняя - для учеников старших классов. Учеба в школах проходила в две смены. В школу мы ходили через небольшую балку, а в ненастье – дождь или снегопад - вокруг балки по улицам Центральной и Южной.
На Центральной улице выше школы в пятидесятых находился  небольшой дом Культуры нефтяников построенный в 50-х годах. В 1999 году во время боевых действий в дом культуры был разрушен.
В верхней части посёлка располагалась небольшая площадь с памятником И.В.Сталину, кинотеатром, аптекой магазином, технической библиотекой и конторой Нефтепромыслового управления «Горскнефть».
От Центральной улицы на верхнюю площадь мимо памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной воны, можно было пройти по  ухоженной и благоустроенной лестнице с фонарями, перилами и вазами - одной из немногих достопримечательностей посёлка.
Между улицами располагалась широкая балка, на склонах которой и шли сражения мальчишек улица на улицу.
Содружество пацанов и девочек нашей части Центральной улицы, как и положено, иногда «воевали» с такими же сверстниками  Южной улицы, расположенной через небольшую балку между двумя отрогами Терского хребта. Во время «боевых действий» на склонах отрогов мы сооружали окопы, шли в атаку на врагов, бросая в них камни и получая в отместку от  шишки и ссадины. Но чаще мы мирно сосуществовали, ходили учиться в одни и те же школы - начальную и среднюю; ходили в кино в клуб, в библиотеку, магазины и другие культурно-бытовые учреждения.


Рецензии