Глава V из повести Времена не выбирают

V Мой отец – Жилин Александр Сергеевич

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, моему отцу было всего 29 лет. Его призвали в действующую армию с первых дней войны. К сожалению, я не расспрашивал отца о том, как и где он воевал, а сам он не рассказывал. День Победы – 9 мая 1945 года застал его в побежденной Германии в небольшом городке Деммин, расположенном в 156 километрах на север от Берлина. О боевом пути моего отца известно очень мало: он служил в автомобильном батальоне – водителем и младшим командиром, в боях был контужен, когда авиационная бомба или артиллерийский снаряд разорвались рядом с его автомобилем. На сайте Министерства обороны Российской Федерации я нашел наградной лист, согласно которому старший сержант Жилин А.С. представлен к награде и  награжден медалью «За боевые заслуги».
В наградном листе записано:
«Старший сержант Жилин А.С. служит в 91 ОАТБ  65 Армии с начала формирования батальона февраля месяца 1943 года, командует отделением. За образцовую службу имеет 9 благодарностей от командования батальона. Требовательный младший командир, примерный в личном поведении, с любовью относится к делу. Старший сержант Жилин проделал большую работу по организации личного состава отделения на поднятие технической готовности автомашин. Несмотря на тяжелую работу наступления 1945 года, коэффициент ходовых машин его отделения равен 0,95. Автомашины с 14 января по 10 мая прошли 210 009 километров, перевезли 4 100 тонн грузов и 8 200 человек военнослужащих. Старший сержант Жилин много раз водил эшелоны автомобилей в дальние рейсы и все приказы выполнял своевременно. Предан делу Ленина-Сталина и Социалистической Родине».
Учрежденной правительством медалью «За боевые заслуги» награждались военнослужащие за умелые, инициативные и смелые действия, способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью. Изучив описание заслуг моего отца в наградном листе, я понял, медаль старшего сержанта Жилина А.С. вполне им заслужена, и соответствует её статусу.
Я хорошо помню эту боевую медаль. В верхней части надпись «СССР», покрытая  рубиново-красной эмалью. Ниже – рельефная  надпись «За боевые заслуги» и рельефное изображение винтовки со штыком скрещенной с шашкой. Медаль была прикреплена к пятиугольной колодке, обтянутой шелковой муаровой лентой серого цвета с двумя продольными золотистыми полосками по краям. Медаль сделана из серебра 925 пробы весом 18,22г.
Были у отца ещё и другие медали: «За оборону Северного Кавказа», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией в ВОВ». Как я узнал позже, медалью за Победу, награждались все военнослужащие, принимавшие участи в Великой Отечественной войне. Медаль золотистого цвета, но не из золота. На лицевой стороне классический красивый профиль генералиссимуса И.В. Сталина и  надпись «Наше дело правое -  мы победили». Мы, дети часто играли с медалями отца, потом они куда-то затерялись. И не осталось от них никаких следов – только в моей памяти.
Кстати, когда я в Интернете искал небольшой немецкий город Деммин, в котором мой отец оказался в День Победы 9 мая 1945 года, я узнал, что с января по май 1945 года по всей Германии прошла волна  самоубийств. Самое массовое самоубийство в истории Германии произошло 8 мая 1945 года в городе Деммин.
Вот как написано об этом в Интернете:
«Жители Деммина, население которого на тот момент составляло пятнадцать тысяч человек, решают покончить с собой, нежели жить в мире, управляемом не нацистами. Что же заставило этих людей совершить самоубийство? Почему они стреляли в себя, вешались на деревьях и топились в реках? Что это? Боязнь репрессий победителей? Нацистский фанатизм? Или чувство вины за 12 лет национал-социализма и за 6 лет войны? В этом случае, все эти факторы смешались в одно».
В тот день покончили собой две тысячи жителей города Деммина. Трудно представить себе картины произошедшего в городе, а также чувства, которые  испытывал мой отец  и его однополчане, когда они 9 мая 1945 года вошли в город и увидели ужасы массового суицида.
Теперь слова «о нервно-психологическим  потрясения за годы войны» приобрели для меня реальный осязаемый смысл. Помня о том, чем и как болел мой отец, я точно знаю, что война убила моего отца спустя многие годы после её окончания.
После войны в результате контузии полученной в боях отец не смог работать водителем автомобиля. Новую профессию электромонтера он получил, работая на нефтяных промыслах. Среди немногих книг у нас в доме была толстая книга В.С. Попова «Общая электротехника», а также конспекты лекций по специальности. По ним отец освоил сложную специальность электрика высшего разряда. Эта книга в дальнейшем была полезна и мне, когда я учился в нефтяном техникуме.   
Отец имел высший – 5 разряд электромонтёра и был бригадиром электриков. Он рано утром затемно, когда я еще спал, уходил на работу на нефтяные промысла. Столовых на производстве тогда еще не было, и мама собирала ему кое-какую еду на день в холщёвую сумку с ремнём через плечо, которая называлась - тормозок. Какую еду можно было положить в то время на работу? Хлеб, кусок сала, вареное яйцо, квашеную капуста или солёный огурец,  бутылку молока или компота, заткнутую скрученной бумагой из газеты, булочку, сахар или конфету.
У него всегда оставалось в сумке что-то не съеденное. Возвращаясь домой с работы, он брал меня на руки, обнимал меня и я был счастлив чувствовать запах отца, запах его спецовки пропитанной нефтью. Он доставал из своей сумки конфету или кусочек вкусной булочки и говорил мне:
- Это тебе от зайчика, он пробегал мимо меня и сказал: «Передай от меня эту конфету Васе».
Какая была радость и великое счастье получить конфету от заботливого и пушистого зайчика. С тех пор нефтяной запах рабочей спецовки отца на всю жизнь запечатлелся во мне, приятнее запаха парфюмерии и любых цветов.
Отец был хороший специалист-электрик. В его трудовой книжке я нашел много записей о награждениях и премиях за достижения в работе, а также о награждениях за рационализаторские предложения по совершенствованию энергетического оборудования нефтяных промыслов. Если в ненастье, в ветреную погоду или зимой гас свет в домах поселка, отец собирался и уходил устранять аварию. Спустя час, два, а иногда и больше – свет в домах включался. Я знал, что это мой отец дал свет, и это вызывало у меня гордость за своего отца. 


Рецензии