Смерть подруги. гл. 20 Последний день

        Как и думала Людмила Викторовна, Зою пока не собирались выписывать, но
   назначили какой-то новый препарат для лечения её болезни. Зоя с этим быстро
   смирилась. Ей нравились беседы с бывшей подругой и она ждала Людмилу Викторов-
   ну с нетерпением.
         Но сейчас она не знала, что и подумать. В воспоминаниях Людмилы чувство-
   валось затаившееся страдание и даже ожесточённость. Ей хотелось как -то успо-
   коить и поддержать её, тем более что теперь раздражение связанное с опасением
   возобновления отношений Людмилы с Володей-негодным человеком у Зои исчезло
   совсем, как не имеющее под собой  никакого основания.

        Странное дело! Теперь ей было жаль самого Володю. Как ужасно сбылось её
   предсказание, что лежать наглому красавцу-Володе самому на коврике и никто не
   пожалеет его...
        - Людмила!- сказала она.- Я вижу, тебя что-то мучает. Расскажи мне -это
   всегда приносит облегчение. Я благодарна тебе за твое сочувствие ко мне. Ты
   так меня оберегала. Но я узнала о своей болезни всё сама. Женщина, которую
   подселили ко мне, сообщила, что у нас с ней одно заболевание, ну и просветила
   меня, чем всё это кончается...
         - Не смотри на меня так! Я уже ко всему готова. И не думай ничего такого
   Ты тут ни при чём! И о машине я всё знаю...А жених мой, узнав о моей болезни,
   тоже сбежал. Он хотел жить в моей новой квартире, а мои дочери- наследницы его
   выжили. Но я всё ещё надеюсь на новое лекарство, да и твои уколы мне здорово
   помогают. Я очень хочу немного поняньчить внучка.

          -Хорошо, слушай!-Людмила Викторовна от откровений Зои едва сдерживала
   слёзы.- Я действительно не могу поделиться ни с кем, особенно с мужем. И не
   потому, что не поймёт или обидится. Нет! Он мудрый человек. Но я не хочу нару
   шать мир и сложившиеся отношения в нашей семье,где всем хорошо.
      
           Людмила Викторовна немного помолчала, собираясь с мыслями,и продолжи-
   ла свой рассказ о девушке Людмиле.
           Зоя слушала её с нескрываемым интересом. Теперь, когда правда о своей
   болезни перестала быть для неё тайной, всё - разбитая и проданная на запчасти
   машина, бесследно исчезнувший и, ни разу не посетивший её жених, больше не
   имели для неё никакой  значимости. Она как-то странно,как никогда в жизни,
   успокоилась.  Так путник на дальней дороге, сбросив с плеч ставшую
   ненужной поклажу,налегке шествует к конечной  цели.

                Часть2 Последний день.

         Последний день в институте теперь представлялся Людмиле театром теней,
   где что-то двигалось, перемещалось в определённо заданном направлении.
         Торжественное собрание, вручение ректором дипломов с какими-то напутс-
   твенными словами, сцена с длинным столом и всеми преподавателями, аплодисмен-
   ты, музыка - всё это почему-то быстро потускнело, расплылось, сохраняясь в   
   сознании бесполезной вещью.

         Только одно воспоминание этого дня с трагической чёткостью и до мельчай-
   ших деталей, не желая сдаваться быстро текущему  времени, держало её в плену
   несколько лет её добровольного и ожесточённого одиночества.

         Предстоящее расставание с Александром Юрьевичем, невозможность даже
   просто поговорить с ним  из-за разделяющих их многочисленной толпы,чувство не-
   винно осуждённого без права на защиту - доводили Людмилу до отчаяния, так что
   она с большим трудом сдерживала подступающие к горлу рыдания, стараясь не
   привлечь внимание весёлых сокурсников.
          Так утопающий , теряя силы, барахтается в безжалостно набегающих вол-
   нах ,утаскивающих его прочь от спасительного берега.

         Среди преподавателей на сцене она видела Александра Юрьевича. Он с отре
   шённым видом о чем-то переговаривался со своим соседом, периодически бросая
   взгляд в зал.

         Людмиле почудилось,что он ищет её! Это придало ей силы. Сердцем она чув-
   ствовала - под маской равнодушия и застывшей по случаю торжества деланной
   едва заметной улыбкой - затаилась печаль.

         Когда подошла её очередь получать диплом ,Ректор показался ей чужим, на-
   рочито официальным, без прежней теплоты и живого участия. Слово "отречение"
   от Александра по её трусости стало между ними. Ректор не любил неправды!
         И теперь,не дав ей слов напутствия, как бы давал понять - её диплом с
   отличием для него ничего не значит. Человеку нужен только человек!
         Для неё это был болезненный урок...
   
         Людмиле нестерпимо, до умопомрачения хотелось встретиться с Александром
   Юрьевичем и оправдаться перед ним. Уехать так просто она не  в состоянии.


         Ну и что, удалось тебе встретиться с ним?- уже без всякого злорадства
   и даже с определённой долей сочувствия спросила Зоя. - Ох! Чует моя душа,что
   ты и здесь приложила свою руку...Людмила Викторовна молчала, поникнув головой.

         Да,- сказала она и продолжила рассказ.

                -----------------------------

         Торжественное собрание закончилось и Людмила вышла из зала со всеми, не
   зная,что делать и куда идти. Празднично одетая, громко говорящая и смеющаяся
   толпа редела,расходясь, кто в общежитие за вещами, кто прямо на вокзалы.
         Что-бы не привлекать внимание, Людмила вошла в отдельно стоящее здание
   институтской столовой, из окон которой просматривался весь двор с центральным
   входом в сам институт, из дверей которого выходили последние бывшие студенты,
   и, заказав что-то лёгкое, стала наблюдать.

         Александр Юрьевич из здания не выходил. Значит он мог быть только внутри
   в кабинете преподавателей. Она , мысленно обратившись к святому Александру,
   попросила его помочь ей проститься с другим Александром, без чего она, впадая
   в беспросветное уныние, вообще не могла никуда идти.
         Наконец, собравшись духом, она вновь вошла в теперь уже опустевший, полу
   тёмный и длинный, как туннель коридор, в конце которого была ей хорошо знако-
   мая комната - место её встреч с Александром Юрьевичем  и их частых бесед.

         Преодолевая панику и ужас от мысли, что его может не быть, она ослабев-
   шей рукой постучала по двери и приоткрыла её,всё время молясь святому Алексан-
   дру Свирскому. И чудо свершилось!

          Александр Юрьевич сидел у окна за небольшим столом  с каким-то щуплень-
   ким преподавателем и о чём-то беседовал с ним всё с тем же выражением лица,
   ким она видела его на сцене. Она подала ему знак рукой, означающий просьбу
   выйти к ней. Он быстро встал, кивнув головой собеседнику, и уже стоял рядом с
   ней, закрыв за собой дверь.

         -Пришла всё-таки! Ну ты молодец,- маска равнодушия мгновенно слетела с
   его лица и по-детски  простодушная улыбка чем-то обрадованного ребёнка во всём
   своём блеске осветило его лицо. Теперь  перед ним стояла уже не студентка , а
   очень привлекательная молодая женщина-девушка не более двадцати четырёх лет.
         И с этим уже надо было считаться, даже против своей воли, которая , кста
   ти, на этот счёт у него отсутствовала совсем...В самоанализ он не пустился!
      
         -Ты сегодня была самая красивая из всех,- сказал он с нескрываемым вос-
   хищением.- Какой, Людмила, из тебя получится прекрасный профессор с твоими
   способностями и упорством в достижении цели, будешь нами вертеть как хочешь...
          Не передумала ещё учиться дальше? Я тебе уже литературу подготовил,
   будешь в интернатуре просматривать вопросы...               

          -Откуда Вы взяли, что я хочу стать профессором, и всеми вертеть?- с
   удивлением спросила Людмила.- В словах Александра Юрьевича появился загадочный
   подтекст, на который что-то внутри её отреагировало сразу. Он в чём-то хочет
   испытать меня,- подумала она и вслух спросила: "Откуда у Вас такие мысли?"   
               
          - Да так,- увернулся от прямого ответа Александр Юрьевич.-Слух такой
   прошел и не важно от кого,-сказал он, продолжая улыбаться, но с тревогой 
   ждал,что ответит она.
          -О!-хлопнула себя рукой по лбу Людмила.- Я поняла откуда подул этот
   "профессорский" ветер - из кабинета ректора, когда я ходила жаловаться на ва-
   шего брата за то что он мне четвёрку влепил и лишил повышенной стипендии.
   Дверь была приоткрыта  и я всё слышала.               
           Бедной девушке теперь будет не хватать денег на мороженное, которое
   она так любит - ескимо на палочке, а он мне наполеоновские амбиции пришил...
   Как говорят - у кого что болит, тот об том и говорит, так и передайте туда,
   откуда слух пошёл!  А,вообще, мне бы хотелось заняться чем-то интересным. Мы
   с Вами об этом уже говорили.

          -Ну и насмешила ты меня, Людмила! Отличный ответ - эскимо на палочке!
   Нет , ты всё-таки умная девушка. А передовать я остерегусь. Не у всех есть
   чувство юмора. Мне очень будет тебя не хватать... Когда ты уезжаешь? Скоро?
   Я сейчас принесу тебе, что обещал.
            Он быстро вернулся и передал ей небольшую папку,которую она положила
   в сумочку, висевшую на длинном ремешке за её плечом.

            - Ну иди,- сказал он, дотронувшись до её плеча и застыв на месте, как -  -бы ожидая чего-то.
   
              Она, сделав несколько шагов ,обернулась. Он стоял и смотрел
   ей вслед. Людмила стала возвращаться. Он пошёл ей навстречу. Подойдя, она
   крепко сжала его руку и со всей убедительностью в голосе,ничуть не сомневаясь
   в правдивости своих слов сказала:" Я вернусь! Я обязательно вернусь"

           Неожиданно для неё, на какую-то долю секунды он привлёк её к себе,
   прижавшись губами к макушке её головы, так как был на голову выше  ростом, по-
   том резко отстранившись, пошел к дверям уже не оборачиваясь... 
            
            Она дошла до ближайшего окна и уселась на подоконник. Нечто тревожно
   и радостно присутствовало рядом с нею и по Божьему повелению милосердно скры-
   вало от неё их с Александром Юрьевичем будущее. Величественно и в неземной
   тишине угасали последние мгновенья... Она встала и пошла на вокзал.
 

                продолжение следует. гл.21 "Молчание бездны."


Рецензии