Справедливость и милосердие

Людям свойственно искать справедливости. Даже от маленьких детей, можно частенько услышать: «Это нечестно!», - когда они чувствуют что их права в чём-то ущемлены. Однако если маленькие дети естественным образом рассматривают окружающий мир, ставя самих себя в центр, то чем старше мы становимся, тем больше начинаем замечать, что есть ещё и другие люди и у них есть своё мнение отличающиеся от нашего. Это приводит к необходимости строить отношения, искать компромиссы, учиться слушать и понимать точку зрения других людей.

Когда я пишу свои рассказы и истории, а потом публикую на различных интернет ресурсах, то время от времени, кто-то комментирует их. Некоторые комментарии, кажутся мне просто неадекватными, так как огульно всё критикуют, включая и личность самого автора, к таким высказываниям я даже не прислушиваюсь. Некоторые комментарии – это похвала и признание истинности написанного, такие комментарии сильно поддерживают и немного льстят моему самолюбию. Однако, самые ценные комментарии – это когда люди высказывают мнение отличное от моего, по озвученной в статье теме. Такие комментарии позволяют посмотреть на озвученную тему под другим углом зрения, что с одной стороны подтверждает пословицу: «Сколько людей, столько и мнений», а с другой, расширяет кругозор, учит чему-то новому и обогащает. Такие комментарии каждый раз поражают меня, и я думаю: «Даже не подозревал, что можно посмотреть на эту тему под таким углом зрения».   

По идее, чем старше становится человек, тем больше он должен осознавать простую истину – мир ценен своим многообразием красок и оттенков. Мир очень многообразен и плюс ещё люди очень отличаются друг от друга способностями, характером и другими индивидуальными особенностями, в сумме это приводит, к тому, что у каждого человека появляется какой-то свой неповторимый опыт, основываясь на котором, каждый человек и формирует свою точку зрения на те, или иные вещи. Само по себе это очень хорошо, однако если мы не достаточно «выросли», для того чтобы понять, что на один и тот же предмет или на одно и тоже событие, может существовать множество разных углов зрения и по «детски» продолжаем искать только своей личной справедливости, это приводит к неизбежным конфликтам. Когда встречаются два абсолютно правых человека, неизбежно начинается ссора.

Ехал в Нижний Новгород в плацкартном вагоне и как обычно, чтобы не терять время достал свой дневник и начал записывать основные мысли и события произошедшие накануне. Проводница вагона, занималась какими-то своими делами и проходя мимо, вдруг остановилась и начала пристально меня разглядывать. Я спросил, чего она хочет. Она в свою очередь спросила, чем я занимаюсь. Я ответил, что записываю свои мысли. После чего проводница с явным облегчением выдохнула и сказала, что она подумала, будто бы я в книге жалоб пишу против неё какие-то трактаты. Интересно, что поезд ещё стоял на перроне в Санкт-Петербурге и мы ещё даже не отправились в путь, однако проводница решила, что если я что-то пишу в большой книге, то это обязательно какие-то жалобы против неё, чем же ещё я могу заниматься. И этот момент её сильно возмутил, ведь она ещё не успела никак проявить себя ни с хорошей, ни с плохой точки зрения, а я такой «нехороший» уже тут что-то пишу. Я же со своей стороны даже не знал, что в вагоне есть какая-то книга жалоб и за всё время, что я путешествую по миру мне и в голову не пришло пожаловаться на кого-то из проводников или стюардесс, так как я считаю, что любые ситуации нас чему-то учат и происходят с нами не случайно, а проводники и стюардессы итак искренне стараются хорошо выполнить свою работу. И, тем не менее, мы столкнулись с совершенно разными точками зрения, на одно и тоже действие, что породило за собой определённые эмоции, как с моей стороны, так и со стороны проводницы.

Гулял как-то в парке с дочкой, и пока я толкал коляску по кругу, каждые 15 минут мы проходили мимо лавочки, на которой сидели два мужика. Мужики были очень объёмными, распивали какие-то спиртные напитки и говорили за жизнь. Волей не волей, проходя мимо них, я слышал обрывки их разговора. Они говорили о разных вещах, обсуждали каких-то общих знакомых, рассказывали о себе, так я, например, узнал, что мы с ними ровесники.  Однако особенно меня заинтересовала часть разговора, когда мужики говорили о душе, насколько важно побеспокоиться о своей бессмертной душе и не жить желаниями одного лишь бренного тела. Картина выглядела сюрреалистичной, мужики курят, выпивают и закусывают, хотя им нет и сорока, на лицо все признаки нездорового образа жизни, по их объёмным телам не скажешь, что они страдают воздержанием, а время коротают за постом и молитвой, однако при этом они рассуждают о здоровом образе жизни и вечной своей душе. Сначала я осудил их за такое лицемерие, однако потом подумал, что если не смотреть на то что они делают и как они выглядят, а прислушаться к их словам, то что может быть плохо в совете: «За здоровьем надо следить» или «Нужно не только лишь о своём теле печься, но и о бессмертной своей душе глубоко размышлять». В этих советах нет ничего плохого, наоборот очень хорошие и правильные слова и раз они были произнесены в моём присутствии, то вполне вероятно, что Бог через этих мужиков, хотел донести до меня какое-то предупреждение или предостережение. Например, что в данный момент жизни мне следует побеспокоиться о своём здоровье или глубже размышлять о том, насколько духовный образ жизни я веду.  Также и проводница, могла бы быть Божьим посланником, который говорит мне о том, что в жизни надо меньше жаловаться.

Каждый человек может нас чему-то научить, при условии, что, во-первых, мы понимаем - мир многообразен, все люди разные и по своему правы в своих суждениях; а во-вторых если мы перестанем смотреть на мир только через призму своих собственных суждений. Мне очень нравиться выражение, которое можно превратить в жизненную философию: «Будьте максимально справедливыми к себе и максимально милосердными к другим». Судить других, мне право никто не давал, более того поспешные суждения редко бывают правильными. Такое поспешное вынесение вердикта окружающим людям, я называю «навешиванием ярлыков» и важно постараться избежать этого. Поэтому нужно наоборот быть склонным к тому, чтобы быть милосердным к другим людям, ведь наверняка у них есть какие-то причины для их поведения. В этом отношении мне нравятся выражения: «Чужая душа потёмки», «Когда человек кажется нам холодным, на само деле, он печален», «Только раненый человек ранит». Ну а работа над собой и собственные изменения – это по сути единственное, что нам доступно в полной мере, поэтому по отношению к своим недостаткам нужно быть и честным, и справедливым.

Цитаты: 

«Чтобы быть справедливым нужно для начала быть добрым. А быть добрым это значит понимать, что все люди ошибаются».
Андриано Челентано

«Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чём не сомневаясь, - именно с помощью этих качеств тупость управляет миром».
Уильям Теккерей

«К сожалению, в мире нет справедливости. К счастью, в мире есть милосердие».
Автор неизвестен


Рецензии