Круговерть Глава 8

     В тот момент, когда жизнь как будто остановилась для него, Дрюша не знал и не мог знать, что с ним происходило. А если бы знал, то так страшно ему, вероятно, не было бы. А происходило с ним вот что: он переживал кризис той системы смыслов, которая сложилась к тому времени в его голове.
 
     Человек мыслит смыслами. Не словами, не абстрактными понятиями, а смыслами. Смыслов может быть сколь угодно много. Однажды зародившись, любой смысл соединяется с другим смыслом, с третьим, с четвёртым, четвёртый с первым, вторым и третьим и так далее. Между каждым смыслом и остальными смыслами выстраиваются смысловые взаимосвязи, благодаря которым, собственно говоря, смыслы структурируются и объединяются в цельную смысловую систему. Смысловая система имеет сложную и разветвлённую структуру. Отдельные смыслы объединяются в группы смыслов, между группами тоже устанавливаются смысловые взаимосвязи. Группы объединяются в блоки, блоки в этажи, этажи в отдельные здания, здания в города и так далее. Именно так возникает целая вселенная смыслов, взаимосвязанных и объединённых в один единый и цельный смысл, имеющий свой смысловой центр и свои крайние границы.

     Скорее всего, первым кирпичиком, первый смысловой единицей подобной системы является смысл, который мы впоследствии научились выражать абстрактным понятием «Я». Это чем-то напоминает математику, где начальной смысловой единицей было число «один», а далее возникло бесконечное количество чисел, между которыми установились самые невероятные  смысловые связи, которые выражаются как самыми простыми, так и очень сложными, сложнейшими формулами.

     Рациональная система смыслов, как и математическая, сама по себе имеет какой-то смысл лишь тогда, когда она цельна и обладает смысловым единством, когда она заработала как единый комплекс, который способен сам собой управлять, сам себя возобновлять, сам себя, из себя же, развивать. Такие смысловые системы, — их по праву можно назвать смысловыми вселенными, поскольку они действительно похожи на вселенную, — такие системы очень схожи у людей, живущих рядом по времени и пространству, иначе люди просто не смогли бы общаться на разумном уровне и не смогли бы составить никаких сообществ. Люди каждой формации обладают приблизительно сходными смысловыми системами, сложив все смыслы которых и отбросив всё повторяющееся, можно получить смысловую систему каждого поколения. И системы смыслов ближайших поколений очень похожи, но на расстоянии в сотню поколений они уже весьма заметно разнятся. Смысловая система человека первой формации, когда он был охотником и собирателем, отличается от системы человека второй  формации, когда он был земледельцем и скотоводом, а вторая отличается от третьей, когда человек становится частью системы производства и разветвлённой системы оказания услуг.

     В течение жизни человека его вселенная смыслов развивается и расширяется. Постепенно накапливая количественные изменения, она в какой-то момент скачкообразно приобретает новое качество. Она становится качественно иной, и все смысловые взаимосвязи в ней начинают перестраиваться. И уже новая смысловая система, или расширенная смысловая вселенная становится следующей ступенью в развитии абстрактного мышления. Человек делает ещё один шаг от своего животного состояния к состоянию разумному. Всего один шаг. Однако вся наша звёздная Вселенная, по всей вероятности, существует именно для того, чтобы этот шаг был когда-нибудь сделан.
 
     Этот самый слом, этот кризис смыслов при переналадке всей системы смыслов и вызвал то состояние, которое Дрюша испытает в ту тяжёлую и памятную для него ночь. Избяные смысловые связи рушились, а промышленные только начинали устанавливаться. И поэтому возникала катастрофическая смысловая пустота. Он оказывался в положении человека, который уже не принадлежит второй формации, но ещё не принадлежит и третьей.
 
     Когда такой переход происходит столетиями, как это было у европейцев, то на каждое поколение приходится не такое разрушительное изменение смыслов. Но у России, к сожалению или к счастью, было мало времени. Весь этот путь нужно было пройти не за несколько столетий, а за несколько десятилетий. И перестройка всей системы смыслов в этих людях была сокрушительно разрушительной. Возникало огромное количество людей с потерей смысловых ориентиров. На свет являлись целые, так называемые, потерянные поколения. И если на дворе не было войны или какой иной напасти, эти люди совсем уходили в разнос: сходили с круга, уходили в себя, спивались или одурманивались всеми возможными способами. И в таком полусознательном состоянии доживали до конца своих дней. Но каким-то непостижимым образом они всё-таки исполняли своё историческое предназначение, — их потомки, ими взращённые и воспитанные, воспримут от них уже новую смысловую систему, новые смысловые ориентиры и новые ценности.
 
     Таких людей большинство, однако есть особый сорт людей, которому всё-таки удаётся выстраивать новую смысловую систему самому, то есть осмысленно соучаствовать в переходе на новые рубежи мышления. И для исследователя это особенно интересно, потому что такие люди помнят уходящие смыслы и знают, каким образом устанавливались новые смысловые структуры и смысловые взаимосвязи. Они проживают это в себе и имеют всё это в своём опыте. Следовательно, они улавливают и тенденции дальнейшего развития абстрактного мышления. Они знают, куда мы идём. Недаром, когда знакомишься с самыми крупными мыслителями человечества, замечаешь, что все они жили в переломные моменты, когда одна формация менялась другой формацией, когда абстрактное мышление переходило на новый уровень развития. Видимо, это про них говорится, блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые. Только слово «мир» тут нужно понимать не как мир предметный, а как мир человеческого разума.

     Одним словом, меня занимает путь созидания новых смыслов и новых связей, а не уход в пьянство. И для моего героя, для Дрюши Назарова, уготован именно такой путь. Все силы его разума, все его духовные силы будут направлены на то, чтобы выбраться из бессмыслицы происходящего, чтобы возродить разрушающуюся систему смыслов и жизненных ценностей. В моём воображении, когда я только задумывал эту вещь, он рисовался человеком, который справится и сможет всё это преодолеть. Значит, буду искать, каким образом Дрюша это сделает. И я недаром отправил его в первые годы становления воспитываться к деду в деревню. Если бы не моральные  опоры и скрепы прошлой смысловой системы, ему вообще бы не на что было в жизни опереться, и вряд ли бы он что-нибудь осмысленное построил.



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/09/09/562


Рецензии