Ребята с нашего двора

      Переехав на жительство в мой родной городок, мы с мужем и двумя сыновьями поселились в двухкомнатной квартире пятиэтажного панельного дома. Дом был небольшой, стоял в тихом месте, во дворе были газоны с цветами, деревьями и кустарниками, была и небольшая детская площадка для малышей. Рядом - школьная спортплощадка и зеленый сквер с лавочками, качелями, большой каруселью и песочницей. Наш старший сын Ваня учился во 2 классе школы, младшему исполнился год. Старший быстро обзавелся друзьями в классе и во дворе, что скоро нам аукнулось в его учёбе… Ибо, как впоследствии выяснилось, той осенью  дворовых мальчишек (и Ваню тоже) охватила страсть к игре в футбол… Но речь о младшем, Костике. Если мы с ним гуляли во дворе на площадке для малышей,  он непостижимым образом очень скоро оказывался на школьной спортплощадке, где бегал вместе с Ваней и другими старшими мальчишками и пытался забить гол в любые ворота. Пацаны смеялись и кричали мне, чтоб я забрала малыша. Ваня вообще на него сердился и мог потихоньку дать подзатыльник.

        Тогда мы с Костиком шли гулять в скверик. И вот тут была засада. Во дворе, перед самым сквериком, на пешеходной дорожке круглый год существовала большая дождевая лужа. Зимой она, к моему счастью и большому неудовольствию Костика, замерзала и была покрыта льдом. Но во всё остальное время это была лужа – глубиною около 5-7 сантиметров. В прошлой своей жизни наш Костик, наверное, был уткой, ибо лужа имела для него необъяснимую притягательность: он вырывался и бежал к ней. Рядом на газоне лежали несколько длинных веток, оставшихся после обрезки крон тополей и почему-то не убранных. Сын хватал один прут и заходил в середину лужи – и наплевать, что на ногах сандалии! Там он садился на корточки и… В первый раз я, наивная и простодушная мама, подошла к краю лужи и велела ребенку вылезти из неё, т.к. промокшие ноги – это точно дорога к простуде. Ну да – не для того он в лужу залезал, чтоб, как дурак, сразу выйти из неё! Костик просто стал, сидя на корточках, изо всей силы хлестать прутом по воде! Мама сразу оказалась вся в грязных брызгах, сын – тоже. Но на мордахе у ребенка было написано такое счастье! Я отскочила. Минут через пять довольный Костик вылез из лужи, положил прут на прежнее место и готов был идти гулять в скверик… Ага:  в таком виде – только гулять! И с мокрыми ногами. Я бегом потащила его домой,  растёрла ему ножки, умылись, переоделись в сухое и чистое  и вышли снова гулять. Костик чинно за руку со мной проследовал по краю газона мимо злополучной лужи в скверик.

        И это повторялось каждый день… В течение 2-х лет… И ничто не могло отвратить или отвлечь человека от посещения этой лужи… Я впала в уныние: «Безнадёга…Наверное, он всю жизнь будет лазать в эту лужу… Лужа – это моя карма…»  Соседи уже смеялись и говорили, что пацан ходит в лужу, как на работу. А вот и нет – и в выходные тоже! Я, наученная горьким опытом, одевала его похуже и обувала в резиновые сапожки – даже в жару, и близко к луже не подходила… А потом мы решили съехаться с моими родителями и жить всем вместе в одной квартире.  Квартира оказалась в 15 минутах ходьбы от нашего прежнего дома (и от лужи тоже). Другой лужи, во дворе этого дома, не было. Моя мама была в курсе этой истории с лужей и тайком от Костика тревожилась: как он теперь будет гулять во дворе – лужа-то осталась далеко! Вдруг будет закатывать истерики и требовать вести его гулять к любимой луже? Если учесть, что Костик был вредным, упрямым и капризным существом с рождения и мне тяжело доставалось его воспитание, то опасения бабушки были понятны…

        И вот первое утро после переезда на новую квартиру. Лето. Суббота. Позавтракав, 3-хлетний Костик потребовал вести его на прогулку. Ожидая всего, чего угодно, я обречённо одела его и вывела во двор. Лужи во дворе не было. Но вот счастье! Во дворе оказались дети! Много детей! От 2-х до 11 лет! Просто в этом небольшом доме в одной семье росло 12 детей, в других семьях тоже были дети, и к местным бабушкам на лето приехали внуки!  На большом садовом диване играли с куклами пять девчонок 6-7 лет. Увидев нас, они подбежали знакомиться, Костика тут же обняли, ущипнули за толстую щёчку, затормошили, погладили по голове, похвалили его красивую футболку, сунули в руку печенье и забрали его у меня играть в дом, где он стал сыночком, одна из девочек – мамой, а другая, бойкая, в брючках – папой… Про лужу было забыто сразу и навсегда. Боже, какое счастье!

         Дети во дворе оказались бойкие, но малышей не обижали. Я не работала, т.к. Костик часто болел, в детсаду ещё чаще, поэтому в детсад мы его не водили. Я гуляла с ним, и всегда придумывала для ребят разные интересные игры. Участников было много, им было весело и интересно. Мы строили шалаш из срезанных веток, играли в бадминтон, в лапту с выбивалой,  в прятки, штандар, бабушкин клубок, в испорченный телефон, колечко. Играли и в обычные («бытовые») игры: в магазин, больницу, дочки-матери, автобус, школу. Ещё у ребят были свои игры: «12 палочек», "Я художником родился" и «Заяц-заяц, сколько время?»  Я рисовала им карту окрестностей и обозначала  на местности стрелками маршрут, следуя которым они искали клад (это были конфеты или мелкие игрушки). Зимой заливали горку-ледянку на склоне у соседнего дома, катались с неё на фанерках, лепили снеговиков и играли в снежки, катались с того же склона на санках и лыжах.

           Дети приходили и к нам домой, с девчонками мы шили одежду для кукол, вышивали салфетки, делали подушечки для иголок, осваивали шитьё из лоскутков, и девочки, и мальчики  любили складывать фигурки «оригами», играть в настольные игры, рисовать, складывать  кубики и квадраты из развивающей книги Никитиных, смотреть диафильмы по старому фильмоскопу – детям это было удивительно! Очень нравилось им читать и рассматривать Ванины дневники наблюдений за природой, которые он вёл много лет… Кроме того, ловкие, как обезьянки, ребята с удовольствием занимались на нашем детском спортивном комплексе, который устроил  в комнате наших сыновей папа. Но самой большой популярностью у них пользовалась двухъярусная кровать, на которой спали Ваня и Костик. Мы её сделали сами. Потому что в продаже тогда их не было от слова «совсем.»  С мальчишками Ваня занимался ещё тем, что собирали  всякую технику из набора «конструктор», играли в шашки и шахматы, в город Зверянск (вообще-то это была целая игрушечная страна – с горами, лесами, животными и птицами, Робинзоном и Пятницей на острове, дикарями в пирогах, с морями и кораблями с моряками и пиратами, и даже с Африкой и Бармалеем). Её сам сделал Ваня для Костика, потом и ребята помогали и дополняли. Все вместе ходили в детскую библиотеку обменивали книжки для чтения.

      Ваня очень хорошо рисовал и лепил, особенно любил лепить животных. У нас было много слепленных им из глины животных, целая композиция «Лесной концерт». Также лепил и расписывал декоративные тарелки. Ребята стали просить его, чтоб научил их лепить. Но где не всех набраться глины? Выручила наша бабушка (моя мама). Она знала место на окраине города, где  люди брали красную глину на разные нужды. И вот мы всем двором (я, мама и ребята) отправились туда и накопали там много глины. Вернулись домой, ребята пообедали, взяли глину, воду в банках и дощечки  и вышли во двор.  Все расселись во дворе - кто где мог, под руководством Вани подготовили глину и начали лепить - кто что захотел. Ваня ходил от одного к другому. Советовал, подсказывал. Потом родители детей со смехом рассказали мне, что придя с работы и войдя во двор, обалдели: не двор, а гончарная мастерская! Их бойкие и шумные ребятишки спокойно сидят и прилежно лепят что-то из глины… Потом фигурки обожгли в духовках газовых плит (с помощью довольных родителей или бабушек) и опять под руководством Вани, раскрасили и потом покрыли лаком. А потом устроили во дворе выставку работ!  Чего там только не было! Фигурки людей и зверей, птиц, диковинных морских рыб, вазы с цветами, посуда, гитара, танки, пушки, самолёты, избушка на курьих ножках, Жар-птица и даже Змей Горыныч.

          Первого июня мы всем двором отмечали День начала летних каникул. Программу придумали сами и заранее готовились. В ней было много всего: песни, частушки, стихи, танцы, загадки, конкурс рисунков, спортивно-игровые соревнования, вручение медалей за разные достижения в жизни, розыгрыш сценок на тему: «Угадай книжку», поиски клада по карте и чаепитие с родителями. Сладкое к чаю решили приготовить сами девочки, мамы и бабушки дома, нашли 3 самовара. Жюри конкурсов ребята выбрали сами, взрослых в нём не было. Наш Костик терпеть не мог рисование да и толком не умел рисовать, но услышав про конкурс и призы, взял  у Вани альбомный лист, цветные карандаши и решительно потребовал у меня сказать, что ему нарисовать. Что там мог нарисовать человек в 4 года? Сказала: «Рисуй полянку в лесу: траву, цветы, грибы, деревья, кустик, из-за него видно половинку лежащего серого зайца. Сверху – небо, солнце и облака.» За полчаса усердного труда рисунок был готов. Название художник написал сверху печатными буквами: «Лесная полянка». Имя и фамилию указали на обратной стороне листа: так решило ребячье жюри – для объективности оценки. 11-летний Ваня в конкурсе рисунков не участвовал, ребята сказали: «Ему нельзя – он художник. А мы все обыкновенные люди.»

        Накануне праздника был смешной случай: пришёл сосед с  3 этажа, известный в городе врач-хирург, и робко спросил – можно ли для чаепития купить что-то сладкое в магазине? У него жена в командировке, а 6-летняя внучка плачет и говорит, что надо только самим дома приготовить, потому что все дети во дворе так решили. И в магазине купить и принести – нельзя!  А он печь ничего не умеет… Успокоили такого ответственного дедушку, что можно и из магазина. И он с обрадованной внучкой отправился за вкусностями. Ваня рисовал медали и карту для поиска клада, бабушка сочиняла смешные частушки, мы с девчонками готовили кое-какие костюмы для сценок. Мальчишки собирали всё нужное для спортивно-игровых соревнований, Девчонки тайком от всех репетировали танец, я репетировала с участниками мини-сценки – в общем, работа кипела.

             Вечером первого июня, когда пришли с работы родители, начался праздник. Всё шло отлично, всем было весело. Медаль получил каждый из ребят: кто – за победы в конкурсах, кто- за самую длинную фамилию-имя-отчество, кто – за самое большое количество синяков  - считало жюри, победила 6-летняя Наташка – и где она только эти синяки на себя собирала? А двухлетняя Женька – за самое круглое лицо. Мама Женьки подошла и сказала: «Спасибо, первый раз нам за мордаху медаль дали, а то только дразнятся: «Шаньга, Блинок, Колобок…» Хохотали всем двором… Когда показывали сценки «Угадай книжку», эта Женька постоянно каким-то чудом оказывалась у нас за занавесом, где переодевались артисты, лезла в коробку с реквизитом, путалась под ногами. Не успеем выставить её наружу и отвести к матери – глядь, она снова тут. Молчком лазает и всем мешает… Конкурс рисунков  (листы прикрепили в ряд к стене дома) судили очень придирчиво, члены жюри во главе с 10-летней боевой Риткой, росшей в семье с 2-мя старшими братьями, спорили и кричали. Но удивительно, что первое место из трёх призовых жюри единодушно и без споров присудило рисунку «Лесная полянка» нашего Костика… Сказать, что мы всей семьёй были очень удивлены – значит, ничего не сказать! Но ребята во дворе совсем не удивились: у него старший брат- художник, значит, и Костик должен уметь хорошо рисовать. Кроме того, медаль за самое длинное ФИО тоже получил он.

         Потом шумной толпой все ребята от 4 до 12 лет (и наш Ваня тоже!) с горящими глазами и с криками, с картой в руках, носились по окрестностям, находя  стрелки и определяя место нахождения клада. Нашли, отсчитали от крестика на карте 10 шагов на запад и ещё 3 плевка (для романтики!), разрыли землю (в газончике соседнего дома) – и радостный крик огласил двор! Каждый получил маленький сувенирчик или нагрудный значок. В это время родители и бабушки-дедушки приготовили всё для чаепития. Пили чай и делились впечатлениями. Потом пели песни все вместе. Разошлись, когда стемнело…

        Летом мы несколько раз в выходные ходили с дворовыми ребятами на природу – тут мне помогал муж, потому что ребят собиралось человек по 10-12, да и Костик пешком туда не мог дойти, и муж вёз его на велосипеде. Мы ходили в горы – наш городок лежал на самой южной оконечности Уральских гор. Там ребята лазали по невысоким скалам (горы у нас пологие и в основном не скалистые), фотографировались, собирали дикий щавель, горный лук и чеснок, молодило (у нас его почему-то называют заячьей капустой) и ели с кустов сладкую и ароматную горную вишню. Из молодила, шишек, желудей, мха, камушков, причудливых сухих веток, кистей рябины Ваня научил ребят делать композиции, или, как называли это младшие дети, «красоту» -  что-то типа альпийской горки (только в широкой посудине на подоконнике, куда на дно насыпалась земля, сверху сажались и размещались все компоненты «красоты» и содержалось это, как комнатные цветы, с редким поливом). Это действительно было красиво. И хотя я выросла в этих горах,  мне в детстве (да и потом) никогда не приходило в голову создать подобное…

         Потом мы разводили небольшой костёр, пекли картошку, доставали свои съестные припасы и весело поедали их. Пели туристские и детские песни, рассказывали смешные истории, любовались городком, лежащим внизу среди гор. Однажды шустрая первоклашка Юлька, сидя над нами на невысокой берёзке, выдала: «Вот смотрю я на вас – и не пойму: что вы за люди такие? Набираете кучу чужих детей, идёте с ними в поход, делаете им весело и интересно… Не как все другие люди. И вот зачем вам всё это надо?» Я посмеялась про себя: девчонка явно повторила то, что слышала от взрослых во дворе, может, и от матери (отец с ним не жил, разошлись). А вслух спросила: «А ты сама что думаешь? Мы плохое что-то для чужих детей делаем?» Она отвечает: «Нет, хорошее.» Подумала немного и добавила: «Поняла: значит, вы просто хорошие люди!»  Я считала и до сих пор считаю, что надо детей учить играть в хорошие игры и заниматься полезными занятиями, чтоб от скуки им не пришло в голову делать что-то плохое, хулиганить, портить всё во дворе и в городе. И если уж так вышло, что рядом гуляют другие дети и играют вместе с моими, а их родители не могут или не хотят уделять им много внимания, то почему бы мне не учить их тому же, чему я учу своих детей?

         Прошли годы, и мои, и соседские дети  выросли, даже Женька уже закончила школу и ВУЗ и стала экономистом, Костик – инженер электронных приборов и оборудования, Ваня – журналист, Наташка и Толик - врачи, внучка хирурга Верочка - учительница,  Павлик и Денис – механики на заводе, ещё трое мальчишек из многодетной семьи – офицеры Северного флота, Ритка – инженер на ВАЗе,  Юлька стала москвичкой и работает юристом, Оля и Иришка – бухгалтеры, Максим – главный инженер завода… Кто-то из них живёт в родном городке, другие разлетелись кто куда… Мы тоже уехали в другой город. У многих из них уже есть свои семьи и растут свои дети. Но, как оказалось, все ребята помнят друг друга, наш двор, наши игры и затеи, наши походы, и очень рады, что всё это было в их детстве…               


Рецензии
очень душевно, забавно и интересно. мне понравилось

Назаров Константин Сергеевич   07.11.2019 12:01     Заявить о нарушении