Сказка о теплом море и солёной воде

СКАЗКА О ТЕПЛОМ МОРЕ И СОЛЁНОЙ ВОДЕ. 

   Сказки пишут для храбрых. Зачем равнодушному сказка
Что чудес не бывает, он знает со школьной скамьи
Для него хороша незаметная серая краска
Он уверен, невзрачны на вид соловьи

Соловьи золотые. Их видело детство такими
Можно путь отыскать в заповедник ночной синевы
Где червонная птица с глазами как луны большими
Наполняет сияньем пещеры ветвей и листвы

Сказка честной была. Не таилось в глазах, не двоилась
Солнцем в окна лилась, зажигала зари полукруг
Ей хотелось, чтоб память не слепла, чтоб юность опять повторилась
Чтоб короткими стали железные версты разлук

Кто её сочинил? Ветер? Счастья? Прибой у причала
Неумолчное сердце, что яростно билось в груди
Мы продолжим рассказ. Нам романтика снова сказала:
«Это присказка только, а сказка ещё впереди!»   

                ( Александр Коваленков)
Полдень. На старом обшарпанном диване, чуть прикрыв ноги одеялом, концы которого свисают на пол лежит молодой мужчина:
- Жак, - собачий сын, куда ты запропастился?! Полтора часа родного братца докричатся, не могу.  Такой же сумасшедший как его мать, слава пресвятой деве, они у нас разные. Моя бы матушка долго не стала канителиться с таким лоботрясом как мой младший брат. Не стала бы бегать по нашему дому вкругаля вздыхать и прижимать руки к сердцу как это иногда делает наш неврастеник отец. Она бы тут же со знанием дела отправила его к рыбакам или, например, послала бы его засеять пустующие поля, те самые на которых недавно произошёл атомный взрыв засеять ну, например, ….  Табаком. Вы спросите зачем? – Чтобы потом на пачках сигарет написать «Минздрав в последний раз предупреждает…..» Я уже полтора часа лежу на диване и   совсем не понимаю, какая польза может быть от  этого пустомели. Вчера, вместо того чтобы помогать отцу, смолить лодки и чинить старые дырявые сети, он два часа разговаривал с рыбами, а позавчера считал на небе звезды. Зато сегодня не смог договорится с северным ветром, чтобы он дул в другую сторону, то есть на юг. А договариваться Жак умеет, когда захочет, конечно, вот год назад в нашей деревеньке страшная жара стояла. Так брат помню, выходит за дверь и кричит:
- Хватит жары! Хорошо бы было, если бы завтра похолодало!
Отец только усмехнулся на это. Но ночью, клянусь метлой моей бабушки, действительно похолодало, да еще дождь в окно застучал, и ветер в трубе одиноким волком завыл. Это значит, брат с небесными силами договориться сумел?      
 Я договариваться совсем не с кем не умею. Я умею только лежать на диване, не умею я смолить лодки и вообще подходить к морю мне нельзя.  Три месяца назад доктор сказал мне, что у меня ревматизм и что мне желательно избегать сырости. Вот лежу сейчас и думаю можно мне хотя бы на день рождения помыться?   
 

1О прошлых днях нисколько не скорбя
Зачем же мне с самим собой лукавить
Лет двадцать я уже люблю себя
И точно знаю это не исправить

ПРИПЕВ

Я круглый идиот - я Самуэль
В моём мозгу давно уж ветер   свищет
Я заболел, больной лежу теперь
Хотя болезнь и Айболит не сыщет

2 В моей болезни вышел перекос
Безумные глаза таращу вдаль я
Я ем мышей, лягушек и стрекоз
Как ела моя матушка Маланья
 
ПРИПЕВ

3 Врачи твердят  вон этот и вон тот
Быть может это всё же паранойя
Болею я давно, который год
И на балконе лишь ищу покоя

ПРИПЕВ

4 Фигурой я угрюмый как сова
Иль дождиком умытая улитка
Но проходи моя ты голова
Сияй на мне как к празднику открытка

(скрипнула дверь, в комнату бережно  неся в руках небольшую картину в раме, вошёл отец)
Отец: Вот это портрет госпожи Элен феи подводного царства. Обрати внимание, Самуэль, как тонко проработан художником луч солнца, падающий в море, и как изящно выписана соломенная корзинка у неё в руке. Слышал я, что эта корзинка волшебная она может принести много счастья человеку, для этого нужны только доброе сердце и немного смекалки. 
- Ну, до чего же смазливое личико у этой твоей Элен, отец!
- Да, девочка очень красива. Правда, совсем дитя. Сегодня в подводном царстве как раз торжество по случаю совершеннолетия этой милой крошки, и я заказал художнику её изображения.
- А как ты собираешься ей передать подарок, сегодня после обеда нырнуть в море в тапочках, галстуке и шляпе?
- Не знаю еще, я правда уже звонил Водяному, хотел попросить его об услуге передать портрет имениннице, но он занят пока, переиздаёт экзамен по литературе в подводной школе. Обвинили беднягу в том, что он списал сочинение то ли у Белинского, то ли у Добролюбова, хотя я уже узнавал не учеников, не учителей с такими фамилиями в их подводной школе нет, и никогда не было придётся мне крепко подумать, как подарить девочки её саму на портрете конечно?   
-Кажется, ты малость спятил, отец. И зачем тебе эта девочка ты же после смерти двух твоих жён решил стать убежденным холостяком, ты мне сам об этом не раз говорил, а эта девочка ещё очень юная, зачем тебе она, ты, что уже совсем не помнишь маму или хотя бы ту женщину, которую я всегда называл мачехой?   
- Это верно, сын,  я спятил, и я не успокоюсь до тех пор, пока это замечательное очарование не станет моей женой, и не развлекай меня, пожалуйста, своей глупой болтовнёй, Самуэль,  всё равно будет, так как я захочу. 

Самуэль: Послушай, но у нас, в родных пенатах
                Не принято женится на пернатых
                А тех, кто в море, знаешь ли, отец
                Во сне не водят даже под венец

                А ты отец ты не премьер – министр
                Ты духом слаб и разумом не быстр
                В картинах разбираешься – магистр
                А в жизни растерял давно уж смысл

                Ты мать мою и женщину другую
                К её коленям брат мой припадал
                Любил, наверно, но напропалую   
                Искал всю жизнь ты женский идеал
 
 
                И говоришь, нашёл в игристой пене
                А не в избе иль скажем во дворце
                Готов нырять ты в море и без лени
                Счастливым выйти из него в конце


Отец

Женщина – волшебное созданье
Сколько в ней…. она и дочь и мать
Есть в ней и тоска, и есть желанье
Что так трудно сразу угадать

Есть в ней то, о чём твердят поэты
Мудрости холодной естество
И другие прочие приметы
Знать их, только женщине дано

Есть в ней свет нам никуда без света
Свет не побеждает темнота
Женщина как Муза для поэта
Днём и ночью рядышком нужна

В женщине есть доброе и злое
Что тут больше кто же разберёт?
Может быть, я тайны не открою
Нас по жизни женщина ведёт

Есть в ней всё и летние рассветы
И холодный воздух у ручья
И пылинки солнечного света
Нежности глубокие моря

Есть в ней слёзы и печаль и радость
Есть в ней и терпенье и расчёт
Но всего заметней это слабость
В женщине, с которой повезёт

- Повезёт тебе конечно именно с русалкой, отец?!  Мало тебе влюбиться тебе надо, чтобы твоя невеста сидела в воде, как какая-нибудь лягушка в болоте или же стрекоза на листе кувшинки. Но нечего (отворачиваясь в сторону, и шепотом чтобы не слышал отец) Скоро всем твоим страданием придёт конец. В нашем море вода чистая светлая и пресная вот ты  и попробуешь её на вкус с моей помощью, разумеется, а потом я и братишку к рукам приберу, и дом и лодки и сети всё моё будет.   

                2

На берегу моря сидит Жак и сушит на солнце сеть.
- Как хорошо, что вода в море пресная я вчера довольно глубоко нырнул, и долго любовался кораллами и рыбами, в прозрачной  воде широко открыв глаза. Красота!  А вот Самуэлю это не нравится старший брат у меня человек суровый, натура у него завистливая, да и лицемерным он иногда может быть. Глаза у него маленькие, как у серой мышки из тёмного чулана, рот узкий, как у леща. Если честно вам сказать то я его иногда даже побаиваюсь, поэтому часто и прихожу сюда на берег моря, чтобы легко посудачить с рыбами о том, о сём пока тихо и никто не мешает.   

Ужасная болезнь настигла Самуэля
Он не стрижёт ногтей, не покупает геля
Соседей бьёт ещё хамит врачам
И громко сквернословит по ночам

Он головой колотится о стену
Готов впопасть иглою прямо в вену
И как его понять не знаю я
В душе его дожди, в моей душе весна

Я всех люблю от бабочки до моли
Но где достать крестьянам пинту соли?
Она дороже даже бриллианта
Её найти, так нужен луч таланта

Я думаю, что соль я отыщу
Но как не знаю, потому грущу.

Да не зря я тут про соль вспомнил. Соль сейчас дороже самого сдобного калача, а наша семья живёт очень бедно, каждый день продаём то, что наловили сегодня в море и ещё обмениваем рыбу на одежду, обувь и рисовые лепёшки без соли. Каждый день брат и отец встают на заре, проводят весь день на лодках, забрасывают сети и расставляют удочки и домой возвращаются уставшие, мокрые только глубокой ночью. И тут же мой старший брат начинает охать, ахать, хвататься за бок, причём каждый раз разный стонать и жаловаться на здоровье. Рыбная ловля помогает выжить  не только нам, так живут все рыбаки нашей деревеньки. Когда-то на лодках с рыбаками ходила и моя мать, до тех пор, пока сильный морской шторм не перевернул её лодку в двух милях от берега. Смелая, решительная у меня была мама никогда и ни в чём не уступала  крепким деревенским мужчинам. Рыбу уставшие рыбаки вялят, коптят, маринуют. Ну, как скажите это сделать без соли? Соль добывают в соляных озёрах рабы для своих богатых хозяев, а потом богачи продают этот ценный продукт тем, кто беднее их только где взять такие деньги, чтобы купить хотя бы пинту соли, особенно бедному одинокому рыбаку? Как  бы я хотел помочь всем людям на земле и подарить им соль.
- Дорогой господин, не могли бы вы дать бедной женщине маленький кусочек хлеба - Вдруг раздался за спиной Жака жалобный женский   голос. Жак обернулся, перед ним стояла бедно одетая женщина. Одежда её была в лохмотьях, босые ноги изранены об острые камни дороги, кровь тонкой струйкой сочилась  из ран. Изнемогая от усталости, она присела отдохнуть под большим серым валуном, который тысячу лет лежал  на берегу моря.         
- Не прогоняй меня, мальчик, хотя я противна и отвратительная нищенка, а в глазах моих навсегда застыл ужас, навеянный страшной бродячей жизнью, но я не имею в душе в отношении тебя никакого злодейского умысла. Взгляд моей госпожи всегда выражал презрения к таким низменным людям как я,  и обыкновенно она смотрела на нас снисходительно. Когда-то наша госпожа была основной помощницей своего ужасного толстого злого отца, для которого мы день и ночь добывали соль в солёных озёрах. А хозяин и его дочь стояли рядом и постоянно  мигали тусклыми глазами, потом быстро считали в уме деньги. Денег  от продажи этой соли хватало на покупку новых лопат и повозок, а, пожалуй, еще и на печение к чаю оставалось.  А потом хозяйка забросила эту службу, потому что она действует ей на нервы. Так говорила она, а недавно я видела ее в компании каких-то сомнительных личностей в чёрных костюмах и с плётками в руках видимо эти плетки, опять дожидались спин рабов, чтоб в который раз обагрить землю свежей человеческой кровью.  А новые лопаты и повозки так, наверное, до сих пор и лежат на складе под навесом. К чему грязным нечёсаным рабам иметь что-то новое всегда говорили нам угрюмая сварливая хозяйка и ее грубый отец мы и со старыми лопатами и повозками всегда заставим своих рабов поклонятся белым крупицам соли и вы это знаете. Так говорили нам наши ненавистные хозяева.     Когда-то наша хозяйка была влюблена. Богатый и скупой отец ее отказал ей во всякой денежной помощи, жених изменил, и она в отчаянии купила себе рабов,  в их числе оказалась и я. Мне не хотелось идти куда-то в рабство мне хотелось просто найти работу. Разве это плохое желание для человека, который любит работу, и у которого есть руки ноги, да и голова пока вроде прочно сидит на своём законном месте? Вот, можешь даже потрогать! – И девушка чуть коснулась грязной измазанной землёй ладонью своих взлохмаченных чёрных волос.    Мне хотелось пусть немного, пусть совсем чуть-чуть разбогатеть, вылечить маму, и построить себе маленький домик у моря с видом на дикие неприступные скалы там, где совсем нет надоевшего городского шума, а есть только солёный морской ветер, много, очень много солнца и большие белые крылья чаек над головой. Но тяжелое горе постигло меня. Мама моя продолжала болеть, удача отвернулась от нашей семьи, пришлось мне убежать от  хозяйки, и пойти искать золотые горы и быстрые серебреные ручейки я слышала, есть они где-то совсем недалеко отсюда в деревне с чистым морским воздухом и, особенно в Париже, это немного в сторону от Москвы. А в одном сибирском городе название его навсегда выскочило из моей трухлявой памяти,  есть даже огромные колокола из чистого серебра, а купола церквей покрыты чистым золотом. Как только я дойду туда, то наберу в карманы столько золота, сколько сейчас  звенит в моих мечтах. А потом, я это точно знаю,   возвращусь я из дальних загадочных краёв, в чудесной, карете. А карета эта доверху будет набита золотыми и серебреными монетами.      
- Сердце у меня не каменное, милая женщина, и жалость ведома мне. Ты мне ничего не сделала, почему же я должен прогнать тебя отсюда? искренне удивился Жак.
 - Я убежала с озера к людям сначала в непроходимый дремучий лес полным леших и приведений, а потом вот сюда к морю. Зато в лесу я познакомилась с коноплянкой, которая взлетает выше самых высоких деревьев и может видеть оттуда весь мир. Коноплянка поведала мне о том, что где-то на свете и есть эти самые золотые горы вот я и хожу по свету, пытаясь отыскать их следы, правда пока безуспешно.   

Если хочешь слушать, так уж слушай
 Над землёй сиял парад планет
Золото в Сибири,  не нарушив
Я узнаю, есть оно, иль нет

Доносились песни коноплянки
Толь над лесом, толи над водой
Дед зимою как-то сел на санки
С золотою встретился горой

Та зима теперь уже далёко
И с сосны её не увидать
Кто же мне подскажет, где дорога
Чтобы это золото сыскать?

Я тогда бы вылечила маму
( папы нет, и мне немного жаль)
Помню,  с мамой мы учили гамму
Помню, маме я купила шаль

Я пройду, наверное, полсвета
( а весь свет попробуй, обойди!)
Может быть, найду хоть тень ответа
Где для мамы золото найти?

- А хочешь, я тебе по руке погадаю, дорогой незнакомец, только ты дай мне сначала поесть. Три дня маковой росинки во рту не было.
Тяжело вздохнул Жак, смахнул с глаз набежавшую слезу и положил перед нищенкой ломоть заплесневелого черного хлеба и дал в руки девушки полупустую фляжку пресной морской воды.
-Жак дали мне родители имя, - ответил парень с жалостью глядя на симпатичную путешественницу  Извини, незнакомка,  больше у меня у самого ничего нет, я только сетью на жизнь зарабатываю, да и та смотри-ка, вся прохудилась.
-  Дай-ка мне, свою левую руку. ( Жак протягивает девушке руку)
- Путаное сплетенье линий на руке твоей вижу. Большая беда у порога твоего дома стоит, а потом и счастье богатства тебя ожидают.
- Завтра утром отец и брат на рыбную ловлю далеко в море отправляются. У берегов - то рыбы совсем мало стало. Улов небольшой торговать совсем нечем, а я тут сети чинить буду, кто-то должен и за домом смотреть. Только вот очень бедно мы живем, и придётся отправить в море только одну лодку вторая, которой обычно управляет отец
  требует основательного ремонта.
- Хорошо только не забывай, что я тебе сказала, - прошептала девушка, - Беда у твоего порога стоит, - Постояла немного и медленно пошла вдоль берега моря. 

                3
Долго смотрел  вслед девушки молодой человек, и тут так некстати пошёл дождь. Он лил нудный, равномерный без грома и без молнии, но густой и непрозрачный. Впереди было плохо видно. Море казалось, белым от падающих капель и словно кипело. Дорога от моря набухла, стала скользкой, и нищенка перепрыгивала  через  маленькие морские камешки на холодный мокрый песок. В сердце Жака в это время происходила что-то необъяснимое, оно то замирало на мгновения, то вдруг начинало, бешено и беспорядочно колотится Молодой человек в этот миг, не знал, что в его сердце  зарождалась первая любовь. Пока ещё робкая любовь неокрепшая, боязливая, но уже твёрдо заявившая о своём существовании на земле. Парень вздохнул и совсем неожиданно для себя в бесконечной пелене дождя увидел яркие звёзды:   

Минувшее, наверно, не найти
Минувшее за ветром исчезает
И не собьется с верного пути
Как первый снег на поле не растает

В минувшем растворились поезда
И слёзы встреч, разлук иных дыханье
Вот только хорошо не навсегда
Минувшее хранит ещё сознанье

Минувший день он светел, лёгок, чист
Неповторим и только в этом верен
По- своему и хмур он и лучист
Давно на миги может быть поделен

И счастья миг, и миг лихой беды
И миг надежды и ненужных мыслей
Хотя теперь далёк от суеты
Не всяк оставит этот день на тризне

Он будет жить смеяться и любить
Минувшее порою ярко, живо
Уходит день им надо дорожить
Ведь он и жизнь, увы, неповторимы.

Пока Жак стоял на берегу, лодка отчалила и увлекаемая равномерными взмахами вёсел быстро удалялась от берега, и тут послышался голос отца:
- Разные бывают рыбы, сын мой, Самуэль, - Жак почувствовал, что в голосе отца проскочила крошечная едва заметная лукавая искорка. Но затем отец добавил уже серьёзнее – Рыбы это еще ничего я и не такие вещи в море видел. Всего не расскажешь. Колючие морские звёзды, например. Тебе бы следовало попутешествовать по морю как я, и ты бы насмотрелся на такие чудеса, которые вас с твоим братом и во сне не снились. А есть места ещё прекраснее нашего посёлка, там и климат лучше, всяких там жуков пауков меньше, да и живётся там свободнее
Отец долго говорил увлеченный собственным красноречием, а потом вдруг запел. Голос его сильный, густой красивый едва долетал до берега легко относимый тёплым чистым морским ветром в сторону, но Жаку казалось, что он отчётливо слышит каждое слово:    

Уходят годы. Остаются даты
И мы уйдём отсюда в мир иной
Мы по волнам свои сверяем даты
Уж так устроен этот мир земной

Такое чувство для меня не внове
Я море полюбил давно всерьёз
И смутно ощутил, что я виновен
Перед штормами и пред морем гроз

Перед его пучиной преклоняюсь
Перед его неброской красотой
Ты море слышишь? Я, брат, извиняюсь
Что я к тебе пришёл уже седой

Я юный приходил, я шёл безусый
Теперь седой, как старый альбатрос
Не говорю, что я рыбак искусный
Но в это верить хочется до слёз

Меня пойми, меня прими у пирса
Вновь подари звенящую волну
Ты погоди о скалы в брызгах биться
Позволь сказать, что я тебя люблю   

 И вдруг небо неожиданно потемнело, подул сильный ветер, сопровождаемый дробным нудным дождём. С юга шёл смерч. Этот смерч соединил грозовые тучи с бушующими водами моря. Вскоре он приблизился, крутясь с невероятной быстротой. Точно гигантский великан он втягивал в себя во время вращения воду, которую как бы выкачивал из моря. Внезапно гигантский смерч налетел на одинокую лодку в море и, охватив ее со всех сторон,… перевернул. Всё это произошло в мгновенье ока. Смерч уже нёсся дальше и, поднимая на своём пути чёрную воду морских глубин, казалось, опустошил некогда спокойное море до дна. Тогда перевёрнутая лодка, рухнувшая в воду гонимая буйным ветром, поплыла  увлекаемая течением вперёд. Темнота, то тут, то там прорезалась вспышкой запоздалой молнии и в эти секунды в воде иногда появлялась голова человека. Наконец гроза затихла, тучи рассеялись. Крупные капли дождя сменились мелкой водяной пылью. Перевернутая верх дном лодка с бешеной скоростью неслась по морю и на ее днище, едва удерживая равновесие, чтобы в любую минуту не оказаться в воде сидел промокший с головы до ног человек. Наконец человеку удалось заметить, что погибшая лодка как бы задевает за дно. Действительно минут через двадцать раздался толчок и лодка или верней то, что от неё осталось, резко остановилась
«Земля» - подумал Самуэль (а это был он) и только тут нашёл возможность оглядеться. На перевернутой лодке он был один, пожилого отца  видимо давно поглотила морская пучина. Отец погиб, но сердца старшего сына вполне осознавая эту утрату, оставалось каменным; «Сети, лодки, улов даже дом будет мой так стоит ли переживать из-за гибели родного по сердцу, но далёкого мне по душе седого неудачника? Никогда он не умел делать запасы добычи в своем доме, хотя даже дикие звери так делают так стоит ли его смерть сожаления?». Ни одной слезинки, ни проронил Самуэль на мокрый прибрежный песок в память о своём отце.               

У животных так водится с детства
Кость любую меж всеми делить
Не перин ни другого наследства
Наш отец не сумел нам скопить

Неудачник - корявое слово
Как сосна на морском берегу
Доллар, франк нашей жизни основа
Ну, об этом, друзья, ни гу-гу

По секрету скажу вам, ребята
Наживаться давно не грешно
Будет дом и тропинка у сада
Будет море, всё море моё

Будет время я море по капле
На весы подниму, дайте срок
Только доллар ты сердце царапни
Ляг любимой игрушкой у ног?!

Всё представьте, мне в жизни сгодится
Лишь бы денег был радостный звон
Мне вторую бы жизнь – пригодится
Ну, а первая – сказочный сон

Вернувшись, домой, Самуэль в нескольких словах рассказал Жаку историю своего недолгого морского путешествия с отцом.  Затем старший брат попытался разъяснить младшему, почему не стоит любить и уважать отца:
- Не чета он нам, за себя постоять не умел, как купить, как продать ничего не знал, во всем сомневался. Всегда пугала нашего отца это слово «продажа», да и крупная рыба в его сетях  редким гостем была, а с мелочью возится, значит, без денег остаться плакать и горевать за пустым обеденным столом.  Баловство всё это, а не рыбалка. Вот отец наш всю жизнь только одним баловством и занимался. Не то, что я, например, для меня нет ничего невозможного моей силой, крепостью, бесстрашием вся рыба в морской глубине изумляется. Это твой старший брат тебе говорит, а ты внимательно слушай, да запоминай. Кто ещё с таким как я героем в жизни сравнится, может?!
   Нехорошо, неуютно, холодно стало на сердце Жака после этих разъяснений:   
- Воистину твоя мать возрадовалась бы за тебя, брат, - закричал он,  -  Убирайся отсюда! Убирайся! Я знаю, плохо стало нашему отцу, потому что небывалый шторм на море начался. Слышал бы ты, брат, как при этом недобро кричали чайки, вот здесь летая недалеко от прибрежных скал и чуть не задевая своими широкими крыльями высокую волну. А волны на море в этот момент, я тебе скажу, были примерно высотой с трёхэтажный дом никак не меньше
 - Да, - сказал старший брат, - Тридцать три года я жил рядом с отцом,  и не видел от него ни любви, ни сострадания, ни простого сердечного участия в моей судьбе. Лодки, сети, улов, деньги, покупатели вот все слова которые я только и слышал от нашего отца. Ну, ничего теперь мы поделим всё поровну, тебе я отдам эту сеть, которую ты только что починил и посушил на солнце, отдам, лодку отца правда она отжила свой век и местами пропускает тонкие струйки воды, но нечего на ней ещё вполне можно рыбачить, если не отходить далеко от берега. И еще я смотрю тебе, очень нравится море и это правильно моря кормит нас, оно дает нам одежду и обувь и еще рыбу, которую можно есть, и продавать беднякам. Море широкое и большое, а наш дом совсем маленький к тому же одной стороной уже почти врос в землю, так не лучше ли тебе брат пожить прямо тут на берегу моря? А я, так уж и быть, заберу себе дом. Договорились?  Я же твой старший брат и плохого тебе не стану советовать, ты меня знаешь.
Прошло время. Сердце младшего брата чуть не разрывалось от горя. Жизнь была тяжела, Жак трудился от зари до зари, не покладая рук. Несмотря на усталость, молодой человек  никогда не забывал почтить память отца, приносил дары и воскурял ладан перед алтарём предков, который он соорудил неподалёку от берега моря.
Очень не нравилось такое поклонение памяти отца жадному и грубому Самуэлю:
- Ты приносишь на могилу отца дары богов. Ты тратишь на них мои деньги, те самые которые я с утра до вечера зарабатываю потом и кровью в море, то и дело, вытягивая тяжёлые сети, наполненные рыбой на берег, а меня, между прочим, доктора просили опасаться сырости! Ты соорудил алтарь на самом берегу моря, а ты забыл, что всё море целиком со всеми его штормами, чайками и вековыми утёсами скоро будет принадлежать мне? Так не лучше ли тебе, брат, уйти из моего дома, чтобы просто побродить по берегу и поискать себе другое более подходящее место для строительства алтаря и твоих бесконечных подношений в память нашего отца, дай Бог ему в море успокоение?             
- Было мне недавно пророчество, что день этот придёт, - ответил младший брат, грустно улыбнувшись, - Так чего же мне спорить с судьбой своей, как говорят чему быть тому и случится. И не буду я тебя упрекать, Самуэль, а лучше пойду отсюда, куда глаза глядят. Я оказался не таким удачливым, как ты. Пресвятая дева не оставила мне ничего когда однажды утром делила между людьми счастья. Другие то и дело хватали эту птицу счастья, а мне и перьев не перепало. Может быть, я всё-таки однажды ухвачу за хвост эту прыткую птицу?    Пойду я теперь в те загадочные места, где из озёр рабы добывают соль. Там мне и работа найдётся, да и без крыши над головой  странника не оставят. Пойду я берегом моря, да послушаю складные песни рыбаков в них в песнях этих и море, и ветер в них и тяжкий труд.

                4

Средь бела дня – внезапное явленье
На море вдруг волна как жизнь крута
И вызывает странное волненье
Не лёгкий бриз, а только глубина

И рыбы рты открыли. Ох, большие
На красных жабрах капельки воды
Мы не хотим совсем в края иные
Там только бы достать до глубины

Внезапный шквал, взревев со страшной силой
Нас заставляет, клянется воде 
И в этом страхе в море всё застыло
И даже мы немножечко не те

Спокойный свет, как будто отблеск лунный
Но в море далеко до тишины
Седой старик и даже мальчик юный
Дотянемся, дойдём до глубины

Дотянемся, дотронемся, наверно
Нащупаем такую глубину
Которая, мы знаем непременно
Добавит нам улов и седину 

Жак остановился и пристально посмотрел на небо. Он искал там свою звезду. Ведь каждый человек рождается под своей звездой.   Гроза что была совсем недавно прошла, но небо ещё хмурилось. Начинался второй период дождливого сезона. А рыбакам всё нипочём они заняты своей ежедневной работой. Тяжелые цепи якорей громыхают где-то рядом. Устал Жак, хотел прилечь, отдохнуть прямо здесь на песке, да рыбаки весь сон растрясли, ничего не оставили. Но что это, там за горой снова слышатся жуткий лязг кандалов долгий плач и крики  бедных людей. Если присмотреться, приложив ладонь к глазам козырьком, то можно было увидеть, как под палящим солнцем целые сотни миль бредут люди с лопатами на плечах уставшие, злые, понурые в рваной давно нестиранной одежде.   

Соль постоянно манит, манит
Вся, серебрясь издалека
Она и бросит и обманет
Соль подуставшего раба

Но от привычного земного
Как отрешусь я в этот раз
Я эту соль достану снова
И не сведу с неё я глаз

Она белеет на ресницах   
И грусть бывает солона
Еще она ночами снится
Она одна, она одна

Копай! Нет к этому преграды
Вот слышен уж кандальный звон
Мы песню спеть бываем рады
Пускай звучит со всех сторон

Нет, мы не камни где-то в море
Удел камней на дне лежать
Все скоро будем мы на воле.
Нас здесь уже не удержать. 

«Как бы помочь этим уставшим, измученным, одиноким людям выйти на волю»  - подумал Жак, лег на нагретый горячим южным солнцем песок и тут же уснул. И приснился юноше странный сон. Перед ним явилась симпатичная девушка в шелковой тунике и длинными светлыми волосами, которые нежной рекой струились по ее спине, взгляд её лучился добротой, и она обратилась к юноше с такими словами: «Дорогой Жак я не знаю тебя, но о том, какое у тебя доброе сердце и чистая незамутнённая злобой душа рассказывал мне твой отец. Он недавно приплывал ко мне в подводное царство на большой зубастой акуле, совсем здоровый и очень красивый и мы с ним сыграли свадьбу. Ты не представляешь, как было весело на этой свадьбе, сколько там было гостей, подарков и музыки. У меня даже сердце замирало от счастья. А больше всего мне понравился портрет неизвестного художника, который подарил мне твой отец и еще он сказал мне по секрету, когда разошлись со свадьбы все гости,  что этот портрет для меня нарисовал ты в свободные от работы ночи и дни.  Я давно за тобой наблюдаю из подводных глубин.  Ты добродетелен, но твоё примерное поведение не получало должного воздаяния. И вот я решила сделать тебе подарок» И девушка показала Жаку небольшую корзинку, искусно сплетённую из соломы. «Эта корзинка не простая – сказала морская фея – Достаточно трижды пасть перед нею ниц и произнести: «О, трижды почитаемый Повелитель соли  удостой меня своих благодеяний» - и только тогда корзинка наполнится солью до краёв. Когда соли наберётся достаточно, тогда надо просто сказать полушепотом: « О, Повелитель соли довольно. Прими мою сердечную благодарность», - и источник тут же иссякнет. Ты всё понял?» Жак кивнул головой и низко поклонился «Не нужна мне благодарность, - негромко сказала девушка, - Используй мой подарок во благо людей  и будь счислив. И улыбнувшись, она исчезла. Проснувшись на следующий день, Жак нашёл у своего изголовья точно такую же корзинку, какую видел во сне. Не надо рассказывать, как обрадовался юноша такому неожиданному подарку   Юноша тут же трижды пал перед волшебной корзинкой ниц и громко и внятно произнес: О, трижды почитаемый повелитель соли прошу, удостой меня своих благодеяний, после этих слов чудесная корзинка начала медленно наполнятся белыми кристалликами соли.
Но  так громко и радостно бедный Жак произнёс эти заветные слова, что две хорошо одетые женщины, в этот момент проходившие мимо него обернулись и удивлённо посмотрели на молодого рыбака и лежащую около его ног старую рыбацкую сеть.
- Мой отец как опытный купец предпочитал сам разбираться в своих денежных делах, - сказала одна, глядя на подругу и бросив быстрый взгляд на рыбака всё еще лежавшего на песке. – Товар у нас непростой. Совсем непростой. Впрочем, даже обычный товар теряет ценность и привлекательность, пройдя через многие руки. Я недавно свершено случайно завела дружбу с богатыми купцами из Индии, вот уж у кого точно водятся деньги и ни какие нибудь бумажки, а настоящие золотые. Вот кто уж точно не люди, а настоящие повелители Вселенной.
-   Все помыслы твои были о них, и ты решила продать им несколько своих рабов тех, что покрепче, – быстро спросила ее подруга, почти не разжимая губ.
- Какая ты умная, Николь, всё схватываешь на лету, - смеясь, отозвалась хозяйка живого товара.
В этот момент корзинка Жака наполнилась солью до краёв и довольный юноша, склонившись над ней,  прошептал: О, Повелитель соли довольно, прими мою сердечную благодарность. Все на минуту замерло, подул южный ласковый ветер, и поток соли в корзину прекратился. Обрадовался юноша: О, скромный Повелитель соли, если бы я мог увидеть твою красоту, я бы склонил перед тобой свою гордую голову. Но пресвятая дева не даёт мне права насладиться твоей красотой, и поэтому просто от всей души благодарю тебя за этот подарок,  пусть он поможет и мне и другим бедным людям счастливо жить на этой земле - мысленно произнес Жак и весело зашагал по дороге. 
                5

Комната была громадная  с высоченным лепным потолком. Собственно говоря, даже не комната, а скорее нечто вроде зала вытянутого в длину Громоздкая низко висящая люстра из причудливо отлитой стариной бронзы ярко освещала обеденный стол, за которым сидела худая не старая ещё женщина. Это и была мадам  Матильда – хозяйка живого товара она вот уже около часа  громко разговаривала с кем-то по телефону:

Солнце снова кожу раздражает
Мне бы солнце где-то в стороне
Не всегда, но часто так бывает
Ох, люблю я плетью по спине

Плеть на рёбрах оставляет точки
И на спинах пламенем горит
Сыновья, отцы и даже дочки
Вашу кровь она не сохранит   

Кровь в песок. Ах, это просто чудо
Кровь в песок и слёзы не слова
Мир большой я пригоню оттуда
Вместо старых нового раба

Соль вокруг, я королева соли
Только с солью я давно на «ты»
Мой звонок и вот уже в неволи
У меня не люди, а рабы.


- Люблю я, друзья, попугаев вот, например таких, какой живёт у меня в клетке на подоконнике.   Попугаи живут без конца. Только одному ему известно, сколько добра и зла видел мой попугай за свою долгую жизнь. И как изящно скрипел его голос при этом. Я тоже люблю, когда меняется голос негров при моём появлении. Они боятся и уважают свою госпожу. Я люблю посылать на встречу рабам своих телохранителей и приближённых в тот момент, когда они со своими лопатами и тачками едва ползут с работы, лениво смахивая рукавами крупные солёные капли пота с измученных лиц. Если бы вы знали, друзья, как меняются эти самые лица рабов, когда они видят злые прищуренные глаза моих верных слуг. Я тоже меняюсь при появлении рабов и никогда не теряю прекрасный случай заслужить славу! Доброе слово, например, правда, слова, которые иногда вылетают из уст этих оборванцев, к сожалению, бывают разные! А вчера мне принесли очень важное, и серьёзное письмо было оно от моих гнусных пленников Написанное корявым неразборчивым подчерком и всё, но представляете, совершено все заляпанное большими чернильными пятнами. « По всей земле люди живут без соли, хотя и едят в основном одну только рыбу - писали мне эти жалкие люди, - У нас же этой соли почти всегда было в достатке, но это всё было до сегодняшнего дня. А теперь без этих белых маленьких щепоток соли во рту мы стали такие же немощные и слабые, как и все остальные люди в нашей маленькой стране. В наших озёрах заканчиваются запасы соли, и поэтому мы уходим от вас. Смотрите прямо перед нами лежит длинная пыльная лента большой дороги, бегущая через лес, а за лесом надо думать нас ждут новые повороты наших непростых судеб, -  вот так написали мне в письме эти оборванцы. Ну ладно разболталась я  тут с вами, пойду лечить нервы буду поздно, но обязательно буду гордая добрая, счастливая и ласковая.
Матильда положила трубку и неожиданно для себя подумала: Мне был обещан Смысл, мне была обещана радость…. Они были обещаны моим отцом вот здесь за этим самым столом. Они были обещаны  тогда, когда дверь в неизвестность стояла уже открытой передо  мной. Я знала тогда всё о волшебном неувядающем мире, из которого красота брала своё начало Я всегда ощущала присутствие этого мира в нём жили только мои рабы неуклюжие, неповоротливые, ленивые, гнусные, скучные, но только мои и другой мир совсем не существовал для меня. А вот теперь моя лучшая подруга Николь, получила приглашения на бал лично от самого графа Вороватикова.  И уже сказала мне сейчас, что она непременно будет на этом балу в голубом прозрачном шифоне.   Я мысленно послала подруге воздушный поцелуй, и теперь вот сижу и думаю, почему я положила трубку и не дала ей договорить?
Сейчас в женщине переплетался целый ряд самых противоположных настроений – высокомерие, лукавство, выдержка, светская изысканность, смелость, дерзость и скрытое за всем этим буйство неприкаянной души.
Женщина встала из-за стола, быстрыми шагами подошла к окну и увидела довольно странную картину:    
Вытянувшись как стрела в натянутом луке за окном лежала дорога, а на ней бурлила, колыхалась, всхлипывала и стонала бесконечная масса людей.
Хотя нет, основная часть толпы, наплывая на дорогу чёрной бесформенной тучей, шла молча от неё даже время от времени то тут, то там  отделялись эти самые неприкаянные оборванцы которые только сегодня, только сию минуту почувствовали и приняли на себя пьяное счастья свободы и вседозволенности. 
- Стойте, стойте, не уходите вы не знаете меня, но я хочу вам помочь, - остановил рабов какой-то человек - Я думаю теперь, как и раньше вы не будете нуждаться в соли у меня, её будет столько, сколько вы захотите и еще вашим друзьям и родственникам останется. Я буду продавать соль, всем кто меня об этом попросит очень дёшево, а бедным людям буду отдавать даром.
Рабы останавливались и брали у этого человека соль, кто в ладонь, кто в карман, а кто и просто в рот.

                6

В покоях графа Вороватикова начинался дворянский бал. Первая волна гостей уже поднималась по малиновому ковру дворцового зала. Огромное стенное зеркало отражало  приближение декольтированных дам, с наброшенными на плечи мехами, их сопровождали мужчин во фраках, и чопорные офицеры в парадных формах. При входе на верхнюю площадку стояла одетая в брюссельское кружево молодая незнакомая никому девушка, через которое просвечивал серый атлас ее парчового платья.
- Я знаю, говорил ей граф Вороватиков в ответ на что-то, - Вы думаете, что моя жизнь построена по образцу книжных героев, то есть состоим из элегантного, утончённого безделья. Но это не так. Я усердный работник. Я бываю глубоко  несчастен, если светские обязанности отнимают у меня даже лишний час моего рабочего дня. Говорить о себе вообще излишне, но в последнее время у меня появился помощник грубый деревенский крестьянин из местных, который изо всех сил старается оказаться в самом центре высшего общества. Мы сейчас с ним работаем в городских музеях, представляете, изучаем старину, сейчас вот сконцентрировались на шестнадцатом веке. Хотя честно вам скажу, работник из него никакой, так существует иногда у меня на подхвате. Да вон он прошу вас повернуть вашу прекрасную головку слегка направо и обратить свой взор в зал. Вон этот самый крестьянин танцует с женщиной в голубом прозрачном шифоне, зовут его Самуэль не правда ли плебейское имя?! Кажется, он еще чуть-чуть поторговывает рыбой и от этого в его широких карманах всегда есть серебреные и золотые монеты. Видите, видите,   он уже оставил свою резвую партнершу по танцам и что-то говорит в пространство:      
            

В дни, когда к концу клонилось лето
И осталось на полях жнивьё
Я о том услышал, брат мой где-то
Вновь отстроил для себя жильё

И встречает всех на зорьке ранней
И глядит в окошко на поля
Там теперь есть комната с геранью
За забором встали тополя

Много надо Жаку для порядка
Есть работа у него с утра
Есть прогулка, а потом зарядка
Слава не уходит со двора

Слава не сидит совсем под лавкой
А бурлит, клокочет и кипит
Жак мой он любуется и шавкой
Даже пёс у Жака знаменит

Ну, а я вновь жизнь свою калечу
Кто меня узнает? Кто поймёт?
Нынче брату я назначил встречу
Может быть, к обеду подойдёт?!

«Возможно ли? Я дал этому горемыки так мало, а он стал богаче меня! Я узнаю тайну брата, я завладею ей. Никогда не будет на земле человека богаче меня.
 В зале было уже много танцующих пар. Через плечо Вороватикова незнакомка видела, как вокруг неё вращалась зала под ритм вальса. Общее веселье дошло до кульминационного момента, когда каждое незначительное слово кажется выражением восторга и намёком на любовь. Танцы сменяли друг друга минута и вот уже все летели впёред, держась друг за друга с распростертыми руками, горящими лицами развивая всё большую быстроту. И тут все обратили внимание на женщину в голубом прозрачном шифоне: 

В небе звёзды нежной бахромою
Там звезда, звезда горит и тут
Я люблю часы, когда весною
Всех  рабов во двор ко мне ведут

Я теперь же сделаюсь хороший
Я тотчас откину лень и грусть
И рабами точно тяжкой ношей
С лучшею подругой поделюсь

И с подругой за бокалом колы
Мы, возможно, встретим и зарю
У неё вчера украла шторы
А потом полдома заберу

Не люблю людей и мух и мошек
Я себе присвою всё вокруг
А Матильде только пару крошек
Ладно. Булок тоже пару штук

Я когда-то милую ограблю
И когда-то по миру пущу
А пока её я только славлю
И её по-своему люблю

Женщина в голубом шифоне закончила петь  отошла в сторону от танцующих пар и вдруг вздрогнула от звука голоса. Не молодого, а старческого, хриплого, ворчливого 
- Я очень заинтересовался вами из простого человеколюбия, - вы, конечно, понимаете. Меня зовут Самуэль я простой рыбак, но очень хочу познакомиться с вами, мы будем поддерживать друг друга, так как всегда поддерживает человека капелька хмельного в холодную погоду. Ну, мне пора, довольно стоять тут и болтать. Запомните, меня зовут Самуэль, найдёте меня на берегу моря и большой скалы.
И раньше, чем Николь успела что-то сказать, рыбак успешно ретировался. 
Николь вся дрожала от нервного озноба, но, все-таки постояв немного в нерешительности, она повернулась и медленно пошла к двери 
На улице было полутемно, только редкие окна домов иногда освещали дорогу.
- А славно у вас тут! – на этот раз странный человек спешил женщине на встречу, - Напоминает мне бар Спинозы в Калькутте. Правда он поменьше, но почти такой же уютный, может, наконец, произнесёте своё имя. Я уверен оно у вас чудесное?! А потом мы с вами чуть-чуть пошепчемся. Есть у меня тайна, связанная с моим братом  которой я и хочу, с вами поделится. Мне кажется, мы с полуслова поймём друг друга.
- Наверное, - нерешительно произнесла девушка останавливаясь. Меня Николь зовут. И я согласна посидеть с вами в кафе, и вы придумайте что-то такое способное меня расшевелить и в моей жизни начнутся какие-то определённые действия, а не это постоянная каждодневная рутина. Правда, вот в четверг был концерт на механическом пианино в городской ратуше.
На улице темнело, два одиноких человека медленно брели по дороге, а за ними скрываясь за деревьями и стараясь ничем себя не обнаружить, так же медленно шла девушка, одетая в брюссельское кружево, через которое просвечивал атлас её парчового платья.   

                7
 
- Брат, долго мы с тобой не виделись, - радостно закричал Жак - Долго очень долго, - А кто это с тобой? Какая милая девушка! Неужели ты, наконец, нашёл своё счастья?  Ты знаешь, я тоже люблю, но пока только в душе. Я совсем не знаю ее светлого имени. Я видел эту бедно одетую девушку всего лишь только один раз в своей жизни. Мы посмотрели друг другу в глаза, мы излили друг другу свою горячую благодарность в каком-то детском лепете, а вчера я придумал песню, вот послушай, брат, если хочешь.

Ты на траве прозрачная росинка
Ты слов неповторимых умных вязь
Вновь присмотрюсь, а на щеке слезинка
Зачем, откуда и когда взялась?

Ты молния ты гром ты бесконечность
Порой шальная огненная плеть
Порой ты смех и радость и беспечность
Порой любви раскинутая сеть

Ты беззащитность, неопределённость
Ты солнцем напоённая весна
Порой тоска, порою обреченность
Ты разная любимая моя.
 
 А другая девушка фея морских глубин, кстати, жена нашего отца, который теперь счастливо живёт вместе с ней на дне морском,   подарила мне маленькую корзиночку вот она (и  Жак протянул брату своё сокровище) и теперь я самый богатый человек на Земле. Хочешь, и тебя сделаю богатым…
- Как тебе удаётся никогда не грустить в жизни, а быть всегда весёлым и благополучным, - тихо спросил старший брат младшего брата, искусно скрывая зависть и злость и прижимая к себе волшебную корзиночку.
- Надо только трижды пасть ниц и произнести заклинание: «О, трижды почитаемый Повелитель соли удостой меня своих благодеяний» и тут же струйкой потечёт соль. А почему мне удаётся никогда не грустить и всегда быть весёлым? Просто я дышу правильно всегда и везде вдыхаю счастья и выдыхаю добро вот и весь секрет.
- Ладно, всё понял я и с корзиночкой и с Повелителем я возьму корзиночку и выйду на минутку из дома, а ты тем временем ляг на диван и поспи часок отдохни ведь ты, наверное, только что плотно пообедал, вон я вижу остатки еды на столе?  Я твой старший брат я тебе плохого ничего никогда не посоветую
( и с этими словами прихватив волшебную корзиночку, старший брат вышел из дома, а младший брат лег на диван и крепко уснул)
И приснился ему странный сон: Будто сели Самуэль и его знакомая, имя которой Жак и не успел узнать,  на корабль подняли якорь и вышили  в открытое море, а в открытом море не удержались от желания вызвать к себе Повелителя Соли. Вместе трижды пали ниц и трижды произнесли заклинание, и тут же потекла струйкой соль. Самуэль радостно вскрикнул и долго с восторгом смотрел, как белые крупинки соли до краёв наполняют корзинку, потом пересыпаются через край и покрывают палубу корабля тонким хрустящим ковром.
- Хватит, можешь остановиться, - сказал Самуэль один раз. Но его слова Повелитель Соли оставил без внимания – Хватит, говорю тебе! – с беспокойством в душе повторил он.
 Палуба уже вся заполнилась под тяжестью соли корабль сильно осел, - Прекрати, хватит, - испугано завопил старший брат, - Я же утону! – И я тоже! – вторила брату его подруга.   Но волшебная корзинка продолжала извергать соль до тех пор, пока не появилась морская фея Элен. Девушка хлопнула в ладоши и обратилась к тонущим людям.
- Эй вы, грустные, жадные незнакомцы, а вы не пребывали начать жить сначала: Взять и полюбить солнце, воздух, воду, лес или просто другого человека, наконец?! Вот как я, например однажды взяла и просто полюбила человека:   

Я с тобою всерьёз
Мир огромный до слёз
Полный воздуха, тайны и света
Среди звездных миров
Ты прекрасна без слов
Дорогая родная планета
На вершине стою
В заповедном краю
Совершенна природы картина
Если жить хорошо
И привольно дышать
Значит рядом любимый мужчина
Я с тобою всерьёз
Мой мужчина до слёз
И природа отныне святая
В заповедном краю
На вершине стою
Добралась…. Слава Богу, живая…

- Ну, уж нет! – прокричал Самуэль деньги, деньги, деньги мой единственный идеал в жизни золото! В нынешнее время, уважаемая, только на деньгах всё и вертится: и чин и почести всякие не столько надёжны теперь как ларец кованый, где монеты твои лежат спокойно, и звенят, когда ты велишь им звенеть. Было бы на что купить, а то – что нынче не продаётся? Мне же тоже нужно, как и вам всем каждое утро за завтраком намазывать хлеб на масло?!  А солнце?  Кому оно нужно твоё глупое солнце и мокрая вода?! Целое море рядом только вода-то в неё пресная, а соль где?   Попробуй зажарить или сварить рыбу без соли ?!
- Значит, ты считаешь, ничего кроме денег в жизни не существует? Хорошо. Только запомни, жизнь она, как супермаркет каждый заходит, берёт чего и сколько ему надо и уходит. А на выходе касса и каждому за все надо платить,-    сказала морская фея. Затем второй раз громко хлопнула в ладоши, и все стало по-прежнему, волшебная корзинка продолжала дарить морю уже никому ненужную соль от рассвета до заката до тех пор, пока не затопила красного от злости Самуэля, его подругу Николь его корабль и его жадность.
А девушка, одетая в брюссельское кружево, через которое просвечивал атлас ее парчового платья или просто знакомая всем нам бедно одетая нищенка, конечно же, спешила на помощь Жаку потому что этот парень понравился ей с первого взгляда, но тяжелый проливной дождь сплошной стеной, вставший на её пути заставил девушку на время остановится и переждать непогоду:   

Снова дождь усталый, одинокий
Грустный, неприкаянный вполне
Можем легкий, может не жестокий
Снова дождь со мной наедине

Я стою под деревом тревожно
Ноет сердце и сжимает грудь
Хоть сквозь дождь пробраться невозможно
Мне укажет взгляд знакомый путь

Проберусь к нему пройду, проникну
Если надо в каплю превращусь
К Жану я приду, его окликну,
Он придёт, и тут я улыбнусь

Нипочём печали нам и грозы
Нипочём и молнии и гром. 
Будет счастья и от счастья слёзы
Ну, а бури все переживём 

Так весело напевая, дошла девушка до того самого домика, где в это время крепко почивал Жак весь, отдавшись объятием седого добродушного Морфия.
Жак проснулся  оттого, что кто-то быстро и настойчиво тряс его за плечо. Он открыл глаза, внимательно огляделся вокруг и увидел незнакомую девушку. Молодой человек не сразу узнал её только что-то родное трепетное, и завораживающее сердце исходило из её пленительных глаз. До того близкое, что Жак даже зажмурился от счастья переполнявшее его одинокое сердце
- Это я, - просто сказала девушка, - когда молодой человек, наконец, поднялся, - Ты не узнал меня. Меня зовут Агнис, что означает целомудренная, святая. Помнишь, я обещала, что узнаю и раскрою людям великую тайну счастья. Так вот счастья это не золотые горы и не волшебные ручьи с чистой ключевой водой и уж конечно не тугой кошелёк до верху набитый золотыми и серебреными монетами Счастья это любовь это добрые отношения между людьми, это взаимопонимания. Злость недолго живёт на свете, ей просто не всегда хватает воздуха для этого. Когда я шла сюда по дороге, мне встретились люди. Оборванные и грязные они когда-то день и ночь добывали соль на соляных озёрах своей хозяйки, Так вот эти люди сказали мне по большому секрету что когда они уходили от нее по дороге хозяйка долго стояла у окна, а потом легла на кровать и скончалась к утру от разрыва сердца. Так всегда бывает со злыми и одинокими людьми это уж моё личное наблюдения. А хочешь, Жак, теперь, когда наступили дожди, мы можем на время  уехать из этих краёв, туда, где не дождь, а снег падает сквозь сосны и устилает дорогу и склоны гор, где он будет поскрипывать под ногами, когда мы будем возвращаться вечером домой. Там у подножья гор есть небольшое кофе, где прекрасно кормят, где мы будем вдвоём, и с нами будут только книги, да ещё собаки, которые день и ночь будут охранять наш покой. А по ночам нам будет тепло вдвоём, и в открытые окна будут сиять звёзды. Вот куда мы поедем. Если взять билеты третьего класса это будет не дорого. А за пансион придётся платить лишь немногим больше того, что мы можем платить здесь.
- А где же твоя карета, милая девушка, неужели сломалась в пути, - тихо произнёс Жак. 
- Карета это что? – также тихо ответила девушка,- Завистливых людей на свете много, ударят камнем из-за угла и в сторону. С такими людьми встретится не в радость совсем. Разрушители счастья они и своего и чужого. Я про карету эту невиданную даже стихи сочинила, вот послушай:


Ах, не в карете счастья, не в карете
А в дружбе, что у сердца в уголке
Ведь за неё мы все давно в ответе
Мой милый, так не кажется тебе?

Жак  глядя на неё, с радостью признался себе: что грязная, непричесанная нищенка или томимая тихой грустью светская дама в каком бы образе не появлялась перед ним эта девушка она ему  давно и бесповоротно  нравится  и поехать с ней он готов куда угодно хоть на край света.
Только минуту постояли они у ворот в молчании, с гордостью оглядываясь вокруг, а затем, весело смеясь, взялись за руки и отправились на встречу чудесной и замечательной жизни. Ведь они, сами того не ведая, этой самой жизнью давно увлекались. А в след молодым людям звучала веселая и грустная одновременно песня рыбаков
   
 
Море в борт отчаянные качки
Ветер раздувает паруса
Есть такие в море птицы – крачки
Их бывает, слышим голоса

Нам про море всё они толкуют
Про улов, про сети, про песок
А бывает, просто затоскуют
Как дрожат тогда их голосок!

Ведь они о Родине, о ветре
И о звездах в море глубине
И чуть-чуть, наверное, о небе
Что нам снится ночью в тишине

Кто о чём. А мы всегда о доме
Пот солёный только с лиц смахнём
Сразу в порт, а дома на просторе
Мы приют сердцам своим найдём

Сразу всё покажется родное
Даже капель брызги на песке
Даже небо в море голубое
Даже небо где-то вдалеке.

«Рыбаки поют, - подумал Жак, - Надо будет попросить их взять меня  с ними в море, и пусть больше нет у меня волшебной корзинки, крепкая дружба людей ещё никогда не подводила. Да и друзей у меня сейчас будет много – целый мир!  Не даром же говорят «Человек без друзей, что дерево без корней» с ними и горя и радости делить приятнее».        ( Сергей Карпеев



 

          

   




 
 



 



 


Рецензии