За что были репрессированы предки Горбачева

О том, что в 30-е годы было репрессировано большое количество совершенно безвинных граждан, написано немало, и мной в том числе. Я сам из семьи, где оба моих родителя были членами семей репрессированных, но затем реабилитированных.  И виноват в этом не Сталин, на которого все ссылаются, а послереволюционная ситуация и продолжающаяся гражданская война.  Увы, в наших карательных органах было немало таких,  о которых мечтал основатель ЧК Феликс Дзержинский, с «чистыми руками и холодной головой». Слаба человеческая натура,  многие люди, не желающие трудиться на благо молодой Советской России, шли в органы ЧК-ОГПУ-НКВД, что всласть поиздеваться над людьми. Не имея никакого образования, не владея навыками ведения дознания, они признавали только пытки.

Под каток сталинских репрессий попали не только оба деда последнего генсека ЦК КПСС, но и деды его супруги, Раисы Титаренко. Оба предка Горбачева вернулись на родину, отбыв сроки наказания, а Петра Титаренко расстреляли в 1937 году.

По информации, размещенной на официальном сайте Горбачев-Фонда (это краткие биографические сведения), дед Горбачева по матери, Пантелей Гопкало в 1937 году арестовывался по обвинению в участии в «контрреволюционной правотроцкистской организации».

Больше года он провел под следствием, Пантелея Гопкало на допросах пытали и издевались над ним, выбивая признательные показания. Тем не менее, спустя 14 месяцев арестованного отпустили по протекции помощника ставропольского прокурора.

Все обвинения с Гопкало в итоге были сняты и через год после возвращения в родное село Привольное он даже избрался председателем колхоза.

Дед будущего генерального секретаря по отцу, Андрей Горбачев, к советской власти относился менее лояльно. От вступления в колхоз отказался, вел единоличное хозяйство на хуторе. Во время голода 1933 года в многодетной семье Горбачевых от крайнего истощения умерли три ребенка из шестерых. А на следующий год арестовали главу семьи – по официальному обвинению, Андрей Горбачев саботировал план посева зерновых, не сдав государству положенные пуды семенного материала.

Два года дед Горбачева валил лес под Иркутском. Отмеченный за ударный труд, вернулся домой раньше положенного срока. В колхоз он в итоге все-таки вступил. Как пишет в своей книге Николай Зенькович, в прошлом руководитель пресс-центра ЦК КПСС, Андрей Горбачев в родном Привольном руководил свинофермой.

Об этом Михаил Горбачев рассказывает в автобиографической книге «Жизнь и реформы», вышедшей почти четверть века назад. Генсек ребенком жил в семье Пантелея Гопкало, и помнит, как того арестовывали. Потом дом Горбачевых стали обходить стороной односельчане – боялись обвинений в связи с родственниками репрессированного.

По утверждению Михаила Горбачева, у него, как у высокопоставленного партийного деятеля, были возможности запросить дела своих репрессированных дедов, но решился он на это только в 1991 году. Архивные материалы Горбачеву предоставили по приказу председателя КГБ СССР Вадима Бакатина.

Как следует из материалов уголовного дела, заведенного на Пантелея Гопкало, на него донес ранее арестованный председатель райисполкома. Тому, в свою очередь, вменяли в вину руководство тайной правотроцкистской контрреволюционной организацией. Не выдержав долгих пыток, чиновник назвал свыше 50 фамилий якобы участников мнимой подпольной группы. Среди оговоренных оказался и Пантелей Гопкало, руководивший в 1937 году райземотделом.

В книге «Жизнь и реформы» приводятся выдержки из допросов Пантелея Гопкало. Виновным он себя категорически не признавал, хотя следователь очень настаивал на даче «правдивых показаний». Примечательно, что уголовное дело дошло до обвинительного заключения. Гопкало обвинялся в срыве урожая зерновых, целенаправленном уничтожении скота посредством сокращения его кормовой базы (оно выражалось в распашке сенокосных лугов). Также бывшему начальнику райземотдела вменяли в вину торможение развития колхозного движения стахановцев, якобы Гопкало не давал им развернуться в полную силу.

Все это Пантелей Гопкало, по версии следствия, проделывал в колхозе «Красный Октябрь» по заданию той самой контрреволюционной организации, подрывая  колхозную экономическую мощь. Схожие обвинения предъявлялись и Петру Параде, деду Раисы Титаренко, супруги Михаила Горбачева. Парада был расстрелян по постановлению «тройки».

Горбачев пишет, что, скорее всего, и Гопкало ждала та же участь, если бы по постановлению помощника прокурора Ставропольского края уголовное дело не переквалифицировали с «политической» 58-й статьи на 109-ю (должностное преступление) – сотрудник надзорного органа посчитал, что обвиняемый «не тянет» на троцкиста. После чистки ставропольских органов НКВД Пантелея Гопкало выпустили.

Причина ареста второго деда Михаила Горбачева по отцу в книге «Жизнь и реформы» изложена практически так же, как и на сайте Горбачев-Фонда, дополнительных деталей, касающихся предъявленных Андрею Горбачеву обвинений, в биографии последнего генерального секретаря ЦК КПСС нет.
Пантелей Гопкало умер на 59 году жизни, Андрей Горбачев прожил до 72 лет.

Эти данные привел в своей заметке некто Николай Сыромятников. Продолжу о своих предках. Моего деда по отцу, Ивана Щербакова, работавшего засольщиком рыбы в селе на нижнем Амуре, раскулачили.  Такие специалисты, как мой дед, были всегда уважаемыми людьми. Правильно засолить рыбу, чтобы  она не пропала за долгую зиму, и не лишиться основного продукта питания, не каждый мог. Поэтому мой дед солил рыбу половине села. И за это с ним делились пойманной рыбой. Семья, где было 6 детей и все работали, жила вполне сносно, имела не только корову, но и лошадь, и это явилось основной причиной обвинения в кулачестве. Земляки, пьяницы и тунеядцы, писали доносы на своего соседа, справного хозяина.

Об этом рассказал мой родственник, кузен Вячеслав Щербаков, долгие годы работавший в КГБ и имевший возможность увидеть дело.  Ивана Щербакова и всю его семью сослали на спецпоселение в другое село, там же, на нижнем Амуре, лишив всего нажитого имущества. В 1940 году он  был реабилитирован, а вот дед Вячеслава, Яков Щербаков, был расстрелян в застенках Николаевского ОГПУ еще в 1933 году, а его семья мыкалась на золотых приисках Николаевского района.

А вот познакомиться с делом другого моего предка, Степана Пастернака, сосланного на золотые прииска в верховьях реки Амгунь все того же Хабаровского края, не смог увидеть даже его сын, в те годы председатель Хабаровского крайисполкома, Виктор Степанович Пастернак.   Все дела были отправлены в архив в Томск, и там не смогли найти дело ставшего в дальнейшем председателем колхоза Степана Васильевича Пастернака.

Сам Степан Васильевич рассказывал, что его  сослали на спецпоселение за то, что он, будучи председателем сельсовета, предупредил своего земляка, что его будут раскулачивать.  А сын того написал донос на Пастернака в ОГПУ. Видимо, мой второй дедушка  тоже был реабилитирован, коль все его дети получили высшее или среднее специальное образование и стали достойными людьми.

Вообще о репрессиях как-то написал наш соотечественник, уехавший за границу, писатель Довлатов. Не снимая вины с работников карательных органов, он задал риторический вопрос: «А кто написал 4 миллиона доносов?».  Ведь по доносам, причем анонимным, были арестованы многие наши конструкторы военной техники. Эти доносы писали люди, желающие занять их места. И не только конструкторы пострадали от доносов, очень большое количество невинно пострадавших граждан СССР, в том числе и будущие генералы и маршалы. 


Рецензии
Странно...Писали,что Горбачев-фамилия отчима-офицера,а родной отец-растратчик,сбежавший в Турцию,а оттуда-в США.

Ольга Не   10.09.2019 19:26     Заявить о нарушении
Мне кажется, и Довлатов и Вы неправильно ставите вопрос.
Доносов было написано минимум 400 миллионов, и владей народ грамотой получше, написано было бы еще больше. И, надо отметить, большую часть из них "органы" отправили в мусорную корзину.
Возможно, Вы и сами писали жалобы и служебные записки по поводу некачественного ремонта или недопоставленного оборудования, по поводу хищения продуктов или стройматериалов. Большая часть тогдашних доносов отличалась только "раздуванием мухи до размера слона" и "притягиванием за уши" политических мотивов. Плюс желание "органов" из горстки раздутых до размера слона мух раздуть нечто величиной с горный хребет.

Беднарский Константин Викторович   04.11.2019 18:33   Заявить о нарушении