Книга 7 Три атамана

  Атаманы Лукьян Ясаков, Ефрем Кулак да Тимофей Поп. 

Уж много лет пролетело с тех пор, как казаки начали обживать Яик. А началось то заселение после поражения, которое нанесли волжской вольнице стрельцы государевы. Разбитая вольница тогда разбрелась в разные стороны: кто на Каму и по Чусовой с Ермаком пошли покорять Сибирь, другие отправились на Терек, а более непокорные и любившие “Волю”-“Волюшку” ушли на Яик, где разорили столицу ногайской орды Сарайчик.

А в 1591годе в поход против непослушника царского, Шеквальскаго, Яицкое войско выставило 500 казаков. Это была первая служба яицких казаков русскому царю. …

В прошлые времена мало кто мог полагать, что жизнь будет всегда неизменной и ее не придется менять. Поэтому обычным делом были разбои на реках и на море, взаимные набеги и грабительские вторжения. От этого страдало, в первую очередь, неповинное мирное население. Не все жители могли защитить себя от неожиданных бедствий, полностью менявшую их жизнь: голод, разорение, потеря близких. Потерявшие все люди начинали сызнова: охотились на животных в лесах и степи, ловили рыбу. Таких людей издавна привлекали берега крупных рек, протекающих через степи на Востоке Азии.
А проходящие по рекам торговые пути давали им возможность заработать продажей добытых мехов, сопровождением торговых караванов и их защитой, ну, а для кого-то — наоборот, грабежом.

Нужно сказать, что обычаи у казаков были весьма интересные и не всегда популярные. К примеру, после неудачной стычки яицких казаков с киргизами на реке Барбашова погиб один из ватажных атаманов. Виновной объявили лошадь, сбросившую хозяина: «Ишь волчья сыть! Не сумел уберечь, а сам-то цел!» Несчастное животное было приговорено к смерти, привязано к столбу посреди площади и умерло от голода .   
Можно сказать, что  ватажные атаманы  дорожили больше всего «волей», под которой понималось  прежде всего  неповиновение кому-то ни было  и неприкосновенность жизни. Казак сам решал, что ему одевать, чем заниматься в свободное от промысла время.

 После Смутного времени порядок на Руси еще долго не удавалось навести. Вольные казаки переселялись на восток, где они собирались в ватаги  и пиратствовали по Каспийскому морю, а также разоряли приморские селения.
Може правдой то было, а може нет. О том никто не знает среди степи, среди тополя да ивы золотистой,  вьющихся рек, и тюльпанов степных, как кровь ватажных стягов, жили на энтой земле казаки спокон веку. Старцы об этом знают и молчат, чтобы ничто не случилось. А вот неправду, то и так можно выдумать. Так вот об энтом будет малость с приукрасом праведный сказ.

Железнов И.И. Уральцы. Очерки быта.




 http://www.proza.ru/2019/09/10/1363


Рецензии
Ну вот, Михаил, надеялся прочитать неизвестные мне сведения про моего далёкого пращура Лукьяна Ясакова, а ничего не нашёл. Даже его имя не упомянуто. Почему? Про его сына Викула известно много, про отца скупые сведения из отписок царских воевод. Даже неизвестно, когда он отошёл в мир иной.
С уважением, Николай.

Николай Панов   11.09.2019 13:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай! Укажите из каких источников вы все это узнали?
М.

Михаил Илекский   14.09.2019 08:41   Заявить о нарушении
Источник я уже назвал. Ясаков не фамилия, а прозвище атамана. Кричать ясаком умел, вот и прозвали его так. Ясаки - это боевые кличи русских стрельцов XVI - XVII веков. В 17 веке атаманы из "дворян московских" присылались на Яик по разнарядке, среди казаков тоже была постоянная ротация личного состава. При Петре 1 казаков "привязали" к Яику, сделав казачью службу наследственной. Есть подозрения, что Лукьян Ясаков окончил свои дни в монастыре, так же как и другие старые атамана Яицкого войска.

Николай Панов   14.09.2019 14:34   Заявить о нарушении