Тайна егеря

   Шли третьи сутки с того дня, когда мы с Колей, моим напарником по экспедиции, покинули ту полузабытую деревню. За это время мы не видели в тайге ни одного следа пребывания человека.
   Нас вела карта и компас. Еще был спутниковый навигатор, но мы включали его только в обед и перед сном. Берегли заряд. Изначально наша экспедиция по разведке ресурсов шла успешно. Но под конец, когда мы уже собирались пройти последний отрезок пути и через три дня выйти на точку, где нас должен был забрать вертолет, один из наших серьезно повредил ногу. Мы оказали ему помощь как могли, но состояние товарища было очень тяжелое. Не могло быть и речи, чтобы продолжать путь, но нам нужно было найти хотя бы поляну, достаточно широкую для вертолета. Наконец нам повезло даже больше, чем мы рассчитывали. Мы вышли к деревне. Ее не было на современной карте и по внешнему виду мы сразу поняли почему. Деревня вымирала. Некогда большая дорога полностью заросла, осталось только направление, которое, как мы узнали позже, выводило на берег реки.

   В деревню мы вошли впятером. Стали стучать в дом, который хоть немного был похож на жилой. Нам открыла древняя старуха. За ее спиной послышался голос деда, который спрашивал о том кто пришел. Мы объяснили ситуацию и попросили помощи. Хозяйка оценивающе посмотрела на нас и пригласила войти. Мы положили раненого товарища на лавку, и старуха склонилась над его ногой. Когда я спросил чем помочь, она лишь прогнала нас в соседнюю комнату. А там дед уже накрыл на стол: грибы, огурцы, картошка и самогон — все было идеальное на вкус. Из комнаты раздался громкий крик товарища, я вскочил, но дед, взяв за руку, остановил:
- Оставь. Марья знает — что делает.
Я сел и успокоился. Через полчаса зашла хозяйка и присела рядом с дедом:
- Ваш друг поправится, но ему нужно хотя бы три дня покоя. Слишком много потерял крови и сил.
- Спасибо за помощь! - сказал я - можно его навестить?
- Только тихо! Парень спит — бабка встала и приоткрыла дверь в комнату.
Я заглянул и увидел больного. Он лежал на той же лавке. Штанина была разрезана и по всей длине раны лежал компресс из какой-то темной травы. Парень действительно спал. На его лице было бледное спокойствие. Я закрыл дверь.

   Хозяева приготовили нам ночлег в дальней комнате и вечером, сидя на крыльце, я спросил у деда:
- А почему деревня почти пуста? Куда делись люди?
- Все изменилось около двадцати лет назад. До того момента тут жило много людей. В основном промышляли тем, что меняли пушнину, мясо, орехи и грибы. Там, куда ведет старая дорога, раньше была пристань. По реке приезжали скупщики. Сбыт был хорошо отлажен, пока в один из рейсов артель не осталась в деревне на несколько дней. Все начиналось как всегда. Они приехали по реке и пришли в деревню. Пушнина еще не была готова, и тогда было решено дожидаться в деревне.
В тот же вечер они устроили пьянку. Среди приехавших, был сынок нальчика скупщиков. Молодой и наглый парень. Он стал приставать к моей дочке, ей тогда было семнадцать лет, она вырвалась и убежала. А на утро к скупщикам пришел её жених. Он хотел поговорить с приезжими, но поскольку те были пьяны, то началась драка. Сын главаря артели выстрелил и убил парня. Моя дочь, ставшая свидетельницей этого, схватила нож и ударила убийцу по лицу. Рассекла лицо наискосок. Парень закричал, а она убежала в лес. За ней кинулись трое, но вернулись без нее. Сказали, что не нашли.
   Ее тело мы нашли в реке уже после их отъезда. Мы так и не узнали как она погибла — дед помолчал и продолжил — на второй день после ее пропажи в деревню пришел мой старший брат. Он работал егерем в тайге и именно его прихода ждали скупщики пушнины. Егерь привез мех, но обменять его не получилось. Приезжие были пьяные и очень злые. Они искренне считали, что деревенские не оказали им должного уважения. Егерь спросил про девушку, но ответа не последовало, лишь сказали, что партию меха они забирают бесплатно в наказание за плохой прием. Егерь возразил, но парень пригрозил, что вернется с подмогой и они уничтожат всю деревню.  В результате завязалась драка. На помощь егерю пришли местные жители и смогли вытеснить большинство скупщиков к реке. Те сумели забрать с собой мех. Несколько человек погнались за егерем, который скрылся в лесу. Под вечер вышел только один из преследователей. Он был сильно ранен и поскольку его товарищи уплыли еще днем, то он остался в деревне. Тут и умер от ран через день. Он так ничего и не рассказал нам. Остальных больше никто не видел.
- А как же егерь? - спросил я - он тоже не появлялся?
- Он пришел в деревню через неделю. Сказал, что попрощаться. Больше я его не видел — дед замолчал.
   Я уже думал, что рассказ закончился, когда он сказал:
- С тех пор торговля остановилась. Приезжал главный скупщик, искал сына. Так и не нашел. Пригрозил нам местью и уехал. Люди стали покидать деревню. Никто не хотел рисковать.
- А почему вы остались?
- А куда нам ехать? Смерть дочки нас сильно подкосила. У нас с Марьей ничего не осталось. Только могилка. Вот мы и решили доживать здесь. Пока сил хватит.

   Всю ночь я думал о том какими жестокими бывают люди. А утром мы с Колей решили пройти остаток пути вдвоем, оставив товарищей в деревне. Мы решили дойти до точки и вызвать вертолет, чтобы на нем вернуться в деревню за нашими.  И вот к обеду третьего дня мы случайно наткнулись на медвежий капкан. Он был относительно новый. Дальше мы продвигались очень осторожно. Я помнил рассказ деда о том, что тут нет людей. Может быть это были браконьеры. Хотя так далеко в тайгу они не заходили.
   Через пару часов мы вышли на поляну. На самом ее краю под деревьями мы увидели охотничью хижину. Мы остановились от неожиданности и стали смотреть по сторонам. Ничего не увидев, я махнул рукой и мы с Колей стали подходить ближе. Подойдя к двери, я постучал. Никто не ответил. Я окрикнул хозяина. Никакого ответа. В тот момент, когда мы решили что никого нет, за нашими спинами раздался голос:
- Тайга не любит шума. Не нужно кричать.
Я обернулся и увидел в нескольких метрах от нас высокого старика с длинной бородой. В руках у него была, я даже не поверил своим глазам, винтовка Мосина с оптическим прицелом. Прямиком из Второй мировой. Мы ошарашено смотрели на хозяина.
- Кто вы и что ищете в моем лесу? - спросил он и добавил - я местный егерь.
- Так вас же никто не видел уже лет двадцать — только и смог сказать я.
- В деревне значит были — дед сказал это скорее себе самому.
- Мы видели Вашего брата — сказал Коля — он и рассказал нам про Вас.
- Как он?
- Живут вдвоем с Марьей. Больше в деревне никого нет.
- Проходите в дом. Утром я вам помогу дойти до вашего места назначения. А пока отдохнем — хозяин открыл дверь.
   Позже мы сидели у очага и слушали истории егеря про зверей. Он оказался очень умным и интересным рассказчиком.  Спать легли за полночь.

   Я проснулся от странного шума. Коля спал рядом. Егеря не было видно. Он что-то говорил про капканы. Наверно ушел проверять. Шум повторился. Кто-то скреб по дереву. Я разбудил Колю и мы стали прислушиваться. Наспех одевшись, решили пойти на звук. За домом стоял небольшой сарай, скорее даже хлев, откуда и доносился звук.
- Наверно хищник залез — сказал я шепотом и достал пистолет.
Открыв дверь и посветив фонариком, мы остолбенели: в углу, в куче соломы копошились несколько поросят. Их мать лежала на боку у дальней стены хлева. Но нас ошарашило не это. В противоположном углу что-то шевелилось. Это определенно был человек, но его вид был просто ужасен. Весь заросший и грязный, он скреб ногтями доски и тихо выл, прикованный за шею к металлическому кольцу, глубоко забитому в дерево.
- Не нужно было вам его видеть — старик стоял позади нас и ствол винтовки был направлен в землю.
- Но это же человек! - воскликнул Коля.
- Уже нет. Да и не был им никогда — старик покачал головой — он заслужил свое наказание.

   Мы сидели на крыльце. О сне и речи не шло.
- Но как? Почему? - спросил я у егеря.
- Ты знаешь кто это?
- Сразу понял, когда увидел шрам через все лицо — кивнул я — но двадцать лет!!!
- Они тогда погнались за мной вчетвером. В мой лес — егерь засмеялся — один попал в капкан, другого я подстрелил, но он смог удрать.
Он умер в деревне — сказал я.
- А этот и последний продержались больше всех. Я их два дня выслеживал. Хотя они заблудились сразу. Его приятель — дед кивнул в сторону хлева — застрелился сам. Не выдержал. А может и этот убил его. В итоге я поймал только его. Сначала хотел убить, когда узнал про племянницу. Он мне рассказал все. Но потом просто посадил на цепь. Живучим оказался — старик замолчал.

   Утром егерь проводил нас в сторону нашего конечного пункта. Я обернулся и помахал ему.
- Нужно заявить властям — сказал Коля когда мы остались одни. Мы ждали вертолет.
- Не надо - я положил руку на плечо товарища — из-за него целая деревня исчезла. Так что свое наказание он заслужил. Тем более что он давно сошел с ума. Это уже не человек.

   Перед самым вылетом, когда мы грузили раненого товарища и наши вещи в вертолет, дед и Марья пришли нас проводить. Они собрали нам гостинцев. И стали обижаться когда мы попытались отказаться. Перед посадкой я пожал деду руку.
- Твой брат передавал привет. Мы видели его. И твоя дочь отомщена.

   Я смотрел из вертолета на землю и на фигурки последних жителей этой деревни. Я вспомнил, как дед улыбнулся при моих последних словах. Это были хорошие люди и они заслужили немного покоя.......


Рецензии