Кровь улара

  СКАЗКА ИЗДАНА ОТДЕЛЬНОЙ КНИЖКОЙ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ "СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ"  С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ДЕТЕЙ.               
  ПРИОБРЕСТИ ЕЕ МОЖНО, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ
  https://knigi-market.ru/krov-ulara-svetlana-duryagina/

    Среди горных хребтов Кавказа когда-то давно жил-был князь. Его прекрасный дворец был вырублен прямо в скале, которая возвышалась над  саклями*  бедняков,  считавших  его чуть ли не богом.  Он правил своим родом справедливо, был щедр и гостеприимен. У князя росла красавица-дочь Лолэ, которую он любил больше всего на свете. Тринадцатилетняя княжна с чёрными, как крыло ворона,  волосами и глазами газели, была его единственным  ребенком. Тонкая, как тростник, нежная, как роза в княжеском саду,  она  очень походила на свою мать, умершую вскоре после рождения дочери.

     Много времени  князь посвящал охоте, особенно нравилось ему  добывать туров – горных козлов. Он мчался за ними на своём белоснежном кабардинском скакуне, подобно смерчу, а его  острые стрелы не знали промаха. После каждого выстрела  тетива его большого и тяжёлого лука пела песнь победителю, а слуги  подбирали добычу и  с возгласами, славящими меткого охотника, несли  на плечах во дворец.
Однажды князь возвращался с охоты, и вдруг перед ним из кустарника появился огромный бурый медведь, который встал на задние лапы и зарычал.  Его страшный рык, усиленный эхом,   так напугал княжеского коня, что он сбросил с себя седока и ускакал в горы. Слуги князя бросились на  защиту хозяина и своими  длинными кинжалами попытались убить  могучего зверя.  Раненый медведь яростно  наносил людям  удары огромными лапами с острыми, как сабли, когтями. Один из таких ударов достался князю, когда он вонзил свой кинжал прямо в сердце зверя, а потом  упал, обливаясь кровью.  Слуги принесли князя  во дворец в беспамятстве. Лекарь  промыл и зашил его раны, напоил травяным отваром и сказал:
- Теперь надо ждать. Могучий организм князя должен справиться, и через несколько дней  раненому должно стать легче.

       Лолэ не отходила от постели отца. Она видела, что лучше ему не становится. Боясь, что он умрёт, княжна очень горевала.  Её некому было утешить: мать Лолэ умерла, не подарив ей сестёр и братьев.  Только старый садовник, как друг, мог выслушать и ободрить девушку. Иногда  княжна приходила к нему в дворцовый сад, чтобы поделиться  своими переживаниями. Ведь недаром говорится:  «Хороший друг лучше плохого брата». 
 
       У доброго  садовника был внук – пятнадцатилетний юноша,  сопровождавший  княжну  во время прогулок  по саду и игравший  ей на зурне**  прекрасные мелодии, от которых сердце княжны трепетало, как у пойманной в силки лани. Лолэ знала, что отец никогда не позволит ей полюбить внука садовника, но сердцу не прикажешь – красивый и скромный юноша очень нравился княжне.  И глаза её сияли, как два агата, когда она смотрела на него. Его звали Джано, что означает «влюбленный  с пылающим сердцем».

  Джано боготворил Лолэ. Когда она уходила из сада, он вставал на колени и целовал следы её маленьких ножек. Перед сном он молился за неё и её отца. Он готов был отдать за них жизнь, если это потребуется. Старый садовник, узнав, что князь никак не может оправиться от тяжёлой раны,  рассказал княжне о живущей  высоко в горах  птице уларе. Её кровью исцеляли самых тяжёлых больных. Княжна тотчас отправилась к своей кормилице и рассказала ей то, о чём поведал садовник. Сын кормилицы  был начальником стражи. Он тут же отобрал самых ловких и зорких нукеров***  и отправился с ними в горы, чтобы добыть для князя  улара. Но горные птицы оказались настолько осторожны, что даже самые ловкие охотники не смогли подстрелить ни одной из них. Почуяв опасность,  улары легко и быстро  бежали  к обрывам, чтобы спланировать в ближайшее ущелье. Окрас их оперения сливался с цветом горной породы и трав, растущих на скалах, и  даже самые зоркие нукеры не смогли выследить удивительную  птицу. Через несколько дней, измученные бесплодной  охотой, они  ни с чем вернулись во дворец.  Лолэ была в отчаянии: отец умирал на её глазах, а она ничем не могла ему помочь.

Однажды к княжескому дворцу пришла   безобразная сгорбленная  нищенка в лохмотьях. Она  стала громко рыдать и рвать на себе волосы,  вопя о том, что князь  умрёт этой ночью, и только она знает, как  излечить его. Начальник стражи, услышав её вопли, вышел за ворота и  прикрикнул на старуху:
- Несчастная, если  ты сейчас же не расскажешь мне то, что знаешь, я велю отрубить тебе голову.

Он и не догадывался, что под личиной нищенки скрывается злая колдунья,  обитавшая в мрачном ущелье неподалёку от дворца, которая давно задумала погубить Лолэ и получить её душу, чтобы вновь стать молодой и красивой. Старуха упала в ноги к начальнику стражи и завопила:
-  О, храбрый витязь! Открыть эту тайну я могу только дочери князя. Позволь мне поговорить с ней.

    Сначала начальник стражи не соглашался допустить старуху  к княжне, но она клялась самыми страшными клятвами, что знает, как спасти князя, и он, в конце концов,  согласился впустить её во дворец. Он сам обыскал нищенку, опасаясь, что она может нанести вред княжне, но ничего кроме дыр, в лохмотьях старухи не обнаружил.  Он доложил княжне о посетительнице, а сам на всякий случай, тайно проследовал за княжной в комнату, где она её ждала, и, спрятавшись за выступом стены, стал подслушивать.
 
    У княжны было доброе сердце. Увидев несчастную нищенку, Лолэ  отвязала  висящий на  поясе шитый жемчугом кошелёк с серебром и подала ей, сказав:
-  Бедная женщина, о чём ты хотела поговорить со мной?
Низко поклонившись и торопливо спрятав в лохмотья деньги, старуха вкрадчиво  заговорила, пряча от княжны злобные глаза:
- Ваше высочество, я знаю тайну садовника, которую он хранит уже 10 лет, и которая поможет Вам спасти от смерти отца.
Княжна  дрожащим голосом стала просить старуху:
- Открой же мне поскорее эту тайну! Я дам тебе столько золота, сколько ты сможешь унести!
Старуха противно захихикала, а начальник стражи в своём укрытии напряг слух, чтобы не пропустить ни слова. Скрипучим голосом нищенка начала свой рассказ:
- У Вашего садовника был сын, он служил нукером в княжеском войске  и однажды погиб в бою. Его жена умерла при родах. Садовник сам растил  Джано.  Когда мальчишке было 5 лет, его укусила змея. Ни одно противоядие ему не помогало, ребенок  умирал в муках. Один очень старый аксакал**** сказал садовнику, что,  если он убьёт улара и напоит его кровью внука, то мальчик обязательно поправится, никогда больше не будет болеть и проживёт очень долго. Садовнику удалось выследить и подстрелить птицу. Джано поправился.
- Воинам отца повезло меньше: они не смогли добыть улара, - печально сказала княжна.
 Старуха усмехнулась, опустив веки, чтобы спрятать злобный блеск красных, как у  демона,  глаз:
- Но Вам не нужен улар, у Вас есть тот, в чьих жилах течёт кровь улара! Убейте Джано, и князь выздоровеет, выпив его крови!
Княжна в ужасе отшатнулась от  нищенки, воскликнув:
- Ты безумна, несчастная! Пойди прочь! – и бросилась вон из комнаты.
Начальник стражи торопливо покинул своё укрытие.  Подойдя к старухе, он схватил её за руку и,  пристально вглядываясь  в её безобразное лицо, угрожающе произнёс:
- Если ты сказала неправду, мои нукеры сожгут тебя вместе с твоей хижиной!
- О, нет, славный витязь, я не лгу!- заверещала колдунья, притворившись очень испуганной.- Этой ночью демон смерти прилетал ко мне. Он сказал, что юноша должен быть принесён в жертву, чтобы князь выздоровел, выпив его крови.
- Ладно, ступай, - проговорил начальник стражи, - но помни, что я тебе сказал!

   Выпроводив нищенку за ворота, начальник стражи позвал нукеров и велел им привести к нему внука садовника.
Колдунья была довольна: она знала, как  сильно Лолэ любит своего отца. Конечно же,  княжна прикажет убить Джано, чтобы спасти князя. И тогда очернённая убийством душа девушки легко попадёт в руки колдуньи.
А в это время Лолэ  горько плакала в своей комнате. Её бедное сердце разрывалось от горя: она должна была сделать очень тяжёлый  выбор между двумя любимыми людьми – решить, кому из них жить, а кому умереть. Злая колдунья наблюдала за страдающей  Лолэ в волшебное зеркало и радостно хохотала: ей было приятно видеть  мучения девушки.

   Но вот княжна перестала рыдать и вышла из своих покоев. Когда её что-то сильно тревожило,  и она не знала, как поступить, она советовалась со своей  доброй и мудрой   кормилицей. Выслушав княжну, та  задумалась, а потом сказала:
- Дитя моё, от старых людей я слышала, что в давние времена в наши горы совершали набеги  жители равнины – монголы. У них существовал обычай – когда воин был ранен или его мучила болезнь, он пускал кровь своему коню и пил её. И конь оставался жив, и воин выздоравливал. Может быть, нам поступить так же с Джано?

   Обрадованная  Лолэ  сама отправилась  на поиски начальника стражи. Она нашла  его в нижнем зале дворца. Он стоял с  кинжалом  в руке перед   связанным  Джано, явно намереваясь убить его.  Лолэ сорвала с головы платок и бросила его под ноги мужчинам. Начальник стражи вложил  кинжал в ножны и поклонился княжне. По законам горцев,  брошенный между воинами женский платок останавливал  кровопролитие.

   Лолэ приказала развязать  Джано и позвать лекаря. Она спросила юношу:
- Джано, в твоих жилах течёт кровь улара, которая необходима моему отцу для выздоровления. Согласен ли ты поделиться ею, чтобы спасти моего отца?
- Конечно, княжна! Я готов отдать жизнь за тебя и нашего князя, а не только несколько капель крови! – пылко ответил юноша.

   Лекарь, взяв кровь у Джано, напоил ею князя, который вскоре поправился и в благодарность за  спасение объявил юношу своим кунаком.*****  А через некоторое время во дворце состоялся свадебный пир в честь  бракосочетания Лолэ и Джано. Когда их объявили мужем и женой, раздался страшный грохот: это в мрачном ущелье случился обвал, раздавивший хижину злой колдуньи, которая там  в это время готовила зелье, чтобы отравить счастливых молодожёнов. После этого никто никогда больше её не видел.
Так  любовь и мудрость победили  зло.
Сакля* - небольшой дом горца из камня.
Зурна** - деревянный музыкальный  инструмент в виде трубки.
Нукер*** - воин.
Аксакал**** - уважаемый человек почтенного возраста.
Кунак***** - друг.


Рецензии