Купание

Текст-тренинг на тему "Природа как фон" для сообщества "Новый лист" (https://vk.com/noviylist)



Намокшие камни. Деревья в росе.
Песок лёг причудливо в змейки
На вновь обретённой прибрежной косе,
Начерченной как по линейке.

Волнение моря заметно едва.
Прибой нежно трётся о скалы.
Расправила спину слепая трава,
Пробилась сквозь ила завалы.

Размыты дороги, и каменных стен
Виднеются скорбные кучи,
А солнце лучами ткёт свой гобелен.
Как раньше. Не хуже, не лучше.

Взволнованный ветер взалкал голосов,
Но тщетно их ищет в купели.
В воде растворились громадины слов,
Растаяли сахаром трели.

Как белые перья летят облака
Промеж заколоченных окон.
За горные пики цепляясь слегка
Сплетеньем прозрачных волокон.

Теплом тишина по умытой Земле
Течёт как неровный набросок,
И капельки света дрожат на смоле
Обломков гоферовых досок.


Всем спасибо! Я - неолист)))

10.09.2019


Рецензии
Когда я прочитала стихотворение Иры, то еще раз вернулась к размышлениям о том, что природа - это не просто фон, а все-таки персонаж, потому что несёт очень большую смысловую, символическую, эмоциональную нагрузку и является своеобразным дешифровщиком. Здесь так и есть - каждое новое природное явление - это новый смысл.
И именно благодаря природным образам появляется ощущение того, что в жизни лирического героя закончилось что-то очень важное, а новое еще не началось. И то прежнее являлось разрушительной силой, отсюда и "скорбные тучи каменных стен", и "ила завалы", и размытые дороги.
Однако вот за этим многообразием фона мне не хватило самого лирического героя с его переживаниями. Перекличек природы и внутренних переживаний не хватило, выхода героя на первый план. В этом смысле приходит на ум стихотворение А.Блока "Ночь, улица, фонарь...", когда внешнее перетекает во внутреннее и внутреннее выходит на первый план, а потом процесс происходит в обратном порядке.
У меня вопрос в этой связи к автору - лирический герой здесь не главный персонаж? На первом плане всё-таки природа? Тогда она точно не является просто фоном. Она больше, чем фон. У меня появляется предположение о том, что это стихотворение-впечатление, стихотворение-эмоция, причем мимолетная: она была и тут же исчезла. Однако это предположение не подтверждается теми образами, которые выбирает автор. Потому что образы очень глубокие, монументальные. Они несут за собой шлейф каких-то очень важных переживаний. Это такой огромный кусок жизни.
Допустим, тот же образ воды, он совсем не статичен, он постоянно меняется, даже в одну реку дважды войти нельзя. И постоянно такая несостыковка мимолетности, изменчивости и важности. Возможно это обусловлено и смятением ЛГ, но из текста стихотворения это непонятно. Я не могу ответить для себя на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть предположения.
Запнулась о слово "взалкал". Куда-то в другую эпоху унесло.
Очень понравился четкий и выверенный ритм!

Маринна Смирнова   13.09.2019 12:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.