От казаков днепровских до запорожских ч. 12

Один из боевых топоров - бердыш.

В ней он сообщает, что казаки существовали ещё во времена Хазарского царства, когда не было ещё понятия Русь и были скифского корня. Скифов же В.Н. Татищев считал славянами и аборигенами Дикого Поля. Такого мнения придерживался и известный археолог, историк Д.Я. Самоквасов. Историк-евразиец Георгий Вернадский к славянам относит арийские племена, киммерийцев, скифов и сарматов. Интересное мнение высказывает Ф.А. Щербина в своём двухтомном труде «История Кубанского казачьего войска», - «Можно положительно утверждать, что славяне, как арийцы, были коренными обитателями в стране (Скифии), и что отдельные их отрасли, как киммерийцы, скифы, разные виды меотов, анты и пр. непрерывно следовали одни за другими в исторической связи вплоть до княжества Тмутараканского» (11). Вернёмся к В. Татищеву и отметим, что создавал он свой фундаментальный труд по истории России под руководством Якова Брюса, слову которого не перечил даже царь. Против труда Татищева, где, как считает уже упомянутый выше Мурад Аджи - известный в тюркском мире, восстал даже Михаил Ломоносов. Учёный полагал, что в «Истории Российской с самых древнейших времён» вошла в плоть и кровь точка зрения Рима, а логика и факты пришли в вопиющее противоречие. Труд М.В. Ломоносова с критикой иезуитского вторжения в русскую жизнь не был напечатан. Он бесследно исчез, как исчезло многое, из российского прошлого... Во все времена казаки имели свою территорию. В иностранных атласах, на немецких, французских и итальянских картах XVII в. встречаются надписи: «Страна Донских Казаков», «Казачья Страна», «Казачья территория».

В первом отечественном атласе территории Московского государства, Дикого поля и прилегающих к ним сопредельных стран, составленный предположительно в последней трети XVI в. - Книге Большого Чертежа царя Фёдора Алексеевича Романова (1661-1682) эти земли именуются, как «Владения Донских Казаков». Казаки имели свои республики и в них парламенты (Круги и Рады), свои конституции, гербы, флаги и другие атрибуты гос. независимости, осуществляли самостоятельную политику. Вели войны с Крымом, Персией, Турцией. Дон имел госбанк, выпускавший свои денежные знаки. Казаки имели свою историю, народную одежду, особые песни и танцы, свой стиль возведения построек «куреней», свой язык, от которого сохранились до наших дней особые казачьи говоры. О казаках в России знают все, слава о них разнеслась по всему миру, но на вопрос «кто такие казаки» однозначного ответа нет. Одни скажут, что это народ и будут правы, другие - сословие, а третьи скажут, что это лучшая в мире конница. Иные считают, что это этническая группа, военная община, род оружия и так далее. Ответ зависит от времени и обстоятельств. Во время войны «казаки - это сверхгерои», а в мирное время - «грубые и необразованные люди». Можно также услышать, что «казаки - это оплот трона и порядка», «черносотенцы, царские опричники, жандармы», а во время гражданской войны говорили, что «казаки - белобандиты и враги народной власти». А они имели бронемашины и бронепоезда и даже небольшую воздушную флотилию.

На самом деле, казачья конница была лучшей в мире, но казаки имели ещё и пехоту - пластунские батальоны, свою артиллерию и подрывные команды. Казачьи «чайки» и «струги» бороздили воды Чёрного и Азовского морей задолго до того, как появился свой флот у России. Таким образом, казаки имели все рода войск и, следовательно, здесь речь идёт о целой армии и флоте. Так вот иметь свою территорию, армию со всеми родами войск, свою государственность и вести самостоятельную политику мог только народ. Только у юго-восточных славян, из всех народов мира, возникло уникальное явление - казачество. Следовательно, в культуре именно этого народа, в историческом пути его развития, кроются причины и условия возникновения казачества, с его самобытными формами управления, основанными на принципах свободы, равенства и братства, на запрете использования чужого труда. Именно здесь и следует искать ответ на вопрос, кто такие казаки и откуда они пошли. Неразрешимая до сих пор российскими историками проблема происхождения казачества создана искусственно, надумана, и никогда не существовала на самом деле. А все те версии о происхождении казаков, которые множатся и по сей день, направлены на то, чтобы превратить целый народ в безликую массу, в «Иванов, не помнящих родства» и делается это целенаправленно. Итак, здесь весьма важный вывод - Казаки ни от кого не происходили: просто один и тот же народ в процессе своего исторического развития и под воздействием разного рода причин менял самоназвание. 

ПОНЯТИЕ О КАЗАКАХ, ИХ ВООРУЖЕНИИ, СНАРЯЖЕНИИ

Они были следующими: древние руссы-арийцы, киммерийцы, казаки (по-персидски - скифы), бродники и, наконец, вернулись к своему историческому названию - казаки. Понятие «казак» возникло в глубокой древности и имеется в словарях многих народов (тюркских и индоевропейских) в разнообразной, но близкой транскрипции. Издавна и до сих пор происхождение слова «казак» вызывает споры. Одни исследователи полагают, что его надо искать в древнеиранских языках, на которых говорили скифы и сарматы; другие, и их большинство считают, что оно тюркского происхождения. Основным содержанием понятия «казак» у всех народов является состояние свободы, вольности. У тюркоязычных народов, живших родовым строем, слово «казак» означает человека, оторвавшегося от своего рода (вроде волка-одиночки). Также назывались передовые войска, по-волчьи рыскавшие впереди основной армии. Общеизвестно, что свобода и независимость - высшие ценности. Казак сам делает выбор и находится в постоянной готовности к отстаиванию своих идеалов. Он с малых лет готовится к их защите с помощью оружия, которым владеет в совершенстве. Отсюда устойчивая способность к выживанию в любых условиях и поразительная сила духа. Казак необычное слово потому, что пишется одинаково - слева направо, и наоборот. Слово «Казак» начинает встречаться в XIV–XV вв., когда речь заходит о татарских войсках. Там казаки составляли низший, почти не имеющий привилегий, разряд войска. Из них состояли лёгкие подвижные отряды, несущие охранную службу, ведущие разведку и постоянно беспокоящие неприятеля.

В Золотой Орде в казаки берут славян, живущих по берегам Дона и других степных рек. При этом казаками становятся и татары. Как же выглядели славянские казаки в XIII – начале XIV века? Малахай с длинным лисьим хвостом. Голубые глаза и русая борода, одет в рубаху славянского кроя. Вооружён луком и саблей, за поясом - топор, рогатина - за спиной. По вероисповеданию - православный. Если не раз отличался в схватках - могут поставить десятником и даже сотником, но не выше. Конечно, не все славяне окраин Золотой Орды согласны были служить монголам. Многие уходили из своих родов и поселений и объединялись, чтобы выжить, при этом осознавая, что надеяться надо только на себя. Твёрдая воля, отвага, конь и сабля, стремительный натиск на врага - всё это способствовало успеху. У вольного казака остаётся только имя, но теперь он всё чаще использует боевое прозвище. С оружием в руках, вольные казаки, кроме звериного и рыбного промысла, зачастую выходят промышлять на большую дорогу. Они грабят купцов  послов, разоряют соседей. Так возникают азовские, казанские, белгородские и другие казаки, в том числе и татарского происхождения. Правители соседних государств обращаются с жалобами и воеводы разных территорий отвечают, что эти «тати» действуют без их ведома. В войске московского государя Ивана III есть упоминание о казаках, которых используют как лёгкие отряды, а также посылают в качестве гонцов с разными поручениями. Такие же отряды казаков охраняющие границы и получающие за это деньги или небольшие участки земли, встречаются в смоленских, рязанских и других русских княжествах.

Казаки всё больше заселяют ничейные, необжитые территории Дикого Поля или, как его ещё называли Великого Луга. В конце XIV – XV вв. их на Руси уже несколько групп: вольные казаки - это коренные степняки; служивые или городовые - те, которых всячески старались привлечь на службу, особенно в порубежье; гулящими считались те, кто находился в ожидании службы или, самовольно создав ватагу, уходил в набег в дальние земли. Особое место в русской истории занимают казаки воровские. Понятие «вор» тогда означало не уголовного преступника, а государственного, то есть умышленно идущего с оружием против государя. Конечно, к таким казакам прибивалось большое количество различных людей, промышлявших разбоем, грабежом и т. п. Первое документальное упоминание о русских казаках, дошедшее до нас встречается в летописи 1444 г. В ней говорится, что после набега татарского войска во главе с царевичем Мустафой, оно осталось зимовать в Переяславле-Рязанском (совр. Рязань). Узнав об этом, московский великий князь Василий Тёмный послал на ордынцев свою пехоту, вооружённую ослопами, топорами и рогатинами. Туда же пришла мордва и прибежали на лыжах рязанские казаки с копьями и саблями. Зима была холодная, снег глубокий. Мустафа укрепился на берегу р. Листани, вёрстах в 10 от города. Сеча была жаркая, жестокая. Сопротивление, оказанное татарами, писал в своей книге Д. Иловайский - «История Рязанского княжества», изданной в Москве в 1884 г., достойно было лучших времён их славы. Они не сдавались в плен и были все перебиты, пал и их царевич.

Продолжение следует в части  13                http://proza.ru/2017/08/27/949


Рецензии