Традиционная вера славян. Глава 3

Глава 3
   Мы будем разговаривать о домах как о местах жительства людей на Руси. Ведь эти самые дома были одной из основ жизни людей, и любой человек мог быть как хозяином, так и посетителем (гостем) в доме. Естественно, не надо думать, что люди жили по-одиночке. Нет, были и остаются места, где люди селились друг рядом с другом. Такие места назывались деревнями или городами. Всё зависело от количества людей в каком-то конкретном месте. Поэтому мы будем говорить о традициях городов и деревень вместе.
 В данном случае, мы не будем разделять эти два понятия, ведь любой человек из деревни на некоторое время сохранял свои деревенские традиции, даже если он перебирался в город. Справедливо и наоборот, ведь традиции являются неотъемлемой частью именно жизни. Так что по началу мы ознакомимся с традициями, которые были в домах. Естественно, мы будем оценивать эти традиции для ответа на вопрос «А применяются ли они сейчас?»
 Тут мы тоже обобщим и рассмотрим деревни и города вместе. Если подумать, то традиции в этих двух различных местах должны быть похожими, ведь везде живут люди, и они похожи друг на друга. Причина этого сходства в том, что согласно истории, люди жили вначале в деревнях, а уж после – в городах. То есть изначально традиции были общими для всех людей. Так вот, мы говорим о различных местах для жизни, то есть о ДОМАХ. В древнее время, дома назывались избами, и они сторонились из дерева и были полностью деревянными в некоторых местах. Если вдуматься конкретней, то сама по себе изба была местом, с которым было связано много примеров и традиций. Традиционно, избы обладали входами, и их пороги были разделениями мира избы внутри и внешнего мира, и была традиция – читать короткую молитву перед ПОРОГОМ и тем самым отгонять злых духов. Похожий обряд был при покидании дома, люди сидели перед порогом и как бы «прощались» со своим домом. Такие традиции есть и в наше время, но без молитв при входе, хотя это иногда происходит и в наше время. То есть мы видим, что обряды относительно порога при в холле  и выходе существуют и сейчас.
Есть также и запрет на прощание через порог, который есть и в наше время.
Также было понятие МАТИЦА – центр жилища, которое ныне уже ушло. Ранее в Юрьев день это место было осыпано зерном и другими плодами, если было время сбора урожая. В современных домах и квартирах таких мест уже нет, как нет и жатвы, и сбора урожая в том виде как было ранее.
Раньше жилища делились на две части (обычно по-диагонали): область с печью (очагом) была женской, а другая с красным углом была отделена мужчинам. Этого сейчас, конечно же, нет. Так что жилища просто не делятся на части.
Раньше ПЕЧЬ была центром дома. Там и грелись, и готовили, и разговаривали, потому что именно там было тепло. Печь обычно стояла в углу дома, и он назывался печным углом. Противоположный диагональный угол назывался «передним или большим углом». А угол с печью был «малым». Угол для сбора всей семьи назывался «красным углом», и там вешали иконы и кушали. Мы видим разделение зон внутри дома согласно их использованию и потому у них были разные названия. Этого сейчас уже нет, и подобная традиция разделения попросту отмерла.
Стол был местом, где люди кушали и общались, потому он также как и печь был предметом множества выражений и примет. Считалось, что его место не должно меняться, а если он и передвигался, то по большим праздникам типа свадеб или похорон. Стол был своеобразным местом священных традиций, ведь вокруг него обносили младенца и так же вокруг него было принято обходить. Если вдуматься, то ныне традиции со столом исчезли.
  Если говорить о минимальном наборе УТВАРИ, то ею были широкие скамьи для сна и сидения, а также сундук, где хранили некоторые вещи из дома. Этого сейчас тоже нет, и есть шкафы и шкафчики, а люди спят сейчас на кроватях.
Давайте теперь поговорим об ИНВЕНТАРЕ, который был в избах. К примеру, там была кухонная утварь, скалки, корыто (обычно оно было одним), маслобойка (для изготовления масла) и прочие вещи. Мы можем видеть, что в избах делались все необходимые предметы и кушанья для обеспечения нужд. Помимо этого, в избах была ещё столовая утварь и всё то, что есть в современных жилищах.
Помимо этого, иногда к избам пристраивался КРЫТЫЙ ДВОР для удобства. Зимой, этот крытый двор использовался для трудов, ведь там обслуживали скотину: кормили ей, поили её же Крытые дворы позволяли выходить из дома под крышу к скотине зимой.  А если говорить об окружающих постройках, то там были гумно, амбар для хранения зерна, погреб и так далее.
  Сами избы строились по определённым традициям и их определённым образом УКРАШАЛИ. Если говорить об украшениях, то ими были полотна ткани, ковры и красивые скатерти, а также прочие предметы. Сами по себе традиционные украшения остались и сейчас.
  Если мы заговорим о КУХОННОЙ УТВАРИ более конкретно, то рядом с печью был ухват для вынимания горячих горшков из печи. Также там была кочерга для шевеления углей в печи, ведь угли позволяли добиться нужной температуры в печи. На прялках пряли, а на ткацкий станках ткали ткань и потом делали из ткани одежду.
  ПОСУДА была в большинстве из дерева и деревянной. Среди посуды были тарелки, чашки и ложки. Также были вёдра и коромыслы для переноски вёдер.  Сейчас уже коромысел нет, да и вёдра используются только в деревнях. То есть кухонная утварь претерпела изменения, согласно этому времени и его нуждам.
Как ТРАНСПОРТ использовались телеги летом и сани зимой. Поэтому транспорт разделялся на летний и зимний. Такого современном мире нет, ведь современный транспорт может ездить и летом, и зимой.
  Как ТРАДИЦИОННЫЕ КОСТЮМЫ использовались рубахи-косоворотки, подпоясанные ремнём или тесьмой для мужчин, а для женщин – сарафаны и зимняя одежда. Шубы были предметом роскоши и были у женщин из обеспеченного класса.

Историческая часть
  Мы остановились на времени Рюрика и двух его братьев. Мы сказали про три города, где они стали правителями (Великий Новгород, Белоозерск и Изборск), но давайте же определим места этих городов на карте.
Мы можем видеть на карте (откройте, пожалуйста, любую карту Руси того времени), что Белоозёрск находится в Вологодской области, восточнее Финляндии и северней Москвы.Мы видим, что Изборск находится так же южней Финляндии и выстоящий Эстонии, а значит и северней Москвы.
Местоположение Новгорода – северней Москвы по середине между Санкт-Петербургом и Москвой.
  То есть мы можем  видеть на карте, что все три города находятся в северных землях перед Финляндией, а значит, что три князя и вправду могли быть с севера. Если мы обратимся к письменным источникам той эпохи, то обнаружим, что возможная теория о северном влиянии была верна. Если мы рассмотрим местоположение трёх городов, то станет ясно, что возможно, теория является верной. Либо эти три города просто показывают случайное совпадение.
Если мы посмотрим на годы, в которых эти города были основаны, то увидим, что Великий Новгород был основан в VII-iX веке, а Изборск в 862 году и Белоозёрск в 862 году. Как мы видим, теория о норманах может быть и верной, ведь именно в то время и были три брата. У последних двух городов первое упоминание было в 862 году, но это не значит, что они именно тогда и были основаны.
  Современные учёные не имеют настолько точных методов, чтобы точно сказать о дате основания городов больше тысячи лет назад. Их источник – «Повесть временных лет», по которой они и изучают такую давнюю историю. Но сам по себе их источник не может быть понят нами и из-за этого, труды историков могут быть рассмотрены безо всяких споров и сомнений, ведь цель данной книги – не устраивать споры, а принять и рассматривать то, что уже исследовано.
  Как мы можем понять, времена Рюрика и его братьев – это времена, которые во многом могут быть сомнительными и спорными, но это помешает нам рассмотреть племена, которые призвали варягов, в следующих главах. В данном случае мы будем опираться на исторические хроники и труды современных историков, потому что они дают наиболее полноценную информацию. Поэтому следующий элемент исторической части – это племена, которые были на Руси во времена Рюрика, Синеуса и Трувора.
  Спасибо за внимание.
  Буду рад Вашим комментариям.


Рецензии