Ученики

Трое юношей сидели на обочине дороги, в траве.
 - Кроак! – выпрыгнула к ним жаба. Она уселась рядом, ничуть не боясь.
 - Смотрите! - засмеялся один из юношей.  – Жаба тоже хочет узнать премудрость!
Но жаба не хотела премудрости. В один прыжок она скрылась из виду. Зато на пыльной дороге из-за поворота показалась фигура человека. Человек медленно приближался. Когда до него осталось не более семи шагов, юноши встали и поклонились учителю.
 - Знаете ли вы священное дерево, растущее на холме у третьей деревни отсюда? – спросил он.
 - Да, учитель! – хором ответили они.
 - Отправляйтесь к нему. Выберите путь через деревни. И первая, и вторая, и третья – дадут вам по уроку, а у священного дуба буду ждать вас я. Тогда и отвечу на все ваши вопросы.
И он зашагал вперед по дороге, огибающей селения.
 - Как он думает опередить нас, выбрав более длинный путь? – удивился один юноша.
 - Нам пора, - ответил другой.
Небу в этом месяце некогда было остыть. В горячем мареве поднималось от горизонта солнце, этот вечный путник, что каждый день поднимается в гору и спускается с нее. Утомленные зноем, юноши добрались до окраины первой деревни.
В траве на обочине дороги, как недавно они сами, сидела старая женщина. Лицо ее сморщилось и напоминало кору деревьев. Она перебирала длинные седые волосы, будто собираясь плести из них косу, и говорила.
Один из юношей оглянулся в поисках собеседника старухи, но никого не нашел.
 - С кем ты говоришь, мать? – спросил он.  – Или ты слепа и не видишь, что никого нет вокруг?
 - Я вижу сейчас даже лучше, чем когда была молода, - прошамкала старуха.  – Когда говоришь слова – кажется, что тебя слышат и слушают. Это приятно.
 - Какой же урок мы должны вынести отсюда? – шепотом спросил первый ученик. – Наверное, так: она всю жизнь хотела, чтоб ее слушали, но не хотела никого слушать сама. Поэтому и осталась без мудрости и в одиночестве…
 - Приятно говорить? – вслух перебил его второй ученик.  – Нет, старая женщина, гораздо приятнее избежать солнцепека, сидя в своем доме, есть яблоки, которые я припас с собой, и запивать ключевой водой. Пойдем, друзья, проводим эту бедную женщину до дома, угостим тем, что есть в наших котомках, натаскаем ей воды – да и сами напьемся.
А третий ученик промолчал.
***
Храня вкус воды из старого, но чистейшего колодца, под пение цикад продолжили юноши свой путь. Проходя через второе село, они увидели маленькую девочку. Она стояла и громко плакала, размазывая слезы по лицу грязной ладошкой.
 - Отчего ты плачешь? – спросил ее первый ученик.
 - Я потеряла свою куколку! – еще громче заплакала девочка.
 - Вот нам и второй урок: все, о чем мы плачем, все наши потери на земле стоят не больше, чем оброненная у дороги кукла дочки бедняка, - сказал юноша, обернувшись к прочим ученикам. - Идемте, друзья, дальше, как бы местные крестьяне не подумали, будто это мы обидели девочку.
 - Вот, возьми, - второй ученик протянул девочке свой платок. Малютка замолчала, разглядывая богатое шитье на дорогой тряпице, и осторожно погладила платок грязным пальчиком. Ученик тем временем поискал у кустов и протянул ребенку тряпичную игрушку. Девочка повеселела и побежала куда-то к домам, обнимая находку, платок выскользнул из ее рук и плавно опустился в пестревшую мелкими блеклыми цветами придорожную траву.
А третий ученик молча продолжил путь, и товарищи отправились за ним.
***
Солнце уже спускалось с небесного холма, когда ученики подошли к третьей деревне. На скрещении их пути с дорогой, ведущей к полям, они увидели молодую пару и услышали разговор. Юноша просил девушку стать его женой, и она, смущенная, только что дала свое согласие.
 - Вот нам и третий урок, - тихо сказал первый ученик.  – Только недавно она, наверное, плакала, потеряв куклу, сейчас же радуется, что выйдет замуж. Только радость эта мимолетна: всё проходит, пройдет и  любовь ее мужа, он будет отмахиваться, как от назойливой мухи, от нежных слов супруги, и она закончит свои дни как та старая женщина: в полном одиночестве, разговаривая сама с собой.
 - Будьте счастливы! – громко выкрикнул второй ученик и поклонился молодым.
Первый вздохнул, поправил котомку на плече и кивнул молчащему третьему:
 - В путь?
***
Огромный дуб шумел тысячами листьев, выросших на его могучих ветвях. Казалось, что в его кроне живет буря.
 - Но где же учитель? – удивился первый ученик. Он обошел дуб, словно не веря своим глазам или думая, будто учитель играет с ними в детскую игру.
Ученик потер лоб.
 - Пойду искать, - сказал он и скрылся меж деревьев.
Второй ученик завороженно смотрел на красивое, сильное дерево. Потом улыбнулся чему-то своему – и бодро зашагал к дороге, которая и привела их сюда, но не чтобы вернуться, а – чтобы продолжить путь.
Третий ученик проводил его взглядом. А потом подошел к дубу и сел на землю у самых корней. И, сколько могли видеть дневные птицы, пока не зашло солнце и не позвало их спать, - так и сидел, не шевелясь. Словно он сам и был  учителем, который обещал ответить на все их бесконечные вопросы.


Рецензии