Джонни взял ружьё - рецензия на фильм

Johnny Got His Gun
США, 1971
Режиссёр – Далтон Трамбо
В главной роли – Тимоти Боттомс
Жанр - антивоенная драма
____________________________
Фильм, который стал знаменит только спустя многие годы после выхода на экраны - благодаря видеоклипу группы Metallica. Впрочем, задолго до этого Франсуа Трюффо сказал о нём: этот фильм «поражает и соблазняет меня». Он, действительно, необычен и силён.

Конец Первой Мировой. С фронта привозят тяжело раненного молодого бойца. Настолько тяжело, что врач позволил ему выжить лишь потому, что уверен – безымянный солдат ничего не понимает и не чувствует. У парня не осталось ни рук, ни ног, он лишился лица, он больше не может видеть, слышать и говорить. Большая часть его мозга повреждена. Кусок живого мяса. Пациента кладут в отдельную тёмную палату – подальше от посторонних глаз. Никто и не догадывается, что он пришёл в сознание. Постепенно бывший солдат начинает понимать весь ужас своего положения. Воспринимая окружающий мир только через прикосновение и вибрацию, он научится определять время и различать людей, которые к нему заходят. И больше ничего. Самый настоящий ад. И лишь спустя многие годы он сумеет, благодаря внимательности и участию добросердечной медсестры, найти способ донести до окружающих, что, несмотря ни на что, он продолжает жить и всё сознавать. Захотят ли только окружающие его услышать?

Когда все внешние ощущения сведены к минимуму, человеку не остаётся ничего другого, как погрузиться в свой внутренний мир – мысли, воспоминания, фантазии. О детстве, о близких людях, о Боге. Герой многократно вспоминает детство, разговоры с отцом, встречи с любимой девушкой, он не раз видит доброго Христа (его сыграл Дональд Сазерленд), проводившего последний эшелон с убитыми в рай, но ничего не сумевшего сделать для Джонни (так в мирной жизни звали покалеченного солдата).

Мощная антивоенная драма, получившая Гран-при Каннского фестиваля, была режиссёрским дебютом Далтона Трамбо, который написал сценарий по собственной, запрещённой в 40-х в Штатах книге. Фильм вышел в разгар Вьетнамской войны, и это была первая картина столь остросоциальной антивоенной направленности. Но, повторюсь, в начале 70-х популярность она не обрела.

Думаю, режиссёру не удалось передать и малой доли того, что испытал такой человек, как Джонни – воспроизвести страдание героя адекватно невозможно, но и того, что есть, предовольно для встряски.

Рекомендую к просмотру. Тем, кто любит поныть, как жизнь тяжела, так и вовсе обязательно. 9 из 11


Рецензии