На убег за рыбой

                На убег за рыбой

Мне было лет 12,а младшая  сестрёнка была моложе меня на 5 лет,значит-ей было 7 лет.

Дело было в сентябре. 16 сентября нашей маме День рождения.  Накануне этого дня мы решили сходить на убег, чтобы принести свежей рыбы к маминому празднику.
Убег – это прибрежный лов рыбы в море.

Ставится небольшая мережа на отливе в 200-300 метрах от берега. От мережи идет «забор» из сеток или еловых веток, который расходится от горловины мережи в разный стороны. Во время прилива рыба идет к берегу. А когда начинается отлив, она волей-неволей попадает в ловушку, то есть в нашу мережку. Хозяин мережки приходит на отливе (куйпога-поморское название) и забирает улов, чистит мережку от водорослей и ставит ее на место, крепко закрепив за кол, вбитый в морское дно.
Чаще всего это делали подростки, иногда девочки – словом, дети.

В сентябре в нашей семье уже не было старшего брата и сестры, они учились в городе. Мама была на работе.

И вот, придя из школы, мы с сестрой решили пойти на рыбалку.
Нас не смутило даже то, что погода портилась. Появился сильный ветер – значит, полного отлива могло и не быть.

От нашего дома до моря километра два, но для нас привычна такая дорога, я ходила на убег уже года три. Словом, мы смело отправились в путь. На ногах – сапоги, за плечами – кошель (берестяный рюкзак).

По пути не ленились собирать грибы.

И вот пришли к морю. Как и следовало ожидать, полного отлива не было. Ветер крепчал, море издали казалось желтоватого цвета – уже штормило. Но это нас не остановило.

Пройдя по кечкаре метров 200 (поморское-дно моря после отлива)  я поняла, что вода дальше «не выпадет». Но и это нас не остановило, не заставило вернуться.
Дойдя до большой каменной плиты на дне моря, я велела сестре залезть на нее и ждать меня. Сама сняла сапоги и поставила их рядом с камнем…
И пошла дальше, к мереже, по неспокойной воде, которая уже не отливала от берега, а наоборот – прибывала.

Какая-то упрямая сила вела меня дальше, туда, где неспокойное море сливалось на горизонте с таким же темным и низким небом.
И я все-таки дошла до мережки.

Вода плескалась уже выше моих колен.

Мережка была наполовину скрыта водой, но я увидела, что она полна рыбы. Это меня еще больше воодушевило… значит, не зря шла.

Сняла с плеч кошель и зацепила его за сетку.

С трудом развязала мокрый узел и стала подводить  мережку к открытому кошелю.
Рыбы было много, половина выпрыгнула снова в море… Но крупную я старалась брать за жабры и быстро заталкивать в кошель.

Среди камбал, наваги и корюха, я заметила крупную рыбину. С трудом ухватив ее двумя руками, я поняла, что это семга.

-Ну уж тебя-то я ,голубушка, не упущу!

С этими словами я затолкала ее в кошель, где она продолжала биться уже в неволе.
Наконец, кошель был полон. Я с трудом закрыла крышку, крепко замотав бечевкой вокруг завертки.

Затем снова поставила мережку на место. Мокрая веревка не хотела завязываться в тугой узел вокруг кола. Но я постаралась, так как знала, если слабо привязать горловину, то всю мережку унесет в море.

С трудом отцепила отяжелевший кошель, с трудом надела на свои плечи.
Обратный путь к камню был совершенно в воде. Вода плескала уже мне под попу.
Дошла до камня. Сестренка сидела мирно и спокойно, веря, что я вернусь.
А вот сапоги свои я не обнаружила на месте. Их уже смыло водой. Я стала их искать в воде и скоро увидела затонувшими. Вытащила их из воды, вылила из них воду…
Помогла сестричке спуститься с камня, и мы по воде побрели к берегу.
Добравшись до берега, я с трудом натянула мокрые сапоги на мокрые ноги.
Штормило уже вовсю… Но мы были на берегу, а значит – в безопасности.
Не дойдя еще до села, увидели нашу бегущую к нам маму. Она «отругала» меня за своеволие, забрала кошель на свои плечи и мы втроем отправились домой.
Все закончилось благополучно.

Но какая была радость, когда мама в свой день рождения приготовила много рыбных блюд из нашего улова.

Все были счастливы!  И все быстро забыли, с каким трудом и риском эта рыба досталась нам, детям.

Но я этот сентябрьский день не забыла.

Продолжение «моментов» следует


Рецензии
Волнительно, ведь Вы могли и не справиться. Отчаянная Вы, хорошо, что обошлось, мне прямо страшно было читать. Это же еще и сила нужна была, чтобы сохранить улов. Вот так и закаляется характер, любые трудности по-плечу! С уважением и восхищением!

Виктория Романюк   11.11.2023 16:47     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Виктория!
Да, так и взрослели и закалялись дети в поморских семьях. Чтобы выжить в суровых условиях севера и моря, надо быть трудолюбивым и смелым.
Всего Вам доброго!

Анна Алексеевна Золотовская   12.11.2023 08:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.