Третья категория

          Соприкосновение с философией всегда оставляет некоторую неудовлетворённость. Хочешь ответа на один вопрос, а на пути один за другим возникают ещё десять, причём возникновение этих вопросов происходит в основном не столько на почве поиска истины, сколько от разрывов мыслительного пространства. Ты применяешь аппарат, а ткань рвётся, и ты скидываешь всё на свой счёт, и не признаёшься себе, что считаешь аппарат бракованным. И ты снова обращаешься к аппарату, потому что и без него не можешь, и с ним ничего не получается… Метания.
          Хотелось начать с туманного предчувствия, вопреки собственной манере применять логический аппарат сразу. Хотя, с другой стороны именно с туманных предчувствий начинаются нахождения чего-то нового или обнаружение фатальных ошибок старого. Видимо, надо реабилитировать туманные предчувствия, так как они — преддверие всех чётких системных рассуждений, и отрицание их роли есть самое гнусное шарлатанство, свойственное современной науке. Думается, что туманное предчувствие относительно бракованного философского аппарата возникало и у многих других, если не у всех, кроме адептов философских факультетов, конечно. Это их хлеб с маслом, в конце концов. Мне и самому давно не хватало решимости стукнуть кулаком по столу и разобраться наконец с ощущением брака, мучившего меня со студенческих времён, как, возможно, и многих других. Ощущение брака философского аппарата, рвущего тонкую ткать безупречного логического мышления.
          Жизнь столкнула нас с диалектическим материализмом. Да я был и не против. Его технократическая стройность завораживала, его структурная определённость внушала доверие мне, юному технократу, смотрящему на жизнь как на сложную систему сопряжённых функций, в которых надо разбираться по порядку, помешанному тогда на внутриклеточном мире, мире мембран, ферментов и ДНК. Я и сейчас считаю, что в цивилизации всё работает на технологию, либо является паразитическим. Третьего состояния не дано. Философия должна упорядочивать науку, наука должна упорядочивать и совершенствовать технологию, которая упорядочивает и совершенствует нашу жизнь. И мы все в юности тем или иным способом обращались к философии, а я копался в ней наиболее маниакально ища и ассимилируя эти идеи повсюду и отовсюду: и в философской литературе, и в литературе научной, и в беседах с другими ищущими, и на занятиях по философии в университете. Я сделал вывод, что единственный пункт из перечисленных, где я не получил ничего — это курсы философии в университете, запутанные и мёртвые. Думаю, что практически у всех выучившихся технократов будет аналогичное мнение, если не побояться выразить свою мысль прямо и открыто без интеллигентских реверансов. На экзамене по философии вопрос о том, что такое противоположности, поставил меня в тупик. Я уже тогда изучал структурные аспекты и особенности разнообразных наук, и чётко знал, что основополагающим понятиям определений не дают, а воспринимают как интуитивно очевидные. Таким образом, противоположности в философской системе обязаны были функционировать аналогично, т.е. без применения определений, а только лишь с пояснительными комментариями. От меня требовалось невозможное, как само собой разумеющееся.
          А проблема в том, что будучи даже самой рациональной в технократическом смысле философской системой, диамат является половинчато-ущербным, причём, в самой своей основе. Давайте попробуем признать это допущение, а далее увидим, как у нас всё станет на свои места, всё обретёт динамику, основательность и перспективу. И это допущение — мысль об игнорировании третьей основополагающей категории, т.е. организации. Основополагающих категорий не две, а три: материя, движение, организация. Вдвоём они были двумя неподвижными столбами, двумя мёртвыми скрижалями, как раз и вызывающими у многих из нас ощущение философской мертвечины. Втроём же они обретают собственную динамику вращающегося ядра, переходя друг в друга и опирающиеся друг на друга. Втроём они обретают то  устойчивое динамическое неравновесие, которое и является жизнью в самом широком смысле слова. Тем более, что биологическая жизнь вся основана на биохимических циклах. Так и в основе живой технократической философии также должен быть заложен цикл, цикл из взаимозависимых, взаимовытекающих категорий. Почему я говорю о технократической философии? А какая ещё сможет возглавлять цивилизацию, зависимую от технологий? В конце концов, так называемые гуманитарные явления — это тоже закономерно функциональные  процессы, нуждающиеся в чёткой технологии.
          Будем далее искать следы потерянной третьей категории. Двадцатый век перед диаматом поставил большой жирный вопрос через физиков, с которыми лучше не спорить. Если масса относится к категории материи, а энергия — к категории движения, то они получили феномен дефекта массы, т.е. превращение части массы в энергию. Более того, они получили совершенно чёткую математическую связь между массой и энергией, которая сегодня известна очень многим. Философы, точнее адепты философских факультетов, ничего вразумительного не ответили на это поколебание столпов. Выходит, что материя и энергия (движение) на самом деле могут переходить друг в друга. А если мы посмотрим ещё чуть-чуть глубже, то увидим, что масса связана не только с энергией, но и с длиной волны, каковая есть у всякого тела (чем больше масса, тем меньше длина волны), что сегодня выражено довольно простыми формулами в курсе школьной физики. Но длина волны — это уже аспект организации, т.е. третьей категории. Таким образом, имеются не две независимых категории, а три, переходящих друг в друга, проникающих друг в друга, находящихся в полном взаимном соответствии даже в простой математической форме.
          Организация. Для её объяснения даже не обязательно лезть в самые фундаментальные основы. Иногда достаточно умозрительных экспериментов. Вот, например, отрываем дверь. Можно взять в руки кувалду и долбать эту дверь в три смены, открывая себе свободный проход. А можно взять ключик от этой двери, правильно его вставить в скважину и лёгким движением руки провернуть его пару раз. И дело тут в том, что взаимоотношения замка и ключа подвержены определённой организации во времени и в пространстве. Т.е. организация — это распределение материи и движения (энергии) в пространстве и во времени. Адепты философских факультетов говорят, что есть химическая форма движения   материи, биологическая, общественная… Но мы (мы, т.е. технократы) не говорим: «форма движения материи»; мы говорим: «форма организации материи» или «уровень организации материи». Опять, видите, какая-то взаимосвязь понятий уровня и формы, перетекающих друг в друга. В самом понятии «форма» скрывается аспект организации. Перевести на следующий уровень сложности, т.е. для перевода в другую форму требует энергетических затрат, предоставляемых в нужное время в нужных местах, а не просто в общую кучу; требует ещё подачу нужных материалов в нужное время в нужное место.
          Чем более высок уровень организации, тем больше проявлен аспект времени,которым манипулирует данная форма, сокращая время процессов или наоборот затягивая,а то и подавая нужное воздействие к нужному месту в нужное время. Если сравнить химическую и биологическую форму материи, то разница заключается во временнОй активности. Химическая форма — это пассивно двигающиеся молекулы (тепловое движение),реакции между которыми зависят лишь от силы и частоты столкновений или, в лучшем случае, от катализатора, сажающего молекулы рядышком и оттягивая их ключевые электроны (опять аспект организации). Но биологическая форма организации — это множество сопряжённых и управляемых химических реакций, подчиняющихся общему циклу, где все процессы регулируются во времени, где время поймано и зациклено в малых клетках, т.е. замкнуто, как велит данная форма организации. Даже фермент, как элементарная деталь живого имеет свой активный центр, который является точной "футлярной" впадиной для постановки нужной молекулы; и когда молекула встанет туда, белковые цепи поползут, молекулу скрючит, растянет и к нужной связи будет подана определённая группа атомов, завершающих дело. Просто станок-автомат. И так тысячу раз в секунду. Биологические объекты и отличаются от химических или физических тем, что главным в них является аспект организации. Биологическая форма проточна по материи и по энергии, почему так и говорят: обмен веществ и энергии в живом. Но биологическая форма сохраняет организацию в виде одних и тех же внутренних молекулярных процессов. Как будто всё тоже самое на первый взгляд, но атомы всё тех же химических элементов уже совсем другие; давно влились всё новые и новые порции энергии, а старая давно затрачена; но вот постоянство именно организации создаёт у нас впечатление, что это всё тот же биологический объект, как будто в нём почти ничего не поменялось. Во всяком случае, сохраняется некое ядро постоянной совокупности процессов. Биологическая форма поэтому и отличается своей сложностью. Сложностью чего? Сложностью организации, как распределения во времени и в пространстве материи и энергии. Само понятие системы является неким алгебраическим отражением организации. В физике различают системы изолированные, что означает непоступление энергии (движения) в эту систему и из неё в окружающую среду; системы закрытые, что означает аналогичное непоступление вещества (материи); а вот алгебра и кибернетика различают системы замкнутые, т.е. не меняющие свой тип организации, подчиняющиеся всё той же алгебраической схеме, использующей всё то же множество элементов, не выходя за его организационные границы.
          А взять понятие информации. Да ей до сих пор никак не могут дать хоть сколько-нибудь толкового определения, ведутся постоянные споры. Но мы сможем это, наконец, решить через явную её связь с категорией организации.
          Конечно, всё сущее усложняется от простого к сложному, как бы наматываясь слой за слоем в этом клубке материальных хитросплетений. Есть, допустим, материя некоего уровня организации. Частички этой материи двигаются друг к другу, выстраиваясь в некую структуру (аспект организации) при использовании энергии (аспект движения), и так формируется новый материальный объект следующего уровня организации. А потом всё по-новой. Так при участии категории организации мы видим уже циклическую динамику эволюции материи, эволюции мира. Да почему только материи? Аспект организации эволюционирует в первую очередь, будучи более активным по сравнению с материей и движением.
       


Рецензии