Человек и его дело
Как и многие его 14-летние сверстники, в годы войны работал в колхозе вместо ушедших на фронт отцов и старших братьев. Неокрепшие еще мальчишки наравне со взрослыми косили зерновые, сено, возили на мажорах солому, в телегах - зерно на элеватор, работали на тракторах, очищали зерно на току.
В 1947 году Николай Яковлевич окончил Саратовский механический техникум железнодорожного транспорта и начал работать дежурным по станции Мокроус.
С 1948 по 1951 год служил в железнодорожных войсках.
После службы в армии вновь приступил к обязанностям в прежней должности, С 1954 по 1986 годы - начальник железнодорожной станции Мокроус.
Награжден медалью «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.» и медалью «Ветеран труда».
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА.
В жизни каждого человека есть эпизоды, которые остаются в памяти на всю жизнь. Хорошо помню день 22 июня 1941 года. Он был тихим, теплым, светлым. Я и мои сверстники из села Ивановка купались в реке у моста, расположенного непосредственно в черте села. Где-то ближе к полудню через мост промчались два верховых на лошадях с криком., обращенным к сельчанам: все на сход к сельскому Совету, началась война. В полдень жители по установленному единственному репродуктору слушали речь Молотова о нападении Германии на СССР. В селе с первого дня войны началась мобилизация мужчин в армию. В колхозе у кузницы производилась подковка лошадей, ремонт колес и тачанок. Я и мои сверстники в годы войны после окончания учебы в шкале трудились летом в колхозе имени Ленина, выполняли работы за взрослых.
С 1947 года после окончания техникума начал работать на железнодорожной станции Мокроус, а через несколько лет - начальником станции.
Чем запомнились эти первые годы работы? На станции в ночное время была жуткая темнота. Освещение - керосиновое. Перрон в ночное время освещал один фонарь в месте встречи поездов. Перрон был маленьким, коротким, что крайне затрудняло посадку и высадку пассажиров. Лампы семафоров и стрелочных указателей в ночное время при сильных ветрах иногда гасли, и это приводило к задержке поездов при их приеме. В те годы были очень снежные зимы. Станция утопала в снегу, и служащие учреждений Мокроуса часто привлекались на очистку путей.
Коллектив станции в 1954 году был по возрасту молодой, работоспособный, многое делали бесплатно, на общественных началах. В 1957 году силами коллектива построили здание электростанции, смонтировали оборудование, произвели освещение служебных зданий. На перроне для освещения были установлено 4 металлических столба, а позже организовали освещение стрелочных указателей.
Хорошо помнится начало технического прогресса на транспорте. С 1955 года пошла планомерная замена паровозов на тепловозы, сначала сдвоенные тепловозы ТЭ-1, позже ТЭ-2, а затем и ТЭ-3. Это позволило увеличить вес поездов и скорость движения. В 1962 году на участке Урбах - Ершов построена однопутная автоблокировка с централизацией стрелок и сигналов, с диспетчерским управлением со станции Ершов, что резко повысило пропускную способность и безопасность движения поездов.
В 1970-1972 г.г. появился второй путь на участке Урбах-Ершов. На станции Мокроус вошли в строй два новых приемно-отправочных пути, введен новый вокзал(1974г.). У нас стало два перрона (один при вокзале, другой между главными путями, при этом оба перрона по длине соответствовали пассажирскому поезду, что обеспечило максимум комфорта при посадке и высадке пассажиров).
Мы стали очевидцами того, что появился грузовой двор с хорошим разветвлением, удобный вытяжной путь. На станцию резко увеличилось поступление грузов, как и отправка их. Особенно их много поступало в связи с освоением целинных земель, строительством газопровода Средняя Азия - Центр, строительством нового элеватора с новым путевым развитием для увеличения фронтов погрузки и выгрузки зерна.
В районе резко увеличился сбор зерна. Для его вывоза с поля и с колхозных токов в период уборки урожая на станцию ежегодно прибывало по 7-8 составов военных автомашин. Емкости элеватора не позволяли вместить все зерно, оно складировалось на подготовленных площадках в бурты, укрывалось полотнами. Зерно из буртов затем убиралось непосредственно погрузкой в железнодорожные вагоны.
В 1962 году в Мокроусе предприятие «Межколхозстрой» (МПМК) построило собственные железнодорожные пути для выгрузки грузов, поступающих в их адрес. Хорошо был обустроен повышенный путь для выгрузки сыпучих грузов, так же в МПМК установлен собственный козловой кран. Здесь же появились складские помещения для хранения цемента, алебастра и других строительных материалов.
В 1964 году на станции построены дополнительные пути, в этот же период смонтирован и козловой кран (для выгрузки прибывающих грузов).
Вот краткий перечень поступавших грузов: щебень, песок, трубы, бетонные изделия, кирпич, ГСМ, товары народного потребления, уголь, сельхозмашины и запчасти.
В среднем за сутки станция выгружала до 30 вагонов. В погрузке же преобладало зерно, скот, а в иные годы и солома.
В 1987 году после неоднократных просьб жителей и руководителей района на станции был построен переходный мост через железнодорожные пути.
О тех, кто работал рядом. В коллективе станции трудились честные, добросовестные люди. Это В.Н.Рябуха - старший приемосдатчик, Н.Я.Москаленко - товарный кассир, М.А., Кольчуков - дежурный по станции, Р.Ф. Козленко - рабочий, И.К.Малахов - электромеханик, Почетный железнодорожник, В.А Еременко и Е.И.Еременко - приемосдатчики груза.
Горд, что родился, учился и работал в великой стране Союза Советских Социалистических Республик, где труд был делом чести, доблести и геройства. В жизни я в полной мере познал радость труда и горечь ошибок.
На фото Цух Николай Яковлевич(27.1.1927 - 29.7.2012) в кабинете начальника станции Мокроус. Фото 1954г.
Статья написана в 1997г.
Свидетельство о публикации №219091101307