Счастливый человек 8

    В 1939-ом году семья моего деда Николая переехала жить в Коломыю. Западную Украину недавно присоединили к СССР и Николая направили туда на работу инструктором райкома. Он, в то время, только что закончил Высшую Партийную Школу. 

    Эти предвоенные годы мои родные вспоминали всегда с особым теплом.
 
    - Если бы не война, - говорила бабушка Нина, - мы бы прожили всю оставшуюся жизнь в Коломые.

    Семья получила трехкомнатную квартиру в старом доме. Во всех трёх комнатах стены были выкрашены в разные цвета. Их дочке Лиде, моей маме, досталась комната с розовыми стенами. Впоследствии, она всю жизнь красила стены в розовый, в память о своем потерянном счастливом детстве. Семья наконец обрела достаток. Нина шила одежду на заказ, а Николай ездил по отдаленным хуторам, агитируя гуцулов за Советскую власть. 
 
   - Местные жители смотрели враждебно и недоверчиво, - рассказывал дед, - вполне мог получить пулю в спину, но Бог миловал.
 
     Это было тревожное, предвоенное время. Соседняя Польша была уже оккупирована немцами. Николай слушал по радиоприемнику враждебные фашистские передачи. Немецкий язык он знал - тогда его массово изучали в школах и вузах, а дед был очень способный к языкам. 
 
   - Заваривается каша, - говорил он жене, переводя бесноватые речи фюрера, - мы должны быть готовы ко всему! 

    Вскоре Николая назначили вторым секретарем райкома. Целыми днями он пропадал на работе, а в свободное время изучал польский язык. Он подружился с учительницей польского языка, одинокой женщиной Галиной. Нина ревновала мужа к новой знакомой, с которой Николай проводил выходные в весёлой компании, она подозревала Николая в измене, но он убеждал, что с Галиной его связывает только дружба. 
 
   В 1940 году дочь Лида пошла в первый класс, который закончила с отличием. Девочка проявила большие способности к музыке и её собирались отдать в музыкальную школу, но увы, война перечеркнула эти планы. Ещё в четырехлетнем возрасте, на новогоднем утреннике маленькая Лида, вместо деткой песенки, встав на табуретку исполнила арию Татьяны из оперы "Евгений Онегин", чем привела в умиление взрослых:

«Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?"

    Из уст ребенка это звучало весьма забавно! Я помню, как мама всегда что-то напевала - казалось, что музыка постоянно звучала в её душе. У неё всегда была замечательная музыкальная память. Она запоминала мелодии с первого раза и могда напеть целые симфонии, хотя музыке не училась ни одного дня.

    Семья подружилась с бездетной парой - Иваном и Дуней и часто ходили к тем в гости. У друзей была большая, богато обставленная квартира. Дуня хорошо готовила и умела угостить от души. Это была полная, некрасивая женщина с лицом побитым оспой.

    - Вы только посмотрите, какая женщина рядом со мной! - восторженно восклицал Иван, с любовью глядя на жену, - нас было четверо у неё, женихов! А она выбрала меня! - гости с недоумением смотрели на рябую Дуню, не замечая в ней особых достоинств. Дуня выросла в деревне и теперь, став горожанкой и женой начальника, жадно скупала дорогие вещи, посуду и одежду. 

    Дед часто рассказывал, как в начале войны, на вокзале в Киеве, его окликнула какая-то женщина, одетая в грязные лохмотья - это была Дуня!

   - Коля!!! - закричала она и кинулась к нему на шею, - Ваню забрали на фронт! А я теперь беженка... всё потеряла! Квартиру, мебель, вещи - всё пришлось бросить, - Дуня зарыдала на груди Николая. Больше он эту пару никогда не видел и их дальнейшая судьба неизвестна. 

     Лето 1940 года было самым счастливым для семьи. Впоследствии, дед часто вспоминал, что чувствуя приближение грозных событий, решил на всякий случай, укрепить здоровье всех членов семьи. Он купил жене путевку в санаторий Куяльник под Одессой и отправил Нину подлечиться. Сам поехал отдыхать по путевке в Моршин, на минеральные воды - у него были проблемы с печенью, а дочку отдали на откорм к тётке в деревню. Таким образом, вся семья поправила здоровье перед страшной войной, что и помогло им впоследствии выжить.
 
    Накануне войны Нина увидела страшный сон, запомнившийся ей на всю жизнь. Приснилось, что стоит она с близкими в полуразрушенном доме и у неё очень длинные волосы, заплетённые в косу. Вдруг коса, как змея - удав начала извиваться и душить её, обмотавшись вокруг шеи. Нина, с большим трудом освободившись от косы - удава, берёт за руки маленькую дочку и брата Виктора, да выводит их из развалин  к свету. За их спинами рушится потолок и дом разваливается.
 
    Через несколько дней началась война и они отправились в эвакуацию (длинные волосы предвещают дальнюю дорогу, в данном случае ещё и опасную для жизни). Так случилось, что во время войны моя бабушка действительно спасла жизни брату и дочке.
          

                Продолжение http://www.proza.ru/2019/09/13/1085
   
   


Рецензии
Здравстсвуйте, Нина!
Да, жизнь она такая, со своими радостями и горем. Нелегко пришлось Вашим близким. Трудности закаляют, заставляют развиваться и расти. Важно не сломаться и не обозлиться.
Интересно пишите.
Спасибо!
Удачи Вам!

Кристина Заяц   15.02.2024 08:59     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Кристина! Казалось, что та война была последней, что человечество более не допустит бойни. В Коломые я была семь лет назад, но уже не было в живых моих родных, кто мог бы рассказать где был тот дом, где их встретила война. А испытания выпадают на долю каждого поколения, но разные. Мне кажется, что каждый тридцатилетний человек уже что-то тяжёлое пережил. Я рада, что Вы читаете историю моей семьи! Ещё раз благодарю!

Нина Джос   15.02.2024 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.