Критические заметки. 6

    В школьные годы, отправляясь каждое лето в путешествие на Большую землю, я всегда проезжала мимо Сейды. Правда, я тогда ещё не знала, что означает это название. А когда узнала, очень и очень удивилась.

    Сейд, сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (финно-угры). Сейдами иногда также называют сооружения из камней. Они  встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее распространённым типом являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. Честно говоря, не совсем понятно, почему жилище Бабы Яги (избушку на курьих ножках) отождествляют с обычным сибирским лабазом? Она же явно не из числа обычных охотниц!

    А изумилась я потому, что уже знала, что есть такой город — САйда (араб. «рыбный промысел»). В древности это финикийский СидОн, где родился легендарный для Греции Кадм. Ныне Сайда — третий по величине город Ливана. И он настолько древний, что упомянут как «первенец Ханаана». Про ирландский потусторонний мир Сид (Ши), где поселились Туата Де Дананн я, пожалуй, тогда ещё не слышала. Зато Исида! Историю древнеегипетских Осириса и Исиды мне ещё в средних классах рассказали долгой полярной ночью. Правда, тогда серо-зелёный Осирис меня не очень заинтересовал. А теперь я и сама могу многое рассказать.

    Главное святилище Исиды находилось на острове Филе, неподалеку от Асуана. Филы, Филе, Филэ (от егип. П-и-лак, что значит «остров Лак» или, возможно, «остров Конца») — остров посреди Нила, на котором, по древнеегипетским поверьям, был погребён Осирис.

    Вспомнился мне такой персонаж, как Лихо одноглазое. По его воле и кузнец одноруким остался (хотя сама сказка сильно напоминает историю Одиссея с Полифемом). Почему оно одноглазое, одноногое, однорукое? Потому что видим мы ту половину, которая в нашем мире. А вторая, что в мире потустороннем пребывает, от нас скрыта. И не Лихо это вовсе, а Лико (от которого и сияющий бог Луг). Вот и Осирис, вроде живой, но в мире мёртвых остался. Вот так и солнце: вечером за край земли заходит, а утром с другой стороны из-за края земли в небо поднимается...

    Фараон Нектанеб I воздвиг на южной оконечности Филе храм в честь богини Хатхор. Потому что она отождествлялась с Исидой (js.t). И-сид-а. А ещё есть Сатис, Сатет (егип. S t t / S t i t) — обожествление разлива Нила в древнеегипетской мифологии. Согласитесь, основы совпадают. Её культ зародился в древнем городе Сведен, ныне известном как Асуан. Один из титулов этой богини, «Владычица небес», ожидаемо связывает её с Нут и Хатхор. Сведен… А вот свеи когда-то были славянами! До того, как превратились в шведов. А Сва — это Лада! Существует легенда, что Перун, супруг Лады, убил и разрубил на куски Велеса… Но разве я могу признать Перуна убийцей-Сетом?! Перун  — Гор, а не Муту-Мот.

    Казалось бы, что нам до Египта! Но есть Сатис — река в Республике Мордовия и Нижегородской области России, правый приток Мокши. С водораздела рек Алатырь и Мокша из лесов заповедника берут начало притоки Сатиса: Арга, Саровка, Сысов, Чёрная, Пушта с Вязь-Пуштой. На берегу реки Сатис, в поселке Цыгановка, за несколько километров от села Дивеево, до сих пор есть источник преподобного Серафима Саровского. Недалеко от этих мест, в лесах, жил сам преподобный. Вот что у нас связано с Сатис. Согласитесь, не так уж и мало!

    Кстати, а как правильно ставить ударение в этом слове? Тут ведь какой казус…

    В древние времена место слияния Саровки и Сатиса населяли эрзя (финно-угры) и татары-мишари. С 1691 года здесь появился город Саров. Есть в окрестностях Сарова два одноимённых с рекой поселка. Один к западу от Сарова в Дивеевском районе, другой – к востоку, в Первомайском. Но названия этих поселков одинаковы лишь на первый взгляд. Дело в том, что жители дивеевского Сатиса в основном делают ударение в названии на первом слоге, а жители первомайского на втором. Саров тоже традиционно относится к «зоне А», а не к «зоне И». Так кто же прав: дивеевцы или первомайцы?

    Н.Д. Русинов предложил объяснение на основе татарской лексики: саи – мелкая и тиз – быстрая. Да-да. Сутех (егип. Sth) — бог ярости, песчаных бурь, войны и смерти — наверняка был быстрым и мелководным. Есть версия, по которой он был рождён в районе города Су (оазис Файюм). Нужно на будущее дать немного информации про Эль-Фаюм. Современное название города происходит от коптского payom, что переводится «озеро» или «море». На каком языке говорили копты, если  *ап «вода» (тадж. Об) иранского происхождения? Многоводные-апсары – это санскрит. Абзу (аккад. Апсу) — мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю (ab — вода, zu — далеко). Вот подумалось: сау тиз – «далёкий бог»? Ведь египетская Сотис была олицетворением звезды Сириус, откуда и прилетел бог Ра со своими детьми (по одной из легенд)… Ну и бык Апис, который почитался в качестве воплощения и Ка Птаха. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка (сравните с нашим говя-дина и ко(р)ова, английским cattle-скот и cow-корова, немецким Kuh-корова). Фараоны 12-й династии часто останавливались в Эль-Файюме, который назывался тогда Шедет, то есть «море». Не чешско-польско-германские Судеты, конечно, но Сейда-Сайда подходит вполне. Здесь находился описанный Геродотом и Страбоном знаменитый Лабиринт, который связывают с именем фараона Аменемхета III из 12 Династии. В Хаваре он выстроил для себя вторую пирамиду, к которой, якобы, и вёл лабиринт. С восточной стороны оазиса находится Эль-Лахун, на месте раскопок которого был обнаружен древний некрополь Среднего Царства. Также в Фаюмском оазисе в середине XIX века до н. э.был вырыт Юсуф (араб. «канал Иосифа», егип. mer wer «Великий канал») — древний канал, который соединяет Нил с солёным озером Карун (древнеегипетское Ми-ур, или Мер-ур, древнегреческое название — Меридово озеро).

    Знаток марийской (финно-угры) топонимики И.С. Галкин предложил патронимическое (то есть имеющее в основе имя главы жившего здесь рода) происхождение от финно-угорского имени Сатий/Сатыш. Сатыш означает то же, что и татарское имя Сатлык — приёмный сын. Это татары про Анубиса, взятого Исидой на воспитание, узнали…

    Есть и более экзотические толкования, например, от имени индийского бога мудрости Сатыш... Честно говоря, не нашла такого. Есть САвитар (побудитель, Солнце). И есть САтре. В этрусской мифологии — бог подземного мира, покровитель растений, распространяющий свою власть преимущественно на посев, сохранение семени в земле и последующее его пробуждение. Более известен как СатУрн. Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов. Бог жита и жатвы, по-русски. В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.
Учредителем культа Сатурна считается третий царь Рима, Тулл Гостилий (внук Гостия Гостилия из Медуллии, служившего простым солдатом первому римскому царю), легендарный родоначальник Луцеров. Понятно, что Луцеры должны быть связаны с Лацием (прародиной современных романских языков и местом появления римлян). Но вообще-то, до этого был Лаций землёй этрусков (с городами Кере, Тарквиния, Вульчи и проч.). А название своё получил от племени латинов и предположительно означает Latus («широкий, обширный»). Вот только, что латы в германских языках, что заплата в праславянских  — одинаково "широкие". И была ещё титанида Латона (Лето), мать Артемиды и Аполлона, родившая своих детей на плавающем острове Делос (что опять отсылает нас к острову Дильмун). А ещё в Сирии есть город-порт Латакия. Известен он ещё со времен финикийцев (под названием Рамита). Позднее на его месте существовал греческий город Левке Акта (др.-греч. «Белый берег»). Вот подумалось... Может, египетский остров Филе (пи Лак) вовсе и не остров Конца? Хотя нет. Ведь Левкофеей Ино стала только после того, как бросилась в море. И всё-таки, Рамита-Латакия и ромейский Лаций чем-то и кем-то должны быть связаны...

    Напомню, мы исследовали этимологию название реки Сатис. Кстати, вы уже определились с ударением?

    Кроме того, есть достаточно много рек, также оканчивающихся на –ис. Этот ареал лежит в Пензенской области. Саровский исследователь Л.Н. Пляшкевич считает, что эти топонимы балтского происхождения. Действительно, во времена эпохи бронзы в этих краях жили племена фатьяновской археологической культуры, носители которой по мнению большинства учёных говорили на языке балтской группы. В таком случае топониму Сатис уже не менее трёх тысяч лет. Кстати, у фатьяновцев (в частности, в могильниках Каупа, Калининградская область) отмечены факты искусственной деформации черепа. Помнится, этим отличился фараон Эхнатон с дочерьми, да и скифы, не говоря уж об инках…

    Вот этот Кауп (нем. Kaup, от курш.-лит. kaиpas — досл. «насыпная куча земли» или более вероятно от древнескандинавского Kaup - «торг») — древний прусский  торгово-ремесленный центр, существовавший в IX—X веках на севере Самбии в Восточной Пруссии. Ага! Это датская столица Копенгаген есть «гавань торговцев». А вот про то, чтобы на капищах торжища устраивать, я что-то не слышала. Там только «капут» иногда приключался (лит. kapoti "рубить, сечь", нем. Kaputt «сломаный, погибший»). Говорят, в иудейских храмах кровь иногда буквально рекой лилась. И Христос, он ведь не только торговцев из храма выгнал, но вином и хлебом заменил этот самый «капут». Только многие ли инквизиторы его услышали?

    Кстати, в прошлой части я упомянула про Сиппар. Хочу добавить: Сиппар (СИП.ПАР, шумер. Zimbir «город птиц»). Это я к чему? Наверное, к Самбии. И к тем, кто жил в Сиппаре до шумеров...

    По другому объясняет появление названий на –ис (Атмис, Каплись, Маис, Шелдаис и др.) исследователь топонимии Пензенской области М.С. Полубояров. Он их связывает с буртасами — загадочным народом, якобы жившим в Поволжье в средние века. Слово «якобы» употреблено потому, что никто пока достоверно не может ответить на основные вопросы о буртасах: где они жили, когда жили, на каком языке говорили и почему исчезли?

    Вот с буртасов в следующий раз и начну.

    А закончу Капотней! Раз уж разговор про столицы веду. Есть в нашей столице Москве район Капотня. Говорят, самый экологически неблагоприятный. Завод там нефтеперерабатывающий. Ранее село Капотня располагалось на этой территории. Название предположительно происходит от слова «коптить» — местные жители занимались, по видимости, рыболовством, а затем коптили улов. Вот и вся экология. Наследственная. Ага.

    На территории современного района ранее располагалась деревни Чагино, а также село Капотня. Знаете, что такое чага? Это гриб такой. Чаще всего встречается на берёзах, отчего и получил народное название «чёрный берёзовый гриб». Используется в медицине как противоопухолевое и противогастритное средство, а также как травяной чай. А знаете, что такое кап? Это нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек. Капы растут за счёт камбия. Вот если бы не Чагино, то я бы и поверила, что всё дело в рыбе. А так, задумалась. И вообще, Капотня одна. Много поселений с названием Коптево. Но это, говорят, от Коптевых-дворян.

    Чагино... Вообще-то, чигас - огонь (стар.слав.). Как правило, в том месте, где располагалось капище, горели священные костры — чигасы. Горячо, конечно. Но на сколько?..


Рецензии