Саралжин - желтый песок
Сельскохозяйственный фестиваль, что проводится ежегодно, на городском ипподроме, мероприятие зрелищное. Мы с друзьями всегда посещали этот праздник. Вот и в этот раз, толкаясь среди пестрой толпы и выставленных экспозиций, мы с присущей, городскому жителю, иронией разглядывали продукцию села в том первозданном виде, в каком она сходит, с полей, свинарников, плантаций, садов и пасек. Конечно свинина в виде шашлыка, а ячменный колос в виде пива нам нравится больше, но чтобы до них добраться, надо миновать, ряды породистых свиноматок, источающие пикантный аромат и пыльные снопы зерновых культур. Хотя нас частенько отправляли в командировки, с городских предприятий помогать селянам в производстве продуктов питания, пренебрежительный фарс всё-же присутствовал. Когда наша компания поравнялась с экспозицией коневодства, мы остолбенели от вида грациозных скакунов, они переступали с ноги на ногу, и солнечные блики, мерцали на их боках, подчеркивая мышечную форму, обретенную благодаря умелой селекции коневодов.
Мои товарищи пошли дальше, а я задержался, что бы поближе познакомиться с представителем конезавода. Мальчик, обслуживающий лошадок позвал своего отца. Подошёл упитанный мужчина с простодушной улыбкой, он отличался от лиц коренной национальности довольно тёмным цветом кожи.
– Пастух… весь день на солнце. – Подумал я и стал расспрашивать представителя, по интересующим меня вопросам. Оказалось он ни какой не пастух, а председатель профкома совхоза «Саралжинский», который находится в самом южном районе нашей области. На вопрос, по какому поводу интересуюсь, я рассказал, что мой друг заканчивает художественную Академию имени Грекова, там готовят художников Баталистов ( Военных художников) и ему для дипломной работы нужны породистые кони.
- Как бы, договориться поработать у вас, недельку.
– Почему – недельку? Приезжайте хоть на месяц. – А если студенту подзаработать надо? – Найдём, ему работу. – Наш совхоз богатый, только далеко ехать, до райцентра двести километров по асфальту, потом пески, солончаки, дорога совсем плохая.
– Приезжайте на машине, с другом, у нас фестиваль Акынов будет, мы как – раз художников ищем.
Обменявшись номерами телефонов и пожав на прощание руки, мы расстались. Догонять друзей, я не стал, моя голова была занята, предстоящей поездкой.
Неделю спустя мы с Сергеем, на моей «Копейке» выехали в южном направлении. Двести километров по асфальту, мы преодолели без проблем. Добравшись до райцентра, решили перекусить в столовой. Уже здесь в райцентре мы поняли, что нам придётся вспоминать национальный язык, который нам преподавали в школе. Примерно один житель из десяти понимал по-русски, и нам пришлось, обильно жестикулируя преодолевать языковой барьер.
Центральная часть посёлка соответствовала современным требованиям. Здесь находилось административное здание, двух этажная гостиница, современный универмаг, из стекла и бетона, и такой же красавец Дворец культуры. Чувствовалось, что советское государство не жалеет денег для союзных республик. Плотно пообедав, мы решили немного прогуляться, и зашли в универмаг. С порога мы были поражены изобилием товара. Здесь было, всё самое современное и дефицитное, Серёжа удивлялся и приговаривал;
- Такого изобилия, даже в Ленинграде, я не видел. – А книг, смотри сколько! - он подошел к куче книг, сваленной у входа, и поинтересовался;
- Кайда? ( куда) Указав пальцем на книги.
Продавец , молодая симпатичная казашка, немного смущаясь, ответила по-русски;
- Это списанные книги, берите бесплатно. – У нас, русские книги, мало кто читает. Сережа ошарашенный, такой ситуацией, стал перебирать книги, и откладывать понравившиеся в сторону, я тоже увлёкся разборкой. Девушка видя, что мы собираемся унести половину кучи, принесла нам две огромные коробки.
Удовлетворенные неожиданным приобретеньем, мы поехали дальше. Дорога по мере удаления от райцентра становилась всё хуже и хуже, приходилось преодолевать песчаные заносы и глубокие колеи. Мы ехали, молча, напряженно всматриваясь в не изведанную даль, надеясь на скорейшее завершение нашего путешествия. Вот на конец стали встречаться отдельно стоящие юрты, отары овец и пустынный пейзаж сменился на степной. Стадо овец, стало переходить нам дорогу, мы остановились, чтобы пропустить его, к нам подъехал пастух и поинтересовался, куда мы едим. Он сносно говорил по-русски, и мы узнали, что через двадцать километров будет посёлок, в который мы едим. Вздохнув с облегчением, мы поменялись местами. Сережа сел за руль, и мы поехали дальше. Через двадцать минут наше путешествие благополучно завершилось и мы въехали в совхоз.
Рабочий день давно закончился, и в конторе никого не было, вездесущие мальчишки обступили машину и пытались выяснить к кому мы приехали. Я назвал фамилию, ватага велосипедистов с криками;
- Алга! – Алга! Понеслась по улице. Мы поехали за ними. Вот мальчишки остановились, и из поднятого велосипедистами облака пыли ,появился Ермек, так звали нашего знакомого. Он также, добродушно улыбаясь, как и в прошлый раз, пригласил нас в дом.
По обстановке было видно, что нас тут ждут. Посреди, большой комнаты, на ковре, сидело трое мужчин, они играли в карты. Когда мы вошли, они встали и по очереди, пожимая руки, представились. Это были сослуживцы – директор совхоза, парторг и главный бухгалтер. Мы кружком расселись на ковре, и директор первый завёл разговор. Пока женщины, на расстеленную в центре клеёнку, ставили различные яства, он рассказывал нам, о производственных достижениях вверенного ему хозяйства. Тут женщина с кувшином воды и тазом обошла всю нашу компанию и провела обряд омовения рук. Это означало, что сейчас подадут знаменитый казахский Беспармак, и начнётся процесс поедания мяса с сурпой и тонкими лепёшками. Хозяин дома налил в рюмки водки, произнёс традиционный тост и все выпили. Далее шла процедура приёма пищи и непринуждённой беседы, с перерывами на перекур и на прочие надобности. После употребления мясного блюда, последовало чаепитие. Хозяйка дома присела рядом с нашей компанией и наливала чай в маленькие пиалы. Это «застолье» продолжалось более трёх часов.
Только поздно ночью, по нашей просьбе, нас проводили на ночлег, в специально приготовленное помещение.
Все организационные вопросы были решены, и мы, проснувшись, нежились в кроватях, решая с чего начать свою творческую деятельность. Нам предстояло за месяц проделать следующую работу: Обновить стенды; написать двенадцать портретов участников Великой Отечественной войны, для аллеи героев; изготовить панно для фестиваля Акынов и самое главное сделать наброски и эскизы для дипломной картины.
Для начала мы решили ознакомиться с достопримечательностями поселка, начав с посещения единственного магазина, тут выпала возможность показать знание национального языка, что вызывало смех у посетителей магазина, но необходимый товар нам всё -же отпустили. Следующим объектом была школа, в ней были собраны стенды и планшеты, для исполнения оформительских работ. Тут нас встретил местный умелец, изъявивший желание нам помогать, он работал учителем и проявлял способности к изобразительному творчеству. Дальше мы продолжали экскурсию в его сопровождении. Он показал нам клуб, построенную к фестивалю, эстраду, аллею героев и наконец, он привёл нас, к себе домой. Время было обеденное и мы с удовольствием согласились перекусить. Обстановка в доме была точно такая как у Ермека, и мы сходу повалились на ковер в центре комнаты. На улице было жарко, а в доме на полу мы чувствовали себя комфортно. Пока хозяин с супругой накрывали достархан, мы, подстелив под бока подушки, рассматривали внутреннее убранство жилья.
Тут не было привычной для нас мебели. Вдоль стен лежали стопки постельных принадлежностей, накрытые накидками, между ними стоял одинокий сундук, стены завешаны пестрыми коврами. Как рассказал нам хозяин они всего десять лет как живут в домах, до этого жили в юртах, и кочевали по степи, меняя пастбища. Сытно пообедав, мы поблагодарили хозяйку за радушный приём и направились заниматься тем для чего мы сюда приехали.
На второй день Серёжа с проводником уехал на стойбище лошадиного табуна, делать эскизы. Наш помощник собрал фотографии фронтовиков, и стал, через эпидеоскоп переводить изображения на планшеты. Так началась наша творческая деятельность. Непосредственно общаясь с местным населением, мы чувствовали свою причастность к важному делу, они искренно восхищались нашими работами и постоянно приходили оценить очередной портрет своего земляка.
Не обошлось без курьёзов, когда галерея портретов была закончена, и они стояли в спортзале, то некоторые жители посетовали на то, что, у их родственника, мало наград, по сравнению с другими.
Даже приглашали нас в гости, чтоб в домашней обстановке убедить , что их дед достоин большего количества наград.
Пришлось идти на компромисс и дорисовывать юбилейные медали, которыми награждали всех фронтовиков.
Наша поездка в этот отдалённый совхоз оказалась очень плодотворной и познавательной. Друг Сергей успешно закончил академию и эскизы скакунов, написанные в этой командировке, легли в основу многих его картин.
Свидетельство о публикации №219091100334
Александр Твердохлебов 14.01.2022 14:22 Заявить о нарушении