Когда сплавщик родился или всё о воде...

      
                Если вы думаете, что знаете о воде всё – то вы ошибаетесь! Вы думаете, что у воды из крана на кухне и речной воды одинаковая химическая формула? Опять ошибаетесь! Формула воды в реке – H2ОЖ – то есть, вода живая!

         В отличие от кухонной воды, речная вода может быть разной по своему характеру, как человек: ласковой и грубой, спокойной и бурной, теплой и жгуче-обжигающей, другом и недругом  для тех, кто не любит её…

        Для меня она всегда была лучшим другом и никогда не предавала меня за 20 лет нашей дружбы.
        За всё это время я и килялся-то всего 2 раза, и то только по своей глупости.
        Я – сплавщик, и  этим горжусь! Сплавщик – лучшая в мире профессия! Получив это звание свыше, человек  никогда не променяет его ни на какую другую, сухопутную: альпиниста, спелеолога, просто дорожного путешественника.
Я могу с уверенностью заявить, что, если бы Высоцкий хоть один раз сплавился по горной реке, то свою знаменитую песню он спел бы по-другому: «Лучше рек могут быть только реки, на которых ещё не бывал!»
        Когда во мне проснулся сплавщик? Может быть, тогда, когда я в третьем классе соорудил плот из старой двери и  привязал к ней с двух сторон старые доски из нашего сарая (ну чем не катамаран)?
На нём я попытался, отталкиваясь длинной палкой, пересечь первый в моей жизни водоём – огромную лужу в нашем огороде, которая появлялась после таяния снега у всех наших соседей.
        До соседского забора я не доплыл, зато узнал, что глубина её посредине была мне почти по пояс…

        А, может быть, он проснулся во мне в старших классах, когда я был одержим идеей создания самого надежного в мире  непотопляемого катамарана, причём, по моим соображениям, он должен был быть обязательно с парусом! А вдруг мне захочется плыть против течения?

         Но все мои детские фантазии разбивались из-за отсутствия какой-либо материальной базы в нашем городе, так как прорезиненную ткань для гондол катамарана можно было приобрести только в краевом центре – Барнауле. Да и мои первые опыты по созданию «подушек с воздухом» для катамарана не увенчались успехом,  так как они, сделанные из подстилки-клеёнки  для писающихся младенцев, не выдерживали испытаний на герметичность…

         Мои творческие изыскания по созданию надежного  суперпрочного «средства для сплава» не прекратились и после моего переезда в г. Новосибирск по причине поступления в НЭТИ.  В нём, как оказалось, не было факультета КСФ (Катамараностроительный факультет), но, зато, был ССФ (самолетостроительный факультет), который, кроме обладания самым красивым названием из четырнадцати факультетов, ассоциировался у меня с путешествием, но уже в другой стихии   -  воздушной.

         Смущало меня, правда, одно обстоятельство: все путешествия в воздушной стихии на построенном при моём участии самолёте должны происходить по определённому маршруту: из пункта А в пункт Б. Причем, на пассажирских местах за это надо было ещё и деньги платить!

         Я понимал, что одними мечтами не прокормиться, и,  поэтому, не терял времени даром.  Я вынужден был пройти все фазы взросления молодого человека, чтоб не отставать от окружающей меня цивилизации: институт ; рабочее общежитие ; женитьба ; малосемейка ; свадебное путешествие ; рождение сына ; размышление о будущем…

         А логика размышления была такова: если сплавщик  в тебе проснётся окончательно, то какой «ареал обитания» ты можешь предложить ему?
Западно-Сибирскую низменность с лениво текущей Обью, располагающей только к её сонному созерцанию? Так зачем же ты хочешь обосноваться здесь? Зачем ты уехал с Алтая, этого «сплавного Клондайка» с его горами, лесами, красивейшим Чуйским трактом, множеством рек с их порогами, водоворотами, заводями, пляжами, островами?

         И здесь мой ангел решил помочь мне, стоящему на перепутье жизни, как Илья Муромец  перед  дорожным камнем: с одной стороны – хороший город – столица Сибири, инженерная должность на крупнейшем авиастроительном заводе им. В. П. Чкалова,  предоставленная заводом малосемейка,  которой должно было хватить для начало семейной жизни, а с другой…

        Помощь моего ангела заключалась в следующем: в одном из книжных магазинов,  на  полке с названием «Туризм, путешествия» я «не случайно» натолкнулся на книжку «Туристскими тропами Алтая», изданную Алтайским книжным издательством, с тиражом всего-то десять тысяч экземпляров, размером не более ста  листов и на очень хорошей бумаге.
       Мне сразу подумалось: «Ну, надо же! Эта книжка приехала за мной из Бийска, чтобы напомнить  о моей родине!»

        Дома я с упоением погрузился в изучение предлагаемых ею маршрутов: сухопутных грунтовых, конных и пеших, вплоть до подножья г. Белуха и до красивейших горных озер Онгудайского района.
Но самое главное было во второй части книги  -  водные маршруты, сплавные, которыми я грезил с первого класса школы...
        Сложность маршрутов делилась на пять категорий сложности, которые зависели не только от реки и места на ней, но и от времени года!

         Если в 1-ю категорию сложности входили маршруты для новичков, «чайников», созерцательно-шашлычные по низовьям рек со скоростью течения 4-7 км/час, то в 4-5-е категории  входили маршруты, проходящие в верховьях рек со средней скоростью воды до 11 км/час: Песчанки, Лебедя, Чуи с его знаменитым порогом «Бегемот», на котором проводились даже международные соревнования по водному слалому. (Как жаль, что я так и не смог побывать на нём, хотя бы в роли зрителя!).
         Вообще,  "Чуя-ралли"  никогда не привлекали меня, потому что всегда проводятся в мае месяце, по «большой воде», очень холодной. И уже этим меня отталкивали, так как моим лучшим другом, я решил, будет вода только мягкая, теплая и ласковая, как была моя мать для меня в детстве…

         Ради справедливости признаюсь, что я за всю свою жизнь так и не решился пройти маршрутом 4-5-й категории сложности: во-первых, повторюсь, там вода ледяная, во-вторых, - меня не привлекали групповые сплавы, на которых сплавщики просто одержимы идеей покорения самых крутых порогов на плотах типа РАФ в группе 6-8 человек.
У них просто нет времени на общение с природой «один на один», на восторженное созерцание красот, которых видели немногие, на размышления о смысле жизни. А в-третьих – я не хотел умирать героем, которого не могут похоронить «ввиду отсутствия тела», ведь некоторые утонувшие сплавщики дрейфуют до самого Ледовитого, а там вода опять-таки ледяная, теперь уже вперемежку со льдинами…
И вот ещё. Я до сих пор считаю, что я не до конца выполнил свою «жизненную программу», и не научил своих детей всему, что хотел и мог!
Ну, сами подумайте теперь: зачем мне этот Ледовитый океан?

         Но вернёмся к этой уникальной книжке. В  настольной книге туриста (сплавщика) было всё, включая советы по экипировке, снаряжению, пище для походов, а также схемы опасных участков реки с советами – какие пороги  как надо проходить, чтобы не «кильнуться», и не остаться без всего запасенного на это путешествие.

         Это сейчас действуют «комфортные» маршруты, на которых, разумеется, за определенную плату, тебя экипируют спасательными средствами – спасжилетами, хоккейными шлемами для сохранности твоей головы и даже пенополиуретановыми носочками, чтоб, не дай бог, «чайник» (ещё зеленый сплавщик) не простудил себе ноги.
         При этом, опытный инструктор читает длинную лекцию по Технике Безопасности, и о том, чем отличается команда «Табань!» (тормози) от команды «Греби!», А ещё, вокруг вашего РАФТа будет сновать быстроходная лодочка, готовая собрать всех выпавших за борт оранжевых «чайников» …

         У меня, сплавщика-одиночки, такого "эскорта" никогда не было, и страховкой мне была лишь моя смекалка, выносливость, везение, умение хорошо плавать и, конечно же, мой ангел-хранитель за левым плечом…

         В этой книжке, после знакомства с каким-то маршрутом (особенно 1, 2 категории сложности), в конце была приписка: «Возможен сплав группой лиц на резиновых лодках». На маршрутах 3, 4 категории сложности таких приписок уже не было…
         Эти приписки в книжке я потом ставил сам: «Возможен сплав на резиновой лодке в одиночку. Проверено на себе».

         Проштудировав книжку, я почувствовал, что сплавщик во мне проснулся окончательно и стал требовать от меня принятия какого-либо решения. Нужен был только какой-то толчок,  и этот толчок пришёл из Бийска!
         Моя мама-литератор прислала мне длинное письмо, в котором очень убедительно доказала мне, что в Бийске моей семье будет хорошо, лучше, чем в Новосибирске. А ещё, я, вдобавок, должен выполнить долг сына-«последыша»: помочь родителям в старости и похоронить их с почестями на родной земле.
         Ввиду отсутствия большого нажитого «богатства» (а самым главным «богатством» тогда у нас был сын Роман!) переезд в Бийск был несложным. (Сейчас, через 40 лет, я с уверенностью могу сказать, что остаюсь единственным новосибирцем, возвратившимся в Бийск!!).
         В первый год после переезда мы пережили  некоторые временные неудобства - в один из таких моментов нам пришлось жить, правда,  недолго, вместе с родителями вшестером в 2-х комнатной квартире. И ни разу  (надо отдать должное жене),  у нас не возникало «кухонного конфликта» между женщинами, ввиду лояльности обеих!  После ряда переселений и расселений я с семьёй оказался, наконец-то, в своей "двушке" в доме, где жили родители, и, родил при этом, между делом, «про запас» ещё одного сына.

          Устроив свой семейный быт, я вздохнул полной грудью, и быстро закончил свои конструкторские изыскания по созданию супер-катамарана – устойчивого, надежного, непотопляемого в принципе, даже если у меня самого возникло бы желание потопить его, как «Титаника».
          К тому времени Тур Хейердал уже закончил своё второе путешествие на папирусной лодке «Кон-Тики» из Африки в Южную Америку (первое закончилось уже на 51-ый день в связи с потерей плавучести). Из всей информации об этом путешествии я почерпнул самое главное для себя: плавательная часть лодки (катамарана) должна состоять из множества плавательных элементов, каждый из которых должен быть супернадежным, непотопляемым в течение длительного времени, и выход из строя одного элемента не грозил бы потерей плавучести всей лодки (катамарана).
          А плавательный элемент лодки Тура Хейердала – папирусный тростник из африканского озера Чад - намок, отяжелел и потерял свою плавучесть за полтора  месяца  контакта с водой.  Хейердала  можно понять: он доказывал свою теорию о том, что первые люди, появившиеся в Африке, попали в Южную Америку на таких же папирусных лодках. Но мне-то, скажите  пожалуйста, зачем эти лодки из папируса?

          Теперь скажи, мой дорогой читатель, какой элемент лодки для сплава может годами дрейфовать по реке, морю, океану при любой погоде, в любое время года, лишь бы пробка была плотно закручена? Правильно! Пустая пластиковая бутылка емкостью хотя бы 1,5л.
          А вы пробовали раздавить пустую пластиковую "полторашку", попрыгав на ней? Ну и как? А сколько усилий надо приложить, чтобы отрезать верхнюю часть бутылки, даже острым ножом по канавке?
          Мы с женой прыгали на ней вдвоем – 150кг, через доску. (Не повторять! Опасно для здоровья! Безрезультатно!).

          Эти "полторашки" десятками, сотнями выбрасываем в мусорные ящики, не найдя им никакого применения. Разве что, как ёмкости для отстоя и хранения воды из крана для полива рассады, как делает моя жена, или заготовку кормушки для птиц, как делает мой сосед!
          А эти смехотворные попытки городских властей нашего города организовать сбор использованных пластиковых бутылок в отдельные контейнеры для их дальнейшей переработки, которые, несмотря на энтузиазм и поддержку населения, закончились через пару месяцев!?
          Как тяжело у нас в России внедряется то, что в цивилизованных странах уже давно принято за норму! Поэтому мы загружаем наши мусорные свалки воздухом, упакованным в пластиковые бутылки, время разложения которых – около 1000 лет!

         Подумалось: "как хорошо, что я, наконец, придумал, как продлить жизнь этим бутылкам!" А потом: "ну и фантазёр же ты, Серёга! Ну, прямо барон Мюнхгаузен начала 21 века. Ну, что делать, такой родился!"

                ***

          Теперь понятно, что полторашка из-под воды – это уникальный элемент плавсредства для туристов, не боящихся ни острых камней на перекатах, ни  вообще ничего для сплавов по маршруту 1-2 категории сложности?
          Не буду утомлять вас моими набросками, эскизами плота ПТ-1 грузоподъемностью G = 480кг.  Приведу лишь основные пункты, касающиеся конструкции:
1. Два  брезентовых цилиндра должны быть набиты по окружности бутылками в 7 рядов и хорошо стянуты брезентовыми хомутами.
2. К хомутам поплавков крепиться каркас площадки с укосинами для жесткости.
3. На каркас ложится настил из досок толщиной S-25 мм.

Примечание: оснащение плота - по желанию, наличие руля и весел – очень желательно. И ещё, на маршрутах 3-ей категории сложности пороги лучше обходить стороной.
Далее я проанализировал все плюсы и минусы этого плавательного средства.
Плюсы:
1. Надежность конструкции в эксплуатации.
2. Непотопляемость – 100%.
3. Возможность длительного сплава без причаливания к берегу.
4. Удовлетворительные комфортные условия сплава.
5. Возможность прохождения перекатов с острыми камнями.
6. Сборка и разборка – 3-4 часа.
7. Доставка в разобранном виде в пункт отплытия – на любой машине типа универсал (даже на моей "восьмерке!)
8. Не используется резина. Материалы всегда есть в магазинах.
Минусы:
1. Небольшая маневренность (даже при 2-х туристах).
2. Невозможность проходить "приличные"  пороги 3-4 категории сложности (лучше их обходить!)

         А дальше - самое интересное! Проанализировав все плюсы и минусы этого плота для семейного отдыха, я отказался от его постройки, так как в мои планы входили сплавы на одной лодке по реке Бия от Телецкого озера до Бийска (читай рассказ «Путешествие в сказку»),  причём по хорошей воде, а по Катуни –  хотя бы от Ороктойского моста (см. рассказ  «Где моя медаль «За спасение утопающих?») (хотя бы по малой воде!).
         После этого анализа я сразу как-то успокоился, накопил денег и купил в «Спорттоварах», тогда единственном спортивном магазине в Бийске, надувную "рыбачно-охотничью" резиновую лодку «Уфимка – 2» грузоподъемностью G = 200кг с прилично загнутым носом (что очень важно для ловли волн!) и сиденьем для гребца.
Для одиночного сплавщика – суперпросторно! Маневренность отличная – «бабочку» (разворот на 360 градусов) я делал за 3 секунды!
         Затем я приобрёл необходимый инвентарь для туриста-сплавщика: просторный рюкзак с множеством кармашков, 2 непотопляемых спасжилета (один – на будущее, для сыновей), 2-х местную палатку, пенополиуретановые носочки и пр. и пр…

         Ну, держись, грозные пороги!!
        Надо сказать, когда опытные инструкторы по сплаву узнали, что я на одной этой лодке сплавился от Телецкого озера до Турочака, пройдя 7 порогов (от порога Карлагач до Кузенского), то долго таращили глаза и вертели пальцем у виска...
        А я этим горжусь: я сделал то, что побоялись сделать другие!
Продолжение следует…

      


Рецензии