Сочинения

В своих записях я уже отмечал, что учился в офицерском училище.
На вступительных экзаменах нам предложили написать сочинение на свободную тему.
Большинство из нас, учитывая ситуацию, посчитало, что наиболее выигрышный вариант - это патриотическая тема.
Я решил написать сочинение под названием "Солдат"
Разумеется большого жизненного опыта не было ни у кого из нас. Писать мы могли о чем-то, что было связано непосредственно с нами. Я решил описать историю, которая произошла со мной во время первого года службы.
Впервые, вместе с такими же первогодками, мы заступили на дежурство в военный караул. Была зима. Было очень холодно. Примерно -20 градусов. Несмотря на то, что на нас были полушубки и валенки, мы страшно мерзли. К тому же, я вообще крайне отрицательно переношу холод, так что мне казалось, что я там превращусь просто в сосульку.
На посту надо было стоять по 4 часа. Мы сами выбрали такой регламент, потому что после этого мы 8 часов могли находиться в караульном помещении. Этого времени хватало, чтобы обогреться, и  хоть немного поспать.
Пост, на который меня поставили, находился у штаба части, и начальник караула каждую новую смену на посту предупреждал об особой важности охраняемого объекта.
Оказавшись на этом посту, причем в довольно долгом одиночестве, я стал думать о важности выполняемой мною  задачи.
В голову приходили всякие очень гиперболизированные мысли. Мне представлялось, что от выполняемой мною миссии зависит судьба не только нашей воинской части, но и всей страны.
Несмотря на то, что холод начал вызывать во мне какое-то оцепенение, меня переполняла гордость от того важнейшего дела, которое мне доверили.
Я стал выбирать такое место, на котором я лучше всего смогу обороняться, если на меня нападут.
Несколько раз проверил автомат, и выбрал позицию для него такую, из которой мне легче всего будет пустить его в дело, в случае надобности.
Дело в том, что полушубок немного сковывал движения, и это надо было иметь в виду. Время двигалось очень медленно.
Мне стало казаться, что обо мне забыли, что так долго не меняют. Но я твердо знал, что если даже земля перевернется, я не покину свой пост, пока меня не сменят, как положено по Уставу.
Наконец, судя по всему, время смены все же наступило. Маршрут разводящего караульных, был строго определен. И я все время поглядывал в ту сторону, откуда  должна была появиться смена.
Вдруг я услышал шаги совсем с другой стороны. Была ночь. Территория плохо освещена  единственным светильником.
И там, откуда я раньше услышал шаги, стали в полутьме вырисовываться  какие -то фигуры.
 Когда они несколько приблизились ко мне, я, почти не двигающимся от холода языком прохрипел уставное "Стой, кто идет?"
Ответили: "Смена" 
Я запросил: "Пароль?"
Ответили правильно.
Но я продолжал сомневаться. Держа автомат в боевом положении, я скомандовал: "Разводящий ко мне, остальные на месте"
Когда они все же стали приближаться ко мне, я скомандовал: "Стой, стрелять буду"
И громко щелкнул затвором автомата.
Они остановились, очевидно, полагая, что я рехнулся.
И тут раздался голос разводящего, он был нашим командиром.
Обратившись ко мне по фамилии, он осведомился, что со мной, и почему я торможу смену. Я узнал его по голосу и успокоился.
Но все же спросил: "А почему Вы пришли не по тому маршруту?"
Он объяснил. Была, какая-то причина. 
После этого я пост сдал. Но из-за этих разборок мы потеряли несколько минут. Когда пришли в караульное помещение, разводящему пришлось объяснять начальнику караула,  чем вызвана задержка.
Начальник караула посчитал, что я действовал правильно, а разводящему сделал замечание за изменение маршрута следования смены.
Видя, что я почти влез в печку, пытаясь обогреться, он протянул мне запасное одеяло.
В сочинении я привел пример героев Брестской крепости, несменяемый караул которых продлился на годы. Писал и о том, что будущих солдат перед Армией надо как-то, хоть немного, готовить, чтобы Родина всегда была уверена, что ее защищают надежные  силы.   
Я уже не помню, о чем еще писал, но твердо помню, что получил четвертку.
Прошло уже гораздо более полувека. Но я на всю жизнь сохранил в части себя армейские требования к определенному порядку и последовательности, к системности организации жизненного уклада. И благодарен за это Армии, хотя нередко с этими взглядами и понятиями выпадаю из круга даже близких людей.   

Рядом со мною сочинение писал один сержант, которого я немного знал по предыдущей службе.
Он был не совсем обычной судьбы человек. Родом он был из западной Украины. Отец погиб на войне. В доме четверо детей.
Он старший. Мать что-то делала в колхозе. Нас призвали в Армию осенью. Когда наступила весна, этот парень стал сам на себя не похожим.
Был очень задумчив. Плохо спал. Похудел. В глазах тоска. Однажды он поделился с нами своими проблемами.
В доме после его ухода в Армию осталось трое маленьких детей. Семья кормится только за счет своего приусадебного участка.
Наступила весна. Надо срочно перекопать огород и высадить картофель, который является для них основным продуктом питания.
Матери такая  работа не под силу. А если этого не сделать, то семья умрет с голоду. В те годы немало было таких фактов, что утеря кормильца, приводила к гибели всей семьи.
Лет с 11-12 перекопку огорода и высадку картофеля производил  наш товарищ, ставший ныне солдатом.
В Армии в целях поощрения иногда солдатам давали краткосрочный отпуск на 10 дней. Но, по правилам для этого надо было прослужить год в Армии и принять присягу. Ни того ни другого ни у кого из нас не было.
В то время присягу принимали не менее, чем через полгода службы.  Что делать? Мы вообще стали опасаться, чтобы с этим парнем, что-либо не случилось.
Посоветовавшись между собой, мы решили сформировать делегацию и послать ее к замполиту.
В делегацию вошли: я, как комсорг, командир этого парня и наш главный - старшина.
Замполит нас принял, выслушал, обещал помочь. Но предложил представить официальный рапорт.
Мы его написали, и в нарушение армейских правил, все трое подписали.
(В Армии не принято создавать коллективные документы)
Мы просили, принимая во внимание исключительные обстоятельства этого человека, предоставить ему краткий отпуск для поездки на Родину, для решения семейных проблем. При этом мы выступали его гарантами, поскольку он еще не принял присягу. А также обещали на время его отсутствия выполнять его армейские обязанности.
Командир части был крайне удивлен столь необычной просьбой, и на очередном построении публично объявил о поступившей к нему просьбы, которую он решил удовлетворить.
Мало того, он даже похвалил всех, кто принял участие в этом деле, и выразил уверенность, что подобного рода поддержка  служит дальнейшему укреплению Вооруженных сил.
Нашему коллеге срочно оформили все документы, и на  следующий день он уже выехал домой. 
Десять дней пролетели очень быстро.  Вернулся отпускник в боевом настроении.  Он приехал домой, как раз во время. И не только решил все огородные дела, но и крышу успел починить.
Его мать написала благодарственное письмо командиру части, за то, что он фактически спас их семью от голода. Она была не слишком грамотна, но зато из каждой строчки сквозила благодарность простой  женщины к "благодетелю," как она там называла командира.   
Замполит зачитал нам вслух это письмо.
У некоторых из нас даже глаза немного намокли.
Что касается главного действующего лица, то он очень добросовестно служил, долгое время пытаясь  всем показать, что он заслуживал того исключения, которое для него было сделано.
Писал он именно об этом. Видимо получилось очень патриотичное и прочувственное изложение. (Очевидно  большинство из нас могли писать только о том, через что сами проходили.)
Не помню, как он его назвал. Во всяком случае, из трех пятерок, одна досталась ему. Вероятно, были и другие хорошие сочинения, но мы их не видели.
Одно сочинение экзаменаторы сочли необходимым зачитать нам вслух. Его написал самый старший, как нам казалось, абитуриент.
Пока все сидели,  низко нагнув головы, и выжимая из себя какие-то, не совсем убедительные фразы, он  сидел, не двигаясь, отодвинув от себя экзаменационный лист. Было такое впечатление, что он ничего не пишет и сидит, дожидаясь звонка.
Оказалось, что это не так.
Он написал всего одну фразу, и отодвинул лист. Нам его зачли. Там было написано примерно так:
" Я сам, и вся моя жизнь, без остатка, принадлежат моей  Отчизне!" 
Мы все как-то опешили.
Видно было, что и экзаменаторы в растерянности. Мне кажется, что отметки ему не ставили. Просто засчитали, как зачет.
В последующей жизни я много раз думал, что ему надо было поставить наивысшую оценку. Он ее заслужил.
Сказать одной фразой, причем самого высокого уровня,  то, чему намерен  посвятить  всю жизнь, не каждому дано.
Когда мне довелось профессионально заниматься спичрайтерством, я по-настоящему понял, насколько сложно писать толковые сочинения, в особенности те, которые способны  затрагивать души людей, или содержать в себе какие-то сугубо практические меры.
После отхода от всех дел, я принялся писать небольшие рассказы и миниатюры, из которых затем формировались книги.
По сути дела, каждая из таких работ, является сочинением на заданную тему. Я написал их более 200.
Все они напрямую связаны с моей жизнью, и событиями, которые в ней происходили.
Это единственное дело, которым я занимаюсь.
Не могу сказать, что мое творчество пользуется повышенным спросом читателей. Но материалы, размещенные в Интернете, каждый день читают в среднем человек 30.
Я, конечно, не смог исполнить призыв Великого Поэта "Глаголом жги сердца людей" Единственное утешение, что это вообще мало кому удается.
Но я счастлив тем, что пишу, как могу, что всегда занят делом, и что, будучи уже очень пожилым человеком,  заставляю, хорошо ли плохо, работать свои мозги. 


Рецензии
Михаил Савельевич!
Невозможно молча прочитать Ваше повествование и ничего не ответить.
Вы всегда пишите о том, чего сейчас так не хватает в жизни- добра, честности, достоинства, чести.
Эти понятия в жизни очень важны. И если слово Ваше отзовётся не только у постоянных читателей, а заденет кого-то ещё, это будет здесь Вашим бесценным вкладом.
Не устану Вас благодарить, потому, что очень ценю то, о чем Вы говорите.

Татьяна Фучиджи   12.09.2019 19:47     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна!
Ваши отзывы всегда несут в себе такую высокую оценку, доброту и искренность, что служат стимулом писать, когда не пишется.ОТ души благодарен Вам!
Желаю здоровья и успехов!
С уважением

Михаил Шаргородский   09.10.2019 13:43   Заявить о нарушении