4 глава

Глава 4. Евфратионы и их соседи в водовороте ближневосточных миграций
 

Рис. 4
4а. Натуфийцы и евфратионы
На рис. 4 (MAP: K. Schidt (updated by O. Dietrich) DAI.) видна концентрация аналогичных Гёбекли- Тепе культовых сооружений (Нали Кори, Кимисик, Таджли-Тепе, Сефер- Тепе, Урфа, Карахан, Хамзан- Тепе).
    Возможно, что их было ещё больше… раскопки продолжаются.
    На юго- западе от этого скопления находится другое, но в отличие от первого, там нет T- образных менгиров (Тель- Абр, Мурейбит, Шейх Хасан, Джида, Жереф ал Ахмар, Гермез- Дере)
    На рисунке 4 они обозначены чёрными кружками
    В принадлежности этих двух «скоплении», к разным племенным организациям с отличающимися идеологическими системами не вызывает особых сомнений.
    Возникает резонный вопрос- откуда такой опыт создания архитектурных шедевров.
    Ранее мы рассматривали рифугиумное состояние определённых зон западной части Евразии во время ледникового максимума: Франко- Кантабрия и Ближний Восток- Малая Азия.
    Но так ли изолированы они были. Например, у Ф.К. был свой «коридор» выходящий на, Аппенинский п-ов и далее по берегу (на восток) Средиземного моря. У малоазиатского + ближневосточного рифугиума по тем же берегам Средиземного моря, но в западном направлении. Т.е. эти «сообщающиеся сосуды» могли быть коридорами для обмена информацией носящий осцилляционный характер.
    Прежде всего нас интересует обмен опытом в аспекте строительства, например, стен. Обращает на себя достаточно интересный факт нахождения в пещере Теопетра (обл. Фессалия. Греция)
   Возраст искусственной стены в пещере Теопетра оценивается примерно в 23 тыс. лет, то есть она относится к эпохе палеолита и, возможно, является наиболее древним искусственным сооружением не только в Греции, но и в мире. Датировка искусственной стены, которая ограничивала вход в пещеру на две трети, выполнена методом оптического датирования. Возраст стены абсолютно точно совпадает с последним ледниковым периодом. Это может свидетельствовать о том, что стену построили обитатели пещеры, чтобы защититься от холода (Доисторическая Греция- Википедия) 
  Т.е. в течении последующих (от 23 000 л.н.) 9-10 тыс. л .н. люди, находящихся в ограниченных пространствах, что как мы указали ранее, влияло на скорость передачи информации, но, ещё и на её совершенствование инновационном аспекте.
    Поэтому не удивительно, что в X-XI тыс. до н.э. мы столкнулись с подобным развитым строительством В Г.Т., но является ли единственным исходным регионом Греция?
    На юге нашего западноазиатского рефугиума, в Палестине применялось кладка из камней при строительстве стен жилищ (Натуфийская арх. куль.)
    «В 1963 г. на высоком холме у подножья горы Голан в 500 м в востоку от Генисаретского озера были произведены небольшие раскопки открытой стоянки Эйн Гуев. Удалось обнаружить круглое жилище полуземляночного типа, имеющий три строительных периода. В древнейший период была вырыта яма, стенки которой изнутри частично поддерживались каменной стенкой, а пол был выстлан галькой» (В.А. Шнирельман- Натуфийская культура) (К содержанию журнала «Светская археология (1973, №1) стр. 1/9 интерн. версия)
    Эта самая древняя каменная кладка Натуфийской культуры, но это IX- VIII тыс. до н.э. Предшественницей Натуф. куль. была кебаранская арх. куль., но и там ничего подобного не обнаружено.      
    Получается, что технология каменной кладки в рассматриваемый рефугиум пришла с запада.
    «Как выяснилось грациальный этнос, мигрировавший во времена верхнего палеолита из Южной Европы, осел не только в  Ханаине (как носители раннего натуфа ), но ранее в Подунавье, Анатолии, Сирии и др. местах» (М.И. Зильберман. Древний человек и божество, Т2, стр. 10/314 интерн. версия)
     Т.е. создателями натуфийской куль. были мигрировавшие из юго-западной Европы рода (племена) и наследники автохтонного населении и, это могли быть представители ахмарской, атлитской либо кабарской культур.
     Напомню, как мы говорили ранее, симбиоз культур задаёт положительную динамику, идёт обмен опытом, дается новый импульс для новых инновационных решений- общество ускоряет своё развитие.
    Возвращаясь к карте на рис. 4 Мы можем с уверенностью сказать, что это локальное скопление однокультурных поселении были представители натуфийской культуры. Что касается языковой атрибуции то, это праафразийская (возможно макросемья языков).
    «Натуфийская культура- эквивалент праафразийской общности (рис. 5). Этот факт установлен А.Ю. Милитарёвым и В.А. Шнирельманом на основании сравнения характеристик натуфийских археологических памятников и портрета праафразийской культуры, воссозданной лингвистической реконструкцией.
    Натуфийские памятники находятся в сиро- палестинском регионе (поздненатуфийские уже появляются в дельте Нила, на Синае и на Среднем Евфрате). Хронология натуфийских памятников по данным радио углеродного анализа- 10- 9 тыс. до н.э. совпадает с хронологическими рамками праафразийской общности накануне распада» (Николаева Н.А., Сафронов В.А. «История Древнего Ближнего Востока в Ветхом Завете» М. 2003 г. с.102- 103)   
Как мы видим из карты (рис. 5)
     В VII-VI тыс. произошла экспансия сиропалестинского населения (натуфийцев) в район скопления евфратионов…
     Мы ещё вернёмся, ниже, к этому вопросу, а теперь самое время уделить внимание ещё другим миграционным волнам: ностратической ( с севера) и сино-кавказскую ( с юга?)
4б. Ностратическая эскпансия. Последствия.
   
    По всей видимости главным маркером миграционных направлений археологических культур ностратического круга, являются каменные  наконечники стрел с черешком.
    Они надежно покрывают территорию распространения данной макросемьи, в том числе и их распространение от Центральной Европы, через Карпаты, Балканы, Малую Азию и до Ближнего Востока.
    Такой миграционной активности способствовал климатические изменения на севере Европы- Дриас III (Поздний Дриас)-, когда холода наступали в прежнем агрессивном режиме.
    Разумеется, это был не целенаправленной тур поход и занял немало времени, прежде чем эти охотничьи рода достигли Палестина . В археологии они известны прежде всего как Свидерская археологическая культура (возможно аренсбурская и др.). На Ближнем Востоке- как Тахунинская культура.
   «Тахунийская культура — ранненеолитическая культура Палестины и всего Южного Леванта VIII-V тыс. до н.э., начавшаяся в докерамическом неолите, но под конец обретшая и керамику. Она сменила натуфийскую культуру, а сама была сменена ярмукской культурой. У поздней тахунийской культуры налажены связи с тасийской культурой Египта (тахунийские орудия есть в тасийской культуре, последние такие импорты относятся к 5-му тысячелетию до н. э. и даже к началу 4-го).» (Генофонд РФ с. 2/7 интерн. версия)
    По табл. 7 сравнивая антропометрические (рост) данные, в хронологическом отрезке 15,9- 10 т.л.н., мы можем наблюдать смену высокорослого, в начале, на низкорослость, а затем на смешанный состав.
    Что ещё важно, это то, что: «Надбровные валики довольно массивные для женщин по форме они очень напоминают те, что были у людей эпохи верхнего палеолита. По его (Сэр Кейт) мнению, они (натуфийцы- прим.авт) были невысокого роста- для мужчин нормой было 160 см., а для женщин- 152 см.» (Э. Аманати «Палестина…», 2007, с. 137)
    Т.е. эти две миграционные волны: одна по средименоморскому, коридору» (низкорослые протоафразийцы (из восточных р-нов Франко-Кантабрии), а другая- из того же региона («западноевропейского рифугиума»), окружными путём (через север Центральной Европы- Ближний Восток). Естественно высокорослые- это те, кто пришёл с севера (данные таблиц по Европе 1,2,3)
    Такое совершенное вооружение как лук и стрелы, могучий рост ставили вне конкуренции ностратические рода.
    На карте 1 (рис. 5) («по Шнирель ману» Н. Николаева, В.А. Сафронов «История Древнего Ближнего Востока в Ветхом Завете 2003 г. стр. 105), стрелками указаны пути «отхода» из «земли обетованной»?
    Не берусь утверждать, но в миграции пускались в основном мужчины- отсюда, возможно, и эти антропометрические различия.
    Историческая практика показательна на предмет конфликтов, эпидемии и т.п. катаклизмов в случае существенных климатических колебаний.
    «Раскопки показали, что уже в VII тысячелетии до новой эры организационные формы жизни были достаточно развиты, например, жилища в селениях уже не разбросаны хаотически, а размещались планомерно. Дома строили прямоугольными, со многими помещениями, в некоторых местах полы и стены сохранили до наших дней следы декоративного убранства - главным образом орнамента, наносимого острой палочкой по сырой глине. В домах устраивалось водяное охлаждение помещений, такое же, какое еще и сегодня можно встретить в деревнях Ближнего Востока, там, где нет электрических кондиционеров.
    Итак, в VII тысячелетии до новой эры Передняя Азия достигает определенного расцвета, но к VI тысячелетию сложившаяся культура вдруг исчезает. Археологические изыскания доказывают, что обжитые места, где еще недавно кипела жизнь, несколько веков спустя полностью обезлюдели. Причина бегства людей легко угадывается: климат становился все суше и суше, и земля не могла прокормить все возрастающее население. В конце концов, покинув обжитые дома, люди отправились на север и на запад - туда, где условия для сельского хозяйства были более благоприятными, где не свирепствовали многолетние засухи.»
    Но вот что интересно, уходили представители натуфийского куль. сообщества, а тахунийцы, по всей видимости задержались до 5 тыс. до н.э.
    Трактовать это можно однозначно: остались сильные, ибо на всех ресурсов, уже, не хватало. Возможно данный факт внёс, в аспекте языковой атрибуции, большее разнообразие в афразийскую семью языков.
4в. Камбейцы и синокавказцы. Волны миграций
    Теперь о другой значимой экспансии, с юга- в качестве рабочей версии представители камбейской арх. куль, с востока- сино- кавказцы.
   Начнём с последних. Одним из тех, кто занят поисками прародины сино- кавказцев является А.А. Романчук (к.и.н. г. Кишинёв)
    В основе его воззрений, по поводу этой локализации (прародины), он ставит во главу угла фактор сельхозпроизводства и производные этой деятельности: просо, курица, абрикос. Они имеют по его мнению юго- восточное происхождение- возможно Китая (Индо- Китая), либо Индию.
    В то же время Романчук предполагает что: «Дело в том, что, судя по культурной лексике, распад сино- кавказской языковой общности не мог происходить ранее неолита и возникновения уже земледелия» (А.А. Романчук «Прародина сино- кавказской языковой общности: проблема локализации», 2008 , с.4)
    Также, учённый предполагает два пути миграции на запад. Первый «северный», возможно через Джунгарский проход и, дальше, через Центральную (Среднюю Азию), на Ближний Восток и Кавказ.
    Второй, логика предполагает южное направление - это, через Индию по берегу одноимённого океана в сторону современного Ирана. Хотя, на мой взгляд, это менее вероятно, но об этом ниже.
    Как мы понимаем, происходило это уже в неолите и Романчук на этом делает акцент.
   
4г. «Фундамент» шумерской цивилизации
    Но прежде чем продолжить, есть повод вернуться назад. Если мы выше, рассмотрели район, к западу от Евфрата, и по самой реке включительно, то рассмотрим другую реку региона Тигр.
    После, случившиеся аридизации 6 тыс. л.н, жители прибрежных районов Тигра, стали придерживаться иной стратегии земледелия, а именно поливной технологии на берегах Тигра Тигра появляются следующие культуры.
    «Телль Сотто-Умм Дабагия- конец VII- первая половина VI тысячелетия до н.э.;
    Хассуна- вторая половина VI тысячелетия до н.э.;
    Самарра- начало близко к ранним хассунским слоям, но самарское влияние заметно в Халафе, а также в раннем Убейде, соответственно самаррская культура пережила хассунскую на несколько столетий
    Халаф- конец VI-V тысячелетия до н.э.;
   Южный Убейд- середина VI- начало IV тысячелетия до н.э.;
    Северный Убейд- середина V- начало IV тысячелетия до н.э.» (с.88) которые изображены на «Карте 2»

 
    Рис. 6 («Карта 2»)
  (с. 210). Как мы видим со временем идёт движение с севера на юг, но затем… (Т.В. Корниенко. «Первые храмы…» с. 210)
 А вот, с образованием шумерской цивилизации движение идёт, уже, с юга на север- северо- восток и т.д.
    Но что есть «Шумерская цивилизация»? И почему, в нашем повествовании, она нам так интересна?  Прежде всего тем, что есть «подозрение» участия евфратионов в её создании и, если это верно, то какую роль они играли в данном процессе. Ведь произошло революционное развитие экономико-социально- технокультурного характера в невероятно малые, для тех времён сроки. И как мы понимаем, вершили её подготовленные, прошедшие долгий путь развития, этнические группы.
    И, очень возможно, что одним из инициаторов- генераторов этого чуда, были евфратионы . Напомню, так названны автором строители Гёбекли- Тепе.
    Итак, с севера продвинулись представители натуфийского этнического круга предположительно, в аспекте лингвистической атрибуции принадлежавшими к афрозийцам (семито- хамитам), но кто были те кто двигался им навстречу с юга, а ещё и с северо- востока?
4д. Камбейская цивилизация- шумеры с Дильмуна?
    В 2002 году, на глубине 30-40 метров, Камбейского залива (Индия) Аравийского моря, были обнаружены «… Останки древнего города…
    По их мнению канадского учённого Гленна Милна, специалиста в области геологии, камбейская цивилизация существовала 12000- 7000 лет до н.э. А найденный индийскими учёнными деревянный фрагмент был датирован 7500 годом до н.э.. Историки не исключают, что представители камбейской цивилизации были предшественниками хараппской  (с 3300 г. до н.э.- прим. авт)» («Подводный город у берегов Индии- руины древнейшей цивилизации на планете», Наука,  Селдон Новости. Источник: Travelask 04.08.2019 с.1/4 интерн. версия)
    «Звуковое обследование дало превосходные результаты.
    «Загадочные элементы имеют размеры 5x4 м на восточной стороне, тогда как самая западная часть - 16x15 м. Участки жилищ размещены строго "по сетке", указывающей на развитое градостроительство древних.
    Также наличествуют свидетельства систем проведения воды - каналы и т.д. Все это указывает на должным образом спланированный городок, с высоким уровнем развития цивилизации. Кроме регулярных участков жилья, сонар собрал изображения нескольких больших структур. Некоторые из этих структур следующие:
    Есть прямоугольная (41x25 м) сформированная впадина, которую окружает подобие стены. Можно заметить входное отверстие и отдельную внутреннюю структуру. Это похоже на резервуар или бассейн и находится в западной части. В целом образование напоминает “Большие Купальни”, найденные в руинах Мохенджо-Даро и Хараппы, где они также находились на западе поселений. В "резервуаре" есть два отделения, который возможно предназначались для мужчин и женщин или для разных социальных слоев древнего общества.
    Еще одно сооружение, длинное, с хорошо очерченным контуром, размером 200x45 м покоится на высоком основании, можно увидеть правильные ступени, ведущие к структуре. В структуре выделяются квадратные элементы от 18 м и выше, формирующие подобие укреплений. Этот тип огромных структур напоминает "Цитадели" Хараппской культуры. Вероятно это административное здание, а возможно и храм.
    Образование 190x85 м окружено подобием обвалившихся стен. Перед ним расположены несколько прямоугольной формы объектов 2,5х3,5x6 м, напоминающих жилища. Это могло быть древнее зернохранилище с городком для рабочих. Во многих поселениях Хараппы зернохранилище – непременная особенность.
    Экспонаты включали разнообразные части глиняной посуды, каменные инструменты, бусины из полудрагоценных камней, части кирпича, человеческие останки. Загадка – как древние люди могли делать отверстия в камне, найдено несколько подобных изделий.
    Ряд каменных инструментов был выбран в различных местах. Вообще микрокаменные инструменты характерны для периода. Характерные особенности мезолитических инструментов - то, что в отличие от более ранних палеолитических каменных инструментов они намного меньше, обычно между 1 и 5 см длиной и сделаны из точно обработанных полудрагоценных камней: кварца, яшмы, кремня, халцедона, агата, корунда и т.д. Всего найдено около 248 таких инструментов.
    Использование корунда - явление уникальное, это - второй по твердости (после алмаза) материал. Красные и синие разновидности корунда - рубин и сапфир. Это самое древнее в мире свидетельство использования корунда.
    Притом, что большинство экспонатов относятся к периоду Мезолита, некоторые из орудия намного старше. Это показывает, что люди жили в области Камбей в течение достаточно долгого времени.
    Отобранные образцы проходили различные виды датирования в институтах Индии, Оксфордском университете в Англии и в Ганновере (Германия). Основной аллювий, забранный ниже морского осадка был датирован приблизительно 3000 г. до н.э., а аллювий взятый немного глубже - 5000 г. до н.э. Черный аллювий дал возраст около 19000 г. до н.э. Очевидно река текла приблизительно во времена между 19000 и 3000 гг. до н.э.
    Человеческая деятельность на территории Камбейского залива была распространена задолго до последнего Ледникового периода (18000 г. до н.э.). Древние народы изготавливали глиняную посуду и высушивали ее на солнце. Приблизительно 20000 лет назад была освоена глина как материал для посуды. А это означает, что жители знали, как добыть и поддерживать огонь. Также им было известно искусство строительства городов и зданий в соответствии с разработанными планами.
    Народные песни на местном диалекте Каччи (Kachchi) упоминают четыре главных города прошлого. Три из них были идентифицированы как Мохенджо-Даро, Хараппа и Долавира (Dholavira). Очевидно, что четвертым, самым большим старым, была столица Камбейского залива.
    Доисторическая цивилизация Камбей существовала приблизительно с 13000 до 3000 гг. до н.э., а это делает ее самой древней городской цивилизацией не только в Азии, но и во всем мире» (Бадринарьян Бадринарьян «Камбейская залив колыбель древней цивилизации» интерн. версия 04.08.2019) здесь мы в очередной раз сталкиваемся с эффектом рифугиума в аспекте её зарождения.
    Географическое положение существования данной археологической культуры, его местонахождение предполагает территорию ввиде ограниченного пространства и значение этой изолированности  в развитии палеолитических «цивилизаций», о которых мы говорили ранее, итак: с севера и северо- запада- это горы (Гималаи, Гиндикут, Сулеймановы горы, Центр. Макранский хр. И хр. Киртхар)
    На западе- Аравийское море, на востоке Бегальский залив, юге Индийский океан.
    Данная территория обозначенная нами, слишком велика для создания эффекта «замкнутого пространства» (рифугиума), но если ограничиться с северо- востока горной цепью Западные Гаты (средн. выс. 1200 м.), а с востока и юго- востока- горным хребтом Аравали (высота от 300 м. до 1722 м.), то это вполне может соответствовать значению «зам.- пр. Густые леса, множество осадков, средняя температура зимой в повышенных зонах опускается до 0°. Т.е. особой привлекательностью они не блещут, особенно для тех кто начал заниматься земледелием. А тем более, что Камбейский залив сосредоточие рек: Кармада, Махи, Тапти и мн. др. Как мы видим на карте климатических (рис. 7), провинция Гуджарат, практически, идеальное место для производства проса,  о которой пойдёт речь ниже.
     Из этой полузамкнутости есть два выхода: на запад узкая полоса побережья, на восток через реку Ганг- в Индокитай.
    Т.е. на лицо ,почти, все «признаки» рифугиума. Разумеется, исследовательская работа только началась, но: «Однако существуют свидетельства указывающие на присутствие людей в этом регионе ещё 30000 лет назад, которые сформировали великую и до настоящего времени неизвестную цивилизацию, стёртую с лица земли гигантским наводнением» (с.5/5 «Камб залив…»)
    Ещё раз напомним о значении климата в жизни древних (и не только), поэтому…
4е. Климат Индии и юго-восточной Азии как фактор…
    Что касается климатических особенностей Индостана, то они зависят от регионов: «от субэкваториального и тропического на юге, до умеренного и альпийского- на горном севере. Гималаи, наряду с горной системой Гиндукуш… предотвращают проникновение на субконтинент холодных воздушных масс из Средней Азии и способствуют поддерживанию здесь тёплого климата… Пустыня Тар привлекает влажные юго- западные муссонные воздушные массы, которые обеспечивают большую часть осадков Индии с июня по октябрь» (Википедия)
 
Карта климатических зон Индии (Классифик. Клим. Кёппена)
     Что касается Юго- Восточной Азии, то, например:
    «Вьетнам относится к зоне муссонного субэкваториального климата. Летом здесь господствует летний влажный муссон южного и юго-западного направлений, зимой - сухой северо-восточный.

    В стране выделяется три региона - северный с сухой и мягкой зимой и влажным жарким летом, центральный с высокими температурами и влажностью в течение всего года и южный, климат которого похож на климат северных районов, но с более высокими температурами.

    В северном Вьетнаме сухой сезон длится с ноября по апрель, при этом наименьшее количество осадков выпадает в декабре-январе (около 10 мм). Максимальное количество осадков приходится на июль-август и варьируется в зависимости от места от 270 до 450 мм в месяц, а в период с июля по сентябрь выпадает 80% годовой суммы осадков, составляющей 1400-1700 мм. В горных районах количество осадков за год достигает 3000 мм. Самым холодным месяцем является январь со средней температурой днем +18oС и +9oС ночью. В горах на высотах более 1500 м зимой в ночные часы бывают заморозки, не исключен и снег. В летние месяцы днем столбик термометра поднимается до +30-32 градусов, ночью опускается до +23. Во второй половине лета и осенью в северных районах нередки тайфуны.

    В центральном Вьетнаме зимой дневные температуры колеблются от +21 до +24 градусов, ночные - от +15 до +18. Самый холодный месяц - январь. В течение лета температура воздуха остается практически неизменной - +34oС днем и +25 oС ночью. По характеру увлажнения в этом регионе выделяется особая область прибрежных низменностей. Они защищены от юго-западного муссона горами Чыонгшон, поэтому максимум осадков приходится не на летние месяцы, как в остальных районах, а на осенние. Самыми влажными месяцами являются сентябрь и октябрь, когда выпадает 400-500 мм осадков. Сезон дождей длится до января. Наименьшее количество осадков приходится на февраль-март (около 40 мм).

    На юге самыми дождливыми месяцами также являются июль и август, но осадков выпадает больше - от 400 до 700 мм. Дожди чаще всего идут днем в виде кратковременных ливней. В январе, самом холодном месяце, характерные температуры ночью и днем составляют соответственно +21 и +30 градусов. Самым теплым месяцем является апрель со средней ночной температурой +23oС и дневной +33oС.» (Вьетнам- Описание, путеводитель, туры,…погода интерн. версия, 06.08.2019 г.)
    Но это взгляд на климат современного Юго-Восточной Азии и Индии.
    «В литературе неоднократно высказывалось предположение, что коль - скоро климат и фауна Южной Азии‚ оставались более или менее неизменными на протяжении всего плейстоцена и даже в голоцене (биологические перемены в основном происходили в этом регионе значительно раньше, на границе плиоцена и плейстоцена), то образ жизни людей в позднепалеолитическую  эпоху был продолжением образа жизни их раннепалеолитических предшественников. В мезолите, согласно тому же предположению, охотники и собиратели могли сохранять образ жизни их верхнепалеолитических предков".

    Нам этот взгляд кажется верным скорее не для Южной, а Юго-Восточной Азии, где природная среда также не менялась существенным образом на протяжении плейстоцена, и культура палеолитических людей современного физического типа не отличалась резко от культуры их нижнепалеолитических предшественников» (Ю.В. Бромлей «История первобытного общества» Москва 1986, с. 157)

    Столь содержательный обзор климатической картины дан для того, чтобы можно было с меньшей долей сомнений определиться:

1) Где и при каких условиях, могла сложиться высокоразвитая цивилизация (в данном случае камбейская);

2) Откуда могли мигрировать носители, предполагаемой сино- кавказской макросемьи языков с характерными для них агрокультурами, о которых мы поговорим ниже, в столь же подробном изложении его сути.

4ж. «Маркеры миграции… сино- кавказцев.
 
    Теперь поподробнее рассмотрим вопрос «маркеров»: просо, курица, абрикос.
 
    «Просо- это растение, относящееся к семейству мятликовых. На настоящий момент известны следующие его разновидности: просо обыкновенное (Panicum miliaceum L.); головчатое (Setaria italica); апонское (Echinochloa frumentacea L.); африканское (Pennisetb tiphoideum L.)
    Одним из безусловных достоинств проса, в сравнении со многими другими сельхоз. растениями, является его засухоустойчивость. Стабильные урожаи эта культура даёт при любой погоде. Риска и потерь при возделывании этой культуры практически не существует.
    Посев проса производят в хорошо прогретый грунт. В противном случае часть семян может просто- напросто не взойти.
    Больше всего просо культивируется в Китае,        , Индии, России (Оренбургская обл., Центр. Черноземье, Северный Кавказ, на Украине.
    Считается, что родина проса- Юго- Восточная Азия. При этом достоверно известно, что растение культивируется минимум 7 тысячелетий…
    Возделывается с 3-го тысячелетия до н.э. в Китае (северные районы) и Монголии. Распространена в Японии, Индии, Афганистане, Иране и Турции.» (Данные из «Просо история происхождения», интерн. версия 05.08.2019)
   Далее, следующи второй «маркер»-курица
    «Кроме костных остатков, к анализу были привлечены климатические данные и особенности растительного покрова. На основании этих сведений ученые считают, что центром происхождения следует считать Юго-Восточную Азию (время одомашнивания кур примерно VIII тысячелетия до н.э.).
    В Индию куры могли попасть из Китая  (возможно, миграционная активность сино- кавказсцев на севере Индостана- прим. авт.) или были одомашнены независимо и позже, чем в Юго-Восточной Азии. Итак, по мнению авторов, время доместикации кур отодвигается примерно 5 тыс. лет, появление домашних кур в Европе – на 5-2 тыс. лет назад по сравнению со сведениями, приведенными выше, а местом доместикации следует считать не долину Инда, а Юго-Восточную Азию [3].
    Что касается распространения кур в мире, то они начали распространяться с Хэмуду в Юго-Восточном Китае около 7000 лет назад [8,45] через центральную Азию севернее Гималаев [26,28]. Границ Европы куры достигли около 3000 лет до н.э. [9]. Это свидетельствует о том, что первоначальное распространение кур от юго-востока Азии фактически обошло Индийский субконтинент.» (Ю.В. Осадчая (к.с-х.н.) «Исторические аспекты зарождения специализации в яичном куроводстве"элек.науч.-прак.ж. «Сельское, лесное и водяное хозяйство» 05.08.2019)
     «Северный» путь миграции- это тот маршрут, по которому двигались носители син.- кавк. макр. от Китая в Европу и распространение кур тому свидетельство, а «южный» путь, скорей всего, «оборвался» в Индостане , кстати, намного позже этот же маршрут был освоен зачинателями «Великого Шёлкового пути»
    Третий «маркер»- абрикос.
    «Абрикос в культуре находится очень давно. В китайской литературе он упоминается за 4 тыс. лет до нашей эры. Род абрикос (Armeniaca Scop.) относится к семейству розоцветных (Rosaceae), подсемейству сливовых (Prunoideae). Род абрикос (Armeniasa scor.) по происхождению связан с азиатским материком. Ареал рода охватывает Китай и горные районы Средней Азии, проникая на западе в Переднюю Азию и Закавказье.» (Р.Г. Ноздрачёва (д.с.-х.н.) «Абрикос. Технология выращивания», 2013 г., 2/7 интерн. версия)
    Теперь, когда нами освоен фактор «маркера», мы можем сделать определённый вывод по главе- кто создавал шумерскую цивилизацию?
4з. Трёхкомпонентная шумерская цивилизация…+четвёртый?
     То, что шумерская цивилизация, в стадии его окончательной сформированности, была трёхкомпонентной, сомнений не вызывает и на мой взгляд, она состояла из следующих составляющих: 
1. Миграционная волна из северо- запада Индии (шум. sag- gig- ga-черноголовые. Википедия);
2. Экспансия с северо- запада Месопотамии афразийских Племён;
3. Миграция с северо- востока племён сино- кавказской круга
    Возможно был ещё четвёртый компонент- евфратионы, но об этом позже, а сейчас начнём с сино- кавказцев. Опираясь на реперные данные, которые мы прошли обзорно «маркеры» из работ А.А. Романчука и определившись с локализацией их исходной точки- Южный Китай (Индокитай), а также, их миграционные маршруты, можно сделать вывод, что основной путь лежал через Центральную Азию- Среднюю Азию с выходом к Каспийскому морю и здесь, у восточного берега, разделились на два потока, одна огибая её с севера вышли на просторы Великой Русской равнины и Северный Кавказ. Другая волна- в Закавказье и восточные районы Месопотамии, через Иранское нагорье.
     Что касается «южного» маршрута, то по всей видимости они (сино- кавказцы) были одной из причин (кроме подъёма воды и засухи)тем миграционным потоком, повлиявшим на исход населения из района Камбейского залива. В шумерской мифологии говориться  об острове Дильмун. По представлениям современной науки- это остров Бахрейн. Предполагаю, что это был некий «перевалочный пункт» на участке маршрута будущих шумеров.
    Повторимся, «южный» Маршрут сино- кавказцев обрывается в районе Индостана, т.е. «преследование» до Аравии исключается. Теперь отметим одну важную особенность шумерского языка, лингвисты не могут отнести его ни к одной из ныне существующих языковых систем и, скорей всего, причина в том, что наука не располагает данными о языке строителей Камбейской цивилизации.
     Язык шумеров как субстрат (язык камбейцев) «вбирал» в свой словарный запас, как суперстрат, от сино- кавказской и афразийской компонентов, поэтому и эти бесконечные споры о «принадлежности».
     Но теперь о том главном, что шумеров сделало в одночасье очень развитой цивилизацией, без подозрения на долгий эволюционный путь.
Расстояние от южной части Месопотамии до Камбейского залива больше 3,5 тыс. км- по прямой, а если учесть извилистость пути, то это более 5000 км. Разумеется, это расстояние не преодолевалось за год- два, на это  могли уйти столетия, сменилось очень много поколений.
Вопрос- можно ли было сохранить знания оставленной, когда- то, метрополии ,если их ,на пути маршрута, не применяли? Возможно археологам пока не везёт, но до сего дня, «чудеса» архитектуры ещё просто не найдены и это вопрос будущего, мы же исходим из сегодняшних реалий. И ещё, недавно генетикам удалось извлечь ДНК индивидума долины р. Инд
«Первое открытие из древних последовательностей генов состояло в том, что некоторые из обитателей долины Инда связаны генетической нитью с современными жителями Южной Азии . "Около двух третей-трех четвертей предков всех современных Южноазиатцев происходит из группы населения, связанной с этим человеком из долины Инда", - сказал Нарасимхан.
«Он расходится во времени до появления сельского хозяйства почти в любой точке мира", - сказал Нарасимхан. Другими словами, индивид из долины Инда не был потомком бродячих фермеров Плодородного Полумесяца. Она пришла из цивилизации, которая либо развила сельское хозяйство самостоятельно, либо просто импортировала идею от соседей — без импорта фактических соседей.
    Исследователи также попытались связать индивидуума долины Инда с его или ее    современниками. В сопроводительной статье, опубликованной сегодня в журнале Science, исследователи сообщили о древних и современных данных ДНК от 523 человек, которые жили в Южной и Центральной Азии в течение последних 8000 лет. Любопытно, что 11 из этих людей-все из-за пределов долины Инда- имели генетические данные, которые близко соответствовали индивидууму долины Инда. Эти 11 человек также имели необычные захоронения для своих мест, сказал Нарасимхан. Вместе взятые, генетические и археологические данные намекают на то, что эти 11 человек были мигрантами из цивилизации долины Инда в другие места, сказал он.» (Стефанни Паппас «Mysterious Indus Valley People Gave Rise to Modern-Day South Asians» www.livescience.com 5.09.2019 г.) Конечно, в будущем можно будет сравнить ДНК «индивида» долины р. Инд (вполне возможно, со временем, их станет больше) с аналогичными данными по шумерам и результат даст повод для размышлений на предмет миграций из Индии на Ближний Восток .
    Ещё интересней положение с сино- кавказскими мигрантами. А что они вынесли из Китая, кроме агрономических знаний?
    В своей статье «Символика культа Великой Богини в одежде и обрядах гуцулов Карпат»                Е.А. Миронова к.ф.н. (РГЭУ г.Ростов-на-Дону) даёт основу, подтверждающую миграцию из Сибири (стоянка Малота) до Карпат и, это предметы портативного искусства- статуэтки изображающие Палеолитическую Венеру (24 000 л.н.). Но, заметим, в отличие от другой её «сестры» Виллендорфской Венеры (29 500 л.н.), у нёё есть отличительная особенность- нижние конечности согнуты. Здесь мы можем наблюдать совпадение маршрутов представителей гаплгр. R (субк. R1b и R1a) и «Мальтийской Венеры», собственно об этом же говорит и А.А. Романчук, приводящий те же показатели из ДНК- ген., т.е. син- кав. лингвистическая атрибуция, носителей генных, сельскохозяйственных и культурных маркеров, в данном случае имеет шанс на утверждение такового.  Также нет данных о архитектурных «чудесах», о письменности и т.д., чтобы говорило о высоких цивилизационных достижениях  сино- кавказцев, да и расстояние от Месопотамии до Китая по прямой больше 6000 км, а потраченное время на это «путешествие» исчисляется тысячелетиями, но что ещё важнее на пути этого маршрута если брать хронологию тех времён, нет «великих» строений.
    Но тогда возникает резонный вопрос- кто? И вот самое время нам вспомнить о строителях Гёбекли- Тепе- евфратионах (возможный четвёртый компонент?).
     Рассматривая шумерский словарь, на предмет нахождения в нём слов из гипотетических языкокамбейцев и евфратионов, мы, разумеется, рискуем попасть под «всевидящее око» критики… возможно о существовании таких языков, до селе, никто даже и не думал, но, как говориться, «всё только начинается».
    Исходя из гл. 1 части I мы можем провести эксперимент, носящий компаративистский характер, а именно, взять за основу H2O (корневое слово tb ) из предлагаемого мной гипотетического языка и сравнить с шумерскими аналогичными словами. Итак, список шумерских слов по смыслу близкие к H2O: 1) «a»- вода; 2) «де2»- лить; 3) «ид2»- водный поток.
    Дополнительно- слова «къай» и «Кайлас»- в шумерском: 1) «кур»-гора; 2) «хур- саг»- горная гряда («царапать» + «голова») («Шумерский Лексикон». Эмегирский словарный фонд интерн.версия)   
    Т.е., никакого сходства- это разные языковые системы.
    Попробуем то же самое в сино- кавказских. Как мы предполагаем, изоляция высокогорных сообществ высокогорья Кавказа предполагает сохранность архаичных разноаспектных форм, в том числе и в языках, поэтому этой географической точке отдаётся предпочтение в нашем эксперименте .Итак, слово вода (tb) в северокавказских языках: чечен. (ингуш)- хи; лезгин.- яд; аварском- лъим; кабар. (адыгском)- псы; абхазском- азы. Конечно можно продолжить, но результат может говорить в пользу того, что сино- кавказская макросемья никакого отношения не имеет к субстратным позициям в более, в гипотетических языках камбейцев и евфратионов.
    Тот же подход предложим и для афразийских языков. Как мы видим из «Приложения…» аналогичные по смыслу и ассоциативно близкие к H2O (tb) слова- 143, 144, 150, 151, 152, 153, 154, 160, 161, 164, 165 не могут восходить к рассматриваемому корню- tb и образовавшимся в следствии этого определённых слов   
Таблица  8

Русский Аккадский Араб. (транс.) Мальтийский Иврит (транс.) Амхар. (транс.)
143 плыть ';a:ma g;am ;at
144 течь ta'daffaqa ;era za'ram azzel
150 вода mu ma; ilma ma'jim aman
151 дождь zunnu 'mat;ar xita ma'tar ageffur
152 река na:ru nahr xmara na'har
153 озеро bu';ajra g;adira a'gam
tamda
154 море tamtu ba;r, jamm ba;ar jam illel
160 облако erpetu 'sa;aba s;aba a'nan asigna

161 туман d;a'bab ;par
a'rafel agu

164 снег ;algu ;ald;; sil;,borra ';eleg adfel
165 лёд ;ald;; sil; ke'ra;
(данные из «Приложение? Списки Сводеша для афразийских языков», интерн. версия, 09. 08. 2019 г.)
4и. Выводы по главе
    Вывод по главе имеет следующее очертание; евфратионы не сохранили свою «самостоятельность» произошла этническая интеграция их определённой части, возможно, сначала в аналогичные племенные структуры натуфийцев (мы не исключаем, что и в другие племенные объединения), а в последствии ввиде части, объединённого натуфийско- евфратийского массива,  вошедшие во вновь создаваемую шумерскую цивилизацию .
     Как евфратионы проявили себя в социальных и иных структурах Шумерии (и не только) мы ещё поговорим, а сейчас ещё один интересный момент- куда делись те, кто не вошёл в чужеродные племенные объединения. Как мы показали в Части 1 главе 1, они ещё долго существовали автономно, но уже на другой исторической Родине- Кавказе и, очень возможно, что- это и есть те, кого мы называем царциата (бцент;, ацата и др.)   


Рецензии