Сказка о Царь-Девице. 2. Елизаветы и Акулины

  Но пятая сказка у нас, получается, - «Барышня-крестьянка». Где же здесь – муза, где – Царь-Девица?..

 Отвечаем. Муза – это, конечно, Лиза Муромская. Она одевается крестьянкой, чтобы стать полностью и до конца народной музой. Пушкин – поэт всего русского народа, - а не только (и не столько) аристократических салонов. Для этого его муза должна быть и барышней, и крестьянкой.

 В молодом помещике Алексее Берестове отображён сам поэт. Сам поэт, готовый жениться, - в принципе, готовый жениться, - что для поэта уже есть жертва. В Алексее эта жертвенность проявлена в том, что он готов жениться
на крестьянке, отказаться от наследства и начать жить трудами рук своих. Это сказать легко, прочесть – легко, а – сделать?.. Богатый юноша в Библии не смог этого сделать: «продать имение своё» и идти за Христом…  Недаром герой носит имя святого Алексея – человека Божьего…

  Ну, а при чём здесь Царь-Девица?.. И если Лиза Муромская и «прекрасная девица», то почему всё-таки – «Царь-»?..

  А это – вопрос к литературоведам, которые за 188 лет не догадались и даже не оглянулись на одну параллель с исторической «Девицей», а параллель эта заключена в именах – Елизавета и Акулина. Эти имена – как и всегда у Пушкина – взяты совсем не случайно.

  Были в России в XVII-XVIII веках, - и дальше (о них и Марина Цветаева пишет в автобиографической прозе), - духовные христиане, - Христововеры, или – Хлысты. И они придумали сказку о царице Елизавете Петровне, - что она не захотела быть царицей, и стала христововеркой Акулиной Ивановной, хлыстовской богородицей. Вот вам и Елизавета – Акулина, которая была к тому же и Царь-Девицей, и – даже – Богородицей.

  Как Царь-девица дочь Петра Первого была выведена в одноимённой сказке Гаврилы Романовича Державина, - в  той, где упомянут «хохлик солнцев» (перо жар-птицы).

  Так что за образом ветреной уездной красавицы проглядывает – сама царица России…

  Впрочем, об этом можно было бы догадаться и по эпиграфу – из «Душеньки» И.Ф. Богдановича, - если бы прочесть его дальше первой строчки:

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша,
Во всех ты чудо света.

  Пастушку-Лизу мы видели. Царица – предполагалась, и, может быть, чуть – карикатурно – была дана в образе Лизы, встречающей Берестовых – в платье с  рукавами, торчащими, как фижмы  у мадам де Помпадур. Это ведь – отсылка ко временам Елизаветы Петровны.



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/09/11/1256

 


Иллюстрация: икона богородицы Акулины Ивановны - царицы Елизаветы Первой. (Лицо и оборот). Взята из Интернета.
 
 
 
 


Рецензии