Якобинец. Глава 58. Санкт-Петербург май 1826 г

      Якобинец в Санкт-Петербурге. Май 1826 года.

      Удивительно красивый город, названный Северной Пальмирой по праву.. Но едва ли охранное отделение позволит Норберу изучить все его достопримечательности, в этом он сам не строил иллюзий...

     Достаточно факта, что он никем не заподозренный пересек границу и уже более недели проживает в Петербурге…это уже  много.

     С Максимильеном  и Анной он уже имел кратковременную встречу, жаль, пока не удалось увидеть внучку.. девочке уже два года, он держал в руке медальон с изображением очаровательной черноволосой малышки.. удивительно, Мари похожа на него больше, чем оба сына.Улыбнувшись своим  мыслям, спрятал медальон в карман.

     Норбер некоторое время задумчиво рассматривал другой, старый медальон, который снял с цепочки на груди, на нем была изображена молодая девушка 19-20 лет с грустными глазами, золотоволосая и синеглазая, одетая по моде конца "старого режима" - Луиза де Масийяк май 1789 года, гласила мелкая подпись снизу.

     В глазах мелькнула и потухла тихая боль. Через минуту он снова спрятал медальон на груди.

     Когда он увидел Максимильена и Анну, ему вдруг показалось, что он видит себя в молодости и Лулу со стороны... Какая-то часть его души теперь навсегда останется здесь, в далекой от Франции, от старого Санлиса России...

     И всё же, умереть хотелось бы дома...пусть даже не в Санлисе и не в Париже, но во Франции. Но, как крайний случай, он согласился бы остаться здесь, в Санкт-Петербурге, рядом с сыном и внучкой...

    Впрочем, зачем зря мучить себя надеждой на то, чему не быть. Королевская Франция высылала их без права возвращения на Родину и для властей российской империи старый француз якобинец еще та "персона нон грата"...
      
    О чём еще думал Куаньяр, с любопытством разглядывая Невский проспект… Сын прошёл хорошую выучку и остался на свободе после событий 25 декабря, подозрения против него возникали, но прямых улик не нашлось никаких.. 

    Положение Андрея Каржавина не в пример хуже, он был арестован, осужден и сослан в Иркутск… Парню нужно было помочь, по крайней мере максимально смягчить его участь. Кто же реально был в состоянии оказать такую помощь?

     Подкупленные имперские чиновники? Есть лучший и проверенный вариант. Его давний товарищ с 1793 года, потомок Микеланджело справится и не с такой задачей… шифрованное письмо к Буонарроти благополучно покинуло пределы России..

    Не стоит исключать влияние подкупа нужных людей, но куда важнее своевременная помощь местных братьев... по существу, за судьбу Андрэ можно было особенно не переживать..И всё-таки скверно на душе отчего-то...

    Жаль мальчика, неисправимый юный романтик, высказывал ведь свое мнение ему еще загодя по поводу этого военного переворота знати, который он гордо и наивно заранее окрестил "революцией".
   Знаем мы этих князей "революционеров", сразу приходят на ум Филипп Эгалитэ и его сынок герцог Шартрский... Ради чего погибать, ребята? Чтобы вместо диктатуры династии Романовых получить диктатуру дворянского сословия в целом?
   Нужно терпеливо воспитывать молодежь, оберегать и выращивать местные "кадры", а не бросать своих братьев "под нож" ради чьи-то поистине диктаторских фанаберий...
  Будут еще и в России и штурм Зимнего Дворца... падет династия Романовых и монархия...родится молодая Российская Республика, но явно не сейчас...не сейчас...

   Острый аналитический ум Норбера, недурная интуиция и главное, прежний большой революционный опыт старого якобинца без всякой гадалки "предсказали", чем закончится эта авантюра. Не по пути всем нам, мальчик, с аристократами-фрондёрами...
   Но русского Конвента на горизонте что-то пока не видно, гражданин Каржавин и это не в обиду вам, всему свое время...а пока... живите тихо, учитесь сами и учите народ, не забывайте наш опыт...

    Он не слишком удивился, услышав позади шаги, чья-то рука тяжело опустилась на плечо. Тысячи раз знакомая ситуация, он был к ней готов.

- Какие люди! Можете даже не представляться, я сам расскажу о вас всё, Норбер Мари Куаньяр.. яркая биография.. якобинец, член Совета Парижской Коммуны.. участник штурма королевского дворца  .. депутат и комиссар Конвента в 1793 году, агент Комитета Общественной Безопасности при правительстве Робеспьера...целого романа не хватит, чтобы живописать ваши революционные подвиги, гражданин!

    Норбер спокойно обернулся и с интересом оглядел окружавших его жандармов и перевел взгляд на их начальника, в знак приветствия вежливо склонил голову:
- Всё верно, но сведения слегка устарели...просто нотариус с 1800 года... Как видите, я ничего не скрываю...понимаю, что это бессмысленно.

    Через короткое время, уже в "гостеприимных" стенах охранного отделения:

- Итак, просто нотариус.. уточните.. в прошлом якобинец 93-года...не сомневаюсь также, масон, сейчас без сомнения карбонарий.. хотя это и не доказано.
  Старый революционер... находящийся под надзором полиции Священного Союза, дьявол знает как, исчезнувший из их поля зрения... пересекший несколько границ и объявившийся так далеко от Брюсселя... в Санкт-Петербурге..
  И что же вам, сударь, вдруг понадобилось в России? Мое имя Павел Петрович Аверьянов, сударь, прошу садиться.

- Вы должны знать, что моя предполагаемая принадлежность к этой организации  так и не была доказана, итак, просто нотариус Куаньяр, родом из Санлиса.
  В Петербурге... вы должны об этом знать, у меня старший сын Максимильен с русской женой и  внучка Мари.. я её ни разу даже не видел.. Как еще я мог приехать сюда, как не сбежав от надзора сюртэ?
  Это единственная,  и надеюсь, по-человечески вполне понятная цель моего появления… или вы предпочитаете верить в теорию масонского заговора? Когда меня вышлют? У меня есть шанс увидеть еще раз сына и внучку?

- Французский якобинец... из тех самых.. 1793 года... пересекает границу Российской империи  в такое время... - чиновник выразительно поднял палец -  после заговора и бунта на Дворцовой площади... и вы еще уверяете, что  это случайное совпадение  и дело только в невинном желании повидать сына и внучку? Вот как, месье Куаньяр...или вас правильнее называть «гражданин»?... 

  Значит не масон, не карбонарий, оклеветали враги? В таком случае, с чьей помощью и как вы ускользнули из под надзора, пересекли Австрию и целый ряд других государств, наконец, пересекли границы Российской империи, оставшись незамеченным…то есть  заметили, но слишком поздно.
  Наше охранное отделение не хуже французского сюртэ и всё же вы здесь…Впрочем, у нас  договор с Французским королевством и ваша высылка вопрос ближайшего времени…

  Царский чиновник видимо считал, что арестованный революционер должен в таких обстоятельствах картинно изображать презрение и кидаться пышными фразами о ненависти к тиранам и угнетателям народа, театрально стуча себя в грудь, возможно так вела себя экзальтированная молодёжь...

  Хотя куда чаще эти новые молодые "революционеры" были дерзки и смелы лишь на бумаге и в узком кругу "своих", содержание в тюрьме и самое незначительное насилие в виде цепей сразу ломало их, они робко начинали умолять о пощаде, каяться в том, что еще вчера гордо считали своими "принципами и твердыми убеждениями" и даже нередко оговаривали друг друга...
  Тяжелое и жалкое зрелище представляли из себя эти молодые "герои". Чиновнику невольно вспомнился декабрь 1825 года. Конечно, были и те, кто держал себя достойно, но были и такие...

   Но отметил для себя совершенно иное. Чиновник 3 отделения впервые видел перед собой одного из тех, которых называли "железными людьми 1793 года".

  Француз держится с достоинством, глаза умные и внимательные, в них нет ни дерзкого театрального вызова, ни страха. В этом спокойствии видна не столько флегма характера, сколь огромная внутренняя сила.

- Впервые вижу перед собой "живого якобинца" - не удержался Павел Петрович, - скажите мне, только честно, вы действительно совершенно не боитесь смерти или просто не до конца сознаете опасность своего положения?

   В темных глазах старого республиканца заплясали иронические искорки:
- Что означает, что вы впервые видите одного из нас живым7 Значит ли это, что ранее вы видели нас только мертвыми? Шутка... понимаю.
  Я сознаю всю серьезность своего положения, месье. Не понимаю лишь, что именно мне можно предьявить. Что касается страха смерти... - Норбер задумался, - конечно он не может отсутствовать, я не сумасшедший, но мы долгие годы жили как-бы «в тени гильотины» не защищенные от нее даже при  Конвенте, и это естественное чувство несколько притупилось.
  Как верно сказал Робеспьер в далеком уже 93-м «в наши планы и не входило преимущество долгой жизни...

- Но лично вам, кажется, повезло.. Вы пережили и казнь Робеспьера и все последующие волны репрессий против ваших товарищей...

- Это с какой точки зрения взглянуть... - Норбер став серьезным, слегка вздохнул, - иногда кажется, лучше бы мне честно умереть вместе с Робеспьером, чем увидеть власть предателей и торгашей при Директории.. диктатуру корсиканца и как итог бурбонские лилии над Тюильри…, - помолчав, добавил спокойно, - что меня ожидает? Новая высылка или... всё-таки казнь?

- Ну-ну, французским якобинцам грех жаловаться на жестокость защитников трона России.. Вы серьезно думали, что вас станут избивать, пытать.. ждали казни?..
  Вас просто отправят к прежнему месту ссылки, а ваши соотечественники в соответствии с законами Французского королевства решат вашу дальнейшую судьбу. 
  Никакого варварства можете не опасаться. Впрочем, вы человек далеко не сентиментальный....и гильотину изобрели отнюдь не у нас в Костроме..

   Замечание вызвало довольную усмешку Куаньяра:
- Да, но согласитесь, как своевременно.. может и вашему народу.. когда-нибудь.. пригодится...поставят перед Зимним дворцом. По секрету, Гильотен не догадался оформить  патент…

  Спокойный и невозмутимо вежливый, Куаньяр улыбался, счищая воображаемые пылинки со своего черного фрака.

  Скулы резко обозначились на бледном лице Павла Петровича, в глазах блеснула с трудом скрытая холодная злоба:

- Это скверные шутки, господин карбонарий... будьте осторожнее! Поймите и запомните! Среди подданных русского государя императора   не вырасти Робеспьеру и Сен-Жюсту!
  Российские обыватели любого сословия, дворяне, разночинцы или крестьяне, верны нашим духовным скрепам, православной вере, государю и принципам монархии и... никакие кучки отщепенцев и предателей не сумеют устроить у нас Революцию по Французскому образцу! Видит Бог, я не хочу вашей крови...

    Чиновник обернулся к жандармам, он говорил резко, повышая голос:

- Как стало возможно, чтобы этот крайне опасный человек пересек границы Российской империи и беспрепятственно поселился в Петербурге?! Да у вас под самым носом окажись хоть целый отряд санкюлотов в красных колпаках с пиками, вы и то не найдете в этой ситуации ничего подозрительного!!
 Мы никогда не допустим в России того, что произошло во Франции! Никогда толпам черни не штурмовать дворец, никогда не допустим цареубийства... несмотря на все усилия старых якобинцев и масонов!

    И обернувшись на Куаньяра, наткнулся на иронично-вежливую улыбку француза.


Рецензии
"Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма."
(с) Устав Союза Писателей СССР

На мой взгляд, Ваш роман полностью соответствует этим принципам.
Вы проводите своего героя через значительный временной интервал, связывая его судьбу с историческими событиями, непосредственным участником и творцом которых он становится, при этом занимаете предельно ясную классовую позицию.
И, как я уже отмечал в комментариях к другому Вашему роману, вызывает восхищение Ваша эрудиция, владение историческим материалом, при этом умение подать его как воистину захватывающий приключенческий сюжет.
Даже жаль, что многое осталось за рамками повествования, хотя, возможно, это и оправдано для единства действия. Мне, например, не хватило портретов, все, кроме главного героя и Робеспьера, очерчены несколько схематично. И уж, конечно, классовые враги написаны беспросветно чёрной краской, не допускают и мысли о каком-то к ним сочувствии — опять-таки в соответствии с избранным Вами методом.
Непременно продолжу чтение Ваших публикаций.

Иван Жемакин   23.05.2024 20:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван и за добрые комментарии и за разумную вполне уместную критику)
О временах Французской Революции есть роман "Тайна Белого Братства", есть роман "Блуждающая искра", но он относится к России эпохи декабристов, но там главный герой немолодой уже француз, в прошлом участник Революции)
С уважением, Ольга.

Ольга Виноградова 3   23.05.2024 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.