Сделай меня

Сделай меня


   - С больным и бедным не о чем разговаривать. Никогда не пытайся войти в их положение. Бедность, как и болезни- заразна. Можно и в действительности оказаться не в своём положении. Все блага творятся только из одного- из людей. В мире нет другой пищи, кроме человечины. Не хочешь быть чьей- то пищей- будь охотником. Если разумный, поддавшись сантиментам или ещё какой- то ерунде, окажется в подчинённом положении, он сбросит эту личину сразу, как только первый убогий станет плевать в него. Это же противоестественно. Правда?..

   Я ещё не успел понять, о чём речь, и что это всё обращено ко мне. «Кончиками ушей» я оглядел пространство. Моя машина с водителем, не президентская, но для этих мест, пожалуй, внушительная. Скромное жилище старика, запахи, звуки. Я будто не услышал ничего из сказанного, но мне уже стало не по себе. Что- то вроде краски ударило в лицо. Я изобразил невозмутимость и внимание. А старик продолжал:
- Поэтому живи на своей волне, никогда не смотри вниз. Постарайся находить удовольствие в попрании других и не допускай мыслей об иных путях. Так ты будешь счастлив и проживёшь долго.

   Я понял, что аудиенция окончена. Мне оставалось только подняться и выйти. Но я не смог. Как когда- то в прекрасном городе я услышал однажды гул колокола храма святого Вита, заглядевшись на великолепие, возводимое в течение нескольких веков, ощутив влагу, вырвавшуюся из глаз- не от эмоций, а как от ветра- от Великолепия,- так и теперь я был потрясён. Я ехал сюда несколько часов. Я много дней и месяцев надеялся на эту встречу. Я мечтал о ней, как мечтают об избавлении или перерождении. Я бросил все дела, в конце концов, невежливо обошёлся с некоторыми важными для меня людьми… Чтобы услышать вот это? То, что я и так всегда знал и чему следовал? Я не мог уйти. Меня раздели будто, выставили напоказ. Сказали: «Полюбуйся. Чего ты ещё хочешь?» Но я хотел чего- то ещё. Чего- то сверх того. Мне стало мало всего. Мне стало невыносимо душно. Даже если бы этот старец предложил мне в грубой форме убраться отсюда… Даже если бы кто- то из его помощников стал бы меня выволакивать- я стал бы кричать и кусаться. Куда мне идти, если все мои «заповеди», составившие богатство моей жизни- вот, валяются здесь прилюдно, будто ничего не стоящий хлам. А что я? Я сам лучше ли? Я ощутил себя банкротом. «… Как только ты скажешь «довольно», всё твоё золото превратится в черепки.» (Мы так любили когда- то эти прекрасно- художественные советские мультики. «Золотая антилопа».)
Кажется, я готов был захныкать, как ребёнок. Я сидел на полу, скрестив ноги, и гладил подушечками пальцев доску деревянного пола. Мой «сон» закончился. Я оказался в другом сне, где другая валюта и другие правила. И где я ещё пока был никем. Я так давно уже не был никем.
- Сделай меня кем- нибудь! Или хотя бы чем- нибудь! - захотелось мне крикнуть и упасть в ноги…
Но я поднялся и вышел. Я увидел дверь, прихожую, которую не видел, кажется, много лет и не узнал, я даже потерялся, ища выход. Водитель как- то поспешно выскочил из машины, распахнул дверцу и нерешительно произнёс: «Всё в порядке?» Я не ответил. Я опустился на заднее сиденье, почему- то продолжая тереть ладонью кожу обивки, как там половую доску. Как ребёнок. Школьник. Двоечник. И мне было… так… хорошо…
- Куда едем? - спросил водитель.

   / В древней этике- Нити- шастре- часто встречаются рядом совершенно противоположные высказывания. Они предназначены для представителей разных сословий. Мы не способны понять более того, к чему предназначены. /

     12.09.19


Рецензии