Памяти Вэллы

        12 сентября—день Памяти Юрия Вэллы. По национальности лесной ненец — неща. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Сменил много профессий: был охотником, рыбаком, приемщиком рыбы, печником, звероводом, заведующим Красным чумом, воспитателем в интернате, председателем сельского Совета. Основал в Варьегане этнографический музей под открытым небом.
Ю. Вэлла — автор книг «Вести из стойбища» (1991) и «Белые крики» (1996). В 1997 году в Москве отдельным изданием вышла первая в истории художественная книга на ненецком лесном языке — сборник стихов Ю. Вэлла.

Памяти Вэллы.

    Значение  Вэллы: это память о человеке, который своей жизнью противопоставлял  природу – закону. Рожденный в лесах, он выбрал путь жизни по зову голоса своего народа, в нём плоть от плоти, до последнего дня жила свобода, та  сила, которую дает Мать-Земля. Подобно Гомеру он создал эпос своих земляков в своих стихах и сказках, со своим языком, образами, мифами и героями. Он и сам был герой, подобно Одиссею отправившийся кочевать в поисках смысла  жизни по родным урочищам, пастбищам, рекам. Среди сонмища соблазнов  ответ он нашел в безупречном следовании одному императиву – Природа всегда права. Кем бы он не был: в советское время – охотником-промысловиком, позже - оленеводом, он никогда не ел с чужой руки, всегда добывал свой хлеб в поте лица своего. Пушнину, оленину, ягоду он воспринимал ни как еду или товар, а как инструмент для воплощения своего духа в патриархальном хозяйствовании, литературных опытах, общественном подвижничестве. В наш рациональный век он сумел отстоять право на верховенство иррационального, когда сны, страхи, надежды превращаются в постулаты, замыслы не извращаются гадкими отталкивающими догмами, а воплощаются в близкие сердцу и милые разуму видения лучшего и справедливого мира – каким он был при становлении миропорядка, когда человек жил в согласии с вереском, ручьями, солнцем, ветрами. Такие нравственные устои представлялись Вэлле надежнее и правильнее, чем кланяться начальству и следовать указаниям чиновников и барыг. Он просто не видел смысла слепо следовать за теми, кого принято называть  солидными людьми, а справедливо полагал, что  надо смотреть на ход времен года и вслед за сбором ягод отправляться на охоту, а придет весна - надо брать на нересте рыбу,  и это важнее любого государственного уложения. Олени больше принесли в его жизнь добра и еды, чем цивилизованные чинуши в галстуках и костюмах; он почитал их за мертвых, а себя - живым, и подобно живым в мертвой воде, состоящей из стяжательства и равнодушия, всегда искал глотка свободы и счастья, и его он нашел в чаяниях своего  народа – жить в лесу по традициям и обычаям предков. Не без основания почитая себя человеком Первой расы, родовыми корнями из тех времен когда люди подобно Орфею разговаривали друг с другом языком птиц и зверей, он в наш машинный век  цифр и  лживых посланий сохранил веру в незыблемость первых аксиом о том, что всегда надо разум ставить выше страстей, мужеством преодолевать судьбу, а над писанными правилами находятся самые верные неписанные законы духа и развития, которые выстрадали его пращуры,им и надо следовать, оттачивая в себе большое искусство – слышать и услышать мир вокруг и себя в нём.
      По своей вере  - Вэлла не умер. В тот момент, когда сердце его перестало биться,  начался обратный отсчёт его дней, в загробном покое, этот отсчёт будет длиться ровно столько времени, сколько Вэлла прожил среди нас. Прошло семь лет со  дня его ухода, значит, если отнять от его возраста семь годков, настолько он помолодел там, по ту сторону нашего лучшего из миров, он там только молодеет, а мы здесь стареем, через пятьдесят с лишним лет, день в день обратного отсчёта он родится здесь мальчиком. Круг жизни его опять начнёт движение под солнцем и ему в этом мире нужны будут олени, вороны, сосны, женщины, всё что он любил и хранил, чтобы мироздание не  разрушилось, жизнь не прерывалась, письмена, дела прославляющие Творца наполняли бытие памятью и настоящим, вечным в своём величии.


Рецензии