Лотерейный билет. К звёздам

Я отдаю себе отчёт, что следующим текстом вполне могу вызвать как ненависть идейных представителей марксистко-ленинского учения, так и глубокое разочарование тех, кто из самых искренних побуждений следует этому фундаментальному направлению, питая себя надеждой на пусть долгую и трудную, но обязательную победу царства справедливого труда над лачугой личного обогащения. Хотя, что наиболее вероятно, последствий вообще не будет, кроме, пожалуй, покровительственного сарказма, что, мол, посмотрите на него, выискался тут. Нет, я не против справедливости и равенства в самом хорошем смысле. В том самом смысле, когда отсутствует преступное неравенство среди людей, одни из которых обязаны бесконечно пахать, а другие стремятся как можно больше на этом заработать. Однако справедливой и окончательной победы не произойдёт, и я смогу обосновать это без необходимости быть прерванным. Меня некому прерывать. Поскольку кто я вообще такой.

К слову, я не читал трудов упомянутых революционных деятелей, лишь в общих чертах представляя себе, о чём там речь. Но основной тезис, заслуживший, по моей уверенности как массу поклонников, так и умеренную критическую волну, описывает неотвратимость нравственно превосходящих идей коммунизма над бесчестной несправедливостью торгово-денежных цепей капитала, в которых человек человеку волк. И вот именно данный тезис не имеет долгой жизни, поскольку превосходство идей свободного труда над оковами наживы - это лишь красиво поданная история революции, где не в полной мере учитывается самый мощный фактор относительной несложности её целенаправленного проведения, а затем опускается практическая невозможность удержать завоёванные рубежи. Этот фактор - Его Величество Человек. Их, в общем и целом, два. Из которых первый - массовый, все вместе, толпа. Второй - фюрер, пастух, водитель. Вождь.

Человек массовый не умеет жить без приказа, идеи, веры, забрала в виде нерушимых правил или законодательного намордника, чего угодно, что позволяло бы ему размеренно вести свою жизнь, учиться, работать, рожать детей и спокойно встретить старость. А ещё железные ограничения должны свести до минимума его сомнения в правильности выбранной жизни, поскольку только в этом случае наступает ощущение достаточности, исполненности и счастья. Если ограничения снять, а законы ослабить, человек обязательно увидит за границами своего существования нечто, что ему понравится или не понравится и он захочет это иметь или изменить. В разные времена указанными внешними раздражителями масс пользовались все оставшиеся в истории предводители любых смут, восстаний и войн.

Человек массовый легковерен и глуп. Часто к этому прибавляется зависть и жадность, хотя данные качества присущи обеим группам, под второй подразумевается руководитель, и это обстоятельство играет ключевую роль в грустной сказочности коммунистических идей. Массы сравнительно несложно убедить в чём угодно, от бесконечной добродетели до фашизма, играя на правильно поданных или естественно создавшихся внешних раздражителях, после чего пропаганда всегда заведёт речь об улучшении качества жизни, большем количестве возможностей, прав или денег.

Я упомянул человеческий фактор в относительной реальности проведения коммунистической революции, и его же как невозможность удержать завоёванные рубежи. И дело вот в чём:
Для хорошего оратора или вождя не составляет труда поднять человеческие массы на борьбу с придуманным или действительным врагом, для этого, как сказано выше, необходимо использовать уже существующие в обществе волнения и недовольства, либо пообещать ещё более продвинутую, сытую и лучшую жизнь. Первое осуществляется под лозунгом защиты от угнетения, второе обычно предлагается как идейный толчок для завоевательных войн. Я разбираю первую тему, а поэтому остановимся именно на ней.

Для коммунистической революции необходимо подогреваемое народное недовольство и сильный руководитель со слаженной командой, имеющей возможность поднять вооружённое восстание, поскольку другого пути для революции не существует. Революция не делается в соцсетях и с транспарантами над кричащими головами, она совершается в подполье, скрытно, незаметно для системы укрепляясь в планах и набираясь сил. Для восстания необходима сильная идея, собственная армия или хотя бы вооружённая группа людей, костяк, ядро, тягач для всей остальной народной махины, не говоря уже о желательных договорённостях в стане врага, с его командными единицами, подрывающими систему изнутри, что значительно облегчает любой переворот.
Всё это относится к реалистичности проведения революции с учётом выполнения необходимых требований: недовольство масс, непреклонный вождь, конспирация, скрытность, денежные средства и оружие, не забывая необходимые для информационного подрыва системы пропаганду и шпионаж. В случае, если коммунистическая революция свершилась, наступает второй фактор, невообразимо более тяжёлый в своей реализации справедливой жизни, нежели вооружённая победа над классовым злом. Речь о сверхзадаче, как всё завоёванное удержать. И оказывается, что это гораздо сложней, нежели поднять капиталистическую несправедливость на революционные штыки.

Идеи коммунизма, в общем и целом, предполагают определённое равенство между всеми членами указанного общества. Недопустима кромешная пропасть между богатыми и бедными, так называемых богатых просто нет, как не существует и разорившихся граждан - основная масса людей находится в состоянии рабочих взаимоотношений с государством, а не с частными владельцами каких-либо индустриальных или сельскохозяйственных гигантов. Да, есть вышестоящие и даже высокопоставленные чиновники, руководители предприятий и прочее, но подобное служебное разделение связано с повышенной ответственностью, вознаграждаемой согласно существующим рабочим нормативам. Люди работают и получают по труду. Абсолютное большинство живёт в примерно равных условиях, выбирая своё будущее по учебным вузам и областям многочисленных профессий. Конечно, как и в любом обществе, имеют место случаи проявления осуждаемых качеств. Именно осуждаемых, а не поощряемых и вожделенных, примером чего может служить давно уничтоженный Союз, где общая социальная и гражданская атмосфера долгое время оставалась совершенно непохожей на ту, что дышала из-за различных внешних границ. Встречались досадные исключения в виде желающих тунеядствовать, украсть или использующих своё служебное положение, но в указанном обществе их деятельность встречает единогласное осуждение, а за соблюдением установленных правил общежития обязан следить закон.
Всё понятно и чётко. Всё, да не совсем. И дело в том, что именно эту внешне предельно ясную систему практически невозможно сохранить, имея за её пределами другие социальные формы, самой опасной и боеспособной из которых является именно капитализм. Он использует человеческие слабости. Человек, как уже говорилось, легковерен и глуп. И слишком часто открыт для каких-то новых идей, последствия которых очень редко в состоянии понять.

Опасность капитализма в его кажущейся свободе. Он предоставляет человеку проявлять самого себя без оглядки на всех остальных, поднимая личное над общественным, заставляя человека зарабатывать именно деньги, а не средство для жизни. Для нормальной жизни много не надо - еда, кров, спокойное будущее, счастливые дети, отсутствие войн. А для имеющего много денег всего и всегда будет не хватать. И средства в достижении таких бездонных желаний никогда не встречали моральных или этических границ. Но данное определение для многих слишком поэтично, а поэтому и отношение к нему часто скептическое. А более близкое и понятное - это именно деньги.

Имеющий много денег может купить лучшее, достать более красивое или модное. Чем, в свою очередь, вызывает зависть у тех, кто указанного не имеет и достать не смог. И вот здесь я подхожу к тому самому невероятно трудному противоречию, сводящее на нет грандиозные завоевания хороших идей. Зависть и Жадность. Две дурные сестры, которые воспитываются только в атмосфере дозволенности или ослабления дисциплины.

Невозможно создание устойчивого царства всеобщей справедливости в отдельно взятой стране, не изолируя эту страну от остального мира. Не получится содержать в порядке собственный дом, открывая окна и двери всем возможным ветрам, называя это свободой выбора. Это не свобода. Это уничтожение с огромным трудом создаваемой оранжерейной атмосферы, которая в переносе на общество требует надёжной защиты от искушений.

Человека нельзя искушать. В целях чистоты потребляемого воздуха человеку строжайше воспрещается выбирать, какое окно ему раскрыть. Это легкомысленно и на самом деле опасно - подвергать человеческий разум проверкам на прочность. Сомнения, Зависть и Жадность живут в очень многих душах, не проявляя себя, если для этого нет оснований. Если же основания появились, неудивительно, что когда-то вместе мечтающие о космосе люди начнут считать доходы в соседском кармане, провожать взглядом чужие наряды или роскошный автомобиль. Изо всех сил желая себе того же. И возможность в реализации подобного желания им предоставит именно окошко-капитал. Который научит идти к выбранной цели в приобретении понравившейся вещи, а когда речь идёт об эксклюзивных вещах - шагать очень часто приходится поверх чужих голов. Нужно лишь заработать, заслужить, любым способом выгрызть, не оглядываясь ни на какие дурацкие представления о гордости, достоинстве или чести. Чем и определяется начало конца в когда-то уютной квартире. Потому что чем больше таких желающих, чем выше число вкусивших чего-то особенного, тем вероятней перекос в рамках данного общества, когда высокие мысли и космические стремления уже не будут иметь той действительно движущей силы. Отступая на десятый план перед страстью заработать больше, чем недавно равный в правах и возможностях сосед. Подвергая этого соседа такому же искушению, и так без конца до наступления всеобщей болезни.

Всё и всегда зависит от вождя, наставника, которого необходимо рассматривать как хороших родителей, не дающих детям возможности соприкасаться с тем, что, по мнению папы и мамы, детям навредит. И если для чистоты разума необходимо держать человеческие массы под надзором и замком, как это делается для сохранения чистокровности породы животных, то хозяин питомника, он же предводитель, пастух или вождь, обязан обладать стальными принципами и такими же яйцами, чтобы не допустить как соприкосновения своих подданных с внешним миром, так и собственного идейного и нравственного падения, которое сразу же отразится на том человеческом обществе, которым данный вождь руководит.

А теперь ещё раз, чтобы сжать и дополнить вышеизложенное.

Коммунистическая революция возможна. Но лишь в рамках создания из праха и пыли, когда абсолютное большинство входящих в новое образование людей являются малоимущими или даже нищетой, однако удержать такую махину практически нельзя, учитывая фантастическую сложность изолировать новое общество от всего, что может отравить и разрушить среду его обитания. Капитал в этом смысле имеет абсолютное преимущество, поскольку ему плевать на сгинувших и пропавших, разорившихся и лишившихся еды, крова и будущего, отравившихся ненужным воздухом и выпавших из окон, капитал живёт за счёт постоянно обновляемого человеческого материала, из которого вылупляются единицы тех, кто сумеет задержать в своих руках достаточное количество возможностей, власти и денег, а все остальные, как это ни странно, будут существовать по принципу общей уравниловки, вроде коммунистической, с той лишь разницей, что в космос они смотреть не захотят. На это нет ни времени, ни сил. Надо работать, чтобы купить, оплатить, погасить, достать, украсть или вырвать. Ограждая достигнутое высоким забором с презрительным взглядом из-за него.

Кстати. Человеческий разум создавал и создаёт массу чего-то замечательного независимо от социальных барьеров и окружающего строя. Учёные и писатели, изобретатели и поэты - все они способны творить в любых условиях, будь то всеобщий мир, сырая могила или пожизненная тюрьма. То же самое касается картинок швейцарских улиц или немецких дорог - любые красоты чужого быта не имеют классовых корней, это всего лишь давняя общая и личная культура, которой необходимо учиться, перенимать лучшее и радоваться результатам. Но осуществление идеи, в которой нажива одних за счёт других считается недопустимой, возможно только в условиях полнейшей герметичности от всего остального мира. Потому что животный мир так не живёт. А человек массовый - это животное. С рефлексами хищника, падальщика и жертвы. 

И последнее. Однажды, а для некоторых уже очень давно, прогремела революция, создавшая действительно уникальное государство, в котором царили по-настоящему человеческие правила общежития, позволившие появиться огромному количеству людей-мечтателей, убеждённых в победе идей коммунизма, всеобщем счастье, скором полёте на Марс и вообще всё равно куда. Наивно, согласен. Но зато как красиво. Хочется поднять голову и посмотреть, куда же всё-таки едва не долетели те самые восторженные фантазёры. Да что-то не по себе становится. Словно ты воруешь чью-то непрожитую мечту. Не сумев обзавестись ничем похожим. Другие мысли. Иные желания. А многим вообще плевать. И плюют. На то, чем жили восторженные мечтатели совсем недалёкого прошлого.

Это была своего рода лотерея, то, что по соображениям своей абсолютной фантастичности и учитывая человеческую природу не должно было случиться, однако в то время сложилось абсолютно всё из уже упомянутого - гнев уставших от пахоты людей и непоколебимая решительность ведущих их руководителей, а под конец, когда прежнее царство рухнуло, у ответственных за всё происходящее хватило сил расчистить завалы, ума, чтобы построить действительно новое, и твёрдости, чтобы в самом лучшем смысле всё отстроенное удержать. К сожалению, как любой прежде невиданный продукт, данное образование не было идеальным и прожило не слишком долго, но шанса исправить ошибки уже не будет. Слишком много невероятных факторов должны сойтись в упомянутой лотерее, чтобы снова выиграть счастливый билет для очень многих людей, нечто невозможное, единственный раз случившееся, непохожее и гораздо более человечное, нежели какой-либо другой строй, не использующий людскую стадность в качестве возможности сталкивать их лбами над чашками с едой, а напротив, помогающий смотреть в одном направлении. Которым для человека всегда была и ещё долгое время будет манящая сила теперь всё более и более недоступных звёзд.



GC


Правда Толпы
http://www.proza.ru/2016/03/20/1939

Сохрани Страну, Дитё!
http://www.proza.ru/2019/06/06/1800

Гроздья Гнева в Царстве Свобод
http://www.proza.ru/2019/06/06/68

Космическая Одиссея. Или растраченная Мечта
http://www.proza.ru/2019/09/15/1666

Верной дорогой идёшь, Человек. Руби Неверных
http://www.proza.ru/2019/04/19/1779

Иллюзия коммунизма
http://proza.ru/2016/09/04/1640


Рецензии