я вас люблю, мои ученики

Работаю первый год в школе учителем. Умудрённые опытом ученики хотят «проверить» нового учителя, и в первый же день моей работы кто-то приоткрывает дверь класса и бросает при входе мёртвую мышь. Но ведь я не знаю, что мышь мертва и…замираю от ужаса. Ведь я же обыкновенная женщина, а не «железная леди», и поэтому боюсь мышей!  Мои ученики смотрят на меня с интересом и прикидывают в уме, что я буду делать.

   Выручает меня ученик-троечник. У него доброе сердце. Я получила первый урок: не всегда хорошие оценки бывают у хороших  людей. Николай подходит  к мышке с листочком бумаги, вырванном из тетрадки, берёт мышь и спокойно уносит её из класса.

   Мы подружились  с Николаем. Оказывается, он был лидером в  классе, и его хорошее отношение ко мне помогло мне в первый  школьный год. Он умел дружить, не заискивая перед товарищами. Я никогда не завышала ему оценки, и мне пришлось даже однажды разыскивать его по подвалам вместе с его мамой, когда он ушёл из дома.

   Знаю, что он не поступил в институт, но стал хорошим рабочим  и  хорошим Человеком. Много лет после школы посылал он открытки от имени всего класса и поздравлял скупыми, но так нужными мне словами. Это стихотворение о нём:

Отличники и активисты, и хорошисты, и солисты
Все в институты поступили и про неё давно забыли…
И лишь Девятченко Иван, отличный малый, хулиган
И троечник – шурует план…
Но в Новый год и день рожденья ей посылает поздравленья
И пишет тёплыми словами, благодарит: «Мы сердцем с вами".


   ДРУГОЙ СЛУЧАЙ. 1996 год, мне много лет, давно работаю в школе. Идёт война в Чечне, и мой сын, солдат срочной службы, находится в центре военных действий (Грозный). Хожу по школе грустная, на мне  «нет лица»: ведь каждый день по  телевизору я слышу в новостях большие цифры убитых и раненых в районе вооружённого конфликта.

   Милые мои ученики сидят на уроке тихо, выражая сочувствие мне, хотя раньше на уроке баловались, бросали бумажки и на мои просьбы  отвечали любимое «почему я».
   Мне ещё больше хочется плакать, когда исчезли их любимые словечки, баловство, и на мою просьбу помыть доску они не отвечают обычным «почему я».
   Но зато я сегодня могу письменно сказать: «Спасибо Вам, мои дорогие ученики!»

   Послесловие (из интернета)

 Нельзя работать в школе без души - ребёнок требует сердечного вниманья,
 И как бы ни были детишки хороши - они нам портят нервы, нежные созданья.
 Так хочется, чтоб стали вы умней, чтоб стали дружными и добрыми вы стали.
 Из воска сделаны сердца учителей - хотя вообще-то надобно из стали...


   Фото - на уроке, 1959 год

   

   


Рецензии
Уважаемая Зинаида! Мне приятно было узнать, кто Вы по профессии. Моя интуиция так и подсказывала мне, что мы с Вами коллеги! И в этом я убедилась, прочитав Ваш рассказ "Я вас люблю, мои ученики!"

Я работала в школе первые три года после окончания вуза, получила распределение в одну из школ моего родного города. Первый год был очень трудным! Дали классное руководство в 4 классе (тогда это был переход из начальной школы в среднюю). В те годы иностранный язык начинала изучать с 5 класса.Таким образом я для своих четвероклашек была не учительницей, а кем-то средним между пионервожатой и воспитателем детсада. Ребята меня не слушались, что меня очень смущало и волновало. На моё замечание непослушному Мише о том, что я хотела бы видеть в школе его маму, чтобы поговорить о поведении сына, Миша легко ответил :" Вы молоденькая, сами к нам приходите домой, вот и увидите маму!" Вот так!

Через год в 5 классе я вела иностранный язык только в одной подгруппе, вторая половина оказывалась на уроках вне поля зрения учителя. И через год, в 6 классе я попросила коллегу , работающую во второй подгруппе , поменяться со мною хотя бы на полгода... Это для того, чтобы лучше узнать и понять вторую половину своих учеников 6 класса. Меня поддержали директор и завуч, и мы отлично поладили с ребятами. В конце учебного года классно сходили в поход в деревню Чернушки, где во время Великой Отечественной войны совершил свой подвиг Александр Матросов.

А потом , в начале нового учебного года мне пришлось расстаться и со своими семиклашками, и с другими учениками 8-ых и 9-ых классов,с которыми я тоже подружилась. Меня пригласили на работу в вуз. На кафедру иностранных языков срочно требовались два(!) преподавателя. Мне было жалко и грустно расставаться с учениками, но моя хорошая приятельница , она преподаватель этой кафедры, вместе с заведующей и директором (вуз был филиалом Московского института физкультуры) уговорили меня на этот переход. Мои 25 лет работы в вузе принесли мне много нового и интересного. Сейчас же я иногда на улицах города встречаю своих школьных учеников, и мы всегда рады остановиться и побеседовать. Вспомнить годы нашей совместной работы/учёбы. Взрослые дяди и тёти, а многие из них дедушки и бабушки, помнят свою первую классную руководительницу и учительницу английского языка! Мне это приятно!

Наталья Дюбина   07.12.2025 22:50     Заявить о нарушении
Приятно слышать, что ваши ученики помнят вас много-много лет. Так бывает не всегда. Приветствую коллегу!

Зинаида Малыгина 2   08.12.2025 06:43   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.