НАШ ДРУГ - ИШАК!..

 
На фото: командир, второй пилот и техник в ожидании друга...


Почему-то уверен – событие, с которым сталкиваешься в жизни впервые, остаётся в твоей памяти на долгие годы – пока склероз или уход из этой, земной жизни в мир иной, не отключит твои воспоминания. Вот и сейчас, до мельчайших подробностей, всплывают в памяти яркие картинки – радость первого звонка и первая моя учительница. Первая, рассчитанная самостоятельно и своими руками сделанная модель планера. Первый полёт на самолёте ЯК- 12 с обзором с воздуха родного города (премия за победу в соревнованиях на длительность полётов моделей планеров). А далее, бессонная ночь от радости, когда увидел себя в списках принятых в училище. Ну и, конечно же, огромное наслаждение, которое подарил мне на всю жизнь мой первый инструктор – Пошивайло Алим Степанович, показавший мне в первом полёте с ним, все фигуры высшего пилотажа на ЯК-18У. Но почему-то сегодня у меня ярко всплыло в памяти воспоминание о первом своём вылете на АХР (авиахимработы). Вот об этом и расскажу своему читателю.

Когда я впервые, после училища, в 1966-м году попал в Приаральский регион, в пустыню Кызылкум, то был приятно удивлён, что вся жизнь в этом регионе (медицина, спецрейсы, перевозка грузов, пассажирские перевозки), выполнялись исключительно самолётами АН-2 Кзыл-Ординского АО и Аральского отдельного авиазвена. Небольшие объёмы сельхозработ выполнялись наземной техникой, но всё кардинально изменилось, когда началось интенсивное освоение полупустынных, целинных земель для выращивания риса, хлопчатника, виноградников, кукурузы, пшеницы вдоль рек Сыр-Дарья и Аму-Дарья, вода из которых шла на полив. Так как площади осваиваемых земель исчислялись тысячами гектаров, то наземной техникой с новыми планами сельхозработ справиться было невозможно, вот тогда весь объём сельхозработ лёг на авиацию. Основная часть авиахимработ выполнялась приглашёнными для этих целей экипажами с самолётами из других республик СССР, но иногда, если возникала срочная необходимость, для выполнения АХР направлялись экипажи Кзыл-Ординского ОАО. Поэтому наш экипаж срочно направили в посёлок Чиили, рядом с которым располагался временный, колхозный  аэродром, с которого предстояло нам обрабатывать рисовые поля. На аэродроме нас уже ждали, и пока авиатехник с механиком разгружали самолёт и оборудовали стоянку, мы поехали с агрономом осмотреть и обустроить жильё для экипажа. Дежурная машина, проехав улицей с рядом стандартных, частных домиков, остановилась возле крайнего (далее простиралась целина, за которой видны были ровные квадраты рисовых полей). Двор был довольно большой, голый абсолютно, без какой-либо растительности, но разбит изгородью на загоны для овец, коней. По двору, без привязи, гулял ухоженный, симпатичный, ишак. Он сразу же подошёл к нам и постоянно сопровождал нас. Видимо, мы очень ему понравились. Вышедший к нам из дома хозяин (кореец) представился:
– Я ветеринар колхоза, пойдемте, покажу, где вы будете жить.               Он повёл нас к домику-времянке, вид которого нас, мягко говоря, удивил. Входные двери отсутствовали, окно без рамы. Полы – ниже поверхности земли, мазанные глиной и голые стены. Мой командир – Карих Валера, да и я были шокированы, молча переглянулись – ну о чём можно было говорить? Даже электричества не было в этой хибаре, только стены и крыша! Развернувшись одновременно, молча смотрим на агронома, а он, улыбаясь, вдруг говорит:
- Ребята, не переживайте, оставляйте свои вещи, а к вечеру здесь наведут порядок. Сейчас поедем, заберём Ваших товарищей, и обедать, повариха Зоя уже наверняка ждёт нас.

Действительно, когда мы прибыли в столовую, нас уже ожидал вкусный и обильный обед из казахских и корейских блюд. Дело в том, что основной контингент этого колхоза составляли казахи и корейцы, что и отражалось на меню в столовой. Напомню – это был мой первый вылет на АХР, и меня приятно удивил такой тёплый, хлебосольный приём в честь нашего экипажа. При этом, с нами, на обеде-ужине присутствовало всё руководство  колхоза, не один раз поднимались кесайки с горячительным и провозглашались тосты с взаимными пожеланиями здоровья и успехов. Но особенно мы были удивлены, когда нас доставили вечером в дом ветеринара, на ночлег. У ворот нас встретил, знакомый уже нам ишак (нам уже рассказали, что это любимец всей семьи, особенно детей и зовут его ”Батыр”), но удивило нас другое – когда мы открыли вновь установленные двери и зашли в бывшую хибару, мы были приятно поражены. На полу уложен деревянный настил, засыпанный свежескошенной травой и застеленный коврами, на которых разложены толстые матрасы, укрытые новым постельным бельём. Три постели под стеной, а одна под оконным проёмом с видом во двор, как мы позже узнали, что это имело большое значение для нас. Сами стены также были завешены цветным материалом, а на полу стоял вентилятор (жаркий климат весьма ощущался). От здания хозяев протянуты электропровода – в комнате светло и уютно. Далеко за полночь, наконец, улеглись, наш авиатехник Саша лёг под окном и мы сразу же уснули.

Но вот пробуждение среди ночи было кошмарным. Кто бывал и работал в Средней Азии, наверняка слышал и ”восхищался” мощностью и ”красотой, а также мелодичностью” издаваемых местными ишаками рёва, который можно передать как – и-а, и-а, и-а. Дело в том, что у ишаков заложено природой, издавать этот рёв, как и у петухов на рассвете и всегда это звучит неожиданно. Мне казалось, что только я закрыл глаза и уснул, как вдруг нас поднял на ноги мощный рёв. В полной темноте мы заметались, наскакивая друг на друга, не понимая ещё, что происходит. Прошло пару минут пока мы нашли висевший вдоль стены выключатель. Картина, представшая нашим очам, была умопомрачающей – все вещи, вместе с постелями, нашими личными вещами и вентилятором, в живописном беспорядке разбросаны по всей комнате! Наш техник – Саша, лежал на полу, зажав свою голову руками, а в нише окна торчала, влезшая по самую грудь, голова знакомого нам милого и симпатичного ишака и продолжала издавать победный рёв на всю ишачью глотку!.. Увидев это и осознав со сна, весь прикол этого чудесного  происшествия, мы чуть не описались от хохота. Этот музыкальный, юморной концерт продолжался ещё минут пять. Затем, наш друг – ишак спокойно исчез, видимо, пошёл додрёмывать, досматривать свои ослиные сны, а мы – хохоча, обсуждали, смакуя подробности этого неординарного происшествия.

Ни о каком сне уже речи быть не могло, разбирая поминутно весь процесс яркого, незабываемого пробуждения, пришли к выводу – самым пострадавшим у нас оказался Саша. Вскакивая от громогласного рёва над своей головой, он со всей силой трахнулся об голову нашего друга – ишака, которому этот удар не помешал в исполнении своего сольного номера, для таких высокочтимых зрителей, как мы, а вот Саша, наверное, чуть не обкакался от страха. Правда, нам он об этом не признался. Так, наводя порядок в доме, и время от времени смеясь, дождались дежурной машины с агрономом и выехали на аэродром. И пошла рутинная подготовка к авиасельхозработам, которые благополучно начали после обеда. Стараясь отблагодарить руководству колхоза за тёплый и гостеприимный приём, работали не щадя сил, полёты закончили поздно, да пока оформил дома документы – заснули снова за полночь.

И ведь даже в мыслях не было, что может повториться вчерашнее, кошмарное пробуждение, но это наши надежды, а у нашего друга – ишака, свои планы. На рассвете, в самый сладкий сонный час, наш знаменитый солист решил выступить со своим замечательным сольным номером на бис. Теперь пробуждение было не таким ошеломляющим, видимо сознание, подспудно было готово к такой неожиданности. Включив свет, спокойно, со смехом, обсуждали выступление солиста, но Саша, помня старую обиду, рванул на улицу, нашёл толстую палку и сколько было сил стал лупить Батыра по тому, что не влезло в проём окна. Самое интересное в том, что на продолжительность выступления нашего солиста, это Сашино буйство, нисколько не отразилось, продолжительность номера, видимо, была зафиксирована в контракте, но после выступления, Батыр развернулся и так ударил задними копытами, что Сашина палка улетела метров на двадцать, а сам галопом умчал в степь. Это счастье, что Саша вовремя отпустил палку и отскочил в сторону.

И снова сна нет до утра – обсуждение этой концертной деятельности нашего друга – ишака Батыра. Сходимся во мнении, что после Сашиного нравоучения, наш друг побоится своих критиков и даст нам спокойно выспаться, только Саша не согласен, у него свой план. Пока мы обрабатывали рисовые чеки, Саша съездил на дежурной машине в тракторную бригаду и привёз литровую бутылку какой-то жидкости. Нас он не посвятил в свои планы, а вечером, когда мы приехали на ночлег, он приготовил длинную палку, обмотав её на одном конце тряпкой, и с привезённой бутылкой поставил всё это возле дверей. Легли по своим постелям, но теперь не можем уснуть – ждём рассвета. Придёт или не придёт? Свет выключен, рассказываем анекдоты, воспоминания, весёлые и не очень случаи из лётной жизни. Наконец усталость побеждает нас, и мы один за другим засыпаем.

И снова наш друг Батыр приветствует нас рёвом. Саша подхватывается, берёт свою палку и бутылку и выметается во двор. Мы, естественно за ним и, с интересом наблюдаем за манипуляциями Саши. Он открыл бутылку, облил тряпку на палке (по запаху мы сразу определили, что это скипидар), и начал интенсивно протирать нашему певцу задницу. Никакой реакции, настоящая ослиная выдержка – выступление продолжалось. Саша не выдерживает и плещет на то самое место просто из бутылки. В ту ночь мы узнали – насколько заторможены чувства и эмоции у ослов. Только допев свою арию, он резко отскочил от окна, и начал задними копытами выделывать такие кульбиты, что мы всерьёз перепугались, а затем с невероятной скоростью унёсся в степь. И опять до утра мы всё обсуждали события этих дней. Договорились – молчать, и никому ни словечка (ничего не видели, ничего не знаем).

Но, по прежнему, следующие две ночи полудремали, прислушивались – появится или не появится наш любимый артист? Не появился, но мы были твёрдо уверены – это упрямое животное всё равно возвратится в родное жилище, а через пять дней мы перелетели на другую точку. Так мы и не узнали дальнейшей судьбы нашего друга – ишака Батыра
 


Рецензии
Очень интересно , уважаемый Юрий, читать ваши произведения! А всё потому что они описывают реальную жизнь со всеми её прелестями и проблемами. Человеку труда всегда есть что вспомнить, о чём рассказать, а читатель имеет возможность прикоснуться к тем сторонам жизни, которые были ему незнакомы до сей поры. Ваши рассказы насыщены такими моментами, которые невозможно выдумать и описать, не пережив их лично. Очень подкупает Ваше отношение к тем людям, с которыми довелось работать, дружить или просто общаться. Чувствуется, что Вы искренне интересуетесь своими собеседниками, и впоследствии это помогает очень живо и образно передавать жизненные истории других людей в собственном изложении.
С большим удовольствием продолжу изучать Ваше творчество, Юрий! Успехов Вам во всех начинаниях,мирного неба над головой!

Евгений Суздальцев   04.12.2020 05:24     Заявить о нарушении
Спасибо Евгений за тёплый, профессиональный отзыв о моей литературной работе! Действительно, в своей жизни и труде, куда бы не забрасывала меня судьба я, в первую очередь, обращал внимание на профессиональные тонкости, нюансы работы лётчика и разнообразные, временами весьма удивительные судьбы рядом живущих людей. Это правда - каждая судьба это вселенная чувств, событий и нужны только чуткое сердце, трезвомыслящий ум и огромное желание докопаться и обнародовать тот удивительный мир каждого, живущего на этой многострадальной Земле!
С большим уважением,

Юрий Чуповский   04.12.2020 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.