Сандро Боттичелли - живописец эпохи Ренессанса-4

 Росписи «Сикстинской капеллы», 1481-1482

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
 «И тогда он (Боттичелли) завоевал себе  такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своем римском дворце и пожелавший расписать ее, распорядился поставить его во главе работы. Он приобрел известность и славу величайшую, а от папы получил порядочную сумму денег». Так описывает Вазари причину вызова Боттичелли в Рим и успех, выпавший на долю мастера.
Во второй половине XV столетия Рим, еще не имевший собственной художественной школы, прибегал к помощи живописцев, скульпторов, архитекторов из других областей Италии. Когда папа Сикст IV задумал воздвигнуть капеллу, названную в его честь Сикстинской, то он пригласил флорентийского зодчего Джованни Дольчи, флорентийского скульптора Минно да Фьезоле, а затем известных художников из Флоренции и Умбрии: Боттичелли, Гирландайо, Россели, Перуджино, Пинтуриккьо, Синьорелли.
Строительство продолжалось с 1473 по 1481 год. Сразу же после завершения постройки стал вопрос об украшении стен. Для этой цели 27 октября 1481 года был заключен контракт с вышеупомянутыми живописцами, а через два года состоялось торжественное открытие капеллы.
В 1508 году, еще при жизни Боттичелли, к росписям потолка Сикстинской капеллы приступил Микеланджело, но Боттичелли уже не мог видеть начала этой работы, так как в последний период жизни он уже не покидал Флоренции.

Сложность задачи, стоящей перед Боттичелли заключалась в программе росписи, предложенной самим художникам. На двух противоположных стенах Сикстинской капеллы нужно было в семнадцати фресках показать жизнь Христа и Моисея и провести при этом параллель между Новым и Ветхим заветами, так как церковь воспринимала Моисея как прообраз Христа. Весь цикл призван продемонстрировать незыблемость и авторитет папской власти и, в частности, власти Сикста IV.

В комплексе росписей капеллы Боттичелли выполнил три композиции: «ИСЦЕЛЕНИЕ ПРОКАЖЕННОГО И ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА», «ЮНОСТЬ МОИСЕЯ», «НАКАЗАНИЕ КОРЕЯ, ДАФАНА И АБИРОНА» и, помимо этого, еще семь фигур пап-мучеников из двадцати четырех, находящихся над основными сценами.
Во всех трех фресках Боттичелли пришлось прибегнуть к единому приему: соединить ряд разновременных эпизодов в одной сцене и несколько раз повторить в ней одно и то же действующее лицо. Это было продиктовано тем, что мастера должны были вместить в каждую композицию подробный рассказ о том или ином персонаже. Подобный способ изображения, широко распространенный в искусстве Средних веков, продолжал бытовать в период кватроченто.

В росписи «ЮНОСТЬ МОИСЕЯ» возникает общая для всех художников, работавших над историей Моисея, сложность: Боттичелли вынужден в одной композиции показать семь эпизодов юности Моисея. Повествование начинается в правой части росписи: Моисей убивает египтянина, жестоко обращавшегося с работником; затем спасается бегством; прогоняет пастухов, помешавших дочерям Иофора (одного из библейских персонажей) напоить овец; в центре – Моисей помогает девушкам напоить животных; в левой части фрески еще три эпизода: Моисей снимает сапоги, чтобы не осквернить священную землю; бог является Моисею; он выводит свой народ из Египта. На первом плане фрески – идиллическая сцена: две юные белокурые пастушки в нарядных расшитых одеждах, с посохами и фруктами в руках, и рядом Моисей, наливающий овцам воду. Однако этот эпизод, решенный художником в жанровом плане, играл важную роль с точки зрения христианских ученых богословов, устанавливавших символическую связь между водой, которой Моисей напоил овец, и кровью, пролитой Христом.

Наиболее сложна и многозначна последняя по времени выполнения фреска Боттичелли – «НАКАЗАНИЕ КОРЕЯ, ДАФАНА И АБИРОНА», или, как ее еще называют, «НАКАЗАНИЕ НЕПОКОРНЫХ».
К эпизоду о Корее, Дафане и Абироне, восставших против Моисея, художник прибавляет эпизод о богохульнике, избитом камнями, хотя в Библии эти две истории разновременные.
Из всех трех фресок Боттичелли «Наказание непокорных» отличается наибольшей ясностью построения, и нигде архитектуре не отведено так много места, нигде она не воспринимается так масштабно, как здесь. В центре фрески арка Константина, пышное триумфальное сооружение – дань восхищения памятниками древности, с которыми по-настоящему Боттичелли мог познакомиться только в Вечном городе.
Использование арки в композиции оправдывалось тем, что император Константин, в честь которого эта арка была воздвигнута, - первый из римских цезарей, принявший христианство и сделавший его официальной религией.
«Наказание непокорных» самая яркая из всех фресок Боттичелли в Ватикане, ибо художник обильно использует здесь позолоту. Серый тон триумфальной арки Константина сочетается с позолотой рельефов, украшающих ее. Золотисто-желтый цвет повторяется в центральной группе, им окрашено кадило, одежды или часть одежд, папская тиара.
Справа серые колонны руин увенчаны блестящими золотыми капителями. Серое, золотое, синее – вот основные цвета, в которых решена эта роспись.


Рецензии