Сандро Боттичелли - живописец эпохи Ренессанса-5

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Осенью 1482 года Боттичелли покинул Рим и, полный впечатления, возвратился во Флоренцию. Большинства представителей старшего поколения художников уже не было в живых.
На смену им шли молодые мастера. Крупнейшим из них был,  бесспорно, Леонардо да Винчи.
Но около 1482 года Леонардо переехал в Милан ко двору Лодовико Моро и вернулся во Флоренцию лишь через 17 лет в 1499 году.
И нет никаких сомнений, что Боттичелли в 80-х годов – ведущий мастер города на реке Арно.

Вскоре по прибытии из Рима, в 1482-83 годах, Боттичелли написал знаменитое «Рождение Венеры» по заказу Лоренцо да Пьерфранческо Медичи, для которого несколькими годами ранее создавалась «Весна».
Они не парные: разные размеры, «ВЕСНА» (203х314см.)- выполнена на дереве, «Рождение Венеры» (172,5х278,5см.) – написана на холсте (редкость для Боттичелли).

В поэме А.Полициано «Джостра» есть строки, близкие к тому, что создает Боттичелли в своей картине:
Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Фетиды поплыла средь пенных вод.
Создание иного небосклона,
Лицом с людьми несхожая, встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир, влюбленный, раковину к брегу,
И небеса их радуются бегу.
Сказали б: море истинное тут.
И раковина с пеной – как живые.
Там в белом Оры берегом идут,
Им ветер треплет волосы златые.
                Перевод  Э. Эггермана
Боттичелли должен был хорошо знать эти стихи и, возможно, мог исходить из строк Полициано.
Но значение картины Боттичелли значительно шире. В ней художник воплотил свое представление о красоте, отношение к античности, которая стала для него образцом, помогающим в достижении собственного идеала.
В отличие от «Весны», в «Рождении Венеры» перед зрителем не таинственный уголок сада,
со стеной деревьев, а открытые просторы – море, небо, земля.
Море подступает к самому краю картины; по его поверхности, покрытой мелкими чешуйками волн, плывет  золотисто-розовая овальная раковина, на завитке которой стоит нагая Венера, рожденная, согласно греческой и римской мифологии, из морской пены.
Появление богини триумфально – к ее ногам падают розы, стремительные влюбленные ветры летят в этом облаке роз и своим дуновением направляют раковину к берегу, где золотоволосая нимфа, похожая на Флору из весны, приготовила плащ, затканный цветами, чтоб накинуть его на плечи Венеры, когда она, сойдя с раковины, вступит на подвластную ей землю.
По сравнению c «Весной», вся картина приобрела б;льшую четкость и ясность. Вместо густо орнаментированного фона, напоминающего узорчатый ковер,- легко обозримая светлая даль, и ее прозрачность как нельзя более соответствует образу самой богини.

Венера утратила черты юной флорентинки, какими она была наделена в «Весне»; здесь в ней воплощена идеальная красота, столь безупречная и гармоничная, что Венера, несмотря на изменяющиеся в течение веков вкусы, и сегодня воспринимается как один из самых прекрасных женских образов, когда-либо созданных европейским искусством.

В наготе Венеры нет ничего чувственного, не случайно из всего многообразия типов изображения античной богини художник выбрал так называемую Венеру – pudica, т.е. Венеру целомудренную, стыдливую. (К этому типу относятся такие произведения эллинистической пластики, как Капитолийская Венера, Рим; Медичейская Венера, Флоренция).
Одной рукой богиня прикрывает грудь, другой – лоно. Первоначально, в античном искусстве, этот жест символизировал плодородие и наслаждение, связанные с образом Венеры. В эпоху эллинизма тот же жест стали воспринимать как выражение целомудрия, и как таковой его использовал и Боттичелли.
Маленькую голову поддерживает длинная шея, подобная тонкому стеблю с распускающимся на нем прекрасным цветком; кажется, голове трудно удерживать массу тяжелых золотистых волос, развевающихся по ветру, спадающих на плечи, струящихся вдоль тела. Удлиненное лицо, пухлые губы, чуть вздернутый нос, продолговатый разрез больших глаз, крутой, чистый лоб, высоко поднятые брови, придающие выражению лица оттенок грустного удивления,- все это воплотилось в образе Венеры и может быть отнесено к чертам, составляющим тип красоты героинь Боттичелли.
От возвышенной и прекрасной наготы Венеры Боттичелли пролегает прямой путь к искусству высокого Возрождения с его культом красоты человеческого тела.

Нимфа Ора заставляет вспомнить не только Флору, но и среднюю из трех граций «Весны»: пышные локоны, закрывающие виски и уши, коса, перевитая вокруг головы, и ниспадающая пряди волос – все это почти точно повторяется в рисунке головы Нимфы. Но движение иное, вместо плавного скольжения – быстрота и порывистость, с какой она поднимает приготовленный для Венеры покров.

Мастерски передан энергичный полет ветров: юноша легко поднимается над водой, едва касаясь ее поверхности пальцами ног, затем движение крепнет, в сильном порыве переплетаются тела, крылья, плащи Зефира и прильнувшей к нему возлюбленной. Энергия, сила, страстность Зефиров еще больше оттеняют покой, плавность, легкость Венеры, которая чуть клонится вправо от дуновения ветров. Прообразы летящих Зефиров можно найти в античном искусстве, в фигурах богини Славы, но сходство это внешнее.

В «Рождении Венеры», как и во всех прежних своих произведениях, Боттичелли требует от зрителя обостренного эмоционального участия в происходящем.
Подобно «Весне», «Рождение Венеры» - произведение не носит такого широкого общественного характера, как, например, украшение восточных дверей флорентийского баптистерия Гидберта, возведение купола над собором Санта Мария дель Фьоре, или выполнение Донателло статуй пророков для колокольни собора.
Однако, не призванное выражать пафос гражданственности, не несущее в себе идеи героизма «Рождение Венеры» созвучно духу эпохи, поскольку оно воплотило один из аспектов ее представления о красоте.

Примерно в тот же период, в середине 80-х годов, Боттичелли создает еще одно произведение, заказанное художнику семьей Медичи,- «ПАЛЛАДУ С КЕНТАВРОМ» (ок. 1482, Уффици, Флоренция).
Можно предположить, что в данном случае заказчиком был сам Лоренцо Великолепный.
Эта картина Боттичелли в большей мере, чем какая-нибудь другая, построена на использовании эмблем и атрибутов.
Под навесом, образованным уступами стилизованной скалы, стоит богиня мудрости Паллада (Минерва), которая в знак своего могущества держит за прядь волос кентавра, и, подчиняясь ей, он склоняет к плечу некрасивое, грустное лицо.

На богине белое платье из тонкой ткани, ложащейся у ее ног клубящимися складками. Орнамент ткани – переплетенные вместе по три или четыре золотые кольца с пирамидально граненым алмазом – эмблема семьи Медичи. Поверх платья накинут зеленый плащ, по которому вьется ветвь оливкового дерева – символ мира, она переходит с плаща на платье, вплетается в его узор и неожиданно расцветает на груди богини двумя фантастическими цветами.
Вместо традиционного шлема, голову богини венчает оливковая ветвь, за ее плечами висит щит, почти скрытый прядями пышных волос, а в левой руке она держит алебарду – символ силы.
То, как художник изображает алебарду, заставляет поверить Вазари, писавшему, что Боттичелли обучался в мастерской ювелира: так тщательно, в мельчайших деталях прорисовывает Боттичелли орнамент оружия, так четко обозначает его силуэт, строящийся на контрасте острых и округлых линий.
Художник вместо Минервы-воительницы обращается к образу Minerva- pacifica, т.е. Минервы - мирной. Это подчеркивается и обилием оливковых ветвей.

Подобно всем другим картинам Боттичелли на мифологический сюжет, «Паллада с кентавром» может быть истолкована в разных аспектах, в том числе и в духе неоплатонизма.
В данном случае мы имеем дело с политической аллегорией. Цель, поставленная перед художником,- показать силу, могущество, мудрость представителя семьи Медичи и дать в целом аллегорию «золотого века» медичейской Флоренции.
Но, выполняя волю своих заказчиков, Боттичелли одновременно расширяет рамки сюжета, ибо говорит – пусть в форме несколько отвлеченной, иносказательной – о вечном столкновении зла и добра и о победе последнего; недаром образ Паллады, исполненный красоты, противопоставлен кентавру, считавшемуся олицетворением раздора.


Рецензии