Запах женщины

Вот какой случай произошел со мной много лет назад. Случай, наверное, громко сказано, так, маленький эпизод, даже не знаю, как это назвать – штрих на фоне текущей жизни. Короче, вышла я утром из дома, мне двадцать пять лет, на мне легкое платье из крепдешина, белое в черный горошек, чешские босоножки на каблуках и французские духи Клима, привезенные из Москвы. Те самые Climat by Lancome, по которым сходили с ума женщины во во всем мире, и которые Ипполит подарил Наде в «Иронии судьбы». В то утро я впервые открыла флaкон... и обомлела. Не буду описывать свои ощущения, те кто знают эти духи, поймут меня.

Значит, иду я по улице, поглядывая на себя в стекла магазинов, приятно сознавая, что выгляжу весьма недурно, и выхожу на перекресток, чтобы поймать такси. Куда-то спешила, кажется, на работу. В то время так и ходили на работу, я имею в виду не такси, а высокие каблуки и духи. Сейчас каблуки днем почти не носят, духи вообще противопоказаны в целом ряде общественных мест, по крайней мере в Канаде, где я теперь живу. Но то утро относится к советскому периоду жизни в Армении. Итак, стою я на перекрестке, ловлю такси, а свободных нет, везде по нескольку человек. Наконец подъехало одно, почти пустое, с одним пассажиром, сидевшим впереди. Тогда это было в порядке вещей – подсаживать людей по ходу, если им по пути. При этом каждый платил полную сумму за свой проезд. Водитель спросил, куда я еду, и кивнул, мол, подходит, садись.

Села я, едем. Мужчина впереди был военный, судя по погонам – майор, подполковник, или полковник (не помню, я плохо разбиралась в погонах), лет сорока пяти, мне был виден его затылок, и я разглядела его профиль, вполне приятный, когда он, расплачиваясь, повернул к водителю голову и понизив голос, сказал ему что-то. Потом он вышел, а я продолжила путь, ехать мне было еще довольно долго. Всю оставшуюся дорогу шофер мурлыкал какую-то песню, пребывая в хорошем расположении духа. Доехав, я протянула ему деньги. Но он их не взял!

– Выходите... за вас заплачено, – с заминкой (не без внутреннего сопротивления), сказал шофер.

Я округлила глаза.

– Мужчина за вас заплатил, все в порядке. Удачи! 

Я вышла из машины, поблагодарив его и продолжая удивляться. Не помню, кто из них удивил меня больше: полковник (если я и повысила его в звании, то вполне заслуженно), или водитель – мог же взять с меня деньги, и никто б не узнал, но не взял. Я еще тогда подумала, что порядочных людей на свете больше, чем кажется, в частности, среди водителей. А полковник – кто бы мог подумать! Молчал всю дорогу, пару раз только перекинулся словами с водителем, ни разу не взглянув в мою сторону, и вдруг на тебе – заплатил за незнакомую девушку, просто так, не пытаясь с ней познакомиться, ни на что не рассчитывая (на что рассчитывают мужчины в подобных случаях), ничего не желая получить взамен, даже «спасибо»! Бескорыстие в высшей степени, прямо-таки библейское – идеал!

Но я сразу поняла, в чем тут дело, что толкнуло его на столь необычный шаг, с прагматической точки зрения совершенно бессмысленный. Нет, не чувство жалости, на больную и бедную я не очень была похожа. Клима! Вот что затуманило его голову и смутило душу. Их божественный аромат, проникая в рецепторы носа, мгновенно доходит до коры головного мозга, вызывая невыразимое чувство радости и блаженства. Знатоки парфюма так описывают состав Клима: основные аккорды этой чудесной симфонии состоят из древесных, цветочных, альдегидных и мускусных нот. Вначале на коже раскрываются верхние ноты: фиалка, жасмин, бергамот, ландыш, роза, нарцисс и персик, расцветая одна за другой в течение двадцати минут после нанесения. Затем подключаются средние, или ноты сердца: летучие альдегиды, розмарин, тубероза, которые открываются поочередно и держатся от двух до пяти часов. И постепенно вступают в силу базовые ноты: мускус, амбра, сандал, ветивер, циветин, бобы тонка, бамбук, создающие чарующее послевкусие, роскошный шлейф, который летит за женщиной, околдовывая всех вокруг. К тому времени, когда я села в такси, как раз заиграли всеми фибрами ноты сердца, а в дороге к ним добавились базовые обертоны, и все это мощным аккордом ударило по рецепторам полковника, вызвав вышеописанный эффект.

Влияние запахов на мужской мозг – великая сила, известная со времен Клеопатры и более древних женщин. Под действием запаха, которым умело окутывает себя женщина, мужчина теряет над собой власть и совершает безумные поступки: добывает пищу, поет серенады, выносит мусор, оплачивает проезд без всякой цели... А может быть у полковника была дама (при хорошем воображении это можно представить), которую он любил, которая душилась Клима, и этот запах засел в его памяти. Кто знает... Мы так мало знаем людей. Мы о них ничего не знаем, даже о самых близких. Может и водитель проявил благородство, надышавшись Клима. Вполне возможно.

Впоследствии я не раз убеждалась в чудесной силе этого изысканного парфюма: на рынке продавец отвешивал мне лучшие куски мяса, в магазине мужчины уступали мне свою очередь, парикмахер с ножницами замирал над моей головой, о водителях такси я уже не говорю, бесплатно, конечно, не возили, но всю дорогу рассказывали анекдоты и мурлыкали песни. Однажды Клима закончились. Я сразу почувствовала разницу, мир вокруг меня изменился. Особенно изменился муж (к тому времени я уже была замужем и имела детей), прямо от рук отбился, забыл годовшину свадьбы, перестал выносить мусор и периодически спрашивал себя в моем присутствии: и зачем я только женился? К счастью, подруга привезла мне новый флакон из Москвы и все стало на свои места.

Сейчас Клима уже не те. Нет того завораживающего эффекта, нет интриги и послевкусия. Найти первозданную версию, которую создал когда-то талантливый парфюмер Ж. Гупи для дома Ланком, практически невозможно. Куда делся сам Гупи широкой публике неизвестно, его где-то прячут, (может его задушили), чтобы не выдал секрета, а формулу держит в строжайшей тайне Ланком. Другие мастера парфюмеры, обладатели абсолютного нюха, как их часто называют – «носы», не могут ее воссоздать. Их вообще очень мало, всего 200 на весь мир, за ними охотятся все большие компании, выпускающие парфюм и заполучив, лелеют и берегут (а «носы» берегут свои носы от простуды). По силе и изощренности воображения они ничуть не уступают своим коллегам из прошлых столетий, и наряду с ингредиентами, внедренными теми в практику, такими, как амбра (опухоль, образующаяся в кишечнике самца кашалота), мускус (секрет брюшной железы кабарги), золотой камень (окаменевшие фекалии дамана) и другими дорогостоящими компонентами, дурно пахнущими в отдельности, но придающими невыразимый шарм букету в целом, нынешние «носы», экспериментируя с запахами, смело включают в свои ароматы (не все, конечно, а только крайние ультра модернисты) человеческие ноты: сперму, пот, слюну и кровь (духи Secretions Magnifiques – «Чудесные секреции»). Правда, никто из них не сумел создать шедевр, как это сделал Гренуй в «Парфюмере» (жуткий фильм, не смогла досмотреть до конца), зато они не убивают женщин, чтобы заполучить их аромат, – это плюс. Что касается формулы Клима, то если кто-то и сумел разнюхать все ее ингредиенты, однако никто не знает, в каких пропорциях их следует соединить, а без пропорций это уже не Клима, а черт знает что, бурда какая-то. Сколько подделок продается сейчас в интернете на всяких сайтах, внешне выглядят точь в точь, как настоящие: голубая коробка, флакончик с косичкой, зеленоватый цвет содержимого, но те, кто попались на удочку и купили их, говорят, что это – ужас.

Пятнадцать лет назад Ланком снова выпустил небольшую партию Клима, но уже в виде парфюмерной воды. Я однажды это купила. Ну что сказать, сходство есть, но разве можно сравнить этот запах с винтажным! Он проще, мельче, и не такой манящий, а главное, почти не дает шлейфа. Не знаю, как там изменили формулу, какие ноты  убрали, или добавили лишние, не обладаю такой способностью, однако склоняюсь к мысли (чисто логически), что Ланком сэкономил на летучих альдегидах и зажал циветин (секрет паховых желез очень редкого и дорогого зверька циветы), поэтому хвост от духов уже не такой роскошный и длинный, и не летит за женщиной, как раньше, целые сутки, а еле волочится от силы пару часов, облезлый и куцый.

Хотя тех, кто не знал настоящих Клима, он вполне устраивает и многим даже нравится. Все относительно, у каждого свой взгляд на вещи, свои предпочтения, кому-то нравится «Шанель No 5», кому-то «212». А мне нужны Клима – те, прежние, настоящие, несравненные, неповторимые... Да что Клима, мне нужна моя молодость!

Был такой фильм «Запах женщины» с Аль Пачино в роли полковника в отставке, потерявшего зрение (полковник – забавное совпадение). Фильм отличный во всех отношениях и довольно глубокий для Голливуда. Хотя его название не совсем соответствует содержанию и подходит лишь к одному эпизоду, где слепой Аль Пачино, придя в ресторан и уловив тонкий аромат, излучаемый женщиной, сидевшей неподалеку, приглашает ее на танго. О, как красиво он ее ведет! И этот классический жест, как мне его описать: он не сразу, с наскоку, обхватывает ее обнаженную спину, а сперва едва касается ее тыльной стороной кисти, и потом уже бережно придерживает ладонью...

И виной всему запах, пленивший полковника, отозвавшийся в его душе нежной нотой, вселивший надежду, заставивший его танцевать. Правда, это были не французские духи и вообще не духи, а мыло, которым пользовалась молодая женщина, которое, как она призналась, подарила ей ее бабушка. На молодого друга полковника этот запах не произвел особого впечатления. Но так оно и бывает: не всякий, даже самый красивый запах, находит отклик в душе человека. Кто-то любит аромат розы, кто-то его не выносит, но шалеет от запаха скошенной травы. Важно то, какие струны затрагивает тот или иной аромат, какие чувства и ассоциации он пробуждает. И хотя об этом не говорится в фильме, но при хорошем воображении можно себе представить, что и у полковника когда-то была бабушка, которую он любил, и которая мылась таким же мылом, поэтому он его сразу узнал и назвал его (я забыла название).

На днях я случайно нашла этот эпизод в Ютубе и вновь была очарована волшебным танго, страстным и нежным (музыка великого Короля танго Карлоса Гарделя, «Por una cabeza» – «Потерявший голову»).

Собственно, поэтому я и вспомнила свой случай с полковником и Клима. Хотя там не было танго, к сожалению...


Рецензии
Уважаемый автор, Маро. Вы написали очень интересный рассказик. К сожалению, на мой взгляд, в Ваш рассказик закрались неточности. Крепдешин пишется с буквой Е. Амбра не опухоль. Возможно, лучше было применить слово субстанция, или какое-то аналогичное? Почему Вы решили , что амбра образуется только в кишечнике самцов? По крайней мере, мне раньше об этом слышать не доводилось... Фильм ,,Запах женщины'' смотрел в этом году. Действительно, замечательный фильм.

Виктор Томилов   02.12.2023 11:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, ошибку в слове исправила. Да, амбра это скорее нарост, но в некоторых описаниях используют слово опухоль. По данным приведенным в сайте http://chistotel.biz/product/ambra-7gramm?lang=ru и ряде других, "так и не удалось установить, является ли амбра продуктом нормальной жизнедеятельности или результатом патологии. Однако примечателен тот факт, что амбра попадается только в кишечнике самцов".
Рада, что мой рассказик Вас заинтересовал, пойду читать Ваши рассказики. Спасибо за отзыв!

Маро Сайрян   02.12.2023 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.