Учительница моего сердца

«Валентина Игнатьевна, спасибо огромное за Ваш труд — нелёгкий, но очень нужный! Я всегда буду помнить Вас и Ваши интересные уроки: школьные, но главное — жизненные. Мы Вас любим!», — эти строки написал учительнице биологии Валентине Болобон ее ученик Виктор. Написал, спустя 50 лет после «последнего звонка». Прежде чем показать мне открытку, женщина прижимает ее к сердцу и признается: «До слёз приятно!»

Валентина Игнатьевна Болобон — заслуженный учитель РСФСР. Ее ученики — лауреаты и призеры многочисленных республиканских, краевых, всероссийских олимпиад и конкурсов. Около 40 лет она вела биологию в школе №3. За это время Валентина Игнатьевна открыла мир живой природы сотням детей. А они — выпускники разных лет и сегодня взрослые, состоявшиеся в жизни люди — называют свою учительницу любящей мамой и поздравляют с юбилеем. Валентине Игнатьевне — 85. Но годы делу не помеха. Педагог Болобон - репетитор биологии. Я побывала в гостях у именинницы и побеседовала с ней о роли учителя в судьбе человека.

Скромная, приветливая с проникновенным до глубины души взглядом — такой показалась мне Валентина Игнатьевна Болобон, едва мы с ней заговорили. Первое впечатление оказалось верным. В свои годы она по-детски искренне умеет радоваться, что особенно ценно в наше время, верит, как Иешуа Га-Ноцри, в добрых людей и помнит каждого ученика и родителей по именам.

— А вот фамилии не всех помню, пусть меня простят. Это потому, что я всегда детей называла по имени, никогда не фамильничала, — признается Валентина Игнатьевна.


Заслуженная учительница рассказывает, что до сих пор помнит свою первую учительницу — Полину Федоровну Есину. Она для Валентины Игнатьевны была невидимым наставником в профессии: когда нужен был совет или возникала спорная ситуация, женщина всегда вспоминала Полину Федоровну.

— Когда я училась в школе, учителя ходили по домам и рассказывали об учебе и поведении детей нашим бабушкам. Да, да, именно им. Родители всегда работали, так что бабушки были за нас в ответе. Так вот со мной учился Колька. Учился плохо, а хулиганил пуще всех. Пришла Полина Федоровна к нам на улицу. Все бабушки с детьми собрались на лавочке послушать про внуков. Дошла очередь до Кольки. Ну, думаем, сейчас ему достанется. Сам Колька прижух. А она его по голове погладила и говорит: «Вы знаете какой Колюшка молодец? Он сегодня так хорошо помог класс убрать!». На самом деле это было не так. Но в благодарность, что Полина Федоровна его не выдала, он учиться хорошо стал. Вот и в своих учениках я всегда старалась найти и выделить самые лучшие и хорошие качества. И все они стали людьми с большой буквы: добрыми и хорошими. И это для меня важнее всего! — приоткрыла свой секрет воспитания учительница.

Ученики Валентины Игнатьевны живут в разных уголках России. Но многие рядом. Кто в Адыгее, кто в Краснодарском крае. Недавно она получила серьезную травму. Женщину оперировал в Белореченске ее ученик. Учительница не может сдержать слез, когда вспоминает этот случай.

— Меня быстро положили в белореченскую больницу. И Сережа, врач-травматолог и мой ученик, заходит ко мне в палату и говорит: «Валентина Игнатьевна, в 11 часов будет операция». А в палате 8 человек, и все эти женщины стояли в очереди на операцию передо мной. Они начали выражать недовольство, ну их понять тоже можно. Пусть они меня простят! А он тогда повернулся к ним и говорит: «Вы извините, но Валентина Игнатьевна — моя учительница. Она преподавала мне биологию, она готовила меня в институт и, благодаря ей, я стал врачом. Милые женщины, я вам обязательно сделаю операцию, кому-то сегодня, кому-то завтра, но Валентине Игнатьевне — сейчас». Конечно, после таких слов возражений ни у кого больше не было. А я расплакалась и обняла его! Это было так трогательно, что словами не передать, — вспоминает Валентина Игнатьевна.

У Валентины Болобон, кроме звания «Заслуженный учитель РСФСР», есть и другие регалии. Она отличник просвещения РСФСР, обладатель бронзовой медали за участие в биологической выставке ВДНХ. Но самая ценная для нее награда, как признается Валентина Игнатьевна, — любовь учеников, уважение бывших коллег, большая и дружная семья (двое детей, семь внуков и пять правнуков) — это настоящее богатство. Ее ученики сегодня говорят ей: «Вы навсегда в нашем сердце! Спасибо за науку!». И, в первую очередь, за жизненный урок: на своем примере Валентина Игнатьевна научила детей отзывчивости, искренности и в любой ситуации верить, что добро гораздо чаще побеждает зло.


Рецензии