Личность и сущность. Театрализация жизни

 В политике,  культуре, спорте, общественной жизни и повседневной деятельности в социуме есть харизматичные лидеры, а есть их ближайшее окружение, – люди второго плана.

 Говорят, что "короля" делает его окружение: советники, помощники, теневые кардиналы. Это от них, во многом, зависит формирование харизмы первого лица, будь это,- президент или премьер-министр, оскароносный актер кино или звезда футбола, гениальный художник или мэтр-скульптор, всемирно-известный писатель или маэстро музыкант.

  Как в большой политике, так и в большом искусстве и большом спорте, звездность и харизма, в значительной степени, "куются" людьми второго плана. Именно они являются, зачастую, той "нитью" для "звездных бусинок", что создает  харизму и ореол величия личности и сущности исполнителю главной роли.

 У всякого правителя, как правило, есть длинная тень серого кардинала.
Есть такой кардинал  у президента Путина В.В., был он даже у экс-президента Украины Януковича В.Ф. Разница лишь в том, что у Путина В.В. серый кардинал не является его тенью, потому что у него, по определению, тени нет, а есть теневой местоблюститель, который не отсвечивает, ни тень, ни свет.
 
У Януковича длиннющая тень от грехов, он бандит, но не дьявол. А вот его серый кардинал, - а ним был руководитель аппарата экс-президента, - С.Левочкин, - обладатель длинной черной тени, не исчезающей даже в полдень. Но, удивительная метаморфоза - эту тень никто не видит: ни генпрокуратура, ни движение "антимайдана", ни жертвы Майдана.

 А, между тем, черный кардинал Левочкин, игравший первую скрипку в свите короля Яныка, первым понял, что король голый и слепой, а это значит, что пора нырнуть на дно. Эту операцию Левочкин исполнил виртуозно: вовремя нырнул под корягу, а когда "круги на воде" разошлись и все затихло, вынырнул лидером оппозиционного блока в парламенте, в образе птицы Феникс, не имеющей ничего общего со своим беглым боссом.
 Гениальное исполнение роли второго плана!
               
 Не надо быть провидцем, можно не иметь семь пядей во лбу или обладать сверх - способностями, чтобы предположить его реинкарнацию в качестве, сначала, теневого кардинала оппозиции, а там, глядишь, и "консультанта" в свите новоизбранного президента В.Зеленского.
 
 Подобные перевоплощения под силу только выдающимся исполнителям роли второго плана.
По глубине и дерзновенности, редкому таланту, по части, мимикрии и сублимации, С.Левочкин – классический образ, не только теневого кардинала, но и мастера материализации, либо,- в маске Мефистофеля, либо,- Миротворца, либо- в маске Ангела. При этом, истинного лица не увидать – сплошные маски, одна не похожая на другую, на все случаи жизни.
    
Вильям Шекспир писал:

"Весь мир – театр, а люди в нем актеры!
Кто плут, кто шут, а кто простак, мудрец или герой,
А потому,  давайте мы поспорим.
Поищем в жизни роль свою и слепим образ свой"

 Да, жизнь театр, а люди актеры. Каждому по жизни достается своя роль.
Кому-то,- главная, в молодости - это  может быть роль "героя-любовника", в среднем возрасте - "беззаботного мачо-ловеласа", в зрелом – "хитроумного богача".
 
Но, в большинстве своем, людям достаются роли второго плана, эпизодические,  в массовке, как правило, или, вовсе без слов, или, со словами: "кушать подано", "спасибо за доверие", "ура! За Родину!".
 
Для каждого свой житейский сценарий.
               
 Кто-то рождается богатым наследным принцем, а кто-то в рабстве - бедным и несчастным. Кто-то талантлив во всем, а кто-то ни в чем, кому-то купаться в славе и всеобщем признании, а кому-то коротать жизнь в безвестном одиночестве. А есть и такие, у кого жизнь подобна американским горкам, – то головокружительные взлеты, то - захватывающие дух падения.
 
 Жизнь коротка и финал одинаков у всех – смерть.

 Уход из "театра" навсегда – явление закономерное.
               
 На краю "воронки" собираются живые артисты. Те из нас, кто, "по-жизни", получил роль без слов, - уходят, как правило, незаметно. Исполнители главных ролей – под аплодисменты.

Театр, кино – это среда условностная.
               
 Исполнять роли в этой среде не просто, потому что надо быть органичным, не "переигрывать", точно воспроизводить привычную и узнаваемую среду.
               
 В современном творческом кино-театральном мире учреждены статусы для актеров - исполнителей главных ролей и для актеров "второго плана", исполняющих эпизодические и даже роли без слов.

 Как оказалось, общеизвестная театральная реплика,- "кушать подано",- может быть произнесена и мастерски и бездарно. И в этом смысле, без "второплановых" актерских ролей, роль главного героя получается не такой органичной и убедительной, потому что, именно "человек из свиты делает короля не голым".
 
 На сцене театра, в кинокадре, меняя маски, талантливые артисты создают образы, как замечательных людей, так и образы проходимцев и отъявленных негодяев.
               
Исполнителей этих ролей, благодарный зритель очень часто отождествляет с личностями исполнителей, не отделяя маску героя от лица артиста:
Штирлица от Тихонова, "Горбатого" от Джигарханяна, Броневого от Мюллера, Ланового от генерал-полковника в фильме "Офицеры".
 
 Преданным поклонникам звездных артистов бывает сложно понять, что в театре можно быть "театральной легендой", "народным" или "заслуженным", а по жизни просто мудаком.
 
 Чтобы убедиться в правоте такого суждения, достаточно включить ток-шоу на центральных ТВ каналах.

 На слуху только разводы полуживых, в возрасте от 80-ти до 90 лет стариков.
Участники шоу проясняют ситуацию для телезрителей страны так:
                "Этого великого человека, этого мудреца надо уметь понимать!"
               
Но как понять, к примеру, высокопарный вздор, который несет Армен Борисович Джигарханян, философствуя на тему развода со своей молодой супругой:
"Разница в возрасте с Виталиной – пятьдесят лет! Это уже трагедия! Понимаете? Почитайте Шекспира…"

 Тут как не крути, сколько не перечитывай В.Шекспира, но эту "трагедию" организовал и превратил в шоу сам Армен Борисович.
               
 Почему мы боготворим театральную маску, придуманный образ героя и наделяем его правом мутировать в лукавого старца?
               
 Почему никто из тех, кто боготворит Джигарханяна, по-дружески, не подскажет ему, что на финишной прямой своей жизни, так себя вести нельзя?
 
 Театрализация жизни, с распределением ролей, раньше была присуща исключительно аристократам и людям из богемной тусовки. Сейчас, жить в нескольких образах, всякий раз, прикрываясь новой маской – стиль жизни большинства людей. Лицо уже не отличить от маски, а маску от лица.

 Маску "подлинного" либерала Жириновского, например, многие принимают за его истинное лицо, хотя все понимают, что подлинный человеческий образ Жириновского, не либеральный, потому как, на вопрос:
 - В чём заключается либерализм Жириновского? – вразумительного ответа нет.



 Набриолиненный, страдающий от ожирения поп, в рясе с золотым крестом, украшенным драгоценными камнями, рассуждающий на ТВ о посте и молитве, лепте вдовы и спасении, страстях и смертных грехах – это вариант "актерского образа", когда маска срастается с лицом и появляется ответ на мучительный гетевский вопрос:
"…так кто ж ты, наконец?", часть какой силы, - зла или добра?
      
 
 Футбольный тренер детской спортивной школы, в прошлом игрок Киевского «Динамо», наставляя на игру учил нас так:
               
"Индивидуальное мастерство, эффектные финты возможны только за счет игроков-партнеров. Это они предлагают себя для передачи мяча и, тем самым, отвлекают внимание соперника, давая возможность "мастериться", использовать голевые моменты и забивать голы игрокам первого плана, т.н., – "звёздам" футбола.
Футбол – игра коллективная, но ролевая, в ней, как и в обычной жизни, есть нападающие и защитники, полузащитники и голкиперы, исполняющие свои роли, кто - на любительском, кто - на профессиональном, а кто-то и на уровне "звёзды".

 

 Всякий скульптор  выполняет свою работу сначала в мягком материале, как правило, в глине. Для сохранения работы глину обжигают. Если скульптура большого объема и высоты, то её переводят в более твердый материал – в гипс, с тем, чтобы в последующем выполнить в камне или металле. Эту, наиболее ответственную часть работы над скульптурой, а именно, превращение её из гипса в бронзу или камень,    автор вынужден передать в руки специалиста – форматора. Форматор – не автор, а технический исполнитель задумки автора в бронзе или камне.
Его роль – роль второго плана, но когда форматор настоящий мастер своего дела, то он, не только привносит в работу мэтра-скульптора что-то новое, но не редко случается так, что кардинально улучшает задуманное и реализованное автором в гипсе.
 В итоге, - скульптору достается слава, почет, уважение и ореол харизматичной личности, а форматор остаётся в тени, его роль сводится к форматированию громкого имени для скульптора – автора гипсовой заготовки.


 

 Прозаикам и поэтам, особенно известным, создающим полноценные литературные произведения – романы, повести, поэмы, рассказы приходиться пользоваться услугами издательств, художников-оформителей, переводчиков и корректоров.

 Казалось-бы, есть литератор, создающий нетленные произведения, он лауреат Нобелевской премии, у него несметные толпы читателей, – и, кто, как не он – является главным героем и харизматичной личностью?
Но, на поверку оказывается, что "лауреатства" и признания, наряду с автором, заслуживают переводчики, художники – оформители, корректоры, - то есть, люди второго плана. Ведь, именно они, с помощью талантливого перевода, зрительного образа и корректуры создают огранку формы и содержания литературным и поэтическим шедеврам.

  А, как не молвить слово о "прозаруевских сетераторах", как о малых планетах – спутниках в писательском созвездии. Это они, имея не большую звездную величину, создают приливы-отливы и творческую атмосферу на больших "звездных" планетах.
 
 На самом деле, когда звучит критика "графоманства" сетераторов, размещающих свои произведения в платных альманахах, из уст "великих" писателей, получающих от издателей гонорары, всегда возникает желание постичь, - в чем-же заключается величие великих? в каком направлении следует развиваться? какие секреты хранит "великий", которых не знает "графоман"? где "зарыта собака" творческого успеха, - в стилистике, пунктуации, прямой речи или в изящных причастных оборотах?   
талант в краткости или в заумных длиннотах?
 
 Поиск ответов на эти вопросы, путем прочитывания произведений "великих" на Проза.ру, искомых результатов, как правило, не приносит: оказывается все, без исключения, как "великие" прозаики, так и "графоманы", самые обычные "живые" люди (ущипни любого и он закричит), подверженные, одним и тем-же порокам, наделенные,  в одинаковой степени и многими достоинствами. Среди них, с обеих сторон, есть множество самовлюбленных в собственное творчество, яростно оберегающих от плагиата каждую букву авторского слова, а есть и такие, кто пишет просто гениальные произведения, но совершенно не беспокоится об охране авторских прав.
 
 Иногда, верхние строчки рейтингов занимаются абсолютно не заслужено, а имена истинно рейтинговых авторов туда не попадают.
Каков механизм литературного признания?
Почему рейтинг, лауреатство, победы в конкурсах и членство в самых престижных "союзах" не включают автоматически лифт на "Олимп", - к успеху и признанию?

Конечно, эти вопросы трудные, на них нет ответа "в виде истины в последней инстанции". На мой, субъективный взгляд, ответы на эти вопросы, есть в пьесе «Троила и Крессида» В.Шекспира:
 
" Никто не разу не был почитаем
  Сам по себе; нас чтут лишь за дары
  Слепого случая…"

 Случайность – как не познанная закономерность и "язык Бога", не редко, сопровождает процесс признания литературного и поэтического таланта прозаруевского сетератора. Правда, чтобы занять место на Парнасе, одного      
"его величества случая" бывает недостаточно, необходимы талант, трудолюбие, читательское признание и ещё ряд "пазлов" должны сложиться воедино, прежде, чем загорится новая "звезда".
 Это как приготовление "супа из топора". Сначала, в кипящую воду бросают топор, а затем, все имеющиеся в наличии овощи, злаки, специи, вкусовые добавки. Пикантность блюда, вкус и запах, зависит от того, кто готовит суп. Важно не пересолить, не переперчить, а еще важнее, вовремя приготовить и подать к столу.   


Рецензии
Джигарханян и ему подобные (посмотрите последние ток-шоу!), на финишной прямой показывают свою настоящую сущность, которая скрывалась ими всю жизнь.За них становится стыдно.А какие баталии родственников за наследство!

Владимир Харченко   06.05.2021 08:04     Заявить о нарушении
Да, все эти "детекторы лжи", "полигамное кобелячество", "90-летние гусары" и прочее "мыло" - зрелище для диванного обывателя...
С благодарностью за прочтение и отклик, Г.К.

Георгий Качаев   06.05.2021 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.