От казаков днепровских до запорожских ч. 62

В 1650 г. Хмельницкий совместно с татарами совершил поход в Молдавское княжество и на некоторое время подчинил его своему влиянию. 4 тыс. казаков вторглись в Литву и с помощью местных повстанцев сковали значительную часть литовских войск. Поляки пока активных боевых действий на Украине не вели, собираясь с силами. В ноябре 1650 г. сейм принял решение увеличить польское коронное войско до 36 тыс. чел., а литовское - до 18 тыс. Фактическая же численность польско-литовской армии была ещё больше, так как магнаты (Вишневецкие, Любомирские, Радзивиллы и др.) имели частные армии по несколько тыс. чел. В феврале 1651 г. польский отряд вторгся в Подолию и разбил казачий полк Данилы Нечая (полковник погиб в бою). В ответ Хмельницкий с главными силами начал поход на запад, на Волынь, к р. Стыри, по указанию султана и это выступление гетмана против поляков было поддержано крымчаками. Он выпустил универсал (манифест) к польским крестьянам, призывая их восстать против шляхты. Б. Хмеля рассчитывал сокрушить Речь Посполитую и посадить на трон в Варшаве своего ставленника. В конце марта в полевой лагерь Хмельницкого под Животовым прибыли послы от турецкого султана с предложением прислать помощь. Десятитысячное молдавское и такое же по численности войско мунтянского князя Матвея ждало лишь приказа султана выступить в поход. Казацкий вождь, поблагодарив послов, воздержался от помощи и можно лишь догадываться об истинной причине отказа. Хмельницкий помнил турецкий плен, знал коварство и изменчивую политику блистательной Порты.

Его выбор - татарские союзники, с ними он уже воевал, хотя в последние годы они стали подводить его всё чаще. Так было и в 1649 г., когда войско Конецпольского и Вишневецкого доедало в осаждённом Збаражском замке последних собак и кошек, а в битве под Зборовым сам король, спешивший с польским войском на помощь, чуть не попал в плен. Многие очевидцы утверждают, что Богдан Хмеля остановил казаков в самый разгар битвы, так как не захотел брать в плен короля - своего сюзерена. В «Летописи Самовидца» речь идёт о том, что «Хмельницкий не хотел, чтобы христианский король попал в неволю к басурманам...». Эту ситуацию Ян-Казимир использовал незамедлительно и направил примирительное письмо татарам, обещая денег. Быстро заключив мир, они двинулись обратно в Крым, разоряя и грабя всё на своем пути. В 1651 г. Хмельницкий вновь выбирает татар в свои союзники, и через несколько дней они обрекут его войско на гибель. Но пока ничто не предвещало поражения. Казацкое войско на подъёме, ведь каждый сражается за волю и веру. В начале 1651 г. почти вся Украина освобождена от шляхты. Лишь отдельные армейские гарнизоны обороняются в укрепленных крепостях и замках. Коронный гетман Калиновский с сильно потрёпанной армией вынужден отступать лесами и болотами на Сокаль. Под городком Стена навстречу полякам выходят вооружённые горожане и, как пишет польский историк С. Освенцим, они «стреляли в нас, дули показывали и, извините, задницы на нас выпячивали».

Калиновский взял Стену, затем Ямполь и пошёл на соединение с армией короля. В мае-июне Хмельницкий направил казачий полк Тарасенко к Брянску, где ему пришлось вести боевые действия против литовских отрядов гетмана Радзивилла, чинивших расправу над белорусскими повстанцами. Казаки Тарасенки вскоре овладели Рославлем, а затем взяли Прудки (недалеко от Смоленска), Черепов, Ельню и Дорогобуж, где и захватили 10 пушек и много пороха. Прежде чем штурмовать Смоленск, Тарасенок по приказу гетмана должен был занять Могилёв и Оршу. Януш Радзивилл соединил свои полки с королевскими. Армия Речи Посполитой в то время делилась на войско литовское (Великий литовский гетман Радзивилл) и коронное (Великий коронный гетман Калиновский). Великие гетманы назначали полевых, которые и руководили отдельными армиями, полками и отрядами. Кроме регулярной армии, каждый крупный магнат имел и войско, часто несколько десятков тысяч человек, которое содержал на свои деньги. Король считался главнокомандующим. Сам Папа Римский в апреле прислал Яну Казимиру знамя и меч в золотых ножнах, благословив его на борьбу за веру. Войну 1648-1654 гг. называют освободительной, но это была ещё и война за веру. В статьях мирных договоров Зборовского, Белоцерковского и последующих всегда прописывались вопросы вероисповедания. Католическая церковь медленно «наступала» на православную. Веру меняли не только простые жители, но и могущественные князья. Последние из них - Острожские и Вишневецкие - держались вплоть до XVII в.

Константин Вишневецкий и его племянник Иеремия Вишневецкий - потомки князей древнерусских и запорожского гетмана Д. Вишневецкого (Байды) - переходят в начале XVII в. в католичество, несмотря на то, что все их предки были православными. В глазах шляхты, невзирая на древность рода и колоссальное богатство, они всегда считались «презренными схизматами». Напрасно митрополит киевский умолял И. Вишневецкого не изменять вере отцов... Он даже считался одним из главных претендентов на польский престол. Но, родившись в 1612 г., он лишь в 1631 г. принял католичество, и это обстоятельство значительно уменьшило его шансы стать главой католической державы. Во время освободительной войны он, озлобленный, с лютой жестокостью безжалостно казнил братьев по крови. А традиционная казнь для казаков была одна - захваченного с оружием - живьём сажали на кол. Но чем сильнее были репрессии и окатоличивание Украины, тем больше нарастало сопротивление простого народа, у которого не было причины менять веру предков. Летом 1651 г. между Украиной и Польшей снова начались военные действия. Решающая битва произошла на границе Галичины и Волыни. Под село Берестечко, где находились просторные поля и пастбища, поляки подошли первые. Точное количество участвующих в этой битве установить сложно, т. к. сражались и вооружённые слуги шляхтичей, и даже ксендзы, которые взяли в руки сабли, чтобы воодушевить наступающих. Большинство историков соглашаются, что татар, которыми командовал Ислам-Гирей, было около 30 тыс.

Относительно численности казацкого войска, его боеспособности - тоже много разногласий, ведь помимо запорожцев и реестровых казаков, в битве участвовало много восставших крестьян, порой имевших в руках только одни лишь косы. Поэтому принято считать, что число воевавших с каждой стороны превышала 100 тыс. чел. Польскими отрядами кроме Лянцкоронского, Калиновского, Конецпольского, Вишневецкого и Любомирского командовали многие другие опытные полководцы: воевода брестский и померанский князь Радзивилл, витебский воевода Ян Сапега, перемышльской и волынской кавалерией - князь Михаил Чарторыйский. Это был цвет не только польской армии, но и всей Европы. Одной из слагаемых успеха королевских войск в битве под Берестечком была тактика построения и ведения боя, которая сильно отличалась от применяемой поляками ранее. Дело в том, что войска были расставлены на этот раз необычным немецким способом, и казаки не смогли воспользоваться тем опытом, который они накопили за время предыдущих войн. Все атаки встречались и отбивались с необыкновенной эффективностью. 17-18 июня (27-28 июня по н. стилю) татары сжигают близлежащие села и пытаются «раскачать» противника. Они атакуют, затем отступают, снова атакуют, применяя традиционную тактику, известную ещё со времен хана Батыя. Конецпольский с Любомирским также атакуют татарскую конницу. Вообще польская конница, даже тяжёлая, отрабатывая многолетнюю тактику боёв с татарскими всадниками, старалась никогда не вступать с ними в открытую схватку.

Чаще всего польские уланы огораживались возами, применяя пушки, отстреливаясь из ружей, а в открытый бой вступали пехотинцы. Татары тоже применяли традиционную тактику и старались не штурмовать укрепленные полевые лагеря. 19 (29) июня Ислам-Гирей занимает господствующие высоты перед Берестечком и битва возобновляется. Украинское войско в ходе битвы уничтожило до 7 тыс. польских конников, захватило 28 польских коругов (знамен), среди которых и знамя Потоцкого. К концу дня все армии отходят на исходные позиции. 30 июня, молившийся всю ночь король, утром выстраивает свою армию в следующем порядке: правое крыло - гетман Потоцкий, левое - гетман Калиновский. В центре, где в основном находится польская и немецкая пехота, - сам главнокомандующий. Польские гусары сдают свои копья с развивающимися красными стягами, которые устанавливают за позициями, имитируя огромную численность армии. Мосты через Стырь заранее разбираются, каждый воин знает, что бежать некуда. Когда утренний туман рассеивается, обе армии предстают в своем великолепии, и, как пишет французский историк Шевалье, «это мгновение напоминало занавес, который, поднимаясь, открывает театральную панораму». Татары с небольшим отрядом силистрийских турок расположились против поляков слева в виде полумесяца, а казаки стали против фланга Калиновского. Особенно устрашающе смотрелась тяжёлая конница - польские гусары, облаченные в доспехи и с крыльями за спиной из орлиных перьев.

Продолжение следует в части  63                http://proza.ru/2017/09/13/1897


Рецензии