День сурка

День сурка (англ. Groundhog Day) – традиционный праздник в США и Канаде, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы. По его поведению можно судить о близости наступления весны. В нескольких городах и поселениях США и Канады в этот день проводятся фестивали, посвященные местным суркам-метеорологам, которые привлекают многочисленных туристов.

Скажу сразу, что, став православным, я не испытываю желания слишком часто смотреть кино. Особенно кино американское. На мой взгляд, это не особо душеполезное занятие, но иногда мне попадаются фильмы, которые посмотреть стоит. Они заставляют задуматься о жизни и даже еще раз перепроверить свой опыт, сопрягая его даже с самыми фантастичными идеями режиссера. К таким работам я хочу отнести фильм 1993 года режиссера Харольда Рэмиса «День сурка».

Фильм интересен верующему человеку, прежде всего, тем, что в ненавязчивой форме содержит отсылки к Священному Писанию и святоотеческому наследию. Ключи к пониманию сюжетных поворотов фильма лежат именно там. Я бы определил жанр этого фильма не как комедию, а как современную притчу.


Весьма эгоистичный мужчина Фил Коннорс (актер Билл Мюррей) ведет прогноз погоды на телевидении. Он своими руками двигает виртуальные облака по карте США и ощущает себя этаким всезнайкой, не терпящим возражений. Для своей программы Фил в четвертый раз хочет снять сюжет о сурке-прорицателе из города Панксатони в штате Пенсильвания. Фил очень спешит вернуться и уверен, что у него это наверняка получится к вечерней передаче следующего дня. Иными словами, у него есть вполне определенные планы «на завтра».

«Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – Послание апостола Иакова (4, 13–15).

Вместе с Филом едет красивая девушка Рита, начинающий продюсер (актриса Энди Макдауэлл), которая тоже хочет снять несколько собственных независимых сюжетов. Фил – признанный мэтр и ведет себя в дороге не лучшим образом. Он сам говорит, что для него люди – это «сосиски с кетчупом». Рита – чистая, не испорченная телевидением и славой девушка, и Фил нарочно куражится, выплескивая свое дурное нутро.

Фил ночует в лучшей гостинице отдельно от группы. Утром звонит будильник, и он идет на съемку. По неосторожности наступает в лужу, делает репортаж на фоне сурка, предсказавшего долгую зиму, и пора ехать. Но дорога оказывается перекрытой из-за снежного бурана. А ведь Фил убедил своих зрителей, что катаклизмов не будет... Группа возвращается назад в городок. Фил пытается принять горячий душ в номере и попадает под ледяную воду. Горячей воды нет. День ужасен. Всё пошло не так, как планировал Фил.

И снова утро – звонит будильник. По радио тот же текст, по пути на работу встречаются те же самые люди при тех же самых обстоятельствах. Снова страховой агент, лужа и снова сурок… День сурка опять повторяется. Завтра не наступило для Фила. Все другие живут в этом сегодня, ничего не подозревая. Понятие «завтра» исчезает из жизни героя – есть только один день, в рамках которого он теперь может что-то изменить, – это 2 февраля, день сурка. По иронии сурка тоже зовут Филом.

Филу никто не может помочь. Его принимают за сумасшедшего и коллеги, и собеседники. Не могут помочь ни врач, ни психотерапевт, как не могли помочь жертве разбойников ни левит, ни ветхозаветный священник в притче о милосердном самарянине. Напомню, что под жертвой разбойников в притче подразумевается человек, которого страсти одолели до полной неспособности шевелиться, а под милосердным самарянином подразумевается Христос – единственный наш Спаситель.

Фил Коннорс оказывается даже хуже, чем зритель может подумать о нем в начале фильма. Сначала он по нескольку раз «наступает на одни и те же грабли» (точнее, в одну и ту же лужу), потом понимает, что в рамках одного и того же дня, который известен ему «как свои пять пальцев», можно сделать многое, чего человек никогда не позволил бы себе в том мире, где люди помнят его поступки…

Все страсти вылезают наружу. Их больше не надо скрывать. Теперь можно сесть пьяным за руль, удирать от полиции и ехать по рельсам навстречу поезду, свернув в последний момент. Можно соблазнить незадачливую «сегодня» продавщицу, узнав, в какой школе она училась, а в следующее «сегодня» выдать себя за старого знакомого, когда-то влюбленного в нее одноклассника. Можно рассчитать момент, когда оба инкассатора отвлеклись, и незаметно забрать сумку с деньгами, а вечером кататься на шикарной машине с девицей легкого поведения… Ведь даже если заберут в полицию, утром опять всё начнется с чистого листа. Сломанный карандаш будет целым, а разбитый будильник – неразбитым. От прежнего дня остается лишь память и полученный опыт – всё остальное исчезает как дым. После показа фильма в разговорную речь прочно вошло словосочетание «день сурка» – теперь так принято называть день, как две капли воды похожий на предыдущий.

Наконец Филу надоедает тешить свою похоть, и он хочет найти выход из сложившегося положения. Интуиция подсказывает ему, что общение с Ритой поможет решить его проблему. Но люди для него продолжают оставаться «сосисками с кетчупом», и Рита всего лишь очередная добыча. Он как охотник идет по ее следу, выясняя всё точнее привычки, биографию, и, подстраиваясь под внешние обстоятельства, по-прежнему не хочет измениться внутренне. Теперь каждый день для него заканчивается пощечиной от Риты. Она чувствует его гнилое нутро. Как бы ни складывалось очередное 2 февраля, результат один – пощечина и уход Риты в свою гостиницу.


В один из дней Рита читает Филу стихи Вальтера Скотта о том, что живой эгоист по своей сути мертвец. Эту аллегорию мы видим перед каждым пробуждением Фила. Тусклый утренний свет и безжизненное лицо за мгновение до того, как зазвонит будильник. Своего рода «неживые живые», живущие среди нас, – ещё на земле, но почти в аду. Автор фильма подталкивает нас к мысли, что если человечество пойдет по пути Фила, то у него, скорее всего, тоже не будет «завтра», как и у главного героя.

Итак, чтобы «завтра» было, герой должен изменить себя, и тогда чистая девушка Рита сможет поверить хотя бы в то, что он не бросит ее в трудную минуту. Но Филу такое пока не по силам. Он не верит ни в Бога, ни в бессмертие души. Следовательно, смысл повторяющегося урока ему пока непонятен. Просто гадкий сурок сыграл с ним злую шутку. Сурка надо убить, и всё изменится. Угнав машину с сурком, Фил спасается от погони. Впереди обрыв, сзади полицейский с пистолетом – хранитель сурка, – оператор с камерой и Рита. Всем, кроме Риты, абсолютно наплевать на Фила с его переживаниями. Чего она собственно хочет? Чтобы он среди этих волков жил как юродивый? «Святоша! Нет, этому не бывать! Они меня не любят – и я не хочу жить для них…» И Фил направляет машину к обрыву и разбивается о дно карьера вместе с сурком… Потом он просыпается снова в начале дня, чтобы день за днем придумывать для себя «нелюбимого» всё более страшные казни. Ясно одно – причина не в сурке. Кстати, на 2 февраля приходится праздник Сретения Господня у католиков. Не для всех эта встреча проходит просто…

Умереть нам не удастся. Так учат святые отцы. Душа, когда выйдет из тела, будет помнить земную жизнь. Многие люди застревают в вечно повторяющемся «сегодня», не понимая, что настоящее «завтра» – это жизнь будущего века со Христом, а самоубийство отнимает у души это настоящее завтра. Именно непонимание того, что со смертью тела проблемы человеческой личности не кончаются, приводит людей без веры к страшному финалу. Ничего себе так комедии у американцев!

Но с Филом случай особый. Господь как хозяин времени задал ему очень сложный урок, и здесь выход к прежнему течению жизни может быть только через духовное пробуждение спящего как сурок Фила. Сбежать, не сдав экзамен, у него не получится.

Опыт смерти и пробуждения живым поднимает гордыню Фила до небес. Здесь, с точки зрения православного учения о смерти, есть некая натяжка. Получается, что душа Фила выходит из тела и каждый раз созерцает со стороны оставшуюся часть отпущенного ему дня, если честно соблюдать установленные автором правила. Такой опыт при возвращении души в тело обычно не вызывает желания к повторному суициду.

«Я Бог, – заявляет он Рите. – Я убивал себя различными способами и каждое утро просыпался живым». Мысль не столь уж нова для человечества, если вспомнить разговор Евы со змеем в раю. «Съешьте яблоко – станете как боги». Кстати, эту идею исповедуют многие адепты восточных религий.

«Я двенадцать лет изучала катехизис и хорошо вижу, что ты не святой», – возражает ему Рита. Оказывается, дело в Рите. Это она, совсем ничего не подозревая, организовала Встречу и оценивает ее результаты. Ей просто сначала «холодно» с этим человеком, потом «теплее», потом «горячо» как в детской игре по поиску спрятанного предмета. Ей нужна родная душа, созвучная Богу, а не знание ее биографии и привычек.

Фил перестает осваивать игры и начинает заниматься творчеством. Причем в силу специфики его бытия в рамках одного дня он всё время приходит на первый урок со всё более возрастающим уровнем знаний. Ему дана свобода перемещения в пространстве в одном и том же временном отрезке. К примеру, в одно и то же время в городе можно украсть деньги или спасти мальчишку, падающего с дерева. Свобода выбора здесь остается за Филом, не имеющим возможности по своей воле покинуть поначалу ненавистный для него день.

И Фил просыпается. Он делает свой выбор. Теперь он там, где можно спасти мальчишку, потом помочь незадачливым бабушкам заменить пробитое колесо, спасти человека, который подавился куском в ресторане. К концу дня весь город уже знает и благодарит Фила Коннорса. Правда, мальчишка, падающий с дерева и спасаемый ценой перенапряжения поясницы, никогда не благодарит, но это не повод для отказа от доброго дела. И день, и жители города перестают быть невыносимо отвратительными Филу. У него начинается своего рода служение городу Панксатони и его жителям. Он отдает им свою любовь, а они отвечают ему взаимностью. Сказано: «Возлюби ближнего своего как себя самого».

Нищий, которого Фил игнорировал в начале своих одинаковых дней, испытывает всё большую заботу от Фила от большой милостыни утром до вечерней заботы о его ужине. Но он неизбежно умирает в конце дня от старости независимо от видов помощи, которую организует для него Фил… Это важный момент для героя. Оказывается, смерть никуда не делась и он не Бог, могущий ее отсрочить или отменить. Гордыня может разлучить с Богом самого преуспевшего подвижника, если он припишет только себе свои добрые дела.

Особая сюжетная линия связана со страховым агентом, старым однокашником Фила. Он навязчив как муха. Фил каждый раз заканчивает эту встречу по-разному. Вначале разрывом дистанции, потом рукоприкладством или циничным радушием с неоднозначными объятьями и поцелуем и наконец покупкой почти всех страховок для того, чтобы просто сделать этого человека счастливым. Кстати, среди страховых продуктов есть не только страхование жизни, но и страховка от одиночества, которую Фил в конце фильма не приобрел, потому, что она ему уже абсолютно не нужна.

Действительно, герой вначале очень одинок в огромной толпе мегаполиса. Ведь вокруг были не люди, а «сосиски с кетчупом» и он, одинокий гордец на своем телевизионном олимпе. Большие города вообще разъединяют людей. В мегаполисе за один день перед глазами проходит столько прохожих, сколько сто лет назад деревенский житель видел за всю свою жизнь, соответственно и отношение было тогда совершенно иным к каждому человеку. Уютный маленький городок способен вылечить от избытка негативных впечатлений любого, кто согласится на лечение.


Финал фильма великолепен: почти все жители городка собираются вечером на праздник, завершающий мероприятие. Здесь и Рита, и оператор-водитель, которых Фил научился «заботливо» оставлять на ночевку путем вывода из строя машины. Рита становится свидетелем триумфа Фила. Он восхитительно играет на синтезаторе и принимает заслуженные благодарности от жителей городка. При этом в нем уже нет высокомерия и заносчивости.

«Утром ты был совсем другим», – с удивлением говорит Рита. Ей и невдомек, что для Фила, вероятно, уже прошли годы с того самого момента, как он «застрял» в этом дне. И она охотно вкладывает все свои наличные деньги в шуточный аукцион, чтобы выкупить для себя Фила.

Филу уже удавалось оставить Риту у себя в номере и не получить пощечину. Между ними не было близости, и утром она исчезала в мгновенье, когда влюбленные глаза Фила закрывались и он не мог остановить возвращение времени на сутки назад. И вот опять он смотрит на нее, засыпает, Но… произошло что-то необычное. Нет привычного текста по радио, за окном пустая улица, заваленная снегом, – наступило утро, но самый дорогой, самый родной человек Рита рядом и никуда не исчезла. Это настоящее чудо и настоящая любовь, выходящая за рамки телесной близости на уровень родства и гармонии душ. У людей, которые умеют так любить, есть завтра.

«Я люблю этот город, люблю тебя, Рита! Давай останемся здесь навсегда, снимем жилье и будем здесь жить!» Теперь и Рита смотрит на Фила влюбленными глазами – она пойдет за ним на край света, потому что спящий сурок Фил Коннорс проснулся и стал человеком.


Рецензии
Хороший фильм, и Вы о нем хорошо рассказали!

Кимма   03.11.2019 00:07     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Кимма!

Терехов Максим Юрьевич   03.11.2019 15:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.